Учебный элемент "Многогранники"
Оценка 4.7

Учебный элемент "Многогранники"

Оценка 4.7
Раздаточные материалы
doc
математика
10 кл—11 кл
02.06.2021
Учебный элемент "Многогранники"
Учебный элемент для изучения нового материала по математике (геометрия)
УЭ Многогранники.doc

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

2

 

 

Многогранником называется геометрическое тело, поверхность которого состоит из плоских многоугольников. Геометрические тела разнообразны по форме.

 

 

 

 

 

Среди множества геометрических тел выделяются в отдельную группу те, поверхность которых целиком состоит из плоских многоугольников. Каждый многоугольник представляет собой отдельную плоскую грань, поэтому такие тела называются многогранниками.

 

 

 

 

Стороны многоугольников называются ребрами многогранника, а вершины многоугольников – его вершинами. В каждой вершине многогранника сходятся несколько граней, и они образуют многогранный угол.

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

                              

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

3

 

 

Выпуклым многогранником называется многогранник, расположенный по одну сторону от плоскости каждой из его граней.

 

 

 

 

 

Всякая плоскость, пересекающая выпуклый многогранник, разбивает его на два других многогранника.

 

 

 

 

 

Призма определяется следующим построением:

1.            Рассмотрим произвольный плоский многоугольник.

 

 

 

 

2.            Через вершины многоугольника, проведем ряд параллельных прямых, не лежащих в плоскости многоугольника.

 

 

                 

 

                          

 

                 

                                    

                 

                           

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

4

 

 

3.         Через какую-либо точку на одной из прямых проведем плоскость параллельно плоскости исходного многоугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.         Соединим точки пересечения параллельных прямых и проведенной параллельной плоскости.

 

 

 

 

 

 

 

Из построении призмы, что грани, лежащие в параллельных плоскостях, равные многоугольники, у которых стороны параллельны. Остальные грани призмы являются параллелограммами.

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

                         

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

5

 

 

 

Равные многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, называются основаниями призмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначая призму, последовательно перечисляют вершины одного, а затем второго основания.

 

 

 

 

 

 

 

Любые две призмы, основания которых расположены в одних и тех же параллельных плоскостях, имеют одинаковые высоты.

 

             

                        

 

                             

                   

 

 

                             

 

                         

 

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

6

 

 

 

Призма называется прямой или наклонной, в зависимости от того, будут ли ее боковые ребра перпендикулярны или наклонны основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

Если в основании призмы лежит правильный многоугольник, то такая призма называется правильной.

 

 

 

 

 

 

 

     

               

 

 

                 

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

7

 

Задача 1.

 

Основание двух призм лежат на параллельных плоскостях. Известно, что боковые ребра одной из них равны 5 см., и составляют с основанием угол косинус которого равен . Какую длину должно иметь ребро другой призмы с основаниями, на тех же плоскостях, чтобы оно составляло с плоскостью основания угол в 30 градусов.

 

 

Решение.

 

1.            Рассмотрим первую призму и найдем высоту обеих пирамид.

 

 

 

 

 

 

 

sin2 a + cos2a = 1 Þ sin a =

 

    

 

 

 

                     

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

8

 

 

 

 

2. По определению синуса острого угла найдем и ребро второй призмы.

 

 

 

= 4 :  = 4 *  = 4*2 =8

 

 

 Задача 2.

В основании прямой призмы АВСА1В1С1 лежит прямоугольный треугольник АВС с катетами АС = 3 см., ВС = 4 см. Чему равно расстояние между ребром СС1 и прямой А1В.

 

 

 

 

 

 

 

 Положим призму на боковую грань 

АВВ1 А1. Видно, что она параллельна ребру  СС1

 

              

                        

                        

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

9

 

 

 

 

Искомое расстояние равно высоте треугольника АВС.

 

 

 

 

 

 

Найдем высоту СН в треугольнике АВС.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 3. (самостоятельно в тетради)

Боковую поверхность призмы можно вычислить по следующей формуле:

Sбок.пов. = P * I, где

P – периметр основания

I – длина бокового ребра

В основании прямой призмы лежит трапеция. Известны высота призмы, основания и боковые стороны трапеции. Чему равна площадь боковой поверхности призмы.

 

 

 

 

 

               

 

         

 

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

10

 

  

    Задача 4. (самостоятельно в тетради)

Чему равна диагональ правильной призмы, если известны ее высота и сторона основания.

 

 

 

 

 

 

Задача 5.

В правильной шестиугольной призме проведен отрезок, соединяющий середину стороны нижнего основания с серединой противолежащей стороны верхнего основания. Этот отрезок равен 4 и составляет с плоскостью основания угол в 300. Найдите площадь боковой поверхности призмы.

 

 

 

 

 

Решение.

  1. Рассмотрим треугольник, образованный данным отрезком и его проекцией на основание.

 

 

 

 

 

     

 

 

                                      

                   

 

 

 

                              

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

11

 

 

 

 

2.                Найдем длину бокового ребра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вычислим сторону основания: найдем расстояние между противоположными сторонами шестиугольника.

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

      

 

 

                             

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

12

 

 

 

Сторону шестиугольника выразим через высоту в маленьком равностороннем треугольнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Применим формулу для площади боковой поверхности: Sбок.пов. = P* I

 

       

 

 

 

 

 


Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:

Учебный Элемент Наименование:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021