Учимся правильно выполнять практические работы. «Анионы»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Иконка файла материала п.р. анионы.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Учимся правильно выполнять практические работы. «Анионы» Цель работы. Научиться распознавать анионы. Общая характеристика анионов. I группа:  Групповой реагент: хлорид бария. II группа: Cl–, Br–, I–, SCN–. Групповой реагент: нитрат серебра. III группа: NO3 –, NO2 –, CH3COO–. Групповой реагент: отсутствует. Реактивы.   Цинк   металлический;   растворы   (0,1   М):   карбоната,   силиката, ортофосфата, сульфата, сульфита, тиосульфата, хлорида, бромида, йодида, тиоцианата,   нитрата,   нитрита,   ацетата   натрия,   хлорида   бария,   нитрата серебра,   йодида   калия,   хлорида   железа(III);   растворы:   карбоната   аммония (10%­й),   гидроксида   натрия   (30%­й);   азотная,   серная   кислоты   (1   М); известковая   вода,   йодная   вода;   молибденовая   жидкость   (раствор (NH4)2MoO4 в азотной кислоте); синяя и красная лакмусовая бумага. Оборудование.   Пробирки,   держатель   для   пробирок,   газовая   горелка, стеклянные палочки. Опыт 1. Взаимодействие с BaCl2 Описание опыта. В   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   карбоната,   силиката, ортофосфата, сульфата, сульфита и тиосульфата натрия. Добавьте по 2–3 капли раствора хлорида бария. Оформление результатов. Заполните таблицу 1.Таблица 1 Обсуждение результатов. Почему некоторые осадки образуются только при использовании достаточно концентрированных растворов реагентов? ...………………………………………………………………………… . Как определить сульфат­ион в присутствии сульфит­иона? ...………………………………………………………………………… . Как определить сульфит­ион в присутствии сульфат­иона? ...………………………………………………………………………… . Опыт 2. Взаимодействие с AgNO3 Описание опыта. 1) В пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлорида, бромида, йодида, тиоцианата натрия, добавьте по 2–3 капли раствора нитрата серебра и 2–3 капли азотной кислоты. 2) Каждый осадок разделите на две части. К одной части добавьте по одной капле серной кислоты и хлорида железа(III).3) К другой части добавьте концентрированный раствор карбоната аммония. Оформление результатов. Заполните таблицу 2. Таблица 2 Обсуждение результатов. Зачем при проведении этого опыта добавляют азотную кислоту? ...………………………………………………………………………… . Почему только хлорид серебра при взаимодействии с карбонатом аммония переходит в раствор в виде аммиачного комплекса? ...………………………………………………………………………… . Почему   при   действии   соли   железа(III)   на   тиоцианат   серебра   над   осадком появляется окраска? ...………………………………………………………………………… . Опыт 3. Взаимодействие с H2SO4 Описание опыта.1) В пробирку поместите 2–3 капли раствора карбоната натрия, добавьте 1–2 капли   серной   кислоты   и   нагрейте.   К   отверстию   пробирки   поднесите стеклянную палочку с каплей известковой воды. 2) В пробирку поместите 2–3 капли раствора сульфита натрия, добавьте 1–2 капли серной кислоты и нагрейте. К отверстию пробирки поднесите сначала стеклянную   палочку   с   каплей   известковой   воды,   затем –   влажную   синюю лакмусовую бумажку. 3) То же самое проделайте с раствором тиосульфата натрия. 4) В пробирку поместите 2–3 капли раствора ацетата натрия, добавьте 1–2 капли серной кислоты и нагрейте. 5) В пробирку поместите 2–3 капли раствора силиката натрия, добавляйте по каплям серную кислоту. Нагрейте. Оформление результатов. Заполните таблицу 3. Таблица 3 Обсуждение результатов. Почему выделяющиеся газы вызывают помутнение известковой воды?...………………………………………………………………………… . Почему   окраска   синей   лакмусовой   бумаги   под   действием   диоксида   серы изменяется? Будет ли она изменяться под действием диоксида углерода? ...………………………………………………………………………… . Можно ли определить сульфит­ и тиосульфат­ионы в присутствии карбонат­ ионов? ...………………………………………………………………………… . Чтобы   определить   карбонат­ионы   в   присутствии   сульфит­   и   тиосульфат­ ионов,   к   анализируемому   раствору   предварительно   добавляют   2–3   капли разбавленного раствора пероксида водорода. Что при этом происходит? ...………………………………………………………………………… . Почему   при   добавлении   кислоты   к   раствору,   содержащему   ацетат­ион, появляется запах уксусной кислоты? ...………………………………………………………………………… . Можно   ли   по   реакции   с   кислотой   обнаружить   силикат­ион   в   присутствии других анионов? ...………………………………………………………………………… . Опыт 4. Взаимодействие нитрита натрия с KI Описание опыта. В   пробирку   поместите   2–3   капли   раствора   нитрита   натрия,   добавьте   4–5 капель серной кислоты и 1–2 капли раствора йодида калия. Оформление результатов. Заполните таблицу 4. Таблица 4 Обсуждение результатов.Какую функцию в данном опыте выполняют нитрит­ионы? ...………………………………………………………………………… . Опыт 5. Взаимодействие с I2 Описание опыта. В   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   сульфита   и   тиосульфата натрия, добавьте по 4–5 капель серной кислоты и по 1–2 капли йодной воды. Оформление результатов. Заполните таблицу 5. Таблица 5 Обсуждение результатов. Какую функцию в данном опыте выполняют сульфит­ и тиосульфат­ионы? ...………………………………………………………………………… . В   отличие   от   опыта   с   участием   сульфит­ионов,   где   продуктом   реакции являются сульфат­ионы, в реакции с тиосульфат­ионами образуется другой 2­.   Изобразите   графические   формулы продукт –   тетратионат­ионы   S4O6 тиосульфат­иона (рис. 1) и тетратионат­иона (рис. 2) с учетом того, что в первом имеется цепочка из двух атомов серы, а во втором – из четырех. Опыт 6. Взаимодействие ортофосфата натрия с раствором (NH4)2MoO4 в HNO3 Описание опыта. В пробирку поместите 1–2 капли раствора ортофосфата натрия, добавьте 3–5 капель молибденовой жидкости и слегка нагрейте. Оформление результатов. Заполните таблицу 6.Таблица 6 Обсуждение результатов. Графическая   формула   образующегося   аниона   [PMo12O40]3– выглядит следующим образом (рис. 3): Рис. 3. Графическая формула иона [PMo12O40]3– Сколько   связей   образуют   атом   фосфора   и   атом   молибдена   в   этом соединении? ...………………………………………………………………………… . В   присутствии   восстановителей   в   результате   реакции   образуется   так называемая   молибденова   синь   (соединения   молибдена   низших   степеней окисления).  Как   можно  предварительно   избавиться  от   восстановителей,  не применяя   других   реагентов,   кроме   тех,   которые   используются   в   данном опыте? ...………………………………………………………………………… .Опыт 7. Взаимодействие нитрата натрия с Zn Описание опыта. В   пробирку   поместите   5–6   капель   раствора   нитрата   натрия,   добавьте   5–6 капель   концентрированного   раствора   гидроксида   натрия,   немного   цинка   и слегка нагрейте. Над пробиркой поместите кусочек влажной красной лакмусовой бумаги. Оформление результатов. Заполните таблицу 7. Таблица 7 Обсуждение результатов. Почему изменяется окраска индикаторной бумаги? ...………………………………………………………………………… . Для удаления нитрит­иона, мешающего определению нитрат­иона, к раствору предварительно добавляют твердый хлорид аммония и нагревают. Что при этом происходит? ...………………………………………………………………………… .

Посмотрите также