Учебно - методический комплект. История. Москва - преемница Владимира. 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока истории Тема урока: «Москва – преемница Владимира». Тип урока: изучение нового материала. Цель: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; познакомить с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств. Планируемые результаты: предметные: научиться характеризовать древнерусских князей, их роль в истории Руси, объяснять важность преемственности в государственных делах и поступках; знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире); знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергея Радонежского. метапредметные: Рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы; Рассказывать о победе на Куликовом поле как результате объединения разрозненных русских княжеств под предводительством князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского. личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Понятия: ярлык.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока истории Тема урока: «Москва – преемница Владимира». Тип урока: изучение нового материала. Цель: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на  Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо­запада;  познакомить с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы  Московского в объединении разрозненных княжеств. Планируемые результаты: предметные:  научиться характеризовать древнерусских князей, их роль в истории Руси, объяснять важность преемственности в государственных делах и поступках; знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире); знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергея Радонежского.   метапредметные:   Рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы; Рассказывать о победе на Куликовом поле как результате объединения разрозненных русских княжеств под предводительством князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского.  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. личностные: Понятия: ярлык. Оборудование:    № презентация. Этап урока окружающий мир 4 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч., с. 28 - 31; окружающий мир 4 кл: рабочая тетрадь по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива», с. 16-17; Время Содержание урока. 1. Мотивационный 1≈  Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок истории. Деятельность учеников Приветствовать учителя. УУД Р.: принимают и сохраняют уч. задачу. 13≈ 2. Постановка учебной задачи и её решение Практич.: фронт. опрос; Словес.: ответы на вопросы  25≈ 3. Решение частных задач Словес.: ответы на вопросы. Презентация           Давайте для начала вспомним, кто из великих киевских князей построил новые города на северо- востоке Руси и дал им своё имя? (Князь Владимир.) А кто и когда основал Москву? (Москва основана Юрием Долгоруким в 1147 году.) Что вы знаете о Юрии Долгоруком? (Первое летописное упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого. Он же считается и строителем первого городского укрепления на месте Москвы.) Хорошо. Мы вспомнили важные события нашей истории и можем двигаться дальше. Предположите, какая у нас сегодня будет тема урока? («Москва – преемница Владимира».) А какие цели мы поставим перед собой? (Познакомиться с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.) А почему Москва – преемница Владимира? Что значит слово «преемница, преемник»? (Преемник - продолжатель; тот, кто занял чье- нибудь место, чью-нибудь должность.) Покажите на карте, где находиться Москва, а где Владимир. «Не будет добра, коль меж своими вражда» - гласит народная мудрость. Как вы думаете, что это значит? Правильно. В те годы К:  формулирование П.: построение речевых  высказываний; К: целеполагание. Отвечать на  вопросы. Формулирова ть тему урока, определять цели и пути их достижения. Слушать  учителя,  работать с  учебником,  отвечать на  вопросы. П.: дополняют и  расширяют знания; Л: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. 2Словес.: устные ответы. Практич.: работа в раб. тетради, работа с учебником. не все потомки Рюрика хотели жить в мире. Все чаще между ними вспыхивали междоусобицы. Ребята, а что такое междоусобицы? (Междоусобицы – это ссоры, споры, несогласия между кем-либо.) Вот из-за таких междоусобиц и распалась Русь на множество княжеств. Случилась и другая беда: с востока пришло моголо–татарское войско. Давайте выясним, кто такие монголо-татары? (Это кочевые монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Жили они в юртах. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.) Давайте рассмотрим рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните их. (Монгольские воины имели лучшее снаряжение.) Монголо-татары захватили Рязань, Коломну, Москву, Тверь и Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. С запада пришла ещё одна беда: прибалтийские и северо- западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей. Три беды – как с ними справиться? Пример показал потомок Владимира Мономаха переяславский князь Александр Невский. Ребята, а кто такой Александр Невский? Чем он знаменит? Александр Невский        Работать с раб. тетрадью,  выполнять  упражнения. Проверять  свою работу,  рассуждать. Р.: осмысляют уч.  материал; действуют с  учетом выделенных  учителем ориентиров;  адекватно воспринимают  оценку учителя. К: формулирование  ответов; П.: построение реч.  высказываний. Р.: осмысляют уч.  материал; действуют с  учетом выделенных  учителем ориентиров;  адекватно воспринимают  оценку учителя. Р.: осмысляют уч.  материал; действуют с  учетом выделенных  учителем ориентиров;  адекватно воспринимают  оценку учителя. К: формулирование  ответов; П.: построение речевых  высказываний. 3      ярлык? (Ярлык – это разрешение на великое княжение во Владимире.) Откройте учебник на странице 29 и прочитайте «Календарь памятных дней» про себя. О ком говориться в этом календаре? (О Данииле.) А кто это такой? (Первый московский князь, младший сын великого владимирского князя Александра Невского.) А что он начал делать решил так: на западе – сражаться! С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу. Кто знает, что такое самым первым? (Начал дело собирания русских земель вокруг своего города.) Дело князя Даниила продолжили его потомки московские князья Даниловичи. Они поставили перед собой цель – сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли. Юрий Даниилович по примеру деда, Александра Невского, укреплял западную границу Руси, строил крепость Орешек. Он бился со шведами и, победив их, заключил с ними мир. Иван Данилович, второй сын князя Даниила, прославился как великий строитель Москвы. Не зря его прозвали Калита – кошель: по поручению ордынского хана он собирал дань со всех русских князей. В сердце Москвы, в Кремле, 4строили Успенский собор – как в Киеве и во Владимире. В 1326 году из Владимира в Москву была перенесена резиденция главы церкви митрополита Петра, после чего Москва стала духовным центром Руси. А кто такой митрополит? (Высший духовный сан в православной церкви.) Своими владениями великие владимирские князья стали управлять из Москвы. Московский князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, включил Владимирское княжество в свою отчину и тем закрепил руководящую роль Московского княжества. ФИЗМИНУТКА Откройте свои учебники на странице 30 и давайте вместе прочитаем, что же произошло дальше. Кто был основателем Троице-Сергиева монастыря? (Сергий Радонежский.) Вы знаете, кто такой Сергий Радонежский? (Это святой, основатель Троице-Сергиева монастыря.) Давайте рассмотрим икону «Троица» Андрея Рублева. С помощью, каких художественных средств выразил древнерусский иконописец мысль о единстве, любви, согласии между людьми? Теперь откройте учебник на стр. 128 и проверьте свои догадки. Подтвердились ли ваши предположения? Какое событие           5               5≈ 4. Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы. произошло в 1380 году? (Куликовская битва.) Кто сражался в этой битве? Откройте свои рабочие тетради на стр. 17 и найдите №4. Что мы должны сделать? (Обозначить на схеме «Река времени» (с.40 – 41) век, когда произошла Куликовская битва. Используя табличку из приложения.) Как мы будем определять век? Чему равен век? (100 лет.) Работа по учебнику. Найдите на странице 31 заголовок «Подумаем!» и обсудите вопрос в парах. Так почему же князя Даниила Московского со временем в народе назвали хозяином земли Русской? Кто знает? Кроссворд Сейчас мы с вами выполним задание и проверим ваши знания. Сначала давайте разделимся на группы по 5 человек. Я каждой группе раздам кроссворд. Вы должны разгадать его. Можете приступать. Давайте проверим, что у вас получилось. По очереди каждая группа называет свой ответ. Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с.31 про себя. Что значит слово «междоусобица»? Какая беда шла на Русь с запада? Какая беда пришла на Русь с востока? Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский? Как Проводить  рефлексию,  самооценку,  отвечать на  вопросы. 6 они продолжали его дело, управляя Московским княжеством? Молодцы. Вы сегодня все хорошо поработали. Спасибо за урок! До свиданья! 7