"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
Оценка 4.6

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
история
Взрослым
03.02.2017
"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
Публикация является частью публикации:
доклад на семинар.doc
Доклад на семинар­практикум «Ученик ­ равноправный партнер в творчестве учителя»                   Изменения, происшедшие в конце ХХ — начале XXIв. в нашем обществе, в том числе в системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности, но одновременно породили и противоречия. Осуждение авторитарных способов обучения далеко не всегда сочетается с разработкой   и   внедрением   не   просто   новых,   но   педагогически   обоснованных   и   эффективных технологий.  Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010г.   предполагает переход школьного образования от формально­знаниевой к личностно­деятельной. Она определяет и новое   качество   обучения:   формирование   практических   навыков   получения,   анализа   информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком   подходе   важную   роль   приобретает   проблема   управления   качеством   образования,   решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя. Переход к концентрической структуре обществоведческого   образования   привёл,   к   нехватке   учебного   времени   для   формирования образовательных   умений   в   школе.   А   при   их   отсутствии   у   учащихся   трудно   говорить   о   качестве обучения истории. Между тем учитель может и должен управлять этим важным процессом.                Целью данной работы является изучение системы работы, при которой ученик выступает как равноправный партнер в творчестве учителя на уроке.  Актуальность темы проявляется в том, что в настоящее   время   для   повышения   качества   образования   выдвигаются   все   новые   требования   к современному уроку ­ использование различных форм и систем обучения, их нестандартное сочетание друг с другом.               Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от трёх составляющих: от знания педагогики, знания своего предмета, от владения методикой преподавания. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха также зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению. В наше время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание интеллигентных, думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой   площадкой   для   этого   может   послужить   адекватная   организация   процесса   обучения,   а именно ­ взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Для организации совместной деятельности с учениками учителю можно применять следующие  приемы: 1. Создание у учащихся мотивационной базы для овладения умениями,  постановка ученика в такую ситуацию,  когда он сам  осознанно захочет овладеть  конкретным способом учебной деятельности (например, научиться составлять опорный конспект).  Например, при изучении вопроса – «Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе накануне Второй мировой войны» ­ работу с учебником я организую следующим образом:  Задание:   При   работе   с   текстом   учебника   следует   определить   основные   задачи   и   направления внешнеполитического курса СССР, работу изобразить опорным конспектом в схеме, в таблице… Основные задачи и направления внешнеполитического курса СССР Борьба за создание коллективной безопасности  в Европе. 1935г­ Договор СССР, Франции Чехословакии  о военно­экономической взаимопомощи. Переговоры СССР, Англии и Франции по  вопросу о создании системы коллективной  безопасности в Европе. 1933г. ­ установление дипломатических отношений между СССР и США. 1934г. ­ СССР вступил в Лигу Наций. 1937г – Первые переговоры между Берлином и Москвой. Попытка сближения. 1938г Мюнхенский договор 2. Получение от преподавателя сведений о способах учебной деятельности:  Использование правил, памяток, алгоритмов, описывающих процедуру работы над формированием того  или иного умения.  На уроках использую памятки – алгоритмы по различным видам характеристик. Например:  Урок ­ семинар  тема : «Н.С. Хрущев: последовательный реформатор или непоследовательный политик». Предлагается опережающее задание: создание презентаций по памятке – алгоритму характеристики  исторической личности. ПАМЯТКА­АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности 2. Задачи, которые стремиться решить исторический деятель, и методы их разрешения 3. Интересы какой социальной группы выражает? 4. Значение его личностных качеств 5. Оценка результатов деятельности исторической личности 1. Н.С. Хрущев. Роль его личности в истории. ­ определите мотивы деятельности Н.С. Хрущева,  какие стремления он выражал? ­ какие качества Хрущева, как человека и политика помогали  ему в проведении намеченного курса, мешали ему?  2. основные итоги деятельности Н.С.Хрущева в различных сферах жизни государства.  o оцените высказывание Мао Цзэдуна о Н.С.Хрущеве: "У Никиты Сергеевича одна нога  смело шагает в новую эпоху, а другая безвылазно застряла в тине прошлого".  o сформулируйте свое мнение о деятельности Хрущева. На дом задается  творческое задание:  Составьте письмо от лица человека, жившего и работавшего во время "Хрущевской оттепели" с  оценкой происходящих событий (от лица колхозника, от лица рабочего, от лица представителя  интеллигенции). 3. Показ самим учителем образца выполнения задания,  в ходе которого формируется тот или иной учебный навык (к примеру, составление схемы  «Система высших органов власти и управления в Российской Федерации»).                                          Государственная власть в России Органы государственной власти Президент РФ – глава государства, гарант прав и свобод человека и гражданина Исполнительная Законодательная Судебная Правительство  РФ      Федеральное Собрание   РФ Конституционный Суд Совет Федерации Государственная    Верховный суд      Дума   РФ Высший Арбитражный Суд 4. Выполнение действий самими учащимися с опорой на имеющийся образец под руководством  преподавателя,  повторение их в течение нескольких уроков, пока умение полностью не закрепится. Например, соотнести дату, событие, географический объект: Даты 8.05.1945 г. 6.08.1945 г. 7.12.1941 г. 6.06.1944 г. 4.06.1942 г. 1 2 3 4 5 События 1 2 3 4 5 Разгром военно­морского флота США Поражение Японии Крупнейшая десантная операция Второй мировой войны Использование ядерного оружия Подписание безоговорочной капитуляции Германии 1 2 3 4 5 Географические объекты Атолл Мидуэй Нормандия Гавайские острова Карлсхорст Хиросима 5. Самостоятельная работа учеников по выполнению заданий на основе сформированных умений.    Организация групповой работы на обобщающем уроке по теме:  «Вторая мировая война»:       1) в течение 7 ­ 8 мин каждая группа работает над своим заданием;       2) по каждому вопросу определяется  основной докладчик;        3) при необходимости обучающиеся задают вопросы или делают дополнения; 4) подведение итогов обсуждения; Задание   для   первой группы Задание   для   второй группы. Задание   для   третьей группы Задание   для   четвертой группы              Какой   фронт   вы   считаете   основным   во     Второй     мировой   войне? Обоснуйте свою точку зрения. В чем проявилось взаимодействие Красной Армии и войск союзников в боевых операциях на фронтах Второй мировой войны? Какое  значение имело это взаимодействие для хода  военных действий и для будущего? В     каких     формах     разворачивалось   движение   Сопротивления?     С какими внутренними    проблемами  столкнулись  его  участники, в  чем причины этих  проблем? Докажите,  что    движение Сопротивления было одним из факторов Победы. Назовите   причины   использования   ядерного   оружия   в   войне   против Японии. Каковы были    последствия этих действий в ходе войны и по ее окончании? Дайте оценку этого решения. 6. Перенос умения из стандартной учебной ситуации в новую, требующую творческого развития  сформированных навыков   составление тематической таблицы переход к заполнению сравнительной. Пример данного вида  деятельности будет показан на уроке.    Нельзя оставить без внимания психологический аспект учебного взаимодействия на уроке, где особое значение   имеет   учет   психологических   закономерностей   формирования   ведущей   мотивации   у обучающихся. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не бояться ошибаться, быть непонятым, чувствовать   себя   раскованно   и   свободно.   Экспериментально   доказано,   что   следствием доброжелательных   взаимоотношений   учителя   и   учащихся   является   повышение   уровня   мотивации поведения учеников.                Сотрудничество учителя и учащихся является одной из определяющих основ современного обучения. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся.             Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по  следующим четырем линиям: 1) «ученик ­ ученик»;  2) «общегрупповое взаимодействие учеников в классе»;  3) «учитель ­ ученик»;  4) «учитель ­ учительский коллектив». Необходимо подчеркнуть, что общение по линии «учитель ­ ученик» всегда дополняется  общением по линии «ученик ­ ученик», что обусловливается самим общественным характером учебной  деятельности.                     Равнопартнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной деятельности учеников и учителя. Обучающимся предоставляется возможность отбора материала для занятий.   В   целом,   обучающиеся   сами   принимают   решения,   касающиеся   учебного   процесса.   Такой подход позволяет учащимся более активно и продуктивно участвовать в учебном процессе. Они сами становятся   источником   учебного   материала.   Учитель   и   учащиеся   фактически   меняются   местами. Данный   подход   тесно   связан   с   самостоятельностью   учащихся,   самонаправленным   обучением, независимостью учащихся. Основным принципом подхода, ориентированного на учащихся, является использование той информации, которую сами учащиеся принесли в класс. При использовании подхода, ориентированного на учащегося, сами учащиеся ответственны за информационный вклад. На первой стадии одни учащиеся подбирают материалы для работы в классе, готовят задания, тексты. На второй стадии остальные учащиеся работают по этим материалам.                  Научить учащегося в школе всему, что понадобится в жизни, невозможно, но можно  научить его   самостоятельно   добывать   знания,   научить     применять   их   на   практике.   Известно,   что   знания постоянно   должны   пополняться   и   нужно   сформировать   умение   и   потребность   учиться,   черпать сведения   из   разнообразной   литературы.   В   настоящее   время   для   повышения   качества   образования выдвигаются все новые требования к современному уроку.  Современный урок  – это, прежде всего урок,   на   котором   учитель   умело   использует   все   возможности   для   развития   личности   ученика,   её активного   умственного   роста,   глубокого   и   осмысленного   освоения   знаний.   Понятно,   что   для осуществления этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока. Таким образом, обучение можно рассматривать не как информационный процесс научения конкретным знаниям и навыкам, а как средство, содействующее раскрытию и реализации творческих способностей каждого ученика.

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"

"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017