Учебный проект по литературе по теме "Роль сна в литературе 19 века"
Оценка 4.9

Учебный проект по литературе по теме "Роль сна в литературе 19 века"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русская литература
10 кл
21.12.2020
Учебный проект по литературе по теме "Роль сна в литературе 19 века"
Учебный проект выполнила ученица 10 класса Есаулова Анна.
Учебный проект по литературе.doc

 

 

 

 

Учебный проект по литературе

по теме:

« Роль сна  в литературе 19 века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила ученица 10 класса

МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза

М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района

 Есаулова Анна

Введение.

 

    Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным.

   Тема исследования: «Роль сна в произведениях 19 века».

Цель исследования: определить основную роль сна и его предназначение в произведениях Н. Чернышевского,  А. Н. Островского, И. А.  Гончарова,

Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого; выявить, как через сны авторы художественно постигают и отражают действительность.

Задачи:  определение значимости использования приема сна в произведениях  художественной литературы;  рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях.
Объект исследования: Сновидения и их значимость в художественных произведениях.

Предмет исследования:  произведения писателей 19 века.

Методы исследования: изучение литературы и источников, анализ произведений.

Практическая значимость: данная работа  даёт возможность  получить углубленные знания о  творчестве Н. Чернышевского, А. Н. Островского,

И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

 

 

 

 

 

Сон как литературный прием

Что же такое сон и сновидение?  Сновидение — субъективное восприятие реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна.

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора. 

     В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.

   Замечательными  мастерами  в изображении сновидений в русской литературе19 века  были Н. Чернышевский, А. Н. Островский, Гончаров,

Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сны  Веры Павловны   в романе Н. Чернышевского «Что делать?».

Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл ( приложение 1). 

 Первый сон1. 

   Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.  Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской. 

________________________________________________________________________

1 Чернышевский Н.Г. Что делать?, часть  , глава 

    Второй сон1

Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия. 

Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых.

1 Чернышевский Н.Г. Что делать?, часть  , глава 

Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм. 

Третий сон1.

Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.  В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть. 

Четвёртый сон2.

Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.  В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала –

__________________________________________________________

               1 Чернышевский Н.Г. Что делать?, часть   , глава 

               2 Чернышевский Н.Г. Что делать?, часть   , глава 

эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им. 

Таким образом, если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон Обломова в романе И. Гончарова «Обломов».

«Сон Обломова»1 – это глава большого романа (приложение 2). Литературоведы считают «Сон» отдельным самостоятельным произведением. Гениальный автор не создает во сне причудливые образы воображаемого мира. К таким снам привык читатель. В романе сон несет другую цель. Он переносит в мир прошлого, объясняет вопросы, которые ставит читатель, наблюдая за образом  жизни главного героя.  Это особая глава в произведении, в которой повествуется о детских и юных годах Ильи Обломова. В этой главе показан быт и уклад семьи Обломовых, в красках описана родная деревня Обломовка. Тихий, однообразный, размеренный образ жизни, отсутствие серьезных перемен и потрясений, праздное ничегонеделание оставили большой след на личности Обломова. Он полностью впитал в себя жизненные ценности своих родителей, которые плыли по течению, и довольствовались тем, что имели.

   А.В. Дружинин писал: «Сон Обломова» – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной... Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, – «Сон» его разъясняет все наши недоразумения и, не давая нам ни одного полного толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова…»2.

   Роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя. Здесь подробно изображено становление характера и личности Ильи Обломова под влиянием барских условий жизни. Глава показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова, ставшего символом лени, бездеятельности. Кроме того, это сон-мечта.

________________________________________________________

1 Гончаров И.А. Обломов, глава 9

2Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова.

Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» сон Обломова выполняет такие функции:

- дает ключ к пониманию романа;

- раскрывает генезис характера героя;

- является сном-мечтой о потерянном рае, утраченной гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон Катерины в пьесе А. Островского «Гроза».

      Сны Катерины в пьесе Островского  – это сны, раскрывающие внутренний мир героини (приложение 3). Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».1 В этих снах - мечтательность, поэтичность Катерины. Рассказав Варваре о снах своей юности, она жалуется: «Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой какой-нибудь это»2. Таково, так сказать, дневное состояние Катерины. Дальше она продолжает и говорит о снах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…» Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…». «Только не с мужем»,- мгновенно откликается Варвара3.

Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто- то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого»4.

_____________________________________________________

  1Островский Н.А. Гроза. М.:, действие 1, явление 7

там же,  действие 1, явление 7

3  там же,  действие 1, явление 7

там же,  действие 1, явление 7

Сны Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского

 «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» (приложение 4)  можно выделить целый цикл снов Родиона Раскольникова:

О забитой лошади1. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного, низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа. 

Об Африке2. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.

_________________________________________________________

1 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 1, глава V

2  Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть1,глава VI

 

Об Илье Петровиче1. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского. 

О смеющейся старухе2. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения. 

Сон на каторге3. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество.

__________________________________________________________

1 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 2 , глава II

2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, часть 3, глава VI

3 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, эпилог, глава II

 

Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а во сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей».

   Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

На протяжении всего романа «Преступление и наказание» в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому некоторые сны являются бредом, игрой воображения.

Общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения – опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.

Каждый сон является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до читателя автор. В романе существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.

Таким образом, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову снятся следующие сны:

- страшный сон;

- сон-греза;

- сон-кошмар:

- сон-бред;

- сон-апокалипсис, пророческий сон.

Эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сны А.Болконского в романе – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

 

Сны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (приложение 5) имели необычайное влияние на сознание одного из главных персонажей романа – Андрея Болконского. Пребывая в Мытищах, больной князь находится в полубредовом понимании действительности1. Читатель ощущает его напряженное состояние. Ко всему же, данная сцена дополнена полумрачной обстановкой, неопределенными ночными звуками.

Что же происходит с Андреем в эти минуты? Он открывает для себя новое понятие счастья. Оно словно осеняет его разум. Любовь переполняет душу главного героя. И это чувство распространилось на ближних, на тех людей, которые ранее были неприятны князю. Затем, светлые мысли резко затемняются и становятся похожими на бред. Болконский видит в своем воображении здание, оно воздушное и шаткое. Что бы это могло обозначать? Думаю, на данном этапе, рушились старые стереотипы Андрея. Он начинал мыслить и жить абсолютно по-новому. Реальность и сон смешивались в мыслях персонажа. Находясь на волоске от гибели, Андрей осознает свои ошибки. Он переосмысливает поступок Наташи и понимает, какие страдания и муки испытала девушка.

Перед смертью Андрею мерещится еще одно сновидение2. Он общается с Наташей. Чувства любви переполняют его душу. Вдруг он понимает, что эта девушка дороже всех на свете. И это осознание заставляет Болконского бороться за жизнь, цепляться за любую возможность! В своих снах Андрей совершенно здоров, он активен и общителен. Только теперь он понимает, что светская жизнь, остроумие и развлечения совершенно никчемны перед лицом смерти. Борясь за жизнь, герой становится все слабее и слабее.

__________________________________________________________

1 Толстой Л. Н. Война и мир, том 3, часть III , глава ХХII

2 Толстой Л. Н. Война и мир, том 4, часть I, глава XVI

 

 

Смерть настигает его… Лев Николаевич использует сновидения не только для того, что раскрыть внутренние ощущения и душевные переживания своих героев. Читатель видит, что сны в романе «Война и мир» носят еще и предзнаменующий, пророческий характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 Сон рассматривается как психофизиологическое явление и как элемент художественного произведения. С древних времен художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе.

Особую роль сны играют в русской литературе. Сны являются важнейшим художественным приемом, который помогают автору полномерно донести до читателя свою мысль. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок. 

      Проанализировав произведения русской художественной литературы XIX века, я пришла к выводу, что функции сна в произведениях

Н. Чернышевского, Н.А Островского,  И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого были различны и подчинялись, прежде всего, тем задачам, которые ставили перед собой авторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

1.      Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Сов. Россия, 1979. – 320 с.

2.     Большой современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slovar.cc/rus/tolk.html

3.      Гончаров И.А. Обломов / И.А. Гончаров. – М.: АСТ, 2007. – 493 с.

4.      Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: роман в шести частях / Ф.М. Достоевский. – М.: Худ. лит, 1983. – 527 с.

5.      Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова [Электронный ресурс]

6.      Толстой Л. Н. Война и мир: в 4 т. Т. 1 и 2 / – М.: Сов. Россия, 1991. – 736 с.

7.      Толстой Л. Н. Война и мир: Роман в 4 т. Т. 3 и 4 / М.: Сов. Россия, 1991. – 736 с.

8.      Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель,  2004.

9.      Чернышевский Н.Г. Что делать? М.: Детская литература, 1972.

10.  Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

Роман Н. Чернышевского «Что делать?»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Роман И. Гончарова «Обломов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

А. Островский «Гроза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

Л. Толстой «Война и мир»


Скачано с www.znanio.ru

Учебный проект по литературе по теме: «

Учебный проект по литературе по теме: «

Введение. Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна

Введение. Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна

Сон как литературный прием Что же такое сон и сновидение?

Сон как литературный прием Что же такое сон и сновидение?

Сны Веры Павловны в романе

Сны Веры Павловны в романе

Второй сон 1 . Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи

Второй сон 1 . Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи

Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной

Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной

Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а

Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а

Сон Обломова в романе И. Гончарова «Обломов»

Сон Обломова в романе И. Гончарова «Обломов»

Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей

Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей

Сон Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»

Сон Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»

Сны Раскольникова в романе Ф.

Сны Раскольникова в романе Ф.

Об Илье Петровиче 1 . После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке

Об Илье Петровиче 1 . После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке

Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а во сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей»

Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а во сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей»

Эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния

Эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния

Сны А.Болконского в романе – эпопеи

Сны А.Болконского в романе – эпопеи

Смерть настигает его… Лев Николаевич использует сновидения не только для того, что раскрыть внутренние ощущения и душевные переживания своих героев

Смерть настигает его… Лев Николаевич использует сновидения не только для того, что раскрыть внутренние ощущения и душевные переживания своих героев

Выводы: Сон рассматривается как психофизиологическое явление и как элемент художественного произведения

Выводы: Сон рассматривается как психофизиологическое явление и как элемент художественного произведения

Источники: 1. Бахтин

Источники: 1. Бахтин

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2 Роман И

Приложение 2 Роман И

Приложение 3 А. Островский «Гроза»

Приложение 3 А. Островский «Гроза»

Приложение 4 Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

Приложение 4 Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

Приложение 5 Л. Толстой «Война и мир»

Приложение 5 Л. Толстой «Война и мир»
Скачать файл