Учебное занятие "Вязание для дома и уюта" с использованием приемов ТРИЗ - Мозговой штурм в коллективе «Кружевница» (вязание крючком)

  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вязание для дома и уюта - Мозговой штурм.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

 

 

 

 

Тема занятия: «Вязание для дома и уюта» с использованием приемов ТРИЗ - Мозговой штурма

в коллективе «Кружевница» (вязание крючком)

 

 

 

 

 

Подготовила:

Пыжова Наталья Андреевна, Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Докучаевск, 2025 г.

Тема занятия: «Вязание для дома и уюта»

 

Цель занятия: Развивать креативное мышление учащихся коллектива и собрать идеи для проектов.

Задачи:

1. Учебные задачи:

- Ознакомить детей с разнообразием видов вязаных изделий для домашнего декора. 

- Научить использовать приемы ТРИЗ для поиска нестандартных идей в вязании. 

- Развитваь умения в рисовании и планировании собственных проектов изделий.

2. Развивающие задачи:

- Развивать креативное и инновационное мышление у детей.

- Способствовать развитию воображения и способности видеть предметы с разных точек зрения.

- Улучшать коммуникативные навыки через обсуждение и обмен идеями в группе.

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать уверенность в своих творческих способностях и смелость в предложении новых идей.

- Формировать бережное отношение к ручному труду и искусству вязания.

- Развивать чувство ответственности за выполнение своей идеи и уважение к идеям других участников.

Материалы и оборудование: пряжа разных цветов и текстур — толстая, тонкая, пушистая, блестящая; крючки для вязания разных размеров; иглы для сшивания вязаных деталей; ножницы; цветные карандаши, фломастеры и бумага — для рисования и разработки эскизов изделий. Примеры готовых вязаных изделий, демонстрация презентации «Вязание крючком в современном интерьере».

Ход занятия:

1. Введение (10 минут) 

Цель: Познакомить детей с темой и развивать интерес к созданию уникальных изделий для дома.

Дом — это место, где можно отдохнуть душой и телом. Сбросить напряжение после суматошного рабочего дня, расслабиться, погрузиться в ощущение комфорта и уюта. Чтобы создать для себя именно такое пространство, важно окружать себя вещами, дорогими вашему сердцу. Это могут быть милые и очаровательные вещи, связанные своими руками.

Вопросы детям: Какие вязаные вещи они уже знают? Что бы они хотели связать для себя или дома?

Рассказ педагога о том, что вязаные вручную изделия обладают особой уникальной энергетикой и с удовольствием делятся ей со своим владельцем, что вязание в интерьере позволяет сделать дизайн жилища особенным, подчеркнуть его достоинства и обозначить акценты. Рассказ о направлениях этно, эко, шебби-шик, показ  ярких фотографий и примеров вязаных изделий в данных направлениях.

2. Разминка для ума — приемы ТРИЗ (15 минут) 

Задача: научить детей по-новому смотреть на привычные вещи и придумывать необычные решения 

Прием 1: «Объединение» — предложить детям придумать, как можно соединить две разные вещи в одно вязаное изделие. Например, связать подушку и корзинку вместе! 

Прием 2: «Изменение качества или свойств» — спросить: «А если бы наш коврик умел менять цвет или был мягким и пушистым, что бы это было?»

Прием 3: «Использование противоположностей» — взять предмет, обычно плоский, и придумать, как сделать его объёмным или наоборот.

Каждый прием детально объясняется с простыми примерами и разбором.

3. Генерация идей (20 минут)

Каждый ребёнок рисует или рассказывает свою идею вязаного изделия для дома, используя приемы ТРИЗ. Важно поощрять самые смелые и необычные мысли.

Можно организовать мини-беседу, где дети дополняют или улучшают идеи друг друга.

4. Примеры работ и образцы (10 минут)

Показать образцы и презентацию «Вязание крючком в современном интерьере» (фотографии необычных вязаных изделий для домашнего декора: коврики с 3D-узорами, яркие панно, мягкие игрушки-декорации, кашпо для горшков с растениями, ажурные книжные обложки).

Рассказать, какие идеи можно использовать в своих проектах.

С помощью крючка и нитей можно создать множество интересных деталей для кухни. Это могут быть чехлы для посуды, салфетки, подставки, прихватки, полотенца и колпаки на чайники. Вязание в интерьере столовой позволит подчеркнуть уют этой комнаты и выделить яркие акценты. Можно связать своими руками красивые праздничные скатерти с узорами

5. Подведение итогов и обсуждение (10 минут) 

Вопросы детям: Что нового вы сегодня узнали? Какие идеи понравились больше всего? Что хотите сделать первым? 

Сделать акцент на том, что каждое изделие уникально благодаря вашей фантазии и творчеству.

Выводы:

Используя прием ТРИЗ мозговой штурм на занятии кружка, дети научились смотреть на обычные вязаные изделия по-новому: они перестали воспринимать их только как стандартные вещи и стали видеть в них множество возможностей для экспериментов и преобразований.

Например, прием «Объединение» помог ребятам представить, как можно соединить разные изделия в одно — например, подушку и корзинку, создавая необычные и полезные вещи.

Прием «Изменение качества или свойств» заставил детей подумать, как сделать изделие мягче, пушистее или ярче, открывая простор для необычных текстур и цветов.

Прием «Использование противоположностей» научил видеть в плоских вещах объем или наоборот — придумывать новые формы и структуру, выходя за рамки привычных узоров.

Таким образом, мозговой штурм способствовал развитию у детей креативное мышление и умение находить инновационные идеи, превращая простое вязание в настоящее искусство создания уникальных декоративных изделий. Развитие креативного мышления поможет им в дальнейшем придумывать свои уникальные работы, которые смогут не только украсить дом, но и стать подарками с душой. Главное — не бояться экспериментировать и воплощать свои фантазии в жизнь!