Учебное занятие (урок) по теме: "Правописание приставок"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебное занятие (урок) по теме: "Правописание приставок" предназначено для обучающихся 1 курсов СПО или 10 классов школ, гимназий, школ. А также им могут воспользоваться учителя русского языка и литературы. В разработке представлены разнообразные упражнения на закрепление темы и опорные таблицы, по которым можно вспомнить изученный ранее материал
Иконка файла материала Правописание приставок.docx

Тип урока комбинированный урок.

Тема. Правописание приставок

Габитова Татьяна Николаевна

ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»

преподаватель русского языка и литературы

ОУД. 01 Русский язык и литература. Русский язык

1 курс (10 класс)

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2018.

Цели учебного занятия:

обучающая: обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании приставок, совершенствовать орфографические навыки написания приставок;

развивающая: развивать умение обучающихся самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие возможности;

воспитательная: воспитывать коммуникативные способности обучающихся

 

 Планируемые результаты:

личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы;

 

предметные:  знать разные группы приставок, уметь находить в словах приставку, уметь объяснять написание гласных в приставках

Формируемые УУД:

личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Тип урока: комбинированный

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная работа

Оборудование учебного занятия:

Раздаточный материал: орфографические карточки

Наглядность:  таблицы, опорные схемы, орфографические задачи, тесты, тексты, орфографические словари

 

Ход занятия

 

Приставки придают речи столько богатейших оттенков!

Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.

 В разнообразии приставок таится разнообразие смысла

К.И. Чуковский

I. Орг. момент

 

1. Повторение изученного (правила, графическое обозначение орфограммы на письме):

- Безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением

- Чередующаяся гласная в корне слова

- Согласные, проверяемые и непроверяемые, в корне слова

2. Выполнение орфографической карточки, приготовленной обучающимися дома

Актуализация знаний

 - Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам

известно о приставках

 - Что такое приставка?

 - Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

 - Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов

 - Вспомните и запишите приставки, которые вы знаете.

 - Сколько у вас получилось?

 - Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

 В русском языке 58 активно действующих приставок

Приставки:

Без-,  бес-,  в-.  во-,  вз-, вс-,   взо-,  вне-,  внутри-из-, ис-,  вы-, до-,  еже-

за-,   изо-,   между-, меж-,  на-,  над-,  надо-,  наи-,  не-,  ни-,  низ-,  нис-,  о-

об-,  обо-,  около-,  от-,  ото-,  па-,  пере-,  по-,  под-,  подо-,  после-,  пра-

пре-,  пред-,  предо-,  при-,  про-, противо-,  раз-,  разо-,  рас-,  рос-,  с-,  со-

сверх-,  су-,  у-,  через-,  чрез,  черес-.

 

II. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание приставок»

Все приставки по написанию делятся на три группы:  

ОПОРНАЯ СХЕМА

ПРИСТАВКИ

↓                                              ↓                                       ↓

1 группы:

которые всегда пишутся одинаково, независимо от произношения

2 группы:

на –з и -с

3 группы:

при- и пре-

 

- Вспомните правила правописания приставок 1 группы, 2 группы, 3 группы

ОПОРНАЯ СХЕМА

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Не зависят от произношения,

не меняются

 

Правописание приставок на - З – и – С –

 

Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-

Запомнить: прИвередливый, прИвелегия, прИговор, прИоритет, прИмирить, прИстрастный.

 

Запомнить: прЕзидиум, прЕзирать, прЕодолеть, прЕрогатива, прЕтензия, прЕтендент

В случае затруднения обращаться к орфографическому словарю

III.Тренировочные упражнения

1.Определите, в  словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)    и…вечный, в…лететь, чере…чур

2)    пр…пираться, пр…мьера, пр…словутый

3)    без…дейный, небез…звестный, дез…нфекция

4)    во…стание, …двинуть, ни…ходящий

5)    непр…кращающийся, пр…образить, пр…способление

6)    и…коренить, …делка, и…подлобья

7)    пр…небрежение, пр…пираться, пр…видение

8)    пр…возносить, пр…бывать в Таганроге, пр…клонный

2.Выполните тест

1) В каком ряду во всех словах пишется буква З:

А) …дать, …дешний, ра…бить

Б) ра…кроить, чере…полосица, в…греть

Г) бе…душный, бе…звездный, в...бираться

2) в каком ряду во всех словах пишется буква С:

А) …губить, в…бодрить, ра…топить

Б) чере…седельник, ра…корчевка, чере…чур

В) …дание, ра…задорить, ра…пилить

2) В каком ряду во всех словах пишется буква И:

А) пр…лететь, пр…зидиум, пр…бить

Б) пр…вередливый, пр…хороший, пр…остановить

В) пр…оритет, пр…ручить, пр…прятать

Г) пр…рвать, пр…зирать, пр…говор

3) В каком ряду во всех словах пишется буква Е:

А) пр…таить, пр…глушить, пр…тендент

Б) пр…зирать, пр…одолеть, пр…мудрый

В) пр…вокзальный, пр…сесть, мой пр…емник

Г) пр…умножить, пр…скакать, пр…глушить

3. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово

1) бе_ценный, в_дремнуть, во_действие, и_гнание

2) и_подлобья, ра_щелина, чре_мерный,  бе_словесный

3) во_лагать, ра_бежаться,  во_хождение, ра_бросать

4) бе_толковый, ра_жевать, бе_заботный, бе_вкусица.

Лишнее слово: __________________

 

4. Составьте новое слово:

·         - возьмите приставку в слове ПРЕМУДРАЯ

·         - возьмите приставку в слове ОПИСАТЬ

·         - возьмите корень в слове ДОЛЯ

·         - возьмите суффикс в слове НОЧЕВАТЬ

·         - возьмите суффикс в слове КОЛЮЩЕГО

·         - возьмите окончание в слове ДЫШАЩИЙ

(преодолевающий)

- Запишите полученное слово, объясните правописание приставки в нём

- Употребите это причастие с зависимыми словами:

(преодолевающий лень, успешно преодолевающий) 

5. Подберите антоним с приставкой при- к следующим словам:

отклеить ___________________ уехал ______________________

убавить ____________________ отослать ___________________

отплыть____________________унести _____________________

отчалить ___________________убежать  ___________________

6. Замените словосочетания одним словом с приставкой при-

Лег на одну минутку ________________________________

Запорошило снегом слегка ___________________________

Слегка поднялся с земли ______________________________

Собеседник немного задумался ________________________

Буря ненадолго утихла _______________________________

Ветки слегка наклонили ______________________________

Пироги не совсем сгорели _____________________________

Слегка затормозил ___________________________________

Заглушил чуть-чуть звук радио ________________________

Остановился на минутку _____________________________

- Определите значение приставки

= Есть слова с приставками пре- и при-, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. На письме они различаются написанием приставок:

Пребывать (быть, находиться) – прибывать (приближаться)

Претворить (воплотить) – притворить (закрыть)

Преступить (нарушить закон) – приступить (начать)

Презирать (не уважать) – призирать (ухаживать, опекать)

Преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит)

7. Сравните значение приставок в данных парах слов.

  Прибывать в город  – приезжать. Пребывать в неволе  – находиться.

  Радиоприемник  – аппарат. Преемник традиций  – продолжатель дела предшественника.

  Придать блеск поверхности  – изменить внешний вид. Предать друга  – совершить предательство. Преданье старины  – легенда.

  Притворить дверь  – неплотно закрыть. Претворить мечты в жизнь  – воплотить.

 Приступить к делу  – начать. Преступить черту  – самовольно нарушить.

Приходящая няня  – появляющаяся в семье на время. Преходящий момент  – временный, недолговечный.

 Призреть бездомного котенка  – приютить. Презирать негодяя  – относиться пренебрежительно

Притерпеться к боли  – привыкнуть. Претерпеть лишения  – вынести, перенести.

Придел в храме  – часть храма. Предел терпению  – рубеж, граница.

 Приклонить ветку  – слегка наклонить. Преклоняться перед мужеством  – восхищаться.

Привратник  – сторож. Понятый превратно  – ложно. Превратности судьбы  – резкая перемена, поворот в событиях.

 Приставить часового  – назначить для надзора. Преставиться  – умереть.

8. Проверьте себя

1. Пр...дорожное дерево. 2. Пр_увеличивать опасность. 3. Сделать пр_вивку. 4. Пр_лагать усилия. 5. Пр_чудливый узор. 6. Пр_ступить закон. 7. Пр_вилегированное сословие. 8. Пр_глушенные голоса. 9. пр_одолеть пр_пятствие 10. пр_возмочь боль 11. пр_сесть на скамью 12. выбрать пр…зидента страны

 

IV.  Подведение  итогов

Беседа по вопросам:

- О чём говорили? Что вспомнили?

- Правописание каких приставок вызывает у вас затруднение? Почему?

- Какое открытие я сделал для себя сегодня?..

 

V. Выставление и комментирование отметок

 

VI. Объяснение домашнего задания

Д/З: повторить правила правописания приставок [ 1, с. 119, упр. 168 ]

СРО: подготовить орфографическую карточку по теме: « Правописание приставок»