Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»
Оценка 5

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
22.02.2017
Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»
Данная работа будет полезна для педагогов, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования и в дальнейшем работать по нему - в этом заключается актуальность работы.Данная работа посвящена методам разработки технологической карты урока химии в 8 классе общеобразовательной школы.Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Кислоты"
УМК.docx
Учебно­методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»                                                            Работу выполнил:                                                                                                                 учитель химии МОУ СОШ №3                                                      р. п. Кузоватово                                                       Матулина Елена Вячеславовна                                                                                                         1 г. Ульяновск 2017 Содержание 1.Введение                                                                                          стр. 3­6 2.Основная часть 2.1 Теоретическая часть                                                                   стр. 6­14 2.2 Практическая часть                                                                     стр. 14­33 3.Заключение                                                                                     стр. 33­34 4.Список  использованной литературы                                          стр. 34­35 2 1. Введение Современное образование в России перешло на новый федеральный  государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС нового  поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями  поставлена задача научить ребенка учиться. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который  ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование  отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде  знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные  виды деятельности. Поставленная задача требует с принципиальными  изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также  изменяются и технологи обучения, внедрение информационно­ коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности  расширения образовательных рамок по каждому предмету в  общеобразовательном учреждении. Поставленная задача с этого момента  полностью меняет конструирование современного урока. Сущность системно ­ деятельностного подхода в том, что формирование  личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда  он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной  деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика  роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности  учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем  своей судьбы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж 3 знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это  есть главная задача новых образовательных стандартов. В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт  сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при  последующем обучении и в дальнейшей жизни. Внедрение ФГОС предполагает глубокие системные преобразования всего  образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая  оцениванием результатов образования. В этой связи становятся актуальными  вопросы: как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как  спроектировать урок и его технологическую карту?  Данная работа    будет полезна для педагогов, которым предстоит освоить  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего  образования и в дальнейшем работать по нему ­ в этом заключается  актуальность работы. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и  содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.  Однако, какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой  обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и  ученик. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он  современен в самом широком смысле этого слова. Современный – это и  совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека. Так что же для  нас современный урок? 4 Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным  конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный  план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и  приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации.  Для этого учитель должен подготовить технологическую карту урока. Данная работа посвящена методам разработки технологической карты урока  химии в 8 классе общеобразовательной школы. Актуальность проблемы Использование технологической карты позволит учителю максимально  детализировать свой урок на стадии подготовки, оценить рациональность и  эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на  каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный  анализ урока. Создание технологической карты позволяет учителю:  осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению  темы от цели до конечного результата;  определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с  дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;  определить возможности реализации межпредметных знаний (установить  связи и зависимости между предметами и результатами обучения);  определить универсальные учебные действия, которые формируются в  процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; Постановка проблемы: 5 разработать технологическую карту урока согласно требованиям ФГОС Цель : Разработка и реализация технологической карты урока химии в 8 классе по  УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова,  Н.Н.Гара , с учетом требований ФГОС ООО. Задачи : 1. Изучить современный подход к проектированию урока в ИОС в  соответствии с требованиями ФГОС ООО. 2. Составить технологическую карту по теме по теме «Кислоты». 3. Апробировать технологическую карту в 8 классе. 4. Разработать методические рекомендации для учителей химии по  составлению технологической карты. Целевая группа: учащиеся общеобразовательной школы. Объект исследования: Методическая система работы учителя в условиях  введения ФГОС 6 Предмет исследования: Разработка технологической карты урока по теме:  «Кислоты» с учетом требований ФГОС.  2.Основная часть. 2.1.Теоретическая часть Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем  параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности  обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и  затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и  организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном  содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный  педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает  возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки,  оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных  содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе  урока. Следующий шаг ­ оценка каждого этапа, правильности отбора  содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их  совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и  аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например: реализацию учителем целей урока; 7 использование развивающих методов, способов активизации познавательной  деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля. Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать  технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини­проект  учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на  задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и  деятельности обучающихся на каждом этапе. Структура технологической карты:  название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;  планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);  межпредметные связи и особенности организации пространства (формы  работы и ресурсы);  этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и  прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку  материала и диагностические задания на проверку его понимания и  усвоения);  контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Что позволит учителю технологическая карта ?  реализовать планируемые результаты ФГОС ООО;  определить универсальные учебные действия, которые формируются в  процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; 8  системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;  осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению  темы от цели до конечного результата;  определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с  дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);  проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год  посредством перехода от поурочного планирования к проектированию  темы;  освободить время для творчества ­ использование готовых разработок по  темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,  определить возможности реализации межпредметных знаний (установить  связи и зависимости между предметами и результатами обучения);  на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить  согласованные действия всех участников педагогического процесса;  выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися  на каждом этапе освоения темы.  решить организационно­методические проблемы (замещение уроков,  выполнение учебного плана и т. д.);  соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора  технологических карт.  обеспечить повышение качества образования. Что позволит технологическая карта администрации школы? 9  контролировать выполнение программы и достижение планируемых  результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Виды и формы технологических карт урока Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации)  большое количество технологических карт уроков, разработанных учителями –  практиками, мы пришли к выводу, что единой универсальной формы  технологической карты урока в настоящее время не существует.  Технологические карты урока варьируются по количеству и перечню  выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока.  Разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы,  которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими  предмета. Формы технологических карт урока могут быть самыми  разнообразными. По итогам проведенного анализа были выявлены следующие виды  технологических карт урока: Технологическая карта урока Тема урока: _____________________________________ Цели для ученика  1. 2. Цели для учителя (образовательные, развивающие, воспитательные) Тип урока 10 Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества) Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Познавательная Деятельность учащихся 11 Коммуникативная Регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует  выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее  обсуждение составленных моделей. 12 Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и  отношения. Воспринимают ответы учащихся Осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия  или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль правильности выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. 13 Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную  коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для  регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый  контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе): организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно­оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату Обучение с использованием технологической карты урока позволяет  организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию  предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с  требованиями ФГОС. Дидактическая структура урока формируется в  соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от  14 типа урока. Технологическая карта урока четко фиксирует не только  предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды  формируемых у школьников способов 2.2 Практическая часть Технологическая карта урока изучения нового материала  в 8 классе  по  теме «КИСЛОТЫ». Автор: Матулина Елена Вячеславовна, учитель химии МОУ СОШ №3  р. п. Кузоватово.  Описание материала: Предлагаю вам технологическую карту урока по химии   для обучающихся 8 класса, составленный по  ФГОС. Данный материал будет  полезен учителям химии, т.к. введение новых стандартов в скором будущем  коснётся учителей старшей ступени школы. Этот урок является первым  вводным уроком в теме. “Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”.                                                                                                       (Аристотель) Тема Задачи НЕОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫ  сформировать представление учащихся о кислотах,  их составе, способах классификации и названий  представителей класса кислот;  стимулировать обучающихся к целеполаганию,  планированию деятельности, проведению  эксперимента, наблюдению, анализу  индивидуальных достижений, умению делать  выводы, умению слушать и слышать другого  человека;  15  обеспечить формирование познавательных,  коммуникативных, регулятивных универсальных  учебных действий обучающихся;  использовать возможности  ИКТ , Интернет­ ресурсов и других информационных источников при выполнении  домашних заданий и  представлении  результатов. Планируемые  результаты      Предметные Учащийся научится           давать определения,  определять состав кислот и их классификацию;        правилам техники безопасности при работе с  кислотами;       распознавать  важнейшие неорганические  кислоты;       определять валентность кислотного остатка и  составлять формулы кислот; Учащийся получит возможность научиться  грамотно обращаться с веществами в  повседневной жизни;  осознавать необходимость соблюдения правил  экологически безопасного поведения в  окружающей природной среде;  понимать смысл и необходимость соблюдения  предписаний, содержащихся в инструкциях по  применению лекарств, средств бытовой химии;  использовать приобретённые ключевые  компетентности при выполнении  исследовательских проектов по изучению  свойств, способов получения и распознавания  веществ;  развивать коммуникативную компетентность,  используя средства устной и письменной  коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными  16 таблицами, проявлять готовность кк усвоению  иной точки зрения при обсуждении результатов  выполненной работы;  объективно оценивать информацию о веществах  и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных  веществ. Личностные 1)   в   ценностно­ориентационной   сфере   –   чувство гордости   за   российскую   химическую   науку,   гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость; 2)   в   трудовой   сфере   –   готовность   к   осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; 3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере   –   умение   управлять   своей   познавательной деятельностью; 4)   формирование   химико­экологической   культуры, являющейся   составной   частью   экологической   и   общей культуры, и научного мировоззрения; 5)   умение   оценивать   ситуацию   и   оперативно принимать решения; Метапредметные: 1)использование умений и навыков различных видов познавательной   деятельности,   применение   основных методов   познания   (системно­информационный   анализ, моделирование)   для   изучения   различных   сторон окружающей действительности; 2)использование   обобщение,   основных   интеллектуальных операций:   формулирование   гипотез,   анализ   и   синтез, сравнение,   выявление причинно­следственных связей, поиск аналогов;   систематизация, 3)умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; 4)умение   определять   цели   и   задачи   деятельности, выбирать   средства   реализации   цели   и   применять   их   на практике; 5)использование   различных   источников   для получения химической информации. 6) умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; 7) умение свободно, правильно излагать свои мысли в 17 устной   и   письменной   форме;   адекватно   выражать   своё отношение   к   фактам   и   явлениям     окружающей действительности,   услышанному,   к   прочитанному, увиденному; 8)   умение   взаимодействовать   с  людьми,  работать   в коллективах с выполнением различных социальных ролей; Основные  понятия  Кислоты ;  Кислотный остаток;  Систематическая (IUPAC) и историческая  номенклатура неорганических кислот; Межпредметны е связи  Ресурсы:  основные  дополнительные Организация  пространства Оборудование  Индикаторы . Биология, математика, история, латинский язык. Учебник.  Химия.8 класс. Учебник для учащихся  общеобразовательных организаций/Н.Е.Кузнецова,  И.М.Титова,  Н.Н.Гара. –  М.:Вентана­Граф,2016. Библиотекарь (электронная  библиотека) http://bibliotekar.ru/  Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.  http://festival.1september.ru/  Учительский портал http://www.uchportal.ru/  Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ Сеть творческих учителей/химоза  http://www.it­n.ru/ maratakm.narod.ru Работа фронтальная. Индивидуальная (работа с тестами,  подготовка докладов).  Парная (поведение эксперимента,  взаимопроверка, взаимопомощь). На столах учащихся:  периодическая таблица, таблица растворимости  штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор  гидроксида  натрия, в чашечках Петри дольки лимона,  яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус,  метилоранж, универсальный; стеклянные палочки,  карточки для самостоятельной работы. 18 Виды учебной  деятельности  обучающихся На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей, раствор  серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками,  компьютер В классе:  таблица растворимости , периодическая таблица  Менделеева Коммуникативные УУД: ­ обеспечение возможности  сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать  партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно  сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками,  построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов компетенции, личностные качества;  Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль,  самооценка. Познавательные УУД – общие учебные действия,  подготовка и решение практических задач, овладение  межпредметными  понятиями, расширение опыта  специфического для предметной области (химии),   деятельности по получению нового знания, его  преобразованию и применению, а также систему  основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учащихся Обучающие и развивающие  задания  каждого  этапа Формирование  УУД (регулятивные­Р,  познавательные­ П,коммуникатив­ ные­К) I этап. Организационный момент Цель –  активизаци я учащихся. Создает  эмоциональн ый настрой  на изучение  темы. Приветствую т  учителя,  настраиваютс я на работу  на уроке К: Проявление  уважительного  отношения к  партнерам,  внимания к  личности  19 другого,  адекватного  межличностного  восприятия К: Проявление  адекватного  межличностного восприятия Р:планирован ие  деятельности  в  сотрудничест ве с учителем  и  одноклассник ами. П:осознают  поставленную  задачу,  слушают,  извлекают  нужную  информацию,  20 Эпиграф  урока,  высказыва­ ние  Н.Н.Семёно­ ва Учитель  доносит  информацию Воспринима­ ют  информацию II этап.  Мотивация (самоопределение) Цель –  выработка  готовности  выполнения  норматив­ ных  требований  учебной  деятельнос­ ти   III этап.  Актуализация знаний.  IVэтап. Вводная информация учителя и формулировка цели урока. Цель ­    подготовка  мышления  учащихся и  организация   осознания  ими  внутренней  потребности  к  построению  нового  способа  действий Организует  изучение   темы по  блокам Побуждает к  решению  проблемного  вопроса «Как узнать класс  соединений? Анализируют  информацию,  отвечают на  вопросы,  работают в  парах­из  предложенных формул  выбирают  кислотные  оксиды,  пробуют  фрукты на  вкус,  формулируют  тему урока ,  Какие классы  неорганически х веществ мы  изучили? (оксиды,  гидриды,  основания)? Из  перечисленны х классов  уделим  внимание  оксидам: Подводит  учащихся к  определению  класса  кислоты. Формулирует цель урока предлагают  пути  достижения  поставленной  цели урока,  определяют  ход  деятельности  на уроке V. Первичное усвоение новых знаний осуществляют анализ,  делают  выводы,  выполняют  учебно­ познаватель­ ные действия  в умственной  форме. Какие  вещества  (соединения)н азываются  оксидами? (Оксиды­ сложные  вещества,  состоящие из двух  элементов,  один из  которых  кислород.) На какие виды делятся  оксиды?  (кислотные,  основные и  амфотерные) На  карточках: CaO,  CI2O7,NaOH,  HCI,  CO2,Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O,  N2O5,H2CO3 ,  AI(OH)3 ,  SO3­выбрать  формулы  кислотных  оксидов 21 Цель­  построение  учащимися  нового  способа  действий и  формирован ие умений  его  применять  как при  решении  задачи,  вызвавшей  затруднение, так и при  решении  задач такого  класса или  типа вообще. Проверка  выполнения  опережающег о дом.  задания по  теме. Побуждает к  высказывани ю своего  мнения. Подводит  учащихся к  формулирова нию понятия  –кислоты. .  Мотивирует  к  проведению  исследова­ ния. Знакомит с  формулами  кислот. 1 блок.  История  открытия  кислот  2блок  «Состав  кислот» Проводят  сравнение Ученики:  Атомы  водорода  Первый  элемент  слева в  формуле –  водород ( Н),  справа­  кислотный  остаток. Формулируют  понятие Кислоты ­  это сложные вещества,  молекулы  которых  состоят из  атомов  водорода и  кислотного  остатка.  2 блок.  Распознава­ ние кислот Учащиеся  проводят  определение  кислот с  помощью  Доклады:  История  открытия  соляной,  серной,  азотной  кислот. Учитель:  Посмотрите  на экран :  здесь даны  формулы  кислот. Что  между ними  общего? Учитель:  Исходя из  состава,  дайте  определение  понятию –  кислота Провести  эксперимент,  занести  данные в  таблицу. П: Слушают,  извлекая  нужную  информацию. П:  осуществляют анализ,  обобщение,  делают вывод. К: вступают в учебный  диалог с  учителем,  участвуют в  общей беседе, соблюдая  правила  речевого  поведения;  формулируют собственные  мысли,  высказывают  и  обосновывают свою точку  зрения Р: проведение необходимого действия  самостоятель но, самоконтроль  и самооценка  достигнутого  результата. К:  осуществляют совместную  деятельность  22 различных    индикаторов,  сравнивают с  изменением  окраски в  щелочной  среде, делают  выводы,  заполняют  таблицу Учащиеся  делают   вывод:  Независимо  от вида  кислоты,  индикаторы  изменяют  свой цвет  одинаково, а  это  означает,  что все  кислоты  обладают  сходными  свойствами 3блок  «Классифика ция» Выдвигают  гипотезы  классификаци и. Ответ  учащихся :  Основой  является  водород в парах с  учётом  поставленных  учебно­ познавательны х задач. П:осознают  поставленную  задачу,  выполняют  учебно­ познавательно е действие­ эксперимент;  Устанавливаю т причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы. Прочитайте  названия и  формулы  кислот на  экране Обратите  внимание на  формулы  кислот.  Рассмотрите  формулы  кислот и  ответьте на  вопрос: как  можно  разделить  кислоты по  составу? Что  П:  используют  знаково­ символически е средства для решения  поставленной  задачи 23 Организует  обсуждение  проблемы. Демонстра­ ция  растворения  концентри­ рованной  серной  кислоты в  воде с  разогрева­ нием Акцентирует  внимание на  правиль­ ность  выполнения  задания,  выявление  пробелов, их  устранение К: вступают в учебный  диалог с  учителем,  участвуют в  общей беседе, соблюдая  правила  речевого  поведения;  формулируют собственные  мысли,  высказывают  и обосновы­ вают свою  точку зрения П:устанавли­ вают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы. 1.по числу  атомов  водорода  кислоты  можно  разделить на 1.однооснов­ ные (HCl,  HNO3)  2.  двухосновные  (H2S, H2SO4,  H2CO3)  3.трехоснов­ ные(H3PO4) Составляют  схему (кластер) Учащиеся:  по наличию  атомов  кислорода.  Состав  кислотных  остатков  различен: в  одни входит  кислород, в  другие не  входит Учащиеся:  по   растворимос ти ( по  таблице  растворимос ти  определяютс является на  ваш взгляд  основой?  Обратите  внимание на  то, сколько  атомов  водорода  может быть в  кислоте .  Учитель: Какой второй  признак   классификаци и кислот вы  бы выделили? Учитель:  третий  признак: Учитель: Кислоты,  которые в  свободном  виде не  24 я кислоты  растворимые в воде и  нераствори­ мые) нераствори­ мая кислота­ кремниевая    H2 SiO3 существуют  H2CO3=CO2 ↑  + H2 O H2SO3=  SO2  +H2 O ↑ Сравните  схему с той,  которую  составили вы  сами Р:самоконтро ль и  самооценка  достигнутого  результата Проводит  параллель с  ранее  изученным  материалом. 4 блок.  Определение  степени  окисления  элементов ,  входящих в  состав  кислот и  зарядов  ионов Структуриро вание знаний  учащихся  через  По формулам  кислот  можно определять  степени  окисления   атомов  химических  элементов,  образующих  кислоты.         Рассмотрим  бинарную  кислоту   +1  ­1               +1   ­2 К:  формулируют собственные  мысли,  высказыва­ ют и  обосновыва­ ют свою точку зрения,  участвуют в  25 фронтальную беседу.  Умение  выражать  свои мысли общей беседе, соблюдая  правила  речевого  поведения и  изученную  терминоло­ гию. П:устанавли­ вают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы. HCl  и   H2S Рассчитаем  степени  окисления  элементов в  серной  кислоте. +1 x ­2 H2 SO4   Составим  уравнение: (+1)∙2+х+(­ 2)∙4=0 , где х­  степень  окисления  серы; х=6  Заряды  кислотных  остатков  определяются  по   основности,  например:  +1    ­1       +1   ­2 HNO3       H 2SO4 Составим  оксиды  соответствую щих кислот    +1    ­1           +5       ­2           +1     ­  2           +6  ­2 HNO3  ­N2 O5 H 2SO4 – SO3 26 VI.Первичная проверка понимания Цель­  усвоение  учащимися  нового  способа  действия Обеспечи­ вает  мотивацию  выполнения. Учащиеся  выбирают для  характеристик и любую  кислоту. Дайте  характеристи­ ку следующим кислотам    HCl,   HNO3,   H2SO3  по плану:  1.наличие  кислорода 2.основность 3.раствори­ мость 4.степени  окисления  элементов,  образующих  кислоту 5.заряд иона,  образуемого  кислотным  остатком 6.соответ­ ствующий  оксид VII.Первичное закрепление Цель –  определение  степени  «понима­ ния»  материала и  «умения»  его  применения  обучающи­ мися   Акцентирует  внимание на  достижении  цели урока. Организует  контроль  знаний  обучающих­ ся. Определяют  свои  достижения.  Учащиеся  составляют  формулы  кислот в  тетради Учитель: А  теперь  возьмите  карточки с  формулами  кислотных  оксидов и  составьте  формулы  соответст­ вующих им  Р:принимают  учебную  задачу,  планируют  самостоя­ тельно  дальнейшие  необходимые  действия. П:осознают  поставленную  задачу,  читают и  слушают,  самостоя­ тельно  находят её в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадях,  выполняют  учебно­ познаватель­ ное действие­ эксперимент П: обработка  и использова­ ние  информации,  извлечение  нужной  информации,  выполняют  учебно­ познавательны е действия. 27 кислот. Р:  самоконтроль  и самооценка  достигнутого  результата Самопроверк а  Выставлени е отметки. +7O7 –HCL+7 CI2 O4 C+4O2­ H2C+4 O3  N2  +5O5­ HN+5  O3  S+6O3­ H2S+6 O4 Р: принимают  учебную  задачу,  планируют  самостоя­ тельно  дальнейшие  необходимые  действия. Дифференци­ рованное  домашнее  задание: 1. Выучить  формулы и  названия  кислот 2. Дать  характеристи­ ку кремниевой кислоте по  плану . 3. Составить  кроссворд. 28 VIII.Домашнее  задание:   Комменти­ рует  домашнее  задание IX.Рефлексия. Анализ  достижения  цели урока Побуждает к  анализу  индиви­ дуальных  достижений. Цель­  самооценка  учащимися  результатов  своей  учебной  деятельнос­ ти,  осознание  метода  построения и границ  применения  нового  способа  действия. Р:самоконтро ль и  самооценка  достигнутого  результата «пожелания  себе»; «пожелания  товарищам по  классу»; «самое  трудное в  работе»; «самое  интересное»; «чему я  научился в  процессе  работы»; «что  понравилось», «что не  понравилось». 3. Заключение Ожидаемые результаты. 1. Разработка структуры и содержания технологической карты. 2. Использование технологической карты урока учителями  при подготовке к  урокам в  общеобразовательных школах . 3.Повышение качества обученности учеников. 4. Публикация методического материала. 29 Выводы. Обучение с использованием технологической карты позволит организовать  эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных,  метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в  соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на  подготовку учителя к уроку.  Форма записи урока в виде технологической карты даст возможность  максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить  рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и  видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Я считаю, что на таких уроках у учащихся повышается интерес к учебно­ познавательной деятельности, усвоение учебного материала происходит на  продуктивном уровне, повышается мотивация к учению и в целом повышается  качество образовательного процесса.  Предложение Может быть использована учителями ­ предметниками при подготовке к урокам в школах с учетом требования ФГОС. 4.Список использованной литературы 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования, // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. –  48с. 2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.Формирование  универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли.  30 Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия  «Работаем по новым стандартам». 3. Примерные программы по учебным предметам. 5­9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011 4.Копотева Г.А., Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий  универсальные учебные действия.­ Волгоград: Учитель,2013. 5.Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. ­ № 6. – С10­17. 6.Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград:  Учитель, 2013. – 174с. 7.Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального  – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. ­ № 7. 8.Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.:  Школьные технологии, 2009. ­ № 6. – С9­16. 9. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты  урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. –  М., 2011. – №12. – С. 12­18. 10. Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой  коллекцииwww.school­collection.edu.ru 31 32 33

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии по теме «Кислоты»

Учебно-методический комплекс урока химии  по теме «Кислоты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017