Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
воспитывать чувство взаимоуважения,
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Дата: 20.11.18
Урок 54
Тема:
Цель: формирование навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма.
Задачи:
1) наблюдать за способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова; закрепить умения
применять правило, совершенствовать умения в написании слов с изучаемой орфограммой.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое мышление,
память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать мелкую
моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к рациональной
организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости
при получении новых знаний,
взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [и] в различных частях слова. Формулировать зависимость вы
бора буквы от части слова. Использовать алгоритм обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова при ре
шении практических задач. Объяснять написание слов с изучаемой орфограммой. Осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Группировать слова по заданным основани
ям. Выявлять слова, не удовлетворяющие условиям задания. Контролировать собственные действия в связи с
поставленной задачей. Фиксировать (графически обозначать) наличие нужной орфограммы. Доказывать написание
слов
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами,
планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать
тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
И ц щ у //
Птица, улица, щука, щупальца.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
II. Словарная работа.
Знаете ли вы, какой овощ называется «вторым хлебом»? карто́фель
Подберите родственные слова.
Составьте предложение со словами очень, газета.
III. Работа над новым материалом.
1. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.
У ч и т е л ь . Произнесите звук [ц]. Что вы о нем знаете?
Посмотрите на слова, записанные на доске.
ц и р к ,
ц и р к у л ь ,
ц и ф р а .
с и н и ц ы ,
с к в о р ц ы ,
п т е н ц ы .
с е к ц и я ,
а к а ц и я ,
с т а н ц и я .– Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?
Рубрика «Давай подумаем» наблюдение за способами обозначения буквами звука [ы]. Учащиеся должны
сделать вывод: выбор буквы для обозначения звука [ы] после [ц] зависит от того, в какой части слова находится
орфограмма.
Организующие наблюдение вопросы. Что общего у всех слов первого столбика? (Во всех этих словах звук [ы]
обозначен буквой и, во всех этих словах орфограмма в корне.) Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне
слова? В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика? Какой буквой обозначается звук [ы]
после [ц] в окончаниях слов? Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика? Что объединяет
слова третьего столбика? (В словах, оканчивающихся на ция, пишется буква и.) От чего зависит выбор буквы ы или
и? (От того, в какой части слова находится орфограмма.)
Рубрика «Тайны языка» обобщение результатов наблюдения. Особое внимание следует обратить на слова
исключения, добавив к имеющемуся в учебнике списку слова цыкать, на цыпочках,, а также указав на то, что в
словах, родственных словам исключениям, пишется буква ы.
Рубрика «Учись применять правило» вводит алгоритм применения правила. Сначала учитель просит учеников
сформулировать последовательность действий при выборе буквы ы или и после [ц], а потом, выслушав ответы,
предлагает прочитать материал рубрики. Работа со словами ц[ы]фра и улиц[ы] проводится фронтально по записям
на доске.
В нашем правиле исключениями являются слова:
Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: «Цыц!».
В корнях этих слов всегда пишется [ы].
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Упражнение 1 тренировка в безошибочном написании слов с изучаемой орфограммой. Выполняется письменно
фронтально. После прочтения задания к упражнению учитель задает вопрос, уточняющий задачу работы: какие слова
из тех, о которых говорилось в правиле, окажутся не выписанными? (Слова на ция.) После того как слова будут
распределены по столбикам и записаны, учащиеся должны выполнить проверку работы: устно доказать и графически
обозначить правильность написания буквы и в словах первого столбика (в этих словах орфограмма в корне, поэтому
нужно выделить корень слов); объяснить написание буквы и в словах второго столбика (в этих словах орфограмма
также находится в корне, но это словаисключения, поэтому графически нужно выделить корень и написать над
словами «искл.»); обосновать выбор буквы ы в словах третьего столбика (в этих словах орфограмма в окончании,
нужно его выделить).
Учитель знакомит учащихся со значением слов циклон и цилиндр.
Циклон вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.
Атлантический циклон принес дожди и сильный ветер.
Цилиндр 1. Геометрическое тело. 2. Предмет такой формы (для иллюстрации можно показать любой предмет
цилиндрической формы). 3. Высокая твердая шляпа такой формы с небольшими полями (для иллюстрации можно
показать рисунок шляпыцилиндра).
Упражнение 2 закрепление изучаемого правила, отработка умения планировать результат своей работы.
Выполняется письменно в парах. Перед началом выполнения учитель просит учащихся рассказать, какие два типа
слов будут выписаны (слова на ция и слова с орфограммой в корне), и напоминает о возможном наличии слов
исключений с орфограммой в корне. После выполнения работы в парах проводится коллективная проверка: ученики
графически доказывают правильность выбора буквы.
Образец выполненного упражнения: милиция, полиция, цирковой, циклон, цитата, цифра, циркачка.Упражнение 3 развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально письменно. В зависимости от
темпа работы класса учитель определяет, будет ли записан весь рассказ или одно предложение (кроме первого).
Учащиеся находят в рассказе три группы родственных слов: цирк, цирковая; школьникишкола; учатся, ученики.
Записывается только первая группа слов, в которой подчеркивается изучаемая орфограмма.
Пример записи предложений.
М...им младш...м школьн...кампр...казн...к...м ...безьянк... Ч...чи, е...бак... Д...дон..., гр...чу
Кар... ил...сичк... Дымк... скор..., оч...нь скор..., пр...дсш...иш в...сш...пашь на ...рене цирк.... А
п...ка ...ниуч...тс... в ц...рк...вой гикол.... Школ на свет... мног....
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 орфографический тренинг. Выполняется фронтально. Учащиеся по цепочке читают слова,
называют часть слова, в которой пропущена буква, вспоминают нужную часть правила, сообщают, какую букву нужно
вставить. После завершения работы учитель просит прочитать все слова, в которых вставлена буква и.
Упражнение 2 активизация словарного запаса учащихся, закрепление правописания словисключений.
Выполняется фронтально.
Упражнение 3 отработка изучаемой орфограммы. Первая часть задания выполняется самостоятельно. Во время
проверки учитель просит сначала назвать слова, которые соединены буквой и, потом слова, которые соединены
буквой ы. После этого учитель просит вписать в слова нужные буквы.
Упражнение 4 повторение обозначения буквами проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне
слова. Выполняется в парах. Во время проверки учитель предлагает сначала прочитать встретившиеся в упражнении
словарные слова (минута, герой, беседа, рисовать, конфета) и назвать вставленную букву, потом слова, в которых
безударные гласные можно проверить, изменив форму слова (дома, листы, тропа, гнездо), и слова, в которых
безударные гласные можно проверить подбором родственных слов (садовый, ночной, тяжёлый).
Упражнение 5 повторение орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова», отработка изучаемой на
данном уроке орфограммы. Выполняется фронтально. Учащиеся работают по цепочке. Написание буквы ё в корне
слова следует доказывать подбором родственных слов.
Упражнение 6 комплексное повторение орфограмм. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной
проверкой.
Словарная работа. Записать в словарик слово очень, подчеркнуть орфограмму. Составить и записать в тетрадь
предложение со словом очень.
Домашняя работа. Списать в тетрадь первые шесть строк стихотворения упр. 6 тетради «Пишем грамотно» № 1,
записать в два столбика слова упр. 3 тетради «Пишем грамотно»:
ци
цы