Учебные задания по обществознанию

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание 1. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ. 2 2. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ И ТАБЛИЦ. 3 3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ДВУХ МНОЖЕСТВАХ 3 4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОВ И МНЕНИЙ. 3 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРЕДЛАГАЕМОМУ КОНТЕКСТУ………………………………………………………………….…9 6.НАХОДИТЬ, ОСОЗНАННО ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮСЯ В ТЕКСТЕ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ. 3 7. САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ КЛЮЧЕВЫХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ. 3 8. КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯИ ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК, ФОРМИРУЮЩИХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙКУРС…………………………………………… .14 9. ПРИМЕНЯТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО АКТУАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ. 3 10.СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, УСТАНАВЛИВАТЬ И ОТРАЖАТЬ В СТРУКТУРЕ ПЛАНА СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХОБЪЕКТОВ,ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. 3 11.РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ АВТОРСКОГО СУЖДЕНИЯ, ПРИВЛЕКАТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК, САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ И КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ. 3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 3
Иконка файла материала конспект.docx
Кафедра исторического и социально-экономического образования Итоговая работа по программе повышения квалификации "Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ" по теме: « Комплект учебных заданий по теме: «Истина и ее критерии»Содержание НАХОДИТЬ, 1. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ.................................................................................2 2.ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ И ТАБЛИЦ.......6 Термины................................................................................................................................ 7 Определения.........................................................................................................................7 Истина................................................................................................................................... 7 Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире.............................7 ……......................................................................................................................................... 7 Эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами......................7 3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ДВУХ МНОЖЕСТВАХ ............................................................................................................................................... 7 4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОВ И МНЕНИЙ......................8 6. ОСОЗНАННО ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮСЯ В ТЕКСТЕ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ..........................................................................................................................15 7. САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ КЛЮЧЕВЫХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ....................................................17 9. ПРИМЕНЯТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО АКТУАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ......................19 10.СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, УСТАНАВЛИВАТЬ И ОТРАЖАТЬ В СТРУКТУРЕ ПЛАНА СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ.....................................20 11. РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ АВТОРСКОГО СУЖДЕНИЯ, ПРИВЛЕКАТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК, САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ И КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ................................................................................................................21 1. Истина, критерии истины http://scorcher.ru/.................................................................22 1. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ. 1.Исчерпывающее, раз и навсегда установленное знание – это 21) научное понятие 3) народная мудрость 2) относительная истина 4) абсолютная истина1 1 Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. М.: Экзамен, 2015, с.13 32. И абсолютная, и относительная истины 1) всегда подтверждаются в эксперименте 2) носят объективный характер 3) дают исчерпывающееся знание о предмете 44) могут быть со временем опровергнуты2 3. Истинное знание, в отличие от ложного 1) создается в результате познавательной деятельности 2) требует усилий для понимания 3) соответствует предмету познания 2 Там же, с. 16 54) является результатом наблюдений3 2.ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ  ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ  СХЕМ И  ТАБЛИЦ. 1. Какое слово пропущено в схеме? Истина ………… Объективн ая Абсолютна я 2. Какое слово пропущено в таблице? Виды Абсолютная истина …………… Характеристика Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей 3. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы. 3 Там же, с. 21 6Термины  Истина Определения Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире …….. Эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами 3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ДВУХ МНОЖЕСТВАХ 1. Соотнесите данные с формами истины Формы истины Примеры А. Абсолютная Б. Относительная 1) В 1688 г. были открыты красные кровяные тельца- эритроциты 2) В 1690г. проведено наблюдение поляризации света 3) земля вертится 4) скорость вращения Земли 460 м/с 5) Земля- планета Солнечной системы 2. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите все соответствующие позиции из второго столбца. 71.Объективная истина 3. Абсолютная истина 2. Относительная истина А. Достоверное знание, зависящее от мнений и пристрастий Б. Исчерпывающее, полное досто-верное знание об объективном мире В. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности Г. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент Д. Информация, соответствующая действительному положению вещей Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:   ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   В   СОЦИАЛЬНОЙ   ИНФОРМАЦИИ   ФАКТОВ   И 4.   МНЕНИЙ. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. 8которое оправдывается (А) Истина не существует в природе сама по себе в виде чего-то. (Б) Это - человеческая абстракция для обозначения того утверждения, в действительности в рамках определенных условий (граничных условий, в которых утверждение верно). (В) Таким образом, истина - определенное граничными условиями, адекватное реальности утверждение. (Г)Неадекватное реальности утверждение называется ложью. (Д)Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение4 реально, Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Ответ: А Б В Г Д 2. (А) Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. 4 Истина, критерии истины http://scorcher.ru/ 9(Б) Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания   к   ней   является   заблуждение.   (В)   Критерии   истины   подразделяются   на эмпирические   (опыт,   практика)   и   внеэмпирические   (логические,   теоретические,   а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.)”. (Г) Но это определение достаточно неполно, и его следует раскрыть более подробно. (Д) Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины.5 Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Ответ: А Б В Г Д 3. (А) Познание начинается с непосредственного воздействия вещей (объектов) на чувственные способности человека. (Б) Посредством чувств он получает первые данные о внешнем мире. (В) Человеческие органы чувств – это те "окна", через которые природа "входит" в человека, а человек всматривается в природу. (Г) Можно сказать иначе: чувства – это те "окна", через которые природа всматривается в самое себя. (Д) Природа раскрывает свои сущностные свойства, но раскрывает не сразу, не полностью, а заставляет человека использовать для этого имеющийся у него инструмент – разум (мышление). 5Банк рефератов. Истина и круг ее проблем http://xreferat.ru/ 1011ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРЕДЛАГАЕМОМУ КОНТЕКСТУ. ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Целью познания является __________(А) …Свойством истины является ________(Б) - , т.е. соответствие реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта, т.е. человека. В тоже время человеческая истина всегда относительна, т.е. это знание неполное - пределами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является ________(В), т.е. бесконечность познания, накопления знаний о мире. В то же время знание о каком-то объекте действительности может быть исчерпывающим. Такое знание понимается учеными как __________(Г) истина. Абсолютная и относительная истина служат моментами истины ________(Д)…Истине противоречит в познании ______(Е) – неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман».6 6 Кишенкова О,В, ГИА. Обществознание: универсальный справочник. М.: Яуза – пресс, 2014, с. 76. 12Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) знание 4) истина 7) относительная 2) объективность 5) субъективность 8) абсолютная 3) ложь 6) процессуальность 9) объективная В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Ответ: А Б В Г Д Е 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) абсолютная истина; 2) относительная истина; 3) объективная истина; 4) заблуждение; 5) истина. Ответ:________ 133. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключение двух, связаны с понятием «истина». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рациональное познание 4) критерий истины 2) абсолютная истина 5) относительная истина; 3) объективная истина; 6) суждения. Ответ:________ 146. НАХОДИТЬ, ОСОЗНАННО ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮСЯ В ТЕКСТЕ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества: это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания - и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта и субъекта познания, их отношений… Объективная истина в общественных науках., как ив естествознании одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины - это практика. При этом надо всегда иметь ввиду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении. Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерием практики настолько «определен», чтобы отличить объективные знания от субъективных мнений и 15идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в тоже время настолько «неопределен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».7 1. Какие два определения объективной истины даны автором ? 2. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте? 3. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания. 4. Приведите 3 примера, подтверждающих 3 любых утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример. 7 Боголюбов Л. Н. Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразоват .организаций :профил. уровень / Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2013, с. 230 16САМОСТОЯТЕЛЬНО   7.   СМЫСЛ   КЛЮЧЕВЫХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ   ПОНЯТИЙ   И   ПРИМЕНЯТЬ   ИХ   В   ЗАДАННОМ РАСКРЫВАТЬ КОНТЕКСТЕ. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о формах истины, и одно предложение о критериях истины. Комментарии: выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки учащихся: 1) определение (раскрытие смысла) указанного базового понятия, 2) использование данного понятия в правильном контексте (включение его в связи с другими понятиями, формулирование понятий). 3) Характер приводимых суждений (предложений) с точки зрения их корректности 178. КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИ ИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК, ФОРМИРУЮЩИХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ КУРС. 1. Назовите три формы истины и проиллюстрируйте каждую из них соответствующими примерами. Для выполнения задания вспомните три формы истины. Затем приведите примеры, раскрывающие формы истины. 189.   ПРИМЕНЯТЬ   ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ   ЗНАНИЯ   В   ПРОЦЕССЕ   РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ   ЗАДАЧ   ПО   АКТУАЛЬНЫМ   СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ. 1.Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.8 2.К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: « Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны. Как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте. 8 Пазин Р. В. Обществознание.10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ.Ростов н/ Д.: Легион,2014 1910.СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ,   ОБОБЩАТЬ   СОЦИАЛЬНУЮ   ИНФОРМАЦИЮ, УСТАНАВЛИВАТЬ   И   ОТРАЖАТЬ   В   СТРУКТУРЕ   ПЛАНА   СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ     ИЕРАРХИЧЕСКИЕ   И   ИНЫЕ   СВЯЗИ   СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ. 1. Истина и ее критерии. 2. Практика-критерий истины 3. Познание и истина 204. Истина и заблуждение 11.   РАСКРЫВАТЬ   СМЫСЛ   АВТОРСКОГО   СУЖДЕНИЯ,   ПРИВЛЕКАТЬ ИЗУЧЕННЫЕ   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ПОЛОЖЕНИЯ   ОБЩЕСТВЕННЫХ   НАУК, САМОСТОЯТЕЛЬНО   ФОРМУЛИРОВАТЬ   И   КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ. 1. « Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину» (Н. Пирогов) 2. « Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах) 3. В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л. Толстой)9 9 Пазин Р. В. Обществознание.10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ.Ростов н/ Д.: Легион,2014,с 116. 21СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 1. Боголюбов Л.Н. Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2013. 2. Кишенкова О. В. справочник. М.: Яуза – пресс, 2014. ГИА. Обществознание: универсальный 3. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену. М.: Экзамен, 2015. 4. Пазин Р. В. Обществознание.10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Ростов н/ Д.: Легион, 2014. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 1. Истина, критерии истины http://scorcher.ru/ 2. Банк рефератов. Истина и круг ее проблем http://xreferat.ru/ 2223