Учебно-исследовательская деятельность учащихся
Одной из педагогических технологий обучения, необходимых для формирования УУД, является учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обучение учащихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышления. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Этапы построения учебного исследования:
· постановка проблемы;
· постановка целей и задач исследования;
· формулировка рабочей гипотезы;
· изучение теоретического материала;
· подбор и освоение методик исследования;
· сбор материала;
· анализ и обобщение собранного материала;
· представление результатов работы.
Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
Исследовательскую деятельность школьников я организую на уроках на этапе введения нового материала, на этапе закрепления; на курсах по выбору и во внеурочной деятельности. Например, на уроках геометрии при введении теоремы о сумме углов треугольника , при исследовании задачи нахождения суммы острых углов произвольной пятиконечной звезды и т.д.
На уроках алгебры при решении задач с параметром. Пример урока алгебры в 8 классе. Ученикам предлагается самостоятельно ответить на вопрос: «Взаимное расположение параболы относительно оси Ох». Для этого предлагается 3 варианта квадратичной функции. Практическим путем учащиеся отвечают на этот вопрос: строят графики трех функций. После чего учащимися дается ответ на поставленный вопрос.
. Переход на ФГОС ООО поставил перед учителем много вопросов: один из них реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательскую и проектную деятельность я организую таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых. Подтверждением применения мною данной технологии является статья
«Системно -деятельностный подход в организации образовательного процесса- основа реализации требований ФГОС второго поколения» Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/pedagogicheskaja-masterskaja/146506-programma-razvitija-universalnyh-uchebnyh-dej.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.