МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБОУ СПО ЛНР
«Алчевский металлургический колледж»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам)
по темам занятий: «Виды и их классификация локомотивов»,
«Расположение оборудования на тепловозах».
РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО: цикловой комиссией общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Протокол № 2 от 25.10.2022г. Председатель ЦК_________ Фабрицкая Г.С. |
|
РАЗРАБОТАЛА: мастер производственного обучения Ермишина Ирина Петровна |
г.Алчевск
2022г
Тема занятия: «Виды и классификация локомотивов»
Локомотив — это движущая единица подвижного состава на железных дорогах. Именно благодаря локомотивной тяге движутся любые поезда (за исключением электро- и дизель-поездов).
Локомотивы подразделяются:
на разные типы - это паровозы, тепловозы и электровозы, а также
по роду службы: пассажирские, грузовые и маневровые.
Фото 1.Тепловоз 2М62
Тепловоз – это локомотив имеющий свою силовую установку, в основном дизельную и не зависящий от контактной сети, он так сказать, мобилен.
Очень много железных дорог не электрифицированных и тепловоз еще очень нескоро уйдет в прошлое. Сегодня это очень мощные, компьютеризированные локомотивы и без них движение поездов невозможно.
Тепловозы имеют разные виды передачи мощности силовой установки к колесным парам, но главные: электрическая и гидравлическая.
Фото 2. Тепловоз ТГМ16М-005
Как расшифровать, что написано на табличках тепловозов?
§ Т-тепловоз;
§ Э-электрическая передача, Г – гидравлическая передача;
§ П-пассажирский, или М-маневровый.
Например: ТЭП- тепловоз с электрической передачей пассажирский или ТЭМ- тепловоз с электрической передачей маневровый. ТГ- тепловоз с гидравлической передачей.
Если впереди идут цифры, например 2ТЭ10- тепловоз с электрической передачей 10 модели двухсекционный /впереди букв указывает 2/ . Тепловозы бывают еще 3-трехсекционные и 4-четырехсекционные.
Где производят тепловозы?
Тепловозы на сегодня выпускаются на
Коломенском тепловозостроительном заводе: магистральные пассажирские и
немного грузовых с электрической передачей,
на Людиновском тепловозостроительном заводе: магистральные и маневровые
тепловозы с гидравлической передачей, а также маневровые тепловозы с
электрической передачей.
Во времена СССР основное производство магистральных тепловозов было сосредоточено на Ворошиловградском /Луганском/ тепловозостроительном заводе им. Октябрьской революции, в настоящее время это предприятие восстанавливают.
Маневровые тепловозы с электрической передачей выпускались Брянским машиностроительным заводом. Чехословакия поставляла в СССР маневровые тепловозы ЧМЭ3 /Чехословацкий маневровый с электрической передачей/ мощностью 900 лошадиных сил. Эти трудяги и сейчас еще работают на маневровой работе.
Немного тепловозов выпускал и выпускает Камбарский машиностроительный завод, но только для узкой колеи / 750 мм/. Промышленные тепловозы с гидравлической передачей небольшой мощности выпускал Муромский завод.
Самые мощные тепловозы России:
Фото 3. 2ТЭ25Км – 3600 л.с. – Брянский тепловоз, который пришел на смену 2ТЭ10М, но полностью заменить их не смог, так как был выпущен лишь в количестве чуть больше пятиста штук.
Фото 4. – ТЭП70БС – 4000л.с. – Современный пассажирский Коломенский тепловоз.
Фото 5– ТЭП80. Мощность его 6000 лошадиных сил. Пример советского величия, мировой рекордсмен по скорости среди тепловозов (271 км/ч). Но перестройка определила его судьбу, снижение пассажиропотока и отсутствие денег не пустили ТЭП80 в серию.
Фото 6– 2ТЭ121 – 4000 л.с. – Советский исполин конца семидесятых. Всего было выпущено 78 штук, некоторые из них прослужили до 2010 года.
Фото 7– 2ТЭ70 – 4080 л.с. – Грузовой Коломенский тепловоз. Вначале двухтысячных стране нужен был новый грузовой тепловоз. Первый 2ТЭ70 был представлен в 2004 году. Изготовлено было только 12 штук. Несмотря на недоработки, они повозили поезда.
Фото 8– 3ТЭ25К2м – 4215 л.с. – самый мощный тепловоз, построенный за всю историю тепловозостроения в России. Создан специально для тяжелейших условий БАМа.
Тема занятия: «Расположение оборудования на тепловозах».
Тепловозом называется локомотив - у которого в качестве первичной энергетической установки применен двигатель внутреннего сгорания дизель.
Тепловоз — автономный локомотив, так как энергия для приведения колес в движение вырабатывается непосредственно на локомотиве.
Тепловоз состоит из основных частей: 1.Экипажная часть.
2.Дизель-генераторная установка (дизельное отделение на фото 2).
3.Тяговая передача
4.Вспомогательное оборудование.
5. Тормозное оборудование.
Экипажная часть тепловоза состоит из:
Главной рамы (или рама тепловоза) и кузова тепловоза (на фото 1 красный с белыми полосками); тележек с колесными парами и автосцепки.
В кузове тепловоза размещаются кабины управления, электрическое, пневматическое и вспомогательное оборудование. Все это оборудование монтируется на главной раме тепловоза, которая устанавливается на две тележки.
Дизель-генераторная установка состоит из дизеля, главного генератора и вспомогательных систем, обеспечивающих нормальную работу дизеля. Установка расположена в средней части кузова тепловоза на главной раме.
Тяговая передача (электрическая или гидравлическая) приспосабливает дизель к условиям работы на локомотиве.
В кузове тепловоза располагается вспомогательное оборудование, к которому относятся топливная, масляная, водяная и воздушная системы, вентиляторы холодильника и тяговых двигателей, воздухоочистители и другое оборудование.
Топливная система обеспечивает питание дизеля жидким топливом. Система водяного охлаждения (водяная система) служит для отвода теплоты от дизеля (его охлаждения).
Масляная система дизеля служит для подачи смазки масла к трущимся частям дизеля и для отвода теплоты от них.
Система воздухоснабжения (на фото шахта холодильника) предназначена для подачи в дизель воздуха необходимого для сгорания топлива.
Тормозная система предназначена для создания регулируемых тормозных сил, а также для снабжения сжатым воздухом тормозных магистралей поезда и ряда вспомогательных устройств тепловоза.
Песочная система служит для подачи сухого песка к точкам контакта колес с рельсами, для улучшения сцепления колес локомотива с рельсами на трудных участках профиля и трогании поезда с места.
На тепловозе имеется аккумуляторная батарея (на фото аккумуляторное отделение), запас электрической энергии, которой используется для пуска дизеля, а также для питания цепей управления и освещения тепловоза.
При работающем дизеле эти функции (кроме пуска) выполняет вспомогательный электрический генератор. Он также служит для заряда аккумуляторной батареи.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое локомотив? Как они подразделяются?
2. Что такое тепловоз? Как расшифровать надпись на тепловозе
ТГМ 6А ; 2 ТЭ116; 2ТЭП 60 ?
3. Перечислите основные части тепловоза?
4. Что включает в себя экипажная часть (из каких частей тепловоза она состоит)?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.