Тип урока – комбинированный урок.
Тема. Правописание приставок
Габитова Татьяна Николаевна
ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»
преподаватель русского языка и литературы
ОУД. 01 Русский язык и литература. Русский язык
1 курс (10 класс)
Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2018.
Цели учебного занятия:
обучающая: обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании приставок, совершенствовать орфографические навыки написания приставок;
развивающая: развивать умение обучающихся самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие возможности;
воспитательная: воспитывать коммуникативные способности обучающихся
Планируемые результаты:
− личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
− метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы;
−предметные: знать разные группы приставок, уметь находить в словах приставку, уметь объяснять написание гласных в приставках
Формируемые УУД:
− личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
− регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Тип урока: комбинированный
Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная работа
Оборудование учебного занятия:
Раздаточный материал: орфографические карточки
Наглядность: таблицы, опорные схемы, орфографические задачи, тесты, тексты, орфографические словари
Ход занятия
Приставки придают речи столько богатейших оттенков!
Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла
К.И. Чуковский
I. Орг. момент
1. Повторение изученного (правила, графическое обозначение орфограммы на письме):
- Безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением
- Чередующаяся гласная в корне слова
- Согласные, проверяемые и непроверяемые, в корне слова
2. Выполнение орфографической карточки, приготовленной обучающимися дома
Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам
известно о приставках
- Что такое приставка?
- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …
- Каково назначение приставок?
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для
образования новых слов
- Вспомните и запишите приставки, которые вы знаете.
- Сколько у вас получилось?
- Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?
В русском языке 58 активно действующих приставок
Приставки:
Без-, бес-, в-. во-, вз-, вс-, взо-, вне-, внутри-, из-, ис-, вы-, до-, еже-,
за-, изо-, между-, меж-, на-, над-, надо-, наи-, не-, ни-, низ-, нис-, о-,
об-, обо-, около-, от-, ото-, па-, пере-, по-, под-, подо-, после-, пра-,
пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-, раз-, разо-, рас-, рос-, с-, со-,
сверх-, су-, у-, через-, чрез, черес-.
II. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание приставок»
Все приставки по написанию делятся на три группы:
ОПОРНАЯ СХЕМА
ПРИСТАВКИ
↓ ↓ ↓
1 группы: которые всегда пишутся одинаково, независимо от произношения |
2 группы: на –з и -с |
3 группы: при- и пре- |
- Вспомните правила правописания приставок 1 группы, 2 группы, 3 группы
ОПОРНАЯ СХЕМА
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Не зависят от произношения,
не меняются
Правописание приставок на - З – и – С –
Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-
Запомнить: прИвередливый, прИвелегия, прИговор, прИоритет, прИмирить, прИстрастный.
Запомнить: прЕзидиум, прЕзирать, прЕодолеть, прЕрогатива, прЕтензия, прЕтендент
В случае затруднения обращаться к орфографическому словарю
III.Тренировочные упражнения
1.Определите, в словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) и…вечный, в…лететь, чере…чур
2) пр…пираться, пр…мьера, пр…словутый
3) без…дейный, небез…звестный, дез…нфекция
4) во…стание, …двинуть, ни…ходящий
5) непр…кращающийся, пр…образить, пр…способление
6) и…коренить, …делка, и…подлобья
7) пр…небрежение, пр…пираться, пр…видение
8) пр…возносить, пр…бывать в Таганроге, пр…клонный
2.Выполните тест
1) В каком ряду во всех словах пишется буква З:
А) …дать, …дешний, ра…бить
Б) ра…кроить, чере…полосица, в…греть
Г) бе…душный, бе…звездный, в...бираться
2) в каком ряду во всех словах пишется буква С:
А) …губить, в…бодрить, ра…топить
Б) чере…седельник, ра…корчевка, чере…чур
В) …дание, ра…задорить, ра…пилить
2) В каком ряду во всех словах пишется буква И:
А) пр…лететь, пр…зидиум, пр…бить
Б) пр…вередливый, пр…хороший, пр…остановить
В) пр…оритет, пр…ручить, пр…прятать
Г) пр…рвать, пр…зирать, пр…говор
3) В каком ряду во всех словах пишется буква Е:
А) пр…таить, пр…глушить, пр…тендент
Б) пр…зирать, пр…одолеть, пр…мудрый
В) пр…вокзальный, пр…сесть, мой пр…емник
Г) пр…умножить, пр…скакать, пр…глушить
3. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово
1) бе_ценный, в_дремнуть, во_действие, и_гнание
2) и_подлобья, ра_щелина, чре_мерный, бе_словесный
3) во_лагать, ра_бежаться, во_хождение, ра_бросать
4) бе_толковый, ра_жевать, бе_заботный, бе_вкусица.
Лишнее слово: __________________
4. Составьте новое слово:
· - возьмите приставку в слове ПРЕМУДРАЯ
· - возьмите приставку в слове ОПИСАТЬ
· - возьмите корень в слове ДОЛЯ
· - возьмите суффикс в слове НОЧЕВАТЬ
· - возьмите суффикс в слове КОЛЮЩЕГО
· - возьмите окончание в слове ДЫШАЩИЙ
(преодолевающий)
- Запишите полученное слово, объясните правописание приставки в нём
- Употребите это причастие с зависимыми словами:
(преодолевающий лень, успешно преодолевающий)
5. Подберите антоним с приставкой при- к следующим словам:
отклеить ___________________ уехал ______________________
убавить ____________________ отослать ___________________
отплыть____________________унести _____________________
отчалить ___________________убежать ___________________
6. Замените словосочетания одним словом с приставкой при-
Лег на одну минутку ________________________________
Запорошило снегом слегка ___________________________
Слегка поднялся с земли ______________________________
Собеседник немного задумался ________________________
Буря ненадолго утихла _______________________________
Ветки слегка наклонили ______________________________
Пироги не совсем сгорели _____________________________
Слегка затормозил ___________________________________
Заглушил чуть-чуть звук радио ________________________
Остановился на минутку _____________________________
- Определите значение приставки
= Есть слова с приставками пре- и при-, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. На письме они различаются написанием приставок:
Пребывать (быть, находиться) – прибывать (приближаться)
Претворить (воплотить) – притворить (закрыть)
Преступить (нарушить закон) – приступить (начать)
Презирать (не уважать) – призирать (ухаживать, опекать)
Преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит)
7. Сравните значение приставок в данных парах слов.
Прибывать в город – приезжать. Пребывать в неволе – находиться.
Радиоприемник – аппарат. Преемник традиций – продолжатель дела предшественника.
Придать блеск поверхности – изменить внешний вид. Предать друга – совершить предательство. Преданье старины – легенда.
Притворить дверь – неплотно закрыть. Претворить мечты в жизнь – воплотить.
Приступить к делу – начать. Преступить черту – самовольно нарушить.
Приходящая няня – появляющаяся в семье на время. Преходящий момент – временный, недолговечный.
Призреть бездомного котенка – приютить. Презирать негодяя – относиться пренебрежительно
Притерпеться к боли – привыкнуть. Претерпеть лишения – вынести, перенести.
Придел в храме – часть храма. Предел терпению – рубеж, граница.
Приклонить ветку – слегка наклонить. Преклоняться перед мужеством – восхищаться.
Привратник – сторож. Понятый превратно – ложно. Превратности судьбы – резкая перемена, поворот в событиях.
Приставить часового – назначить для надзора. Преставиться – умереть.
8. Проверьте себя
1. Пр...дорожное дерево. 2. Пр_увеличивать опасность. 3. Сделать пр_вивку. 4. Пр_лагать усилия. 5. Пр_чудливый узор. 6. Пр_ступить закон. 7. Пр_вилегированное сословие. 8. Пр_глушенные голоса. 9. пр_одолеть пр_пятствие 10. пр_возмочь боль 11. пр_сесть на скамью 12. выбрать пр…зидента страны
IV. Подведение итогов
Беседа по вопросам:
- О чём говорили? Что вспомнили?
- Правописание каких приставок вызывает у вас затруднение? Почему?
- Какое открытие я сделал для себя сегодня?..
V. Выставление и комментирование отметок
VI. Объяснение домашнего задания
Д/З: повторить правила правописания приставок [ 1, с. 119, упр. 168 ]
СРО: подготовить орфографическую карточку по теме: « Правописание приставок»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.