Учебный элемент "Многогранники"

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 02.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебный элемент для изучения нового материала по математике (геометрия)
Иконка файла материала УЭ Многогранники.doc

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

2

 

 

Многогранником называется геометрическое тело, поверхность которого состоит из плоских многоугольников. Геометрические тела разнообразны по форме.

 

 

 

 

 

Среди множества геометрических тел выделяются в отдельную группу те, поверхность которых целиком состоит из плоских многоугольников. Каждый многоугольник представляет собой отдельную плоскую грань, поэтому такие тела называются многогранниками.

 

 

 

 

Стороны многоугольников называются ребрами многогранника, а вершины многоугольников – его вершинами. В каждой вершине многогранника сходятся несколько граней, и они образуют многогранный угол.

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

                              

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

3

 

 

Выпуклым многогранником называется многогранник, расположенный по одну сторону от плоскости каждой из его граней.

 

 

 

 

 

Всякая плоскость, пересекающая выпуклый многогранник, разбивает его на два других многогранника.

 

 

 

 

 

Призма определяется следующим построением:

1.            Рассмотрим произвольный плоский многоугольник.

 

 

 

 

2.            Через вершины многоугольника, проведем ряд параллельных прямых, не лежащих в плоскости многоугольника.

 

 

                 

 

                          

 

                 

                                    

                 

                           

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

4

 

 

3.         Через какую-либо точку на одной из прямых проведем плоскость параллельно плоскости исходного многоугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.         Соединим точки пересечения параллельных прямых и проведенной параллельной плоскости.

 

 

 

 

 

 

 

Из построении призмы, что грани, лежащие в параллельных плоскостях, равные многоугольники, у которых стороны параллельны. Остальные грани призмы являются параллелограммами.

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

                         

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

5

 

 

 

Равные многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, называются основаниями призмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначая призму, последовательно перечисляют вершины одного, а затем второго основания.

 

 

 

 

 

 

 

Любые две призмы, основания которых расположены в одних и тех же параллельных плоскостях, имеют одинаковые высоты.

 

             

                        

 

                             

                   

 

 

                             

 

                         

 

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

6

 

 

 

Призма называется прямой или наклонной, в зависимости от того, будут ли ее боковые ребра перпендикулярны или наклонны основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

Если в основании призмы лежит правильный многоугольник, то такая призма называется правильной.

 

 

 

 

 

 

 

     

               

 

 

                 

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

7

 

Задача 1.

 

Основание двух призм лежат на параллельных плоскостях. Известно, что боковые ребра одной из них равны 5 см., и составляют с основанием угол косинус которого равен . Какую длину должно иметь ребро другой призмы с основаниями, на тех же плоскостях, чтобы оно составляло с плоскостью основания угол в 30 градусов.

 

 

Решение.

 

1.            Рассмотрим первую призму и найдем высоту обеих пирамид.

 

 

 

 

 

 

 

sin2 a + cos2a = 1 Þ sin a =

 

    

 

 

 

                     

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

8

 

 

 

 

2. По определению синуса острого угла найдем и ребро второй призмы.

 

 

 

= 4 :  = 4 *  = 4*2 =8

 

 

 Задача 2.

В основании прямой призмы АВСА1В1С1 лежит прямоугольный треугольник АВС с катетами АС = 3 см., ВС = 4 см. Чему равно расстояние между ребром СС1 и прямой А1В.

 

 

 

 

 

 

 

 Положим призму на боковую грань 

АВВ1 А1. Видно, что она параллельна ребру  СС1

 

              

                        

                        

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

9

 

 

 

 

Искомое расстояние равно высоте треугольника АВС.

 

 

 

 

 

 

Найдем высоту СН в треугольнике АВС.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 3. (самостоятельно в тетради)

Боковую поверхность призмы можно вычислить по следующей формуле:

Sбок.пов. = P * I, где

P – периметр основания

I – длина бокового ребра

В основании прямой призмы лежит трапеция. Известны высота призмы, основания и боковые стороны трапеции. Чему равна площадь боковой поверхности призмы.

 

 

 

 

 

               

 

         

 

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

10

 

  

    Задача 4. (самостоятельно в тетради)

Чему равна диагональ правильной призмы, если известны ее высота и сторона основания.

 

 

 

 

 

 

Задача 5.

В правильной шестиугольной призме проведен отрезок, соединяющий середину стороны нижнего основания с серединой противолежащей стороны верхнего основания. Этот отрезок равен 4 и составляет с плоскостью основания угол в 300. Найдите площадь боковой поверхности призмы.

 

 

 

 

 

Решение.

  1. Рассмотрим треугольник, образованный данным отрезком и его проекцией на основание.

 

 

 

 

 

     

 

 

                                      

                   

 

 

 

                              

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

11

 

 

 

 

2.                Найдем длину бокового ребра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вычислим сторону основания: найдем расстояние между противоположными сторонами шестиугольника.

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

      

 

 

                             

 

Учебный Элемент

Наименование: Многогранники

Профессиональная область: НПО.

 

Код:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

 

Стр.

12

 

 

 

Сторону шестиугольника выразим через высоту в маленьком равностороннем треугольнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Применим формулу для площади боковой поверхности: Sбок.пов. = P* I