Доклад на семинарпрактикум
«Ученик равноправный партнер в творчестве учителя»
Изменения, происшедшие в конце ХХ — начале XXIв. в нашем обществе, в том числе в
системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности, но одновременно
породили и противоречия. Осуждение авторитарных способов обучения далеко не всегда сочетается с
разработкой и внедрением не просто новых, но педагогически обоснованных и эффективных
технологий. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. предполагает
переход школьного образования от формальнознаниевой к личностнодеятельной. Она определяет и
новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации;
способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В
таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение
которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти
более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя. Переход к концентрической структуре
обществоведческого образования привёл, к нехватке учебного времени для формирования
образовательных умений в школе. А при их отсутствии у учащихся трудно говорить о качестве
обучения истории. Между тем учитель может и должен управлять этим важным процессом.
Целью данной работы является изучение системы работы, при которой ученик выступает как
равноправный партнер в творчестве учителя на уроке. Актуальность темы проявляется в том, что в
настоящее время для повышения качества образования выдвигаются все новые требования к
современному уроку использование различных форм и систем обучения, их нестандартное сочетание
друг с другом.
Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от трёх составляющих:
от знания педагогики, знания своего предмета, от владения методикой преподавания. Психологи же в
последние десятилетия доказали, что часть успеха также зависит от умения учителя создавать в классе
атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.
В наше время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей
каждого ученика, на воспитание интеллигентных, думающих личностей, склонных к самообразованию.
Стартовой площадкой для этого может послужить адекватная организация процесса обучения, а
именно взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами. Лишь в условиях совместной
творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть
в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые
проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Для организации совместной деятельности с учениками учителю можно применять следующие
приемы:
1. Создание у учащихся мотивационной базы для овладения умениями,
постановка ученика в такую ситуацию, когда он сам осознанно захочет овладеть конкретным способом
учебной деятельности (например, научиться составлять опорный конспект).
Например, при изучении вопроса – «Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе накануне
Второй мировой войны» работу с учебником я организую следующим образом:
Задание: При работе с текстом учебника следует определить основные задачи и направления
внешнеполитического курса СССР, работу изобразить опорным конспектом в схеме, в таблице…
Основные задачи и направления внешнеполитического курса СССР
Борьба за создание коллективной безопасности
в Европе.
1935г Договор СССР, Франции Чехословакии
о военноэкономической взаимопомощи.
Переговоры СССР, Англии и Франции по
вопросу о создании системы коллективной
безопасности в Европе.
1933г. установление дипломатических
отношений между СССР и США.
1934г. СССР вступил в Лигу Наций.
1937г – Первые переговоры между Берлином и
Москвой. Попытка сближения.
1938г Мюнхенский
договор
2. Получение от преподавателя сведений о способах учебной деятельности:
Использование правил, памяток, алгоритмов, описывающих процедуру работы над формированием того
или иного умения.
На уроках использую памятки – алгоритмы по различным видам характеристик.
Например: Урок семинар
тема : «Н.С. Хрущев: последовательный реформатор или непоследовательный политик».
Предлагается опережающее задание: создание презентаций по памятке – алгоритму характеристики
исторической личности.
ПАМЯТКААЛГОРИТМ
ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности
2. Задачи, которые стремиться решить исторический деятель, и методы их разрешения
3. Интересы какой социальной группы выражает?
4. Значение его личностных качеств
5. Оценка результатов деятельности исторической личности
1. Н.С. Хрущев. Роль его личности в истории. определите мотивы деятельности Н.С. Хрущева,
какие стремления он выражал? какие качества Хрущева, как человека и политика помогали
ему в проведении намеченного курса, мешали ему?
2. основные итоги деятельности Н.С.Хрущева в различных сферах жизни государства.
o оцените высказывание Мао Цзэдуна о Н.С.Хрущеве: "У Никиты Сергеевича одна нога
смело шагает в новую эпоху, а другая безвылазно застряла в тине прошлого".
o сформулируйте свое мнение о деятельности Хрущева. На дом задается творческое задание:
Составьте письмо от лица человека, жившего и работавшего во время "Хрущевской оттепели" с
оценкой происходящих событий (от лица колхозника, от лица рабочего, от лица представителя
интеллигенции).
3. Показ самим учителем образца выполнения задания,
в ходе которого формируется тот или иной учебный навык (к примеру, составление схемы
«Система высших органов власти и управления в Российской Федерации»).
Государственная власть в России
Органы государственной власти
Президент РФ – глава государства, гарант прав
и свобод человека и гражданина
Исполнительная
Законодательная
Судебная
Правительство РФ
Федеральное Собрание РФ
Конституционный Суд
Совет Федерации
Государственная
Верховный суд
Дума РФ
Высший Арбитражный
Суд
4. Выполнение действий самими учащимися с опорой на имеющийся образец под руководством
преподавателя,
повторение их в течение нескольких уроков, пока умение полностью не закрепится.
Например, соотнести дату, событие, географический объект:
Даты
8.05.1945 г.
6.08.1945 г.
7.12.1941 г.
6.06.1944 г.
4.06.1942 г.
1
2
3
4
5
События
1
2
3
4
5
Разгром военноморского флота
США
Поражение Японии
Крупнейшая десантная операция
Второй мировой
войны
Использование ядерного оружия
Подписание безоговорочной
капитуляции Германии
1
2
3
4
5
Географические
объекты
Атолл Мидуэй
Нормандия
Гавайские острова
Карлсхорст
Хиросима
5. Самостоятельная работа учеников по выполнению заданий на основе сформированных умений.
Организация групповой работы на обобщающем уроке по теме: «Вторая мировая война»:
1) в течение 7 8 мин каждая группа работает над своим заданием;
2) по каждому вопросу определяется основной докладчик;
3) при необходимости обучающиеся задают вопросы или делают дополнения; 4) подведение итогов обсуждения;
Задание для первой
группы
Задание для второй
группы.
Задание для третьей
группы
Задание для четвертой
группы
Какой фронт вы считаете основным во Второй мировой войне?
Обоснуйте свою точку зрения.
В чем проявилось взаимодействие Красной Армии и войск союзников в
боевых операциях на фронтах Второй мировой войны? Какое значение
имело это взаимодействие для хода военных действий и для будущего?
В каких формах разворачивалось движение Сопротивления? С
какими внутренними
проблемами столкнулись его участники, в чем причины этих
проблем? Докажите, что
движение Сопротивления было одним из факторов Победы.
Назовите причины использования ядерного оружия в войне против
Японии. Каковы были последствия этих действий в ходе войны и по ее
окончании? Дайте оценку этого решения.
6. Перенос умения из стандартной учебной ситуации в новую, требующую творческого развития
сформированных навыков
составление тематической таблицы переход к заполнению сравнительной. Пример данного вида
деятельности будет показан на уроке.
Нельзя оставить без внимания психологический аспект учебного взаимодействия на уроке, где особое
значение имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у
обучающихся. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников.
Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не бояться ошибаться, быть непонятым,
чувствовать себя раскованно и свободно. Экспериментально доказано, что следствием
доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации
поведения учеников.
Сотрудничество учителя и учащихся является одной из определяющих основ современного
обучения. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом
познавательных и жизненных интересов учащихся.
Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по
следующим четырем линиям:
1) «ученик ученик»;
2) «общегрупповое взаимодействие учеников в классе»;
3) «учитель ученик»;
4) «учитель учительский коллектив». Необходимо подчеркнуть, что общение по линии «учитель ученик» всегда дополняется
общением по линии «ученик ученик», что обусловливается самим общественным характером учебной
деятельности.
Равнопартнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной
деятельности учеников и учителя. Обучающимся предоставляется возможность отбора материала для
занятий. В целом, обучающиеся сами принимают решения, касающиеся учебного процесса. Такой
подход позволяет учащимся более активно и продуктивно участвовать в учебном процессе. Они сами
становятся источником учебного материала. Учитель и учащиеся фактически меняются местами.
Данный подход тесно связан с самостоятельностью учащихся, самонаправленным обучением,
независимостью учащихся. Основным принципом подхода, ориентированного на учащихся, является
использование той информации, которую сами учащиеся принесли в класс. При использовании подхода,
ориентированного на учащегося, сами учащиеся ответственны за информационный вклад. На первой
стадии одни учащиеся подбирают материалы для работы в классе, готовят задания, тексты. На второй
стадии остальные учащиеся работают по этим материалам.
Научить учащегося в школе всему, что понадобится в жизни, невозможно, но можно научить
его самостоятельно добывать знания, научить применять их на практике. Известно, что знания
постоянно должны пополняться и нужно сформировать умение и потребность учиться, черпать
сведения из разнообразной литературы. В настоящее время для повышения качества образования
выдвигаются все новые требования к современному уроку. Современный урок – это, прежде всего
урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её
активного умственного роста, глубокого и осмысленного освоения знаний. Понятно, что для
осуществления этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока.
Таким образом, обучение можно рассматривать не как информационный процесс научения конкретным
знаниям и навыкам, а как средство, содействующее раскрытию и реализации творческих способностей
каждого ученика.
"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
"Ученик равноправный партнёр в творчестве учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.