Управление общего и профессионального образования
администрации Чайковского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества «Искорка» г. Чайковского
Номинация: «Методическая разработка» |
Учебное занятие
«Художественное восприятие как процесс»
Автор: Русанова Ольга Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАУ ДО ДДТ «Искорка», 89226476524
|
г.
Чайковский, 2019
Содержание
Аннотация. 3
Введение. 4
Основная часть. 7
Технологическая карта занятия. 8
Заключение. 13
Список используемых источников и литературы.. 15
Методическая разработка выявляет особенности эффективного применения технологии учебного исследования (адаптированной к возрасту и возможностям учащихся), а также сопутствующей технологии группового обучения на занятиях по изобразительной деятельности в дополнительном образовании.
Предлагаемая методическая разработка может быть актуальна как для педагогов дополнительного образования, так и для преподавателей ИЗО деятельности общеобразовательной школы среднего звена, учителей МХК и культурологи старшего звена.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Возраст обучающихся: 13-17 лет.
Занятие построено на актуализации и обогащении субъектного опыта обучающихся, где предлагается организация исследовательской деятельности на занятии.
Источник практического опыта, положенного в основу разработки - это открытое занятие в рамках институционального конкурса профессионального мастерства «Формула успеха- 2017».
Современный подход к дополнительному образованию предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков учащегося, адаптации его к социальной жизни, но и обучение через совместный поиск решений.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей от 4.09.2014г. N 1726- р одной из важнейших черт дополнительного образования является нацеленность на актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества и способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология учебного исследования.
Актуальность исследовательской технологии:
· Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
· Развитие умений проводить анализ объектов с целью выделения признаков.
· Умение решать проблему.
· Развитие коммуникативных умений учащихся.
· Развитие самостоятельности, инициативы.
Эффективность технологии учебного исследования:
· Происходит развитие аналитического мышления.
· Развивается творческое воображение.
· Развиваются межличностные отношения.
· Проявляется направленность на саморазвитие - мониторинг собственного понимания.
Новизна методической разработки состоит в том, что учащимся созданы условия, стимулирующие познавательную активность и содействие в осознании исследования, как отражении познавательной потребности, требующей интеграции знаний из различных предметных областей.
Цель - формирование навыков исследовательской деятельности, развитие личностного понимания через механизм рефлексии.
Задачи:
1. Организовать освоение нового способа деятельности технологии учебного исследования на понимание содержания произведений искусства.
2.Способствовать осмыслению опыта изобразительной деятельности
(выбор сюжета, колорита, композиции, техники исполнения, передачи пространства).
2. Обеспечить групповое продуктивное взаимодействие на этапе исследования.
Оснащение: ММП, 2 ноутбука, магнитная доска.
Прогнозируемые результаты: учащиеся
· принимают «технологию учебного исследования» как способ деятельности;
· понимают суть проблемы, умеют выявить определённые признаки художественного произведения через анализ сюжета, колорита, композиции, техники исполнения, передачи пространства;
· могут содержательно и продуктивно взаимодействовать в группах;
Учащиеся умеют (метапредметные результаты):
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого;
- имеют способность к целеполаганию, включая постановку новых идей, преобразование практической идеи в познавательную;
Личностные результаты:
- умеют учитывать разные мнения, сравнивать разные точки зрения;
- могут выступать на публике;
- формируется анализ собственного понимания.
Используемые методы и технологии обучения:
· Методы: словесный, наглядный, практический, метод анализа.
· Технологии: технология учебного исследования (адаптированная к возрасту и возможностям учащихся), сопутствующая – проблемное обучение, технология группового обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
В начале занятия педагог обращается к аудитории с вопросом: «Часто ли вы рассматриваете картины? И не как украшение интерьера, а как художественные произведения?». Этим вопросом задан фокус обсуждения и ориентация на исследовательскую деятельность произведений искусства. Следующий этап занятия содействует активизации интереса: педагог предлагает внимательно рассмотреть репродукцию с картины Петра Кончаловского «Портрет Мейрхольда». Картина написана в ярких радостных цветах, но радости от портрета не чувствуется – режиссер печален. Почему? Педагог побуждает проанализировать произведение, акцентируя внимание на композиционном решении и контрасте яркого ковра и монохромной фигуры режиссера. Обращает внимание на собаку и столик, которые, как бы «удерживают» фигуру в плоскости портрета. Констатирует: именно через конфликт яркой формы и внутреннего содержания художник раскрывает образ опального советской власти режиссера.
Далее, педагог предлагает проанализировать картину Казимира Малевича «Скачет красная конница 18 год». Простое композиционное решение, где изображение на полотне явно разделено на три равноправных по смыслу части: земля, люди и небо. Констатирует: это есть обращение к трем основным и главным свойствам мироздания, дабы сделать новую никому не известную вселенную, что собственно и делала советская власть в те времена на обломках старой империи. Судя по названию картины главная в картине конница, но она почему то изображена далеко на горизонте ? Есть ощущение, что кони крутят землю, создавая ритмический порядок, что они двигаются по какой –то механической ленте? И что удивительно, небо никак не реагирует на то, что происходит на земле. Конница пролетела как мошки, а вечность осталась. А так ли революционна эта картина по своей сути? Возникает вопрос, а принимал ли революцию сам художник? Глубокий смысл открывается в произведении?
Следующий этап занятия – групповая работа (в кабинете на столах расположены 2 ноутбука с ММП). На слайде картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» художника Евгения Лансере. Учащиеся поделились по желанию на 2 рабочие группы. Как только определена готовность к групповому взаимодействию, участник от каждой группы приглашается выбрать задание. Педагог формулирует задание:
группе №1: Доказать величие и значимость императрицы.
группе №2: Доказать, что правительница не совсем достойная.
Каждая группа определяется с выбором докладчика, и хранителя времени. В помощь: материал «приемы композиции». Время для работы – 10 минут!
По окончании определенного времени педагог предлагает докладчику от каждой группы по очереди презентовать «найденные» доказательства. После выступления каждого из докладчиков выслушиваются дополнения или сомнения участников другой группы. При необходимости педагог делает дополнения к выступлениям докладчиков, чтобы усилить линию доказательств.
В завершении этапа исследовательской деятельности педагог подводит к тому, что произведение искусства по - настоящему глубоко проникает в нас, берет за душу, когда оно противоречиво. Когда есть двойное дно, скрытый смыл. Однозначный смысл у лозунга, у плаката, у рекламы.
В завершении занятия педагог организует рефлексию.
Предмет: изобразительная деятельность
Участники: группа №1 (учащиеся в возрасте от 13 до 17 лет, в количестве 16 чел.)
Тема занятия: «Художественное восприятие как процесс» .
Место и роль занятия: занятие построено на актуализации и обогащении субъектного опыта учащихся, где предлагается организация исследовательской деятельности на занятии.
Цели занятия: формирование навыков исследовательской деятельности, развитие личностного понимания через механизм рефлексии.
Задачи :
1. Организовать освоение нового способа деятельности технологии учебного исследования на понимание содержания художественного произведения.
2.Способствовать осмыслению опыта восприятия изобразительного искусства посредством
выбора сюжета, колорита, композиции, техники исполнения, передачи пространства.
3.Обеспечить групповое продуктивное взаимодействие на этапе исследования.
Прогнозируемые результаты: учащиеся
1. Понимают суть исследования на понимание содержания произведений искусства;
2. Могут осмысливать и понимать глубину художественного произведения;
3. Могут содержательно и продуктивно взаимодействовать в группах;
Технологии: технология учебного исследования (адаптированная к возрасту и возможностям учащихся), сопутствующая – проблемное обучение, технология группового обучения.
Технологическая карта занятия
№ |
Время |
Действия руководителя |
Действия участников |
Прогнозируемый результат |
Примечания |
|
1. Мотивация к учебной деятельности - 2 мин. (9.00 - 9.02) |
||||||
1 |
9.00-9.01 |
Приветствует, выражает готовность к сотрудничеству. |
Реагируют, выражая ответную готовность к взаимодействию |
Создана позитивная дружелюбная атмосфера для взаимодействия. |
|
|
1.2 |
9.01-9.02 |
Часто ли вы рассматриваете картины? И не как украшение интерьера, а как художественные произведения? А вы знаете, что художественное произведение можно не только рассматривать, эстетическое и эмоциональное наслаждение, но и читать как текст постигая смысл и глубину произведения? |
|
Задан фокус обсуждения |
Слайд 1.
|
|
2. Содержательный этап – 35 мин. (9.02 -9.37) |
||||||
2.1 |
9.02-9.12 |
Активизирует интерес. Предлагаю вашему вниманию картину «Портрет Мейерхольда» художник Петр Кончаловский. На первый взгляд на холсте изображен немолодой человек, в позе мечтателя. И грезы воплощаются в цветные узоры, покрывающие целиком стену и софу до пола. Картина написана в ярких радостных цветах, но передается ли вам радость? Что вы чувствуете, рассматривая эту работу? Счастливый это человек? Можно сказать про него, что он беспечный? Богатый праздный бездельник? Нет! (выслушать…………………..) А почему? Художник использует сложное композиционное решение, создавая портрет режиссера, чтобы подчеркнуть конфликт личности с окружающей действительностью – именно через контраст яркого ковра, густо покрытого орнаментом и серой, монохромной (без цвета) решенной, фигуры режиссера. Фигура как бы зажата, запутана в причудливых изгибах узоров. Приглядевшись внимательнее, угадывается болезненная апатия в лице и отстраненность модели от окружающего мира. Именно через конфликт яркой формы и внутреннего содержания художник раскрывает образ. Портрет был создан в1938 году в период массовых репрессий, именно в этом году на режиссера – реформатора Мейерхольда начались гонения, ликвидировали его театр, как не отвечающий духу времени, а в 1939 году расстреляли. Чувствуете, к какой глубине мы прикоснулись?
Следующая работа Казимира Малевича « Скачет красная конница 18 год». Малевич художник – авангардист и его работы молодое советское государство не признавало. И только одну единственную картину советская власть признала, и картина была куплена Русским музеем. А именно шедевр «Скачет красная конница…», написанная в 1932г. Интересно, а почему эта картина признана шедевром? Что вы чувствуете, глядя на эту работу? Какое настроение возникает? (выслушать ………………….) Рассматривая и анализируя картину в целом можно выделить несколько важных моментов: во-первых, изображение на полотне явно разделено на три равноправных по смыслу части: земля, люди (скачущая конница) и небо. Это есть обращение к трем основным и главным свойствам мироздания, дабы сделать новую никому не известную вселенную, что собственно и делала советская власть в те времена на обломках старой империи. Огромное чистое небо, в противовес – полосатая земля, похожая на домотканый половичок. Земля представлена не в своем внешнем и обычном облике, а как будто в разрезе, где видны различные пласты пород. Ведь можно было просто нарисовать открытую степь, как бы сделал любой другой художник-реалист, но Малевич нам передает, по сути, чертеж земли со скрытым внутренним смыслом. Судя по названию картины главная в картине конница, но она почему то изображена далеко на горизонте ? Так далеко, что не доносятся звуки топота коней. Есть ощущение, что кони крутят землю, создавая ритмический порядок, что они двигаются по какой –то механической ленте? И что удивительно, небо никак не реагирует на то, что происходит на земле. Конница пролетела как мошки, а вечность осталась. Все пройдет: войны, революции, эпидемии. Неурожаи – небо останется таким же чистым. Тут начинаешь сомневаться, а так ли революционна эта картина по своей сути? Возникает вопрос, а принимал ли революцию сам художник? Вот что пишет в одном из писем Казимир Малевич в 30-е годы : «О современном времени возникает такое ощущение, что люди хотят дойти до горизонта, одев железные сапоги. Они доходят до горизонта, стирают сапоги, а там новый горизонт. Опять идут до нового горизонта, и понять не могут, что стоят на горизонте. И не могут осознать бессмысленности своего пути».Глубокий смысл открывается в произведении?
|
Отвечают, предлагают варианты.
Отвечают, предлагают варианты.
|
Задан фокус обсуждения |
Слайд 2. ММП + ноутбуки на столах « Портрет Мейерхольда»
Слайд 3. ММП + ноутбуки на столах «Скачет красная конница 18 год»
|
|
2.2 |
9.12- 9. 28 |
Организует групповую работу. На слайде картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» художника Евгения Лансере. А сейчас, предлагаю организовать работу по группам. Все участники оказались поделены на две группы. Есть желание поменяться местами? Приглашаю по участнику от группы к столу – выбрать задание. Формулирует задание: группе №1: Доказать величие и значимость императрицы. Группе №2: Доказать, что правительница не совсем достойная.
В каждой группе нужно выбрать докладчика, который будет отстаивать свою точку зрения и хранителя времени, который будет отслеживать время. В помощь вам материал «приемы композиции» . Для этой работы время – 15 минут! Время пошло.
|
Организована работа в группах. |
|
Слайд 4 ММП + ноутбуки на столах «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» Слайд 5. Задание
Приемы композиции (раздатка – 3 экземпляра)
|
|
2.3 |
9.28- 9.37 |
Итак, время вышло – какая из групп первой готова отстаивать свою точку зрения? Доказать величие и значимость императрицы. Что- то может добавить к сказанному другая группа? Выслушанная точка зрения была убедительна? Аплодисменты группе №1!
Доказать, что правительница не совсем достойная.
Есть дополнения у другой группы? (Выслушать дополнения). Принимаем эту точку зрения? Аплодисменты группе №2!
Ну что же две противоположные точки зрения доказали вполне убедительно! Произведение искусства по - настоящему глубоко проникает в нас, берет за душу, когда оно противоречиво. Когда есть двойное дно, скрытый смыл. Однозначный смысл у лозунга, у плаката, у рекламы. Каждое великое произведение задает форму, которая будоражит, создает потребность к осмыслению. |
Докладчики поочередно доказывают свою точку зрения.
|
Императрица расположена в центре картины. Все взгляды направлены в ее сторону, слуги учтиво приседают. Гордый и величественный профиль императрицы. Важная стать. Движение в картине направлено по горизонтали, что дает ощущение покоя и надежности. Использование параллельных вертикальных направлений, а именно колоны дворца, мраморные статуи, деревья подчеркивает состояние парадности, величия, приподнятости. У первых лиц государства опущены веки, прислуга следит взглядом только за движением императрицы, и только взгляд Елизаветы открытый и устремлен вперед, в века грядущие. Много золотых деталей в убранстве дворца и в нарядах прислуги.
Не смотря на то, что фигура императрицы расположена в центре по колориту она сливается со стенами дворца. И свита за спиной императрицы, одетая в яркие одежды, выходит на передний план. Автор как бы говорит этим- короля играет свита! Взгляды всех участников прячутся от зрителя, а глаза – зеркало души. Здесь не искренности. Головы античных статуй вообще надменно отвернуты от Елизаветы в другую сторону. На контрасте с утонченными мраморными статуями императрица выглядит объемной, лишенной изящества. Напудренные парики и щегольские одежды производят впечатление театральной постановки, комического действия. Направление движения в картине направлено справа налево, что зрительно ослабляет движение, можно сказать, что направление политического курса императрицы замедлено. На пути движения императрицы на переднем плане ствол дерева – это говорит явной преграде. Вертикали дворца и деревьев по обеим сторонам от Елизаветы значительно выше ее самой, указывают на незначительность персоны.
|
Слайд 6.
Слайд 7 |
|
3. Рефлексивный этап (8 мин.) |
||||||
3.1 |
9.37-9.45 |
В завершении нашей творческой встречи каждой группе предлагаю написать СИНКВЕЙН со словом ЖИВОПИСЬ. Время на работу – 5 мин.
И напоследок у каждого есть возможность продолжить предложение: · Я узнал…. · Меня удивило…. · Мне было…… Всем спасибо! |
Осмысляют результаты индивидуальной и групповой деятельности, создают и зачитывают творческий отзыв.
|
|
Слайд 8-11
Слайд 12
|
|
Желание исследовать появляется в учащемся, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от педагога, его умения организовать деятельность учащегося и признание её ценности для каждого.
В начале занятия (1.2 Слайд 2) когда педагог обратился с вопросом: « А вам приходилось читать картину как текст, постигая смысл и глубину произведения?», учащиеся недоуменно пожимали плечами. Но уже в процессе анализа первой картины «Портрет Мейрхольда» (2.1) активизировался живой интерес к произведению, потому что через наводящие вопросы учащиеся сумели почувствовать, «пережить» конфликт формы и содержания которые выразил художник художественными средствами. А то, что педагог добавил историческую справку к портрету, лишь усилило эту глубину восприятия. Следующая работа Казимира Малевича «Скачет красная конница 18 год» (1.2 Слайд 3). «Малевич художник – авангардист и его работы молодое советское государство не признавало. И только одну единственную картину советская власть признала, и картина была куплена Русским музеем» - комментирует педагог. По названию картины и по внешнему содержанию можно судить, как о революционном произведении, но верно ли это впечатление? Педагог предлагает отрефлексировать впечатление от картины. Поэтапно, с наводящими вопросами педагога, анализируя содержание картины, учащиеся приходят к мнению, что в картине нет революционного посыла.
Далее следует этап групповой работы (2.2), где происходит исследование картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» художника Е. Лансере (Слайд 4) Важно, что группам, в одном произведении нужно выделить и обосновать две совершенно разные точки зрения! Здесь была проделана активная работа каждого участника группы. Однако, доказать величие и значимость императрицы первой группе оказалось легче, чем их оппонентам, потому, что доказательства очевидны. У второй группы нашлось меньше доказательств, что правительница не совсем достойная, но в дополнении к выступлению, педагог акцентировал внимание на детали картины, которые тоже обеспечили убедительную реакцию. В завершении этого этапа занятия, педагог подводит учащихся к выводу, что настоящее произведение искусства противоречиво, имеет скрытый смысл.
На рефлексивном (3.1) этапе занятия педагог предлагает каждой группе написать СИНКВЕЙН по опорной схеме (Слайд 8-11). Затем, каждому учащемуся по желанию закончить одно из выбранных предложений (Слайд 12). Именно этот этап обеспечивает реализацию цели занятия: формирование навыков исследовательской деятельности, развитие личностного понимания через механизм рефлексии. «Живопись. Красочность и глубина. Удивляет, радует, открывает. Позволяет увидеть что- то новое. Искусство.» - синквейн учащихся первой группы. «Картина. Яркая и цветная. Висит, показывает, рассказывает. Какой сложный мир. Шедевр.» - синквейн учащихся второй группы.
Занятие получилось содержательное. Учащиеся работают с большим интересом: отвечают на вопросы, исследуют, взаимодействуют в группах, презентуют, анализируют. В целом принимают технологию учебного исследования, адаптированную к возрасту и возможностям учащихся как способ деятельности.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273 [Электронный ресурс] - ИА «ГАРАНТ». – Режим доступа: http://www.garant.ru
2. https://muzei-mira.com/
3. http://kazimirmalevich.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.