Учебные программы в школе для учащихся с нарушениями слуха

  • docx
  • 04.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебные программы в школе для учащихся.docx

Учебные программы в школе для учащихся

с нарушениями слуха

 

 

Учебная программа – нормативный документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по темам и разделам. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими, авторскими.

Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования РФ, носят рекомендательный характер. Полнота усвоения программных знаний и умений есть важнейший критерий эффективности процесса обучения по предмету. Типовые учебные программы не охватывают факультативы и курсы по выбору.   

Рабочие учебные программы создаются на основе типовых самими учителями и утверждаются педагогическим советом школы; в них отражен национально-региональный компонент (если он введен в качестве особого раздела в содержание предмета), а также образовательный потенциал учащихся и местные особенности школы. Понятно, что оригинальные рабочие учебные программы создаются по факультативам и предметам по выбору и также утверждаются педсоветом школы. В этом случае оригинальные программы имеют статус авторских, поскольку являются, по сути, методическим творчеством учителя, а не адаптированным слепком типовой программы.

Авторские учебные программы могут быть созданы и полностью самостоятельно как оригинальный жанр, и на основе типовых программ, но содержать свою оригинальную логику построения учебного предмета, своеобразный технологический подход, свою точку зрения и т.д. Такие программы обсуждаются и защищаются учителем на методических советах района (или города), получают сертификат соответствия, который дает право на их использование в образовательном учреждении.

Учебные программы конструируются по концентрическому и линейному (линейно-ступенчатому) принципу. При концентрическом принципе расположения учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, отличаясь по глубине и объему развертывания материала. Примером может служить программа по ИЗО, где с 1 по 6 класс изучаются одни и те же разделы: «Композиция». «Цвет и краски», «Форма, пропорция, конструкция», «Пространство», «Восприятие произведений искусства». Еще пример: программа по предметно-практическому обучению включает постоянные разделы: лепка; аппликационные работы; моделирование и конструирование из бумаги; работа с тканью, работа с разными материалами.

Частным вариантом концентрического принципа в специальной школе в ряде программ, особенно в младших классах, является принцип пропедевтики. Суть его в том, что изучение программных тем предваряется пропедевтическими разделами учебного предмета на уровне изучения ключевых слов-понятий, которое планирует и проводит сам учитель.

Линейный принцип изложения состоит в том, что материал (тема, раздел) изучается один раз, с достаточной глубиной, к теме не возвращаются после какого-то перерыва. Каждая последующая тема является логическим продолжением предыдущей. Такое расположение материала принято в предмете «Математика», «Литература».

Частным вариантом линейного принципа является линейно-ступенчатый, когда трудная тема изучается в два этапа, например, тема «Имя существительное» вводится в программе школы для глухих в 8 классе, изучается часть темы, в 9 классе изучаются остальные разделы темы.