Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 08.04.18
Урок 128
Тема: Учимся писать сочинение
Цель: показать отличие между сочинением и изложением; развивать умение исправлять нарушения в тексте.
Задачи:
1) знакомство с новым видом письменной работы; закрепление умений подбирать заголовок и редактировать текст с
нарушением последовательности предложений; наблюдение за вариантами начала текста.
2) развивать
устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое мышление,
память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать мелкую моторику
кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к рациональной организации
своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости при
получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости, самостоятельности,
дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редакти
ровать текст с нарушением последовательности предложений. Определять предложение, начинающее текст. Анализи
ровать содержание будущего текста с заданным началом
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать
тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
ул ум зл зм зя дм дл дв ря ня
II. Работа над новым материалом.
1. Введение в понятие «сочинение».
У ч и т е л ь . Ребята, вы уже умеете выполнять много работ по развитию речи. Вы умеете писать письма, знаете, как
писать изложение.
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Вы можете раскрыть смысл слова «изложение»?
– А как бы вы раскрыли смысл слова «сочинение»?
1– Прочитайте объяснение, что такое сочинение в учебнике.
С сегодняшнего урока вы будете учиться писать сочинение. В сочинении, как и в любом тексте, важен заголовок,
который и является темой сочинения.
2. Анализ текста сочинения.
З а д а н и е : прочитайте текст из упражнения 1 (учебник). Представьте, что это сочинение. Как бы вы его
озаглавили?
Учащиеся подбирают несколько заголовков.
Рубрика «Обрати внимание» знакомит с сочинением как новым видом работы на уроках блока «Развитие речи».
Упражнение 1 подбор заголовка к тексту, установление связи заголовка с основной мыслью, наблюдение за
началом текста. Выполняется фронтально. Ученики читают текст, затем подбирают к нему заголовки (варианты
учитель фиксирует на лоске) и приступают к обсуждению начала текста. В ходе обсуждения нужно обратить внимание
учеников на то, что первыми предложениями авторы текста стараются заинтересовать и удивить читателя, чтобы ему
захотелось побольше узнать о таких необычных деревьях. Кроме того, эти предложения сообщают, что в тексте речь
пойдет о деревьях с такими странными названиями, как колбасное, молочное, конфетное. При выполнении этого
упражнения, как и упр. 2, важно не только повторить приемы работы с текстом, но и подвести учеников к выводу: от
того, как текст начинается, во многом зависит желание читать или не читать его дальше (пишущий должен
заинтересовать читателя).
3. Исправление нарушений в тексте.
З а д а н и е : прочитайте, что произошло с текстом в упражнении 2 (учебник). Текст рассыпался. Найдите
нарушения и исправьте их. Составьте план. Озаглавьте текст.
– Какое слово, а точнее, какое предложение, состоящее из одного слова, указывает на начало текста?
– Как вы думаете, зачем нужно такое начало?
– О чем может говориться в текстах, начинающихся с предложений: Ночь... Зима... Школа...?
Прочитайте еще раз предлагаемый текст и выпишите слова, которые помогают описать цветок.
Упражнение 2 редактирование текста с нарушенным порядком предложений; отработка умения подбирать
заголовок: определение предложения, начинающего текст; творческая работа (устная): анализ содержания будущего
текста с заданным началом. Выполняется фронтально.
Обратите внимание. Исправление этого текста предполагает не только изменение порядка следования
абзацев и предложений внутри абзаца, не и перемещение предложений из одного абзацу в другой. При
проведении редактирования очень важно, чтобы ученики увидели логическую последовательность
развития основной мысли. Например, текст должен начинаться предложением «Весна...», так как оно
вводит в тему текста, сразу называет время года, настраивает на восприятие картины, которая дальше
будет описана. Предложение «Жёлтые цветкисолнышки прекрасная столовая для первых пчёл...»
должно обязательно следовать за предложением «Будто множество маленьких солнечных лучей...», так
как, вопервых, еще не приведено название цветка (а дальше он уже именуется и объясняются варианты
названия и польза растения), а вовторых, эти предложения объединяются образами «маленькие
солнечные лучи» и «жёлтые цветкисолнышки».
Исправленный текст.
Первый абзац:
Весна... Всё ярче солнце, и мы с нетерпением ожидаем появления первых цветов. И вот наконец мы видим на
пригорке жёлтое пятнышко среди грязного снега и ещё не оттаявшей земли. Будто множество маленьких солнечных
лучей превратилось в жёлтые головки. Жёлтые цветысолнышки прекрасная столовая для первых пчёл, ведь в это
время им больше негде полакомиться нектаром. Это первый городской подснежник матьимачеха. Дада, это
растение тоже относится к подснежникам.
Второй абзац:
Но почему же так названо это растение? Всё станет понятно, если потрогать его листья. Снизу они мягкие, тёплые,
опушенные, а сверху гладкие, холодные. Как мать и мачеха. Отсюда название. А ещё в народе эту траву называли
2царьзельем, двуличником, матьтравою. Матьимачеха издавна пользовалась популярностью у лекарей.
Исправленный текст учитель после прочтения предлагает по желанию дома списать в тетради. Трудное задание
обязательно должно быть разобрано в классе с комментариями учителя: следует обсудить первое предложение
«Весна...», сравнить содержание и начало рассыпанного текста с тем, как изменяется восприятие текста читателем
после расстановки предложений в логическом порядке, с зачина «Весна...»; проанализировать варианты начала
возможных текстов (Ночь... Школа...Зима…) и их содержание; сравнить начало текста упр. 2 с началом текста упр. 1.
III. Итог урока.
– Чему мы будем учиться на уроках развития речи?
Домашнее задание: попробуйте написать сочинение, которое начинается следующими словами: Лето... Море... .
Озаглавьте свое сочинение.
3