Учебные теории в современной психологии образования
Оценка 4.7

Учебные теории в современной психологии образования

Оценка 4.7
Научные работы
docx
преподавание
Взрослым
06.02.2022
Учебные теории в современной психологии образования
В статье речь идет о трех значимых учебных теориях: бихевиоризме, когнитивизме и конструктивизме.
Учебные теории.docx

Учебные теории в современной психологии образования

В психологии существуют учебные теории, которые выявляют обстоятельства и процессы обучения. Разные учебные теории дают разные представления о том, как протекает учебный процесс и какие специфические величины имеют значение.

Существуют три значимые учебные теории – бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм.

Обучение – это процесс, который результируется в относительно постоянном изменении поведения или потенциала поведения, и основывается на опыте. (Цимбардо&Герриг 2008 стр. 243)

Обучение состоит из 4 процессов:

1.      Переработка информации.

2.      Организация обучения.

3.      Координация обучения.

4.      Определение учебной цели.

 

Бихевиоризм — это направление в психологии, предметом изучения которого является поведение людей, животных посредством систематического подхода. Бихевиоризм развился в 20-60-ых годах.

Основная идея этого направления заключается в том, что человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков. Ученые отрицали такое явление, как сознание, и утверждали, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне.

Психолог Джон Уотсон считается основателем бихевиоризма. Он разработал простую схему, на которой наглядно объяснил, как действует животное и человек — стимул провоцирует рефлекс. Согласно Уотсону любое поведение можно заранее предсказать и управлять им, если подобрать правильный подход к исследованию поведения.

Идеи бихевиоризма, основанные на эмпирическом опыте, оказали большое влияние на научное общество. Но у любой теории всегда найдутся как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их подробнее:

  • Последователи бихевиоризма исследовали только внешние реакции человека, которые представлялись возможным для наблюдения. При этом они полностью игнорировали внутренние проявления человека: психологические и физиологические процессы.
  • Ученые утверждали, что можно влиять и контролировать поведение любого живого существа. Но они исследовали только внешние простые реакции человека, для них не имели никакого значения комплексные действия личности в целом.
  • Бихевиористы не учитывали разницу между животными и людьми, их действия и поведение они исследовали по одной и той же методике.
  • При разработке механизмов поведения, ученые не изучали дополнительно важные факторы — это социум, мотивация и психический образ, которые также влияют на поступки человека.

Когнитивизм

Когнитивная психология — направление современной психологической науки, изучающее познавательные процессы. Как самостоятельная отрасль она оформилась в 1950-х — начале 1960-х годов, когда Д. Миллер совместно с Д. Брунером в 1960 году создали первый Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете.

Известными представителями когнитивизма также являются Р. Аткинсон, Л. Фестингер, Д. Келли и др.

Основные предпосылки ее возникновения:

-          неспособность бихевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения к элементам сознания;

-          развитие систем вычислений и кибернетики;

-          развитие современной лингвистики.

Самые известные достижения когнитивной психологии:

-          теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера;

-          теория каузальной атрибуции (теория о том, как люди объясняют поведение других);

-          теория личностных конструктов Д. Келли (утверждает, что каждое событие осознается и интерпретируется разными людьми по-разному, поскольку каждый индивид наделен уникальной системой конструктов или схем).

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола coghoscere — знать.

Когниция — это собирательное обозначение целенаправленных усилий, предпринимаемых, чтобы найти, узнать, распознать, понять, различить, классифицировать, обсуждать предметы, а также обрабатывать их, то есть изменять их путем мыслительных операций (от конкретизации до абстрагирования).

Психологи, объединившиеся вокруг данного подхода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на стимулы (внутренние факторы или события во внешнем мире). Наоборот, человеческому разуму доступно много больше: анализировать информацию о реальной действительности, делать сравнения, принимать решения, решать проблемы, возникающие перед ним ежеминутно.

Таким образом, когнитивизм основывается на трактовке человека как существа, которое понимает, анализирует, поскольку находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.

Другими словами, когнитивная психология отличается от поведенческих теорий «стимул — реакция» тем, что не предполагает однолинейного направления причинности поведения, а руководствуется теорией саморегуляции и самоорганизации исследуемых систем.  Отсюда выделяются другие методические парадигмы когнитивизма, направленные на сложные системные связи в процессе познания.

Основными объектами изучения являются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение и речь. Распознавание образов, искусственный и человеческий интеллект также относятся к сфере интересов когнитивной психологии.

 

Конструктивизм

Конструктивизм — направление в психологии и философии образования, главная идея которого в том, что познание — это конструирование. Проще говоря, знания мы не просто пассивно усваиваем, а самостоятельно выстраиваем по мере того, как знакомимся с окружающим миром и осмысливаем этот опыт. Это осмысление происходит на основе уже имеющихся у нас знаний и опыта и зависит от стадии нашего когнитивного развития и культурного фона.

Для традиционного педагога ученик — пустой сосуд, который можно заполнить любой информацией. Учитель-конструктивист же старается создать условия, в которых ученик сам будет искать ответы на волнующие его вопросы. В результате он самостоятельно построит новое знание — вернее, встроит его в уже существующие у него представления о мире, сформированные предыдущим опытом. Поскольку опыт каждого человека уникален, то и знание, которое сформирует один ученик, будет отличаться от того, что получится у другого. А ещё это означает, что освоение нового материала невозможно без внутренних перемен.

Один из основоположников конструктивизма — швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший детскую психику. Пиаже выделил стадии интеллектуального развития ребёнка. Абстрактное мышление, например, как выяснил учёный, появляется у детей не раньше 12 лет, а значит, до этого возраста бессмысленно учить их, скажем, геометрии.

Пиаже отверг царившую в начале XX века идею о том, что знание — это пассивное отражение внешней, объективной реальности. Вместо этого он предложил концепцию обучения как динамического процесса последовательной адаптации к действительности, в ходе которого ученики создают и тестируют собственные гипотезы о мире.

Таким образом, обучение, по Пиаже, — это процесс трансформации, а не накопления знаний. Поскольку подход Пиаже сосредоточен на интеллектуальной стороне обучения, сформированное им течение называют когнитивным конструктивизмом.

Основатель ещё одного вида конструктивизма, который на Западе называют социальным (от англ. social constructivism), — советский учёный Лев Выготский. В отличие от Пиаже, Выготский считал, что обучение — это в первую очередь социальный процесс. Среда, в которой воспитывается ребёнок, влияет на то, что и как он думает.

А в педагогике идеи конструктивизма развивал американский философ и учитель Джон Дьюи. Как и Пиаже и Выготский, Дьюи не верил в то, что знание можно приобрести зубрёжкой или повторными прослушиваниями лекции, которую не удалось понять в первый раз. Лучшим способом усвоения новой информации он считал решение задач, с которыми ученик может столкнуться и в реальной жизни. Причём эти задачи должны иметь для ученика смысл и значимость. А стимулом для обучения может стать когнитивный конфликт: в голове ученика сталкиваются две противоположные идеи, и он пытается разрешить это противоречие. Свой подход Дьюи назвал прогрессивной педагогикой.

Принципы конструктивистского обучения

  1. Учащийся использует сенсорные входы для создания смысла.
  2. Обучение состоит как из конструирования значения, так и из построения систем смысла. Обучение имеет несколько слоев.
  3. Обучение происходит в уме. Физическая активность может быть необходимой, но не достаточной сама по себе.
  4. Обучение включает в себя использование языка. Выготский считал, что язык и обучение неразрывно связаны.
  5. Обучение - это социальная деятельность..
  6. Обучение является контекстным. Люди не воспринимают факты изолированно от ситуаций и контекстов, которые имеют отношение к обучению.
  7. Предварительные знания необходимы для обучения. Это основа структуры и создания смысла. Чем больше мы знаем, тем больше мы можем узнать.
  8. Обучение требует времени; Это не спонтанно. Ученики встречают информацию, размышляют, используют, практикуют и опыт.
  9. Мотивация является необходимым компонентом, так как активизирует сенсорный аппарат людей. Актуальность, любопытство, веселье, чувство достижения, награды и другие мотивирующие элементы способствуют обучению,

В таблице представлен обзор учебных теорий при помощи наглядной категоризации (Баумгартнер и Прайр 1999)

Категория

Бихевиоризм

Когнитивизм

Конструктивизм

Мозг

пассивный хранитель

устройство, перерабатывающее информацию (компьютер)

информационно-закрытая система

Знание

откладывается

перерабатывается

конструируется

Знание

вход-выход-отношения

внутренний процесс переработки

умение оперировать ситуацией

Учебная цель

правильные ответы

правильные методы поиска ответов

преодолевать сложные ситуации

Парадигма

стимул-рефлекс

решение проблемы

конструкция

Стратегия

учить

наблюдать и помогать

сотрудничать

Учитель

авторитет

тьютор

коуч/тренер

Обратная связь

дана извне

смоделирована извне

смоделирована внутри

 Таблица 1: Учебные парадигмы в сравнении (Баумгартнер и Прайр 1999)

Относительно своих дидактических последствий представленные здесь три учебные теории не исключают друг друга. Разумеется парадигму «стимул-реакция» невозможно сравнить с внутренними процессами переработки индивидуума, но активация учащегося присутствует во всех трех теориях. Бихевиористический принцип стимуляции обучения  имеет смысл в таких учебных ситуациях как изучение осков и фактов. В таблице представлены примеры как различные принципы учебных теорий могут найти свое применение.

 

Учебная теория

Принцип

Пример

Бихевиоризм

Пошаговое обучение с повторениями и подкреплениями

Занятия языком: слова и грамматика запоминается через повторения и обратную связь

Когнитивизм

Когнитивная переработка и построение, модификация когнитивных структур

Обучающая программа: После короткого объяснения учащиеся пробуют новые знания, при затруднениях помощь учителя

Конструктивизм

Реальные ситуации и конкретный контекст применения создают основу для самостоятельного осознания и переработки проблемы

Исследование: учащиеся анализируют проблему, формулируют проблему и ищут сами информацию.

    Таблица 2: Применение учебных теорий (Ленер 2009)

 

 

Список литературы

1.      Максимов Л.В.: Когнитивизм как парадигма гуматитарно-философской мысли. Москва 2003.

2.      Петренко В.Ф.: Конструктивистская парадигма в психологической науке. Психологический журнал 2002 №3 с 113-121.

3.      Янчук В.А.:Введение в современную социальную психологию. Минск 2005.

4.      Arnold R., Schön M.: Ermöglichungsdidaktik. Ein Lernbuch. Bern: hep Verlag 2019.


 

Учебные теории в современной психологии образования

Учебные теории в современной психологии образования

Д. Миллер совместно с Д. Брунером в 1960 году создали первый

Д. Миллер совместно с Д. Брунером в 1960 году создали первый

А ещё это означает, что освоение нового материала невозможно без внутренних перемен

А ещё это означает, что освоение нового материала невозможно без внутренних перемен

В таблице представлен обзор учебных теорий при помощи наглядной категоризации (Баумгартнер и

В таблице представлен обзор учебных теорий при помощи наглядной категоризации (Баумгартнер и

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022