Учебные теории в современной психологии образования
В психологии существуют учебные теории, которые выявляют обстоятельства и процессы обучения. Разные учебные теории дают разные представления о том, как протекает учебный процесс и какие специфические величины имеют значение.
Существуют три значимые учебные теории – бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм.
Обучение – это процесс, который результируется в относительно постоянном изменении поведения или потенциала поведения, и основывается на опыте. (Цимбардо&Герриг 2008 стр. 243)
Обучение состоит из 4 процессов:
1. Переработка информации.
2. Организация обучения.
3. Координация обучения.
4. Определение учебной цели.
Бихевиоризм — это направление в психологии, предметом изучения которого является поведение людей, животных посредством систематического подхода. Бихевиоризм развился в 20-60-ых годах.
Основная идея этого направления заключается в том, что человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков. Ученые отрицали такое явление, как сознание, и утверждали, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне.
Психолог Джон Уотсон считается основателем бихевиоризма. Он разработал простую схему, на которой наглядно объяснил, как действует животное и человек — стимул провоцирует рефлекс. Согласно Уотсону любое поведение можно заранее предсказать и управлять им, если подобрать правильный подход к исследованию поведения.
Идеи бихевиоризма, основанные на эмпирическом опыте, оказали большое влияние на научное общество. Но у любой теории всегда найдутся как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их подробнее:
Когнитивизм
Когнитивная психология — направление современной психологической науки, изучающее познавательные процессы. Как самостоятельная отрасль она оформилась в 1950-х — начале 1960-х годов, когда Д. Миллер совместно с Д. Брунером в 1960 году создали первый Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете.
Известными представителями когнитивизма также являются Р. Аткинсон, Л. Фестингер, Д. Келли и др.
Основные предпосылки ее возникновения:
- неспособность бихевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения к элементам сознания;
- развитие систем вычислений и кибернетики;
- развитие современной лингвистики.
Самые известные достижения когнитивной психологии:
- теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера;
- теория каузальной атрибуции (теория о том, как люди объясняют поведение других);
- теория личностных конструктов Д. Келли (утверждает, что каждое событие осознается и интерпретируется разными людьми по-разному, поскольку каждый индивид наделен уникальной системой конструктов или схем).
Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола coghoscere — знать.
Когниция — это собирательное обозначение целенаправленных усилий, предпринимаемых, чтобы найти, узнать, распознать, понять, различить, классифицировать, обсуждать предметы, а также обрабатывать их, то есть изменять их путем мыслительных операций (от конкретизации до абстрагирования).
Психологи, объединившиеся вокруг данного подхода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на стимулы (внутренние факторы или события во внешнем мире). Наоборот, человеческому разуму доступно много больше: анализировать информацию о реальной действительности, делать сравнения, принимать решения, решать проблемы, возникающие перед ним ежеминутно.
Таким образом, когнитивизм основывается на трактовке человека как существа, которое понимает, анализирует, поскольку находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.
Другими словами, когнитивная психология отличается от поведенческих теорий «стимул — реакция» тем, что не предполагает однолинейного направления причинности поведения, а руководствуется теорией саморегуляции и самоорганизации исследуемых систем. Отсюда выделяются другие методические парадигмы когнитивизма, направленные на сложные системные связи в процессе познания.
Основными объектами изучения являются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение и речь. Распознавание образов, искусственный и человеческий интеллект также относятся к сфере интересов когнитивной психологии.
Конструктивизм
Конструктивизм — направление в психологии и философии образования, главная идея которого в том, что познание — это конструирование. Проще говоря, знания мы не просто пассивно усваиваем, а самостоятельно выстраиваем по мере того, как знакомимся с окружающим миром и осмысливаем этот опыт. Это осмысление происходит на основе уже имеющихся у нас знаний и опыта и зависит от стадии нашего когнитивного развития и культурного фона.
Для традиционного педагога ученик — пустой сосуд, который можно заполнить любой информацией. Учитель-конструктивист же старается создать условия, в которых ученик сам будет искать ответы на волнующие его вопросы. В результате он самостоятельно построит новое знание — вернее, встроит его в уже существующие у него представления о мире, сформированные предыдущим опытом. Поскольку опыт каждого человека уникален, то и знание, которое сформирует один ученик, будет отличаться от того, что получится у другого. А ещё это означает, что освоение нового материала невозможно без внутренних перемен.
Один из основоположников конструктивизма — швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший детскую психику. Пиаже выделил стадии интеллектуального развития ребёнка. Абстрактное мышление, например, как выяснил учёный, появляется у детей не раньше 12 лет, а значит, до этого возраста бессмысленно учить их, скажем, геометрии.
Пиаже отверг царившую в начале XX века идею о том, что знание — это пассивное отражение внешней, объективной реальности. Вместо этого он предложил концепцию обучения как динамического процесса последовательной адаптации к действительности, в ходе которого ученики создают и тестируют собственные гипотезы о мире.
Таким образом, обучение, по Пиаже, — это процесс трансформации, а не накопления знаний. Поскольку подход Пиаже сосредоточен на интеллектуальной стороне обучения, сформированное им течение называют когнитивным конструктивизмом.
Основатель ещё одного вида конструктивизма, который на Западе называют социальным (от англ. social constructivism), — советский учёный Лев Выготский. В отличие от Пиаже, Выготский считал, что обучение — это в первую очередь социальный процесс. Среда, в которой воспитывается ребёнок, влияет на то, что и как он думает.
А в педагогике идеи конструктивизма развивал американский философ и учитель Джон Дьюи. Как и Пиаже и Выготский, Дьюи не верил в то, что знание можно приобрести зубрёжкой или повторными прослушиваниями лекции, которую не удалось понять в первый раз. Лучшим способом усвоения новой информации он считал решение задач, с которыми ученик может столкнуться и в реальной жизни. Причём эти задачи должны иметь для ученика смысл и значимость. А стимулом для обучения может стать когнитивный конфликт: в голове ученика сталкиваются две противоположные идеи, и он пытается разрешить это противоречие. Свой подход Дьюи назвал прогрессивной педагогикой.
В таблице представлен обзор учебных теорий при помощи наглядной категоризации (Баумгартнер и Прайр 1999)
Категория |
Бихевиоризм |
Когнитивизм |
Конструктивизм |
Мозг |
пассивный хранитель |
устройство, перерабатывающее информацию (компьютер) |
информационно-закрытая система |
Знание |
откладывается |
перерабатывается |
конструируется |
Знание |
вход-выход-отношения |
внутренний процесс переработки |
умение оперировать ситуацией |
Учебная цель |
правильные ответы |
правильные методы поиска ответов |
преодолевать сложные ситуации |
Парадигма |
стимул-рефлекс |
решение проблемы |
конструкция |
Стратегия |
учить |
наблюдать и помогать |
сотрудничать |
Учитель |
авторитет |
тьютор |
коуч/тренер |
Обратная связь |
дана извне |
смоделирована извне |
смоделирована внутри |
Таблица 1: Учебные парадигмы в сравнении (Баумгартнер и Прайр 1999)
Относительно своих дидактических последствий представленные здесь три учебные теории не исключают друг друга. Разумеется парадигму «стимул-реакция» невозможно сравнить с внутренними процессами переработки индивидуума, но активация учащегося присутствует во всех трех теориях. Бихевиористический принцип стимуляции обучения имеет смысл в таких учебных ситуациях как изучение осков и фактов. В таблице представлены примеры как различные принципы учебных теорий могут найти свое применение.
Учебная теория |
Принцип |
Пример |
Бихевиоризм |
Пошаговое обучение с повторениями и подкреплениями |
Занятия языком: слова и грамматика запоминается через повторения и обратную связь |
Когнитивизм |
Когнитивная переработка и построение, модификация когнитивных структур |
Обучающая программа: После короткого объяснения учащиеся пробуют новые знания, при затруднениях помощь учителя |
Конструктивизм |
Реальные ситуации и конкретный контекст применения создают основу для самостоятельного осознания и переработки проблемы |
Исследование: учащиеся анализируют проблему, формулируют проблему и ищут сами информацию. |
Таблица 2: Применение учебных теорий (Ленер 2009)
Список литературы
1. Максимов Л.В.: Когнитивизм как парадигма гуматитарно-философской мысли. Москва 2003.
2. Петренко В.Ф.: Конструктивистская парадигма в психологической науке. Психологический журнал 2002 №3 с 113-121.
3. Янчук В.А.:Введение в современную социальную психологию. Минск 2005.
4. Arnold R., Schön M.: Ermöglichungsdidaktik. Ein Lernbuch. Bern: hep Verlag 2019.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.