Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЛОВА С ДВУМЯ КОРНЯМИ
У р о к 40
Ц е л и : учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных
гласных – о, е; развивать умение выбирать слова к заданным моделям.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в
соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на
проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно
доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде
схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные
согласованность действий с партнерами,
сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование,
прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования,
коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить
проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать,
обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная,
групповая; словесный, практический.
(построение речевых высказываний, лидерство и
планирование учебного
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Оо // Оо // ии // ии //
Ее // Ее // яя // яя //
– Ребята, из данных строчек выберите две, над которыми вы бы хотели
поработать. Запишите их в тетрадь.
II. Словарная работа.– Запишите слова, поставьте ударение. Подберите родственные слова и
отметьте части слова.
я б л о к о , о с и н а .
I в а р и а н т – к слову осина,
II в а р и а н т – к слову яблоко.
О б р а з е ц . О с и н а , о с и н о в ы й , о с и н к и , п о д о с и н о в и к .
На
записывают
ученика
доске
2
комментированием.
слова
и
разбирают
с
III. Работа над новым материалом.
1. Анализ языкового материала.
Н а д о с к е записаны схемы:
У ч и т е л ь . Может ли слово быть без приставки? Корня? Суффикса?
Почему?
примеры.
( )
Можно ли подобрать слово к этой модели? Приведите
Н а д о с к е записаны слова:
П а р о х о д , с т а р о с т ь , с е р о в а т ы й , с а м о л е т , м ы ш е л о в к а , в е л и ч а й ш и й .
Назовите слова, в которых два корня.
Выделите в словах корни и подчеркните букву, которая соединяет эти корни.
Кто помнит, как она называется?
– Чему мы сегодня будем учиться?
Спишите сложные слова с доски в тетрадь.
2. Коллективное выведение правила.
Опираясь на примеры слов в тетрадях и в упражнении 2 (учебник),
сформулируйте правило о том, какие соединительные гласные пишутся в
сложных словах.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа по выбору с разным уровнем сложности.В ы п о л н е н и е упражнения 3 на составление сложных слов (учебник) или
упражнения 2, где нужно вставить пропущенную соединительную гласную
(рабочая тетрадь).
2. Составление сложных слов.
Н а д о с к е записаны слова: п о м
У ч и т е л ь . Эти сложные слова составил наш старый знакомый Сергей. Прав
д о р , к а р т
и
о
ф е л ь .
ли он? Предложите свои примеры сложных слов.
3. Играсоревнование по вариантам.
О п и с а н и е . Учащиеся за определенное время должны составить сложные
слова с заданными корнями:
I в а р и а н т – в о д
II в а р и а н т – с а м
Водолаз, водовоз, водонос,
водопад, водопровод.
Самолет, самосвал, самокат,
самовар, самоход.
Проведите самооценку.
4. Резервное задание.
В ы п о л н е н и е самостоятельной работы (упражнение 4, II абзац, учебник).
V. Итог урока.
– Случайно ли по чистописанию были даны такие гласные буквы?
Н а д о с к е записано слово: земл(..)трясение.
– Какую букву вы вставите в слово? Докажите.
Домашнее задание: выпишите из орфографического словаря 4–5 слов с
двумя корнями, найдите их значение в толковом словаре.