Учебно-методическое пособие "Концертмейстер хора младших классов Детской школы искусств - это призвание или место работы"
Оценка 4.8

Учебно-методическое пособие "Концертмейстер хора младших классов Детской школы искусств - это призвание или место работы"

Оценка 4.8
docx
17.01.2021
Учебно-методическое пособие "Концертмейстер хора младших классов Детской школы искусств  - это призвание или место работы"
Концертмейстер хора - это призвание.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Сарова

 

 

                            

                                     

 

 

 

                                                                         

«Концертмейстер хора младших классов детской школы искусств – это призвание или место работы»

 

учебно-методическое пособие

концертмейстера Елагиной С.В.

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                     

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Роль концертмейстера детской школы искусств на уроках хора………….. …...4 

2. Работа над качеством звукоизвлечения на уроках хора  в младших класса……5 

3. Аранжировка и варьирование фортепианной фактуры сопровождения хоровых произведений, импровизация…………………………………………………………8

4. Чтение с листа и транспонирование хоровых произведений как необходимый навык в работе концертмейстера………………………………..................................9

5. Используемые  попевки на уроках хора. Дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой…………………………………………………………………...10

6. Работа концертмейстера на уроках хора в отсутствии руководителя………….13

7.Заключение………………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………...........15

Приложение…………………………………………………………………………...16   

                                  

 

 

                                                                                                              

                                           

                                                                                                                    

                                                                                                    

                                                                                                                                

 

 

 

                                                    Введение.             

Художественная практика концертмейстера представляет собой  весьма ответственную сферу деятельности музыканта. Концертмейстер необходим на уроках хора, хореографии, вокала, на уроках с инструменталистами.  На долю концертмейстера выпадают подчас сложные художественные задачи и большие эмоционально-физические нагрузки, как правило, это  относится к конкурсным и концертным выступлениям.

Профессия «концертмейстер» существовала с давних пор. В 19 веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка так называемых свободных художников. Их готовили к многообразной практической деятельности в сфере музыки, к сольному и к ансамблевому исполнительству, концертированию с оркестром, аккомпанементу певцам и инструменталистам. Со временем, в средних и высших музыкальных заведениях открылись классы аккомпаниаторского мастерства, что во многом сказалось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов.

 Вопросам концертмейстерской деятельности посвятили свои исследования многие музыканты: Н. Крючков в работе «Искусство аккомпанемента как предмет обучения»,  Е. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе», Дж.Мур в своих «воспоминаниях, размышлениях о музыке» «Певец и аккомпаниатор», А.Люблинский в работе «Теория и практика аккомпанемента». Направленность этих исследований относится, прежде всего, к методике обучения широкого круга музыкантов – концертмейстеров.

 

Данное учебно-методическое пособие посвящено специфике работы концертмейстера в хоровом классе, вопросам организации занятий с младшими школьниками, проблемам аранжировки и варьирования фортепианной фактуры хоровых произведений, особенностям работы концертмейстера с хором в отсутствии руководителя.

Практическая значимость пособия состоит в том, что его материалы могут быть учтены при подготовке и проведении хоровых занятий с учащимися младших классов.   

                        

         1.Роль концертмейстера детской школы искусств на уроках хора.

 

      Роль концертмейстера в детской школе искусств очень значительна. Как отмечает  В.В. Подольская  «концертмейстер – это пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах»[1]

        В детской школе искусств концертмейстер на уроках хора  не только разучивает с учащимися  вокальные партии и аккомпанирует на репетициях и концертах, но и контролирует качество исполнения хористами музыкального произведения, помогает дирижеру в распевании хора,  а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению. 

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себя и творческую, и педагогическую деятельность. От концертмейстера хора требуется владеть ансамблевой техникой, знать основы вокально-хорового искусства, владеть навыками чтения с листа и транспонирования произведений, а также по импровизационной аранжировке на фортепиано. Специфика работы концертмейстера требует от него умения, в случае необходимости, переключится на работу с учащимися, в частности с хоровым детским коллективом. Здесь полезно  знания по педагогике, сольфеджио, анализу музыкальных произведений в их взаимосвязях.

      Специфика деятельности концертмейстера в работе с хором почти не затрагивается в литературе. Здесь следует отметить очень краткие заметки, принадлежащие А.С. Осиповой, О.А. Абрамовой, Т. Стрельцовой, Е. Кубанцовой. Сколько-нибудь серьезные, содержательные публикации на эту тему отсутствуют. 

 

2.Работа над качеством звукоизвлечения

на уроках хора в младших классах.

 

       Также как и дирижеру хора, концертмейстеру необходимо умение контролировать качество исполнения хористами музыкального произведения, подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Для этого очень важно знать основы вокально-хоровых навыков, особенно таких как певческое дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание,  способы звукоизвлечения  (легато, стаккато), мягкая атака звука.                                                                                                        

        Знание основ дирижерской техники, таких как   «ауфтакт», «точка», «снятие звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке, дирижерских сеток   дает возможность концертмейстеру играть «по руке» дирижера, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно дослушивать окончания фраз, где хористы берут дыхание, «не наступать» на хор. В проигрышах   необходимо стремится к сильной доле, не затягивая движение в музыке, ее темп. Например, в песне Б.Савельева и  М.Танича «Из чего наш мир состоит» двухтактные проигрыши связывают фразы между собой в единое целое. Играть их нужно выразительно и  со стремлением к началу следующей фразы.  В качестве проигрыша между куплетами песни используется вступление, в котором все четыре мотива играются одной большой фразой.  Вступление играется активно сразу, напевно, нежно. Все шестнадцатые ноты « проговариваются» и в последней фразе вступления  играются четко, не ускоряя темп. Последняя нота вступления играется очень мягко. Переход к запеву  из четырех шестнадцатых  играется чуть сдержаннее, не торопясь. Припев песни играется более ритмично. По необходимости концертмейстер в своей партии проставляет аппликатуру,  педаль, а также цезуры, которые есть в вокальной партии. Отдельно следует отметить цезуры, которые ставятся, когда необходимо разделить две гласные буквы. Например, в  припеве песни «Из чего наш мир состоит» такая цезура есть.

         Одна из тонкостей концертмейстерского мастерства – умение видеть боковым зрением руку дирижера. Это особенно важно в темповых отклонениях, когда пианисту необходимо контролировать ансамбля звучания.

      Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор. Если концертмейстер не видит боковым зрением руку дирижера или интуитивно не чувствует его, то он  начинает играть сам по себе, то есть сольно. В этом случае, нарушается замысел дирижера, его трактовка хорового произведения. Ведь даже тогда, когда дирижер отлично выполняет свою работу, а концертмейстер играет свое – хористы пойдут за музыкой, то есть за концертмейстером, а не за дирижером. Это касается тех хоровых произведений, где происходит частая смена характера песни  или темповые изменения. Например, в «Фантазии на русские народные песни» Хромушина,  в романсе  С. Рахманинова  и Бальмонта «Островок», в хоровом произведении А. Гречанинова и Соловьевой «Подснежник» из сборника «Снежинка» и многих других.

      Таким образом, хор, дирижер и концертмейстер – это единый ансамбль, решающий одну художественную задачу.                                                                                                                                                        

       Хоровое произведение всегда начинается со вступления, которое готовит детей к исполнению песни. Поэтому вступление должно быть сыграно максимально выразительно, сразу в нужном характере и темпе. Перед вступлением хора желательно уйти на diminuendo. Например, вступление в  песне  Г.Струве и В.Степанова «Рыжий пес» играется сразу в основном, подвижном  темпе, несмотря на задумчивый, печальный характер, провоцирующий затянуть темп. Обычно все вступления, проигрыши и заключения играются в более яркой звучности, чем остальной музыкальный материал. Поэтому, там, где вступает  хор можно взять левую педаль.  Это поможет лучшему балансу между хоровым звучанием  и партией концертмейстера, а также поможет смягчить молоточковую природу инструмента. Кроме того, необходимо искать и находить такое качество звука, которое бы соответствовало певучим детским голосам.                                                                                                        

       Инструментальные проигрыши не нужно затягивать. Их необходимо играть с еще большим движением к началу хоровой партии, но не ускоряя темп. Например, проигрыш в песне Дубравина и Суслова «Про Емелю» перед припевом  играется на одном дыхании и готовит отличный по характеру припев песни. Этот прием укрепляет форму произведения, создает непрерывное сквозное развитие, целостность хорового произведения.                                                                                                                            

При работе над формой произведения припев последнего куплета полезно транспонировать на малую секунду выше. Это укрепляет форму песни, придает ей законченный характер и подчеркивает кульминацию.   Например, в песне Осокиной «Родина», чтобы подчеркнуть значимость слов в припеве («Это Родина, это Родина, несмолкающий смех детей! Это Родина, это Родина ,  это счастье  и мир людей!») необходимо транспонировать припев на малую секунду вверх.

      Дирижер хора, в отличие от дирижера симфонического оркестра, прежде всего, отвечает за качество звука. От концертмейстера же требуется умение слушать и следить за качеством исполнения не только своей партии, но и партии хора. В младшем хоре – это «унисон» или двухголосие. По усмотрению педагога-хоровика работа над двухголосием может проходить по группам голосов или по классам. Работая по классам, в которых присутствуют учащиеся и первых и вторых голосов, работа над чистотой интонирования проходит непосредственно на уроке.

Работая по группам голосов, первые голоса занимаются отдельно от вторых. Это дает возможность качественнее и быстрее  выучить свою партию.    Приблизительно  через месяц после начала занятий, проводятся сводные репетиции, где и соединяются голоса. Одна из задач сводных репетиций – работа над качеством двухголосия или унисона. Концертмейстер, наравне с дирижером, участвует в этой работе, прилагая максимум внимания и слуха.

При разучивании нового произведения, концертмейстер должен уметь ярко подыграть мелодию, не теряя фактуры сопровождения. Важно следить за словесным текстом произведения. Если в тексте слова разделены запятой, то в музыке необходимо сделать короткую цезуру. Кроме смысловой бывает необходима кратковременная цезура для смены дыхания.

                   

3.Аранжировка и варьирование фортепианной  фактуры сопровождения

хоровых  произведений, импровизация

 

В работе концертмейстера часто встречаются такие задачи, как импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторении куплетов. Например, в песне И.  Розенштейна «Веселый сапожник» возможно сочинение отсутствующего заключения, в песне Р.Гаврилова «Зеленые ботинки» - вступления, заключения и  сопровождения, в песне А.Островского «Пусть всегда будет солнце», где четыре разнохарактерных куплета, для каждого куплета нужно сочинить фактуру, соответствующую характеру каждого куплета. В песне Ефремова «Ступеньки» можно досочинить окончание песни, то есть его расширить для завершенности формы  песни.    

        Бывает, что при разучивании популярных детских или народных песен не имеется нот с полной фактурой аккомпанемента, есть мелодия  с  аккордовой цифровкой. В этом  случае сопровождение подбирается по слуху.  В качестве образца для сочиняемого сопровождения может являться фортепианная фактура  аналогичного  по стилю и характеру хоровое  произведение данного композитора. Такой метод сочинения сопровождения позволяет сохранить неповторимый стиль композитора, полнее передать художественный образ песни. Можно создать и собственный вариант фактуры, но для этого необходимо освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющие ярко выраженный жанровый характер: лирической песни, военного марша, вальса и др.

        Умение  комбинировать фактуру в одной песне – показатель качества аранжировки. Желательно, чтобы в одной песне было использовано не более                                                     двух видов фактур: одна – для запева, другая – для припева. Для образца  может служить песня Ефремова «Ступеньки». В запеве этой песни                                                            используется пульсирующий аккомпанемент, с вкрапленной в него мелодией. В припеве же фактура аккомпанемента меняется на фактуру песни-польки. Это дает возможность не «перегружать» фортепианное сопровождение.                                                                                                               

        Гибкое отношение к фактуре, умение ее аранжировать – одна из задач концертмейстера хора младших классов, учащиеся которого еще не могут самостоятельно чисто петь свою партию без поддержки аккомпанемента. Поэтому очень часто приходится буквально «вкрапливать» мелодию и второй голос, если он есть, в партию аккомпанемента. Бывает так, что мелодия частично входит в фактуру аккомпанемента и этого уже достаточно для исполнения хористами. Например, в «Легенде» П.Чайковского. Таким образом, аранжировка фактуры сопровождения является творческим процессом, требующим от концертмейстера самостоятельных музыкально-творческих действий.

4. Чтение с листа, транспонирование хоровых произведений

как необходимый навык в работе концертмейстера.

 

       Специфика концертмейстерской работы на занятиях хора  в ДШИ требует от концертмейстера мобильности, способности бегло читать с листа, транспонировать музыку в другую тональность.

       Чтение нот с листа необходимо для ознакомления с новым хоровым материалом, а также в экстренных ситуациях, когда нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, нужно просмотреть глазами весь нотный текст от начала до конца, отметить тональность песни, размер, темп, динамику, возможные отклонения от основной тональности. Желательно представить характер и настроение музыки.

       Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. И, что особенно важно, поможет лучше сконцентрироваться и настроится на концерте перед исполнением хорового произведения. На концертных выступлениях,  перед началом исполнения хорового произведения необходимо  мысленно представить все произведение от начала до конца, его характер,  обратить внимание на вольты, репризы, пропеть внутренним слухом вступление песни – только тогда начинать исполнение песни. В этом случае, успешное исполнение песни гарантировано.      

       Умение транспонировать хоровые произведения в любую тональность – важный аспект деятельности концертмейстера. Такая необходимость вызвана спецификой детского голоса, его ограниченного диапазона. Причем, транспонирование песни можно производить как вверх по тональностям, так и вниз. Например, песня Осокиной «Родина» в тональности соль мажор  изначально низковата, необходим транспорт на малую секунду вверх. Песню М.Минкова «Дождя не боимся» можно транспонировать на  малую секунду и вверх и вниз.  Как правило, приходится транспонировать хоровое произведение на малую или большую секунду, но бывает нужно сделать транспорт на малую или большую терцию вверх или вниз, реже на кварту.

      Транспонирование на интервал малой секунды в некоторых случаях можно представить как переход в тональность, смещенную на увеличенную приму (например, переход из  тональности до мажора в тональность  реЬ мажор, можно представить как тональность до# мажор). Транспонируя непосредственно на уроке, просто прибавляются диезы к  нотам данного музыкального материала. 

     При транспонировании на терцию может быть использован облегчающий прием: если транспонируешь на терцию вверх, то все ноты скрипичного ключа читаются так, как если бы они были написаны в басовом ключе, но с обозначением «на две октавы выше». При транспонировании на терцию вниз, все ноты басового ключа читаются так, как если бы они были написаны в скрипичном, но с обозначением «на две октавы ниже». Желательно, все сделанные варианты песен в транспорте, записать, чтобы выбрать из них наиболее подходящий для  концертного исполнения.

Задача концертмейстера младшего хора при распевании – транспонировать любые попевки, предложенные дирижером, во всех тональностях. Например: попевку, основанную на мелодии русской народной песне «А я по лугу» транспонировать из основной тональности фа# минор вниз по тональностям до до минора.  Или попевку «Зима, зима, к нам в гости пришла» транспонировать из основной тональности ре мажор вверх по тональностям до ля  мажора.

     Таким образом, без  навыка чтения с листа и умения транспонировать хоровые произведения в необходимые тональности деятельность концертмейстера очень проблематична.

 

 

 

5.Используемые попевки на уроках хора.

Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой.

 

      Концертмейстер хора активно участвует в ходе всего урока. Урок хора начинается с дыхательной  гимнастики, подготовительных упражнений  на артикуляцию и дикцию. Эти упражнения может проводить и концертмейстер. Дыхательные упражнения нужно взять из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. Она помогает решить одну из задач в процессе обучения – разработки правильного певческого дыхания.

      Очень важно  настроить голосовой и дыхательный аппарат на певческий режим. Занимаясь гимнастикой по А.Н. Стрельниковой важно думать только о вдохе носом. Вдох – активный, быстрый и громкий. Выдох осуществляется  самостоятельно.

1.                 Упражнение «Ладошки»

Встать прямо, руки согнуты в локтях и ладошки раскрыты и развернуты как-бы к зрителю. Выполнять шумные ритмические вздохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Сделать подряд восемь раз. Плечи не поднимать.

2.                 Упражнение  «поворот головы»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо – вдох с правой стороны. Затем, поворот головы влево – вдох с левой стороны. Вдох справа -  вдох слева. Голову не останавливать, шея расслаблена. Сделать по восемь    вдохов-движений.

 

3.                  Упражнение «ушки»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон головы вправо, правое ухо тянется к плечу – вдох. Затем, наклон головы влево, левое ухо тянется к плечу – тоже вдох. Смотреть прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика». Выполнять по восемь вдохов-движений.  

4.                  Упражнение  «маятник головой» 

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) – вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) – тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха. Выполнить восемь вдохов-движений.                                                           

5.                   Упражнение «насос»

Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки – вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно  делать вдох во второй половине поклона. Приподняться, не выпрямляясь до конца, и снова сделать поклон с вдохом. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не нужно. Сделать восемь вдохов-движений.

6.                  Упражнение «обними плечи»

Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» делать резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно,  какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся. Выполнить по восемь вдохов-движений.

       Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой была разработана в лечебных целях, но явилась ценной находкой для учащихся, занимающихся на уроках хора. Для того, чтобы ученики выполняли упражнения верно, преподаватель или концертмейстер показывает и выполняет упражнения вместе с учениками. Занимаясь этими упражнениями, дети обучаются любимому искусству и приносят пользу своему организму.

 

Упражнения на артикуляцию и дикцию.

      Одно из  упражнений на дикцию  предполагает активное и четкое произношение звонких и глухих согласных группами по четыре:

ж ж ж ж                    ш  ш ш  ш

з  з  з  з                     с  с   с   с 

г  г  г  г                     т   т  т   т

д  д  д  д                    п  п  п  п                                                      

б  б  б  б                    ф  ф  ф  ф   

Концертмейстер помогает дирижеру хора в распевании, предлагая различные виды упражнений. Это могут быть следующие упражнения:

 

1.Распевка легким носовым полузвуком  на стаккато, по всем тональностям  вверх до звука « сиЬ»  и вниз до звука « ля». Эта попевка помогает выработать правильную певческую позицию.

 

2.Распевание гласных звуков в определенных певческих  слогах, по всем тональностям   вверх до звука  «си» и вниз до звука  «ре». В данном упражнении  могут быть использованы следующие слоги:

        При-прэ-пра-про,

        При-прэ-пра-про, при-прэ-пра-про, пру.

        Би-бэ-ба-бо,

        Би-бэ-ба-бо, би-бэ-ба-бо, бу.

        Ми-мэ-ма-мо,

        Ми-мэ-ма-мо, ми-мэ-ма-мо, му

Пение гласных с губными согласными «б», «п», «м» активизируют работу губ, помогают энергичнее произносить гласные.

 

3.Попевка на поступенное  движение мелодии по всем тональностям  вверх  и вниз.  В этом упражнении  используются такие слова: «вот иду я вверх, вот иду я вниз». Это упражнение направлено  на развитие диапазона.  

4.Небольшая попевка в диапазоне чистой квинты на слова «зима, зима, к нам в гости пришла», по всем тональностям вверх до звука «ми», вниз до звука «ля». Эту попевку  можно использовать для развития кантилены.

5. Пение гаммы вниз по полутонам от звука «до» вверх  до «ми».  В этом упражнении нужно добиваться округления гласных звуков, что особенно важно в хоре.

6. Артикуляционный аппарат у учащихся, особенно младшего возраста нуждается в развитии. Поэтому целесообразно включать в распевание различные скороговорки, например: «Барашеньки-крутороженьки»:

           Барашеньки-крутороженьки

           По горам ходят, по лесам бродят

           В скрипочку играют, Васю потешают.

Это скороговорка активизирует работу губ и языка.

 7.    В младшем хоре много внимания уделяется работе над различными способами звуковедения, осваивается прием цепного дыхания, ведется работа над   расширением диапазона. Поэтому, в качестве вокального упражнения можно использовать и  вокализы, начиная с простейших. Например, вокализ Дж. Конконе фа мажор первая часть. 

       Нужно подчеркнуть, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений для распевания хора. Пианисту необходимо понимать жест дирижера. Распевки важно играть в правильном метроритмическом движении, особенно переходы от одной ступени к другой. 

 

 

6.Работа концертмейстера на уроках хора в отсутствии руководителя.

 

       Иногда случается так, что концертмейстеру приходится вести урок хора самостоятельно, без преподавателя.  В этом случае, от  концертмейстера  требуется умение переключится на работу с учащимися, в частности, с хоровым детским коллективом. Концертмейстер  проводит все подготовительные упражнения и распевки самостоятельно,  повторяет  слова песен, разучивает с учащимися их партии. Как правило, в младшем хоре – это унисон, и по прошествии времени – пение подголосков и пение на два голоса.

       При разучивании нового произведения, концертмейстер показывает его, дублируя вокальную мелодию фортепианной партией. Этот прием требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими хористами, еще не имеющими устойчивой интонации. Затем внимательно, по-куплетно  произносится текст песни в правильном метро-ритме. Концертмейстер обращает внимание на смысловые особенности текста песни, сравнения, аллегории.  Если что-то учащимся непонятно, то нужно объяснить  и постараться   запоминать  наизусть текст песни.  Затем концертмейстер  играет  одну вокальную строчку, подпевая  вместе с учащимися. При этом нужно запоминать, в каких местах располагаются цезуры   (чтобы взять дыхание), где возникают замедления, ускорения и кульминация.

       При разучивании двухголосия, каждый из голосов лучше играть разными руками. Чтобы помочь хористам правильно выдержать длинные ноты,  необходима пульсация на этих длинных нотах. Этот прием применяется при разучивании и одноголосия, и двухголосия. Например, в «Легенде» П.Чайковского половинную ноту, залигованную с восьмой нужно пульсировать четвертями.  В конце песни, когда хористы тянут длинную ноту, концертмейстер должен постараться как можно быстрее проиграть свою партию, чтобы у хористов хватило дыхания до конца фразы.               

        Необходимо помнить, что главная задача младшего хора – чистое                         интонирование и правильно сформированные вокально-хоровые навыки.  В этой работе необходимо учитывать степень развития слуховых и певческих данных детей, особенности дыхания и артикуляции, интонационные трудности в работе над хоровым произведением и методы их преодоления.

В работе над вокальной партией песни полезно использовать прием пения «про себя» с четкой артикуляцией, а также прием вычленения неудобного скачка в мелодии со словами вместе, и проучивание  его, как распевку. Разучивать вокальные партии желательно по-фразно.           

    Таким образом, при работе над вокальными произведениями на уроке  концертмейстеру необходимо использовать те же  приемы и методы  обучения, какие использует преподаватель хора, так как работа концертмейстера неразрывно связана с деятельностью хорового дирижера.  

 

 

                                                           

7.Заключение

Цель этой работы состоит в том, чтобы понять значимость деятельности концертмейстера хора младших классов в Детской школы искусств. Концертмейстер – это призвание или просто место работы? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Исходя из навыков и умений, которыми должен обладать концертмейстер – это скорее призвание. Ведь, обладая всеми этими умениями, концертмейстер всегда остается в «тени», как бы на «заднем плане». Со стороны создается впечатление, что концертмейстер выполнил очень незначительную работу, хотя в действительности это не так.

      Концертмейстер растет как личность и профессионал, расширяя свой кругозор и постоянно знакомясь с новыми произведениями. И главное, не смотря ни на что, никогда не теряет интерес к своей работе.

      Нет задачи благороднее, чем, совместно с педагогом, приобщать детей к миру прекрасного, развивать общую музыкальность детей, прививать им навыки хорового искусства, такого необходимого в наше компьютезированное время.     

    

      

        

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Кубанцева Е.И.  Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность//Музыка в школе. – 2001. - №2. –С.38-40.

2. Щетинин М.Н.  Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.:Метафора, 2003.  

3.Кубанцева Е.И.  Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором//Музыка в школе. – 2001. - №5. – с.72-75.

4.Шендерович Е.М.  В концертмейстерском классе: Размышления педагога.  - М.: Музыка, 1996.

5. Подольская  В.В.  Развитие навыков аккомпанемента с листа//О работе концертмейстера/Ред. – сост. М, Смирнов. О М.:Музыка, 1974. – С. 88-110.

6. Воскресенская Т.  Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента//о мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.31-48.

7. Крючков Н.  Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.:  Музыка, 1961 .

8. Живов Л.  Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки//О работе концертмейстера: Сб. статей /Ред. М.Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С.9-35.

9. Михайлов И.  Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах//О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов/отв. ред.Т.Воронина. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – с.59-73.

 

 

        

  

 

 

                                            

 

 

Приложение

Примерный репертуар хоровых произведений для хора младших классов

Н.А.Гречанинов, Соловьева   «Подснежник»  из сборника «Снежинка»

Ц.Кюи, Белоусов   «Весенняя песенка» из соч.73

С.Терханов, Е.Садулин «Поющие капельки»

Б.Савельев, М. Пляцковский «Живут волшебники на свете»

М. Ипполитов-Иванов «Осень» из соч. 51

Г.Свиридов «Колыбельная песенка»

Р.Паулс «Небо плачет»

И.Розенштейн, И.Курлат  «Лужица»

Музыка и слова С.Смирнова   «Семь веселых нот»

Р.Паулс  «Приглашение»

Русские народные  песни  « В сыром бору  тропина», канон «Жил на свете комарочек», «Сеяли девушки яровой хмель»

Ефремов  «Ступеньки»

Ц.Кюи, Плещеев  «Осень»

Осокина   «Родина»

Кошмина, Э.Шапиро  «Как пламя теплых свеч колеблется»

Э.Григ, А.Мунк   «Заход солнца» (перевод с норвежского С.Свириденко)

Г.Сураев-Королев, К.Смородин  «Летающий котенок»

Б.Савельев, М.Танич  «Из чего наш мир состоит»

Северная скоморошина  «Во  зеленом, во бору»                                                

П.Чайковский, А.Плещеев  «Легенда»

Г.Струве, Н.Соловьева  «Моя Россия»

В.Калинников   «Весна»

С.Рахманинов, Бальмонт  «Островок»

С.Терханов, Орлов  «Веселые молоточки»

Г.Струве, В.Семернин  «Музыка всегда со мной»

Я.Дубравин, Д. Суслов  «Про Емелю»

В.Иванников, О.Фадеева  «Самая хорошая»

Литовская народная песня  «Солнышко вставало», обр. С.Шимкуса, канон

С.Терханов  «Веселые нотки»

Канайская народная песня, сл. Е.Садулина  «Песня дружбы»

С.Терханов, А.Громыхим  «О маме»

Неизвестный автор xiv века, обработка К.Вейса  «Ave Maria», перевод с немецкого М.Павловой

А.Сальери, переложение для детского хора Э.Ходош  «Втроем, как один» (шутка), перевод М.Мельницкой

Г.Струве, В.Степанов  «Что мы Родиной зовем?   


Скачано с www.znanio.ru



[1] Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа// О работе концертмейстера/ Ред.-сост. М. .Смирнов. О М.: Музыка, 1974. – С.88-110.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Художественная практика концертмейстера представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыканта

Введение. Художественная практика концертмейстера представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыканта

Роль концертмейстера детской школы искусств на уроках хора

Роль концертмейстера детской школы искусств на уроках хора

Работа над качеством звукоизвлечения на уроках хора в младших классах

Работа над качеством звукоизвлечения на уроках хора в младших классах

Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор

Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор

Этот прием укрепляет форму произведения, создает непрерывное сквозное развитие, целостность хорового произведения

Этот прием укрепляет форму произведения, создает непрерывное сквозное развитие, целостность хорового произведения

Аранжировка и варьирование фортепианной фактуры сопровождения хоровых произведений, импровизация

Аранжировка и варьирование фортепианной фактуры сопровождения хоровых произведений, импровизация

Чтение с листа, транспонирование хоровых произведений как необходимый навык в работе концертмейстера

Чтение с листа, транспонирование хоровых произведений как необходимый навык в работе концертмейстера

Желательно, все сделанные варианты песен в транспорте, записать, чтобы выбрать из них наиболее подходящий для концертного исполнения

Желательно, все сделанные варианты песен в транспорте, записать, чтобы выбрать из них наиболее подходящий для концертного исполнения

Упражнение «ушки» Встать прямо, ноги на ширине плеч

Упражнение «ушки» Встать прямо, ноги на ширине плеч

Концертмейстер помогает дирижеру хора в распевании, предлагая различные виды упражнений

Концертмейстер помогает дирижеру хора в распевании, предлагая различные виды упражнений

Нужно подчеркнуть, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений для распевания хора

Нужно подчеркнуть, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений для распевания хора

В работе над вокальной партией песни полезно использовать прием пения «про себя» с четкой артикуляцией, а также прием вычленения неудобного скачка в мелодии со словами…

В работе над вокальной партией песни полезно использовать прием пения «про себя» с четкой артикуляцией, а также прием вычленения неудобного скачка в мелодии со словами…

Список литературы 1. Кубанцева

Список литературы 1. Кубанцева

Приложение Примерный репертуар хоровых произведений для хора младших классов

Приложение Примерный репертуар хоровых произведений для хора младших классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021