Анализируя итоги успеваемости, сравнивая их по годам, четвертям в первую очередь обращаем внимание на качество успеваемости. Отличники, хорошисты, участники и победители олимпиад – это наша гордость, это результат нашего труда.
Но есть, как говорится и другая сторона медали, которая вызывает совершенно противоположные чувства.
Почти все трудности, возникающие у детей, учитель связывает главным образом с успеваемостью. При этом оценка ребенка укладывается, как правило, в типичную схему. Отличник – значит, хороший ученик, получает двойки – значит, плохой. Соответствуют этой схеме и применяемые меры. В лучшем случае в школу вызываются родители, которым педагог предъявляет претензии, что они плохо смотрят за сыном или дочерью, плохо воспитывают, мало с ним занимаются.Учебные успехи – это ещё не всё. Уважение других ведь начинается с уважения себя, и это очень важно. Надо быть объективным не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации. Не надо поддаваться эмоциям, чувствам. Они плохие советчики и решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным. Надо уметь дифференцировать проявления различных трудностей при обучении.
Учебные успехи это еще не все..docx
Костанайская область
Наурзумский район
с Шолаксай
Шолаксайская сш
Руководитель МО «Точных наук»
Хамицевич Н Ю
Учебные успехи – это ещё не всё.
Анализируя итоги успеваемости, сравнивая их по годам, четвертям в первую очередь обращаем
внимание на качество успеваемости. Отличники, хорошисты, участники и победители олимпиад – это
наша гордость, это результат нашего труда.
Но есть, как говорится и другая сторона медали, которая вызывает совершенно противоположные
чувства.
Почти все трудности, возникающие у детей, учитель связывает главным образом с успеваемостью. При
этом оценка ребенка укладывается, как правило, в типичную схему. Отличник – значит, хороший
ученик, получает двойки – значит, плохой. Соответствуют этой схеме и применяемые меры. В лучшем
случае в школу вызываются родители, которым педагог предъявляет претензии, что они плохо смотрят
за сыном или дочерью, плохо воспитывают, мало с ним занимаются. В худшем случае, педагог
отчитывает нерадивого ученика перед классом, не стесняясь и не задумываясь о последствии. Проще
всего отнести такого ребенка к разряду “неспособных” или ещё хуже “умственно отсталых”. Очень
быстро они перестают обращать на них внимание, ставят тройки только для того, чтобы перевести в
следующий класс, и не думают, о том, что этим самым обрекают детей на стойкую неуспеваемость,
положение изгоя в классе. Как правило, у таких детей в дальнейшем развивается негативное отношение
к школе, патологическое формирование личности и характера.
Чтобы найти средство преодоления неуспеваемости, надо знать причины. У каждого ученика своя
причина. Даже наиболее опытные педагоги говорят о нежелании учиться, о дурном влиянии улицы,
семьи , но никогда не связывают неуспеваемость с недостатками своей работы. Впрочем,
неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.
Выделяется 2 группы причин неуспеваемости внутренние и внешние. К внешним причинам относятся
причины социального плана, а также несовершенство учебного процесса это неинтересные уроки,
отсутствие индивидуального подхода.
А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости является плохое здоровье учащихся, низкое
развитие интеллекта, отсутствие положительной мотивации учения и слабо развитая волевая среда, так
как именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности. Итак, дело не только в
том, что ученик не желает учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Каждому
учителю знакомы эти рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой работоспособностью,
усталость у них возникает уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с
безучастным видом, ложатся на парту. Утомление у них выражается резко сниженной умственной
работоспособностью, замедленным темпом деятельности. Поэтому учителям знание о здоровье ученика
просто необходимо. Иногда у учителя нет четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере
мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения.
Поэтому, зная истинные причины, мы можем дифференцированно оказывать помощь каждой группе
учащихся. В работе со слабоуспевающими учащимися учителя, в основном, используют
индивидуальную форму обучения, однако наблюдения и результаты исследований говорят о том, что
наиболее продуктивны групповые занятия.
Организованная групповая работа на разных этапах урока, где слабоуспевающие совместно с сильными
учащимися решают учебные задачи, очень эффективна. В данном случае сильные учащиеся являются
образцом для подражания.
В любых ситуациях нужно стараться сохранять спокойный тон, быть доброжелательным. Не скупитесь
на похвалу даже за самый незначительный успех. Самое плохое “забивать” ученика восклицаниями
“Опять плохо”, “Не стараешься”. Ученик теряет веру в свои силы “Старайся, не старайся, все равно
двойка!”. А вы похвалите, даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок, следуйте правилу:
“Хвалить надо при всех, ругать – только наедине”. Дайте возможность каждому ученику проявить себя
с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет, считает, но может быть поет, рисует, знает и
любит животных, знает все марки машин. Учебные успехи – это ещё не всё. Уважение других ведь
начинается с уважения себя, и это очень важно. Надо быть объективным не только в оценке ученика, но
и в оценке сложившейся ситуации. Не надо поддаваться эмоциям, чувствам. Они плохие советчики и
решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным. Надо уметь дифференцировать
проявления различных трудностей при обучении.
Учебные успехи – это ещё не всё.
Учебные успехи – это ещё не всё.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.