Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
Оценка 4.9

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
6 кл
01.03.2018
Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
Материал занятия представляет собой разработку, позволяющую провести практикум в 6 классе по написанию выборочного изложения-повествования по тексту С. Сырова о Бородинском сражении. Можно ориентироваться в работе и на учащихся 7-9 классов. Предлагается вспомнить базовые понятия: что такое текст, его основные признаки( тема текста, основная мысль, абзац). Отрабатываются практические навыки по делению текста на абзацы, составлению примерного простого плана текста. Затем предлагается написать вторичный текст.Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
ПИШЕМ выборочное изложение-повествование.docx
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ­ПОВЕСТВОВАНИЕ .            1. Работа с понятиями. Прежде, чем писать изложение по тексту, вспомним, что такое текст, его основные  признаки: тема текста, основная мысль, абзац.  Текст — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой  завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей) ,  связанных по смыслу и грамматически.  Вот основные признаки текста, которые выделяют в лингвистике:  Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.  Связность.  Единство используемых стилистических средств.  Членимость и автономность.  Важнейшими признаками текста являются:  1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что  описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода,  передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту) .  2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения,  абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы,  подтемы и микротемы) .  3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и  логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями  текста) .  4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально­ деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному) .  Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм,  пословица, поговорка, реклама, объявление) , совокупности предложений, объединенных в  абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.  Абзац — это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац  отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей  синтаксического уровня. Абзац — это средство членения связного текста на основе  композиционно­стилистической.   Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит  для разграничения реплик разных лиц, т. е. выполняет чисто формальную роль; в  монологической речи — для выделения композиционно значимых частей текста (как с  точки зрения логико­смысловой, так и эмоционально­экспрессивной). Функции абзаца  тесно связаны с функционально­стилевой принадлежностью текста и его стилистической  окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально авторскую особенность  оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.  Абзац и сложное синтаксическое целое — это единицы разных уровней членения, так как  основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления  в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся,  функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико­стилистическую  роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных  проявлениях совпадать, соответствовать друг другу.  1 Например:  Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый  огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто,  светились рядом два красных глаза — вероятно, окна какого­нибудь барака, — и  длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого  горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были  неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что­то общее. Казалось, какая­то важная тайна была зарыта под насыпью и о ней знали  только огни, ночь и проволоки...                                                                                                     (А. Чехов).  Но совпадение сложного синтаксического целого с абзацем не обязательно. Поскольку  абзац может подчеркнуть эмоционально­экспрессивные качества текста, он способен  разорвать единое сложное синтаксическое целое и объединить несколько синтаксических  целых. Особенно это свойственно художественным текстам. В научных же текстах  совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они  всецело ориентированы на логическую организацию речи.  Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни  не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь,  эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой  и темнее, чем она была на самом деле. Я был на линии железной дороги, которая еще  только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня,  бараки, ямы, разбросанные кое­где тачки, плоские возвышения над землянками, в  которых жили рабочие, — весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет,  придавал земле какую­то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах  хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди  безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как­то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и  казались не от мира сего. И Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где­ то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню.                  (А.Чехов).                  В одном абзаце три синтаксических целых.  Абзацное членение преследует одну общую цель — выделить значимые части текста.  Однако выделяться части текста могут с разными конкретными целевыми установками.  Соответственно этому различаются и функции абзаца.  [В диалогической речи абзац выступает формальным средством разграничения  реплик разных лиц. Например: ­ Вы, верно, нездешние? — сказала она. ­ Точно так с: я вчера только приехала из провинции. ­ Вы приехали с вашими родными? ­ Никак нет­с. Я приехала одна. ­ Одна! Но вы так еще молоды. ­ У меня нет ни отца, ни матери. ­ Вы здесь, конечно, по каким­нибудь делам? ­ Точно так с. Я приехала подать просьбу государыне.                                                                                                                                  (А. Пушкин)  В монологической речи абзац может выполнять разные функции — логико­смысловую,  акцентно­выделительную, экспрессивно­эмоциональную. Причем функции абзаца тесно  связаны с характером текста, его стилевой характеристикой.  Тексты официально­деловые, научные, научно­популярные, учебные ориентируются на  2 логико­смысловой принцип абзацного членения, хотя в ряде случаев не чужд этим текстам  и принцип акцентно­выделительный (например, в текстах законов, постановлений и т. д.  абзацное членение может разрывать даже отдельное предложение, имеющее ряд  однородных синтаксических компонентов).  В художественных текстах, где выявляется функциональное разнообразие абзацев, та же  акцентно­выделительная функция подчиняется функции эмоционально­экспрессивной.  Абзац, разрывающий единое синтаксическое целое, исполняет акцентную роль, когда  важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в  описании, в раскрытии той или иной темы. Такова роль абзацев в следующем тексте,  представляющем собой одно сложное синтаксическое целое (абзацев — пять):                Бывает такая душевная уверенность, когда человек может сделать все.               Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут  повторять их несколько столетий.               Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты, чтобы раздать их  первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.              Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую  карту. Он может придумать множество удивительных рассказов.            Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. Он был спокоен и  счастлив. Но не только любовью Щербатовой. Разум говорил, что любовь может  зачахнуть в разлуке. Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими  замыслами, всепроникающим присутствием поэзии.  (К. Паустовский).  Сплошной письменный или печатный текст, не разбитый на абзацы, не только труден для чтения, но и проигрывает в смысловом отношении, так как не выделяются  структурно­логические части, из которых он состоит. И совсем иначе выглядит текст в  произведениях мастеров художественной прозы:  Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.  Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее  существо чувства красоты этого мира...  И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно  качались в прозрачной серой воде.                                                           (К. Паустовский).  Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных  одной мыслью – абзац.  Как определить микротемы текста?  По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.  Как определить микротему кратко?  При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся  предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его  цельность и связность.  К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали,  описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на  основе обобщения.  Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста Основная мысль текста (или идея) – это то, зачем создан текст на данную тему, что  именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль  текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда 3 автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю  возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль  автора).                                            Как  найти микротему? Инструкция 1. Разделите текст на смысловые части. Они не всегда будут соответствовать  делению текста на абзацы. Каждая смысловая часть должна рассказывать о своём. Следите  за тем, чтобы они не были особо большими, но и делить текст по строчкам тоже нет  смысла, тогда вы только с основной мыслью провозитесь столько времени, сколько ушло  бы у вас на анализ целого текста. 2.Теперь в каждой смысловой части нужно найти какое­то ключевое предложение.  Это предложение, которое в наиболее сконцентрированном виде передаёт содержание  текста. Чаще всего такие предложения бывают в начале смысловой части или в конце ­ это  места, которые наиболее запоминаются читателю. Но в особо трудных текстах, сложных  для понимания, ключевые предложения могут быть и в середине части. 3.Следующий шаг ­ найти что­то общее во всех ключевых предложениях, которые  вы нашли и выписали. Кстати говоря, это уже тезисный план текста, который может  помочь вам при пересказе. Объедините мысленно все эти предложения в цельный текст, и  уже в этом тексте найдите самое важное ключевое предложение, в котором наиболее полно отображается смысл текста. Это предложение потом можно видоизменить, развить ту  идею, которая в нём выражена и выйти к полному анализу текста. 4.Даже несмотря на то, что можно рационализировать свою работу  и пойти вышеописанным путём, вам всё равно придётся проявить творчество. Кроме того,  какой­то процент того "шестого чувства", которым обходятся многие люди, вы тоже  должны иметь, хотя бы ради того чтобы найти ключевое предложение в смысловой части.  Поэтому тренируйтесь, думайте, что хотел сказать автор. Без труда рыбку из пруда не  выловишь. Какие   стили   текста   вы   знаете?  публицистический, официально­деловой). А типы речи? ( повествование, описание, рассуждение) (разговорный,   художественный,   научный, 2. Восприятие текста. Задания: 1). У вас на столах лежит текст, прочитайте про себя один раз. 2). Чтение текста учеником вслух. 3). Кратко перескажите содержание. 1)Осенью 1812 года Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение. 2)Он выбрал удобную   позицию   у   села   Бородино.   3)Эта   позиция   вынуждала   противника   атаковать русские войска в лоб на узком участке.4)Вечером 5 сентября произошел бой французских войск с заградительным отрядом русской армии. 5)… 6)«Сколько взято русских пленных?» ­ спросил он. 7)«Русские в плен не сдаются, ваше величество», ­ ответили ему его генералы. 8)На другой день  русские  и французы готовились к сражению.9)Рано утром  7  сентября загремели   артиллерийские  залпы,  засвистели   ядра   и   пули.   10)Началась   знаменитая Бородинская битва. 11)Семь раз французы атаковали левый фланг. 12)Огнем и штыками встречали  и х   русские воины и отбрасывали назад. 13)В конце концов французы заняли укрепления, но продвинуться дальше не смогли.14)В центре Бородинского боя на кургане кипела   кровавая   схватка.   15)Пехотинцы   мужественно   отбивали  все  атаки   противника. 4 16)Даже раненые не покидали поле боя. 17)В разгар сражения Кутузов направил к левому флангу французов конницу. 18)Наполеон  вынужден был отступить. 19)Поздно вечером сражение прекратилось.20)Бородинское сражение осталось в памяти  народа  как славная страница нашей истории. 3).­ Как вы думаете, почему именно этот текст мы будем анализировать?  ­ С кем шла война в 1812 году? ­ Кто такой Наполеон?  ­ Кто такой Кутузов?  ­ Какое значение имело Бородинское сражение для хода войны и всей русской истории?  3. Практикум. 3.1. Определение признаков текста.  ­ Какие же признаки позволяют этот отрывок назвать текстом?  ­ К какому стилю вы отнесли бы данный текст? ­ К какому типу речи вы отнесёте данный текст? Аргументируйте вывод.  ­ Слова какой части речи, передающие действия, часто употребляются в тексте? (глаголы, это тоже характерно для повествования) ­Назовите тему текста. ( Бородинское сражение) ­В каком предложении она отражена? ( 20)  ­Какова основная мысль? ( Предложение № 20) 3.2. Деление текста нам абзацы. ­Можно ли разделить этот текст на абзацы? На сколько? Разбейте. (Всего 6)                                           Деление текста на абзацы.             1)Осенью 1812 года Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение. 2)Он выбрал   удобную   позицию   у   села   Бородино.   3)Эта   позиция   вынуждала   противника атаковать русские войска в лоб на узком участке.            4)Вечером 5 сентября произошел бой французских войск с заградительным отрядом русской армии. 5)… 6)«Сколько взято русских пленных?» ­ спросил он. 7)«Русские в плен не сдаются, ваше величество», ­ ответили ему его генералы. 8)На другой день  русские  и французы готовились к сражению.          9)Рано утром 7 сентября загремели артиллерийские залпы, засвистели ядра и пули. 10)Началась знаменитая Бородинская битва.           11)Семь раз французы атаковали левый фланг. 12)Огнем и штыками встречали и х русские воины и отбрасывали назад. 13)В конце концов французы заняли укрепления, но продвинуться дальше не смогли.          14)В центре Бородинского боя на кургане кипела кровавая схватка. 15)Пехотинцы мужественно отбивали  все  атаки противника. 16)Даже раненые не покидали  поле  боя. 17)В   разгар   сражения   Кутузов   направил   к  левому  флангу   французов   конницу. 18)Наполеон вынужден был отступить. 19)Поздно вечером сражение прекратилось.                  20)Бородинское сражение осталось в памяти  народа как славная страница нашей истории.                                                                                                                  (По С.Сырову) 3.3. Составление плана текста.                                             Примерный план. 1. Выбор позиции. 2. Бой 5 сентября. 3. Начало Бородинского сражения. 4. Атака левого фланга русских. 5 5. Бой на кургане. 6. Память народа. 3.4. Чтение и выборочный пересказ текста. ­   Обратите   внимание   на   орфограммы   текста:  атака,   позиция,   артиллерия,   фланг, конница, пехотинцы, Наполеон, Кутузов. ­ Обратите внимание на необходимость записи чисел словами. ­     Обратите   внимание   на   пунктуацию   в   сложных   предложениях:   необходимо   ставить запятую между частями СП. ­ Будете ли вы использовать при написании выборочного изложения предложения с прямой речью? Почему? Ответ аргументируйте. 3.5. Написание выборочного изложения­повествования.  ­ Как можно озаглавить текст? ­ Сколько частей будет в вашей работе? (6) 3.6. Рефлексия ­С какими открытиями и трудностями сегодня встретились на занятии?                                                                                                                                                                                                                                                                       Приложени е  Задания практикума 1).У вас на столах лежит текст, прочитайте про себя один раз. 2). Чтение текста учеником вслух. 3). Кратко перескажите содержание. 1)Осенью 1812 года Кутузов решил дать Наполеону генеральное сражение. 2)Он выбрал удобную   позицию   у   села   Бородино.   3)Эта   позиция   вынуждала   противника   атаковать русские войска в лоб на узком участке.  4)Вечером 5 сентября произошел бой французских войск с заградительным отрядом русской армии.     5)… 6)«Сколько взято русских плен­ ных?» ­ спросил он.   7)«Русские в плен не сдаются, ваше величество», ­ ответили ему его генералы.   8)На другой день русские и французы готовились к сражению.  9)Рано утром 7 сентября загремели артиллерийские залпы, засвистели ядра и пули.  10)Началась знамени­ тая   Бородинская   битва.   11)Семь   раз   французы   атаковали   левый   фланг.     12)Огнем   и штыками встречали и х   русские воины и отбрасывали назад.  13)В конце концов французы заняли укрепления, но продвинуться дальше не смогли.  14)В центре Бородинского боя на кургане   кипела   кровавая   схватка.   15)Пехотинцы   мужественно   отбивали  все  атаки противника.   16)Даже   раненые   не   покидали  поле  боя.   17)В   разгар   сражения   Кутузов направил к  левому  флангу французов конницу.   18)Наполеон  вынужден был отступить. 19)Поздно вечером сражение прекратилось.  20)Бородинское сражение осталось в памяти народа как славная страница нашей истории. 3). Как вы думаете, почему именно этот текст мы будем анализировать? 4). С кем шла война в 1812 году?  5). Кто такой Наполеон?  6). Кто такой Кутузов?  7).   Какое   значение   имело   Бородинское   сражение   для   хода   войны   и   всей   русской истории?  3. Определение признаков текста.  ­ Какие же признаки позволяют этот отрывок назвать текстом?  ­ К какому стилю вы отнесли бы данный текст? 6 ­ К какому типу речи вы отнесёте данный текст? Аргументируйте вывод.  ­ Слова какой части речи, передающие действия, часто употребляются в тексте?  ­Назовите тему текста.  ­В каком предложении она отражена?  ­Какова основная мысль?  Деление текста нам абзацы. ­Можно ли разделить этот текст на абзацы? На сколько? Разбейте.  Составление плана текста. Чтение и выборочный пересказ текста. ­   Обратите   внимание   на   орфограммы   текста:  атака,   позиция,   артиллерия,   фланг, конница, пехотинцы, Наполеон, Кутузов. ­ Обратите внимание на необходимость записи чисел словами. ­     Обратите   внимание   на   пунктуацию   в   сложных   предложениях:   необходимо   ставить запятую между частями СП. ­ Будете ли вы использовать при написании выборочного изложения предложения с прямой речью? Почему? Ответ аргументируйте. Написание выборочного изложения­повествования.  ­ Как можно озаглавить текст? ­ Сколько частей будет в вашей работе?  7

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)

Учимся писать выборочное изложение-повествование ( русский язык, 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018