Учебное занятие (урок) по теме: "Правописание приставок"
Оценка 4.7

Учебное занятие (урок) по теме: "Правописание приставок"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—10 кл
30.04.2020
Учебное занятие (урок) по теме: "Правописание приставок"
Учебное занятие (урок) по теме: "Правописание приставок" предназначено для обучающихся 1 курсов СПО или 10 классов школ, гимназий, школ. А также им могут воспользоваться учителя русского языка и литературы. В разработке представлены разнообразные упражнения на закрепление темы и опорные таблицы, по которым можно вспомнить изученный ранее материал
Правописание приставок.docx

Тип урока комбинированный урок.

Тема. Правописание приставок

Габитова Татьяна Николаевна

ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»

преподаватель русского языка и литературы

ОУД. 01 Русский язык и литература. Русский язык

1 курс (10 класс)

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2018.

Цели учебного занятия:

обучающая: обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании приставок, совершенствовать орфографические навыки написания приставок;

развивающая: развивать умение обучающихся самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие возможности;

воспитательная: воспитывать коммуникативные способности обучающихся

 

 Планируемые результаты:

личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы;

 

предметные:  знать разные группы приставок, уметь находить в словах приставку, уметь объяснять написание гласных в приставках

Формируемые УУД:

личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Тип урока: комбинированный

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная работа

Оборудование учебного занятия:

Раздаточный материал: орфографические карточки

Наглядность:  таблицы, опорные схемы, орфографические задачи, тесты, тексты, орфографические словари

 

Ход занятия

 

Приставки придают речи столько богатейших оттенков!

Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.

 В разнообразии приставок таится разнообразие смысла

К.И. Чуковский

I. Орг. момент

 

1. Повторение изученного (правила, графическое обозначение орфограммы на письме):

- Безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением

- Чередующаяся гласная в корне слова

- Согласные, проверяемые и непроверяемые, в корне слова

2. Выполнение орфографической карточки, приготовленной обучающимися дома

Актуализация знаний

 - Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам

известно о приставках

 - Что такое приставка?

 - Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

 - Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов

 - Вспомните и запишите приставки, которые вы знаете.

 - Сколько у вас получилось?

 - Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

 В русском языке 58 активно действующих приставок

Приставки:

Без-,  бес-,  в-.  во-,  вз-, вс-,   взо-,  вне-,  внутри-из-, ис-,  вы-, до-,  еже-

за-,   изо-,   между-, меж-,  на-,  над-,  надо-,  наи-,  не-,  ни-,  низ-,  нис-,  о-

об-,  обо-,  около-,  от-,  ото-,  па-,  пере-,  по-,  под-,  подо-,  после-,  пра-

пре-,  пред-,  предо-,  при-,  про-, противо-,  раз-,  разо-,  рас-,  рос-,  с-,  со-

сверх-,  су-,  у-,  через-,  чрез,  черес-.

 

II. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание приставок»

Все приставки по написанию делятся на три группы:  

ОПОРНАЯ СХЕМА

ПРИСТАВКИ

↓                                              ↓                                       ↓

1 группы:

которые всегда пишутся одинаково, независимо от произношения

2 группы:

на –з и -с

3 группы:

при- и пре-

 

- Вспомните правила правописания приставок 1 группы, 2 группы, 3 группы

ОПОРНАЯ СХЕМА

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Не зависят от произношения,

не меняются

 

Правописание приставок на - З – и – С –

 

Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-

Запомнить: прИвередливый, прИвелегия, прИговор, прИоритет, прИмирить, прИстрастный.

 

Запомнить: прЕзидиум, прЕзирать, прЕодолеть, прЕрогатива, прЕтензия, прЕтендент

В случае затруднения обращаться к орфографическому словарю

III.Тренировочные упражнения

1.Определите, в  словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)    и…вечный, в…лететь, чере…чур

2)    пр…пираться, пр…мьера, пр…словутый

3)    без…дейный, небез…звестный, дез…нфекция

4)    во…стание, …двинуть, ни…ходящий

5)    непр…кращающийся, пр…образить, пр…способление

6)    и…коренить, …делка, и…подлобья

7)    пр…небрежение, пр…пираться, пр…видение

8)    пр…возносить, пр…бывать в Таганроге, пр…клонный

2.Выполните тест

1) В каком ряду во всех словах пишется буква З:

А) …дать, …дешний, ра…бить

Б) ра…кроить, чере…полосица, в…греть

Г) бе…душный, бе…звездный, в...бираться

2) в каком ряду во всех словах пишется буква С:

А) …губить, в…бодрить, ра…топить

Б) чере…седельник, ра…корчевка, чере…чур

В) …дание, ра…задорить, ра…пилить

2) В каком ряду во всех словах пишется буква И:

А) пр…лететь, пр…зидиум, пр…бить

Б) пр…вередливый, пр…хороший, пр…остановить

В) пр…оритет, пр…ручить, пр…прятать

Г) пр…рвать, пр…зирать, пр…говор

3) В каком ряду во всех словах пишется буква Е:

А) пр…таить, пр…глушить, пр…тендент

Б) пр…зирать, пр…одолеть, пр…мудрый

В) пр…вокзальный, пр…сесть, мой пр…емник

Г) пр…умножить, пр…скакать, пр…глушить

3. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово

1) бе_ценный, в_дремнуть, во_действие, и_гнание

2) и_подлобья, ра_щелина, чре_мерный,  бе_словесный

3) во_лагать, ра_бежаться,  во_хождение, ра_бросать

4) бе_толковый, ра_жевать, бе_заботный, бе_вкусица.

Лишнее слово: __________________

 

4. Составьте новое слово:

·         - возьмите приставку в слове ПРЕМУДРАЯ

·         - возьмите приставку в слове ОПИСАТЬ

·         - возьмите корень в слове ДОЛЯ

·         - возьмите суффикс в слове НОЧЕВАТЬ

·         - возьмите суффикс в слове КОЛЮЩЕГО

·         - возьмите окончание в слове ДЫШАЩИЙ

(преодолевающий)

- Запишите полученное слово, объясните правописание приставки в нём

- Употребите это причастие с зависимыми словами:

(преодолевающий лень, успешно преодолевающий) 

5. Подберите антоним с приставкой при- к следующим словам:

отклеить ___________________ уехал ______________________

убавить ____________________ отослать ___________________

отплыть____________________унести _____________________

отчалить ___________________убежать  ___________________

6. Замените словосочетания одним словом с приставкой при-

Лег на одну минутку ________________________________

Запорошило снегом слегка ___________________________

Слегка поднялся с земли ______________________________

Собеседник немного задумался ________________________

Буря ненадолго утихла _______________________________

Ветки слегка наклонили ______________________________

Пироги не совсем сгорели _____________________________

Слегка затормозил ___________________________________

Заглушил чуть-чуть звук радио ________________________

Остановился на минутку _____________________________

- Определите значение приставки

= Есть слова с приставками пре- и при-, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. На письме они различаются написанием приставок:

Пребывать (быть, находиться) – прибывать (приближаться)

Претворить (воплотить) – притворить (закрыть)

Преступить (нарушить закон) – приступить (начать)

Презирать (не уважать) – призирать (ухаживать, опекать)

Преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит)

7. Сравните значение приставок в данных парах слов.

  Прибывать в город  – приезжать. Пребывать в неволе  – находиться.

  Радиоприемник  – аппарат. Преемник традиций  – продолжатель дела предшественника.

  Придать блеск поверхности  – изменить внешний вид. Предать друга  – совершить предательство. Преданье старины  – легенда.

  Притворить дверь  – неплотно закрыть. Претворить мечты в жизнь  – воплотить.

 Приступить к делу  – начать. Преступить черту  – самовольно нарушить.

Приходящая няня  – появляющаяся в семье на время. Преходящий момент  – временный, недолговечный.

 Призреть бездомного котенка  – приютить. Презирать негодяя  – относиться пренебрежительно

Притерпеться к боли  – привыкнуть. Претерпеть лишения  – вынести, перенести.

Придел в храме  – часть храма. Предел терпению  – рубеж, граница.

 Приклонить ветку  – слегка наклонить. Преклоняться перед мужеством  – восхищаться.

Привратник  – сторож. Понятый превратно  – ложно. Превратности судьбы  – резкая перемена, поворот в событиях.

 Приставить часового  – назначить для надзора. Преставиться  – умереть.

8. Проверьте себя

1. Пр...дорожное дерево. 2. Пр_увеличивать опасность. 3. Сделать пр_вивку. 4. Пр_лагать усилия. 5. Пр_чудливый узор. 6. Пр_ступить закон. 7. Пр_вилегированное сословие. 8. Пр_глушенные голоса. 9. пр_одолеть пр_пятствие 10. пр_возмочь боль 11. пр_сесть на скамью 12. выбрать пр…зидента страны

 

IV.  Подведение  итогов

Беседа по вопросам:

- О чём говорили? Что вспомнили?

- Правописание каких приставок вызывает у вас затруднение? Почему?

- Какое открытие я сделал для себя сегодня?..

 

V. Выставление и комментирование отметок

 

VI. Объяснение домашнего задания

Д/З: повторить правила правописания приставок [ 1, с. 119, упр. 168 ]

СРО: подготовить орфографическую карточку по теме: « Правописание приставок»

 


 

Тип урока – комбинированный урок

Тип урока – комбинированный урок

Формируемые УУД: − личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; − регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью…

Формируемые УУД: − личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; − регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью…

Повторение изученного (правила, графическое обозначение орфограммы на письме): -

Повторение изученного (правила, графическое обозначение орфограммы на письме): -

ОПОРНАЯ СХЕМА ПРИСТАВКИ ↓ ↓ ↓ 1 группы: которые всегда пишутся одинаково, независимо от произношения 2 группы: на –з и -с 3 группы: при- и…

ОПОРНАЯ СХЕМА ПРИСТАВКИ ↓ ↓ ↓ 1 группы: которые всегда пишутся одинаково, независимо от произношения 2 группы: на –з и -с 3 группы: при- и…

Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-

Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-

Запомнить: пр И вередливый, пр

Запомнить: пр И вередливый, пр

Запомнить: пр Е зидиум, пр Е зирать, пр

Запомнить: пр Е зидиум, пр Е зирать, пр

А) пр…лететь, пр…зидиум, пр…бить

А) пр…лететь, пр…зидиум, пр…бить

Запишите полученное слово, объясните правописание приставки в нём -

Запишите полученное слово, объясните правописание приставки в нём -

Преступить (нарушить закон) – приступить (начать)

Преступить (нарушить закон) – приступить (начать)

IV . Подведение итогов

IV . Подведение итогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020