Учимся писать сочинение

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 128.docx
Дата: 08.04.18 Урок  128 Тема:                                                                       Учимся писать сочинение Цель: показать отличие между сочинением и изложением; развивать умение исправлять нарушения в тексте. Задачи:  1) знакомство с новым видом письменной работы; закрепление умений подбирать заголовок и редактировать текст с нарушением последовательности предложений; наблюдение за вариантами начала текста. 2)   развивать     устную   речь   учащихся,   фонематический   слух,   совершенствовать   культуру   речи,   развитие орфографической зоркости,   расширение кругозора; способность к   самоконтролю; развивать логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать  обогащению словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные   инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;   3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости при получении   новых   знаний,   воспитывать   чувство   взаимоуважения,   взаимовыручки;   усидчивости,   самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редакти­ ровать текст с нарушением последовательности предложений. Определять предложение, начинающее текст. Анализи­ ровать содержание будущего текста с заданным началом Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (умение   принимать   ответственное   решение   при   совместной   деятельности   в   микрогруппе, построение   речевых   высказываний,     лидерство   и   согласованность   действий   с  партнерами,   планирование   учебного сотрудничества),  Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  (самоконтроль, самооценка,  целеполагание, планирование, прогнозирование,  умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения анализировать текст,  классифицировать, ставить проблему,  работать с текстом, умение выделять   существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и   использовать полученные знания в практической деятельности). Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный,   наглядный, практический. Оборудование:   запись на доске. I. Чистописание. Х о д   у р о к а ул  ум  зл  зм  зя  дм  дл  дв  ря  ня II. Работа над новым материалом. 1. Введение в понятие «сочинение». У ч и т е л ь .  Ребята, вы уже умеете выполнять много работ по развитию речи. Вы умеете писать письма, знаете, как писать изложение. В о п р о с ы   и   з а д а н и я :   – Вы можете раскрыть смысл слова «изложение»? – А как бы вы раскрыли смысл слова «сочинение»? 1– Прочитайте объяснение, что такое сочинение в учебнике. ­ С сегодняшнего урока вы будете учиться писать сочинение. В сочинении, как и в любом тексте, важен заголовок, который и является темой сочинения.  2. Анализ текста сочинения.  З а д а н и е :   прочитайте   текст   из   упражнения   1   (учебник).   Представьте,   что   это   сочинение.   Как   бы   вы   его озаглавили? Учащиеся подбирают несколько заголовков.  Рубрика «Обрати внимание» знакомит с сочинением как новым видом работы на уроках блока «Развитие речи». Упражнение  1  ­   подбор  заголовка   к   тексту,   установление   связи   заголовка   с  основной   мыслью,   наблюдение   за началом   текста.   Выполняется   фронтально.   Ученики   читают   текст,   затем   подбирают   к   нему   заголовки   (варианты учитель фиксирует на лоске) и приступают к обсуждению начала текста. В ходе обсуждения нужно обратить внимание учеников на то, что первыми предложениями авторы текста стараются заинтересовать и удивить читателя, чтобы ему захотелось побольше узнать о таких необычных деревьях. Кроме того, эти предложения сообщают, что в тексте речь пойдет о деревьях с такими странными названиями, как колбасное, молочное, конфетное. При выполнении этого упражнения, как и упр. 2, важно не только повторить приемы работы с текстом, но и подвести учеников к выводу: от того,   как   текст   начинается,   во   многом   зависит     желание   читать   или   не   читать   его   дальше   (пишущий   должен заинтересовать читателя). 3. Исправление нарушений в тексте. З а д а н и е :    прочитайте,   что   произошло   с   текстом  в  упражнении  2 (учебник). Текст рассыпался. Найдите нарушения и исправьте их. Составьте план. Озаглавьте текст. – Какое слово, а точнее, какое предложение, состоящее из одного слова, указывает на начало текста? – Как вы думаете, зачем нужно такое начало? – О чем может говориться в текстах, начинающихся с предложений: Ночь... Зима... Школа...? Прочитайте еще раз предлагаемый текст и выпишите слова, которые помогают описать цветок. Упражнение  2  ­   редактирование   текста   с   нарушенным   порядком   предложений;   отработка   умения   подбирать заголовок: определение предложения, начинающего текст; творческая работа (устная): анализ содержания будущего текста с заданным началом. Выполняется фронтально. Обратите внимание.  Исправление этого текста предполагает не только изменение порядка следования абзацев и предложений внутри абзаца, не и перемещение предложений из одного абзацу в другой. При проведении   редактирования   очень   важно,   чтобы   ученики   увидели   логическую   последовательность развития основной мысли. Например, текст должен начинаться предложением «Весна...», так как оно вводит в тему текста, сразу называет время года, настраивает на восприятие картины, которая дальше будет   описана.   Предложение   «Жёлтые   цветки­солнышки   ­   прекрасная   столовая   для   первых   пчёл...» должно обязательно следовать за предложением «Будто множество маленьких солнечных лучей...», так как, во­первых, еще не приведено название цветка (а дальше он уже именуется и объясняются варианты названия   и   польза   растения),   а   во­вторых,   эти   предложения   объединяются   образами   ­   «маленькие солнечные лучи» и «жёлтые цветки­солнышки». Исправленный текст. Первый абзац: Весна... Всё ярче солнце, и мы с нетерпением ожидаем появления первых цветов. И вот наконец мы видим на пригорке жёлтое пятнышко среди грязного снега и ещё не оттаявшей земли. Будто множество маленьких солнечных лучей превратилось в жёлтые головки. Жёлтые цветы­солнышки ­ прекрасная столовая для первых пчёл, ведь в это время   им   больше   негде   полакомиться   нектаром.  Это   первый   городской   подснежник  ­  мать­и­мачеха.   Да­да,   это растение тоже относится к подснежникам. Второй абзац: Но почему же так названо это растение? Всё станет понятно, если потрогать его листья. Снизу они мягкие, тёплые, опушенные, а сверху гладкие, холодные. Как мать и мачеха. Отсюда ­ название. А ещё в народе эту траву называли 2царь­зельем, двуличником, мать­травою. Мать­и­мачеха издавна пользовалась популярностью у лекарей. Исправленный текст учитель после прочтения предлагает по желанию дома списать в тетради. Трудное задание обязательно должно быть разобрано в классе с комментариями  учителя: следует обсудить первое предложение ­ «Весна...», сравнить содержание и начало рассыпанного текста с тем, как изменяется восприятие текста читателем после   расстановки   предложений   в   логическом   порядке,   с   зачина   «Весна...»;   проанализировать   варианты   начала возможных текстов (Ночь... Школа...Зима…) и их содержание; сравнить начало текста упр. 2 с началом текста упр. 1. III. Итог урока. – Чему мы будем учиться на уроках развития речи? Домашнее задание: попробуйте написать сочинение, которое начинается следующими словами: Лето... Море... . Озаглавьте свое сочинение.  3

Посмотрите также