Учимся правильно выполнять практические работы. Катионы, осаждаемые серной кислотой (Ca2+, Sr2+, Ba2+)

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Иконка файла материала п.р. осаждение серной кислотой.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Учимся правильно выполнять практические работы. Катионы, осаждаемые серной кислотой (Ca2+, Sr2+, Ba2+) Цель работы. Научиться выделять, распознавать и отделять друг от друга катионы Ca2+, Sr2+, Ba2+. Общая характеристика катионов. Образуют малорастворимые сульфаты. Групповой реагент: H2SO4 (водный раствор). Реактивы. Растворы (0,1 М): хлоридов кальция, стронция, бария, карбоната аммония,   дихромата   калия,   гидроортофосфата   натрия,   оксалата   аммония; растворы (1 М): хромата натрия, серной, соляной и уксусной кислот. Оборудование.   Пробирки,   нихромовая   проволока,   газовая   горелка, предметное стекло, микроскоп, справочные данные о растворимости солей кальция,   стронция   и   бария   (Лидин   Р.А.   Справочник   по   общей   и неорганической химии. М.: Просвещение, 1997). Опыт 1. Взаимодействие с H2SO4 Описание опыта. 1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель разбавленной серной кислоты. 2) На предметное стекло поместите каплю раствора хлорида кальция, рядом поместите   каплю   серной   кислоты.   Стеклянной   палочкой   соедините   капли, дайте постоять и рассмотрите под микроскопом кристаллы (главным образом по краям капли). Оформление результатов. Заполните таблицу 1. Таблица 1 Уравнения реакций Наблюдения CaCl2 + H2SO4 + H2O = c Ca2+ +  + H2O =SrCl2 + H2SO4 = Sr2+ +  = BaCl2 + H2SO4 = Ba2+ +   = c c Примечание. Сульфат кальция выпадает в осадок в виде дигидрата. Обсуждение результатов. Почему   сульфаты   кальция,   стронция   и   бария   переходят   в   раствор   под действием   концентрированной   серной   кислоты?   (Напишите   уравнения реакций.) …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………... . Сульфаты кальция, стронция и бария переводят в карбонаты, многократно обрабатывая насыщенным раствором карбоната натрия, каждый раз сливая жидкость с осадка. Как полученные карбонаты можно перевести в раствор? (Напишите уравнения реакций.) …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………... . Опыт 2. Взаимодействие с (NH4)2CO3 Описание опыта. 1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора карбоната аммония. 2) К выпавшим осадкам прилейте по несколько капель уксусной кислоты. Оформление результатов. Заполните таблицу 2.Уравнения реакций Наблюдения Таблица 2 CaCl2 + (NH4)2CO3 = Ca2+ +   = SrCl2 + (NH4)2CO3 = Sr2+ +   = BaCl2 + (NH4)2CO3 = Ba2+ +   = CaCO3 + 2CH3COOH = SrCO3 + CH3COOH = BaCO3 + CH3COOH = c c c c c c Обсуждение результатов. По   справочным   данным   сравните   растворимость   сульфатов   и   карбонатов кальция, стронция, бария. Как она меняется при изменении катиона и аниона? …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………….. . Опыт 3. Взаимодействие с K2Cr2O7 Описание опыта. 1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора дихромата калия. 2) К выпавшему осадку прилейте немного соляной кислоты. Оформление результатов. Заполните таблицу 3. Таблица 3Уравнения реакций Наблюдения CaCl2 + K2Cr2O7 = SrCl2 + K2Cr2O7 = BaCl2 + K2Cr2O7+ H2O = Ba2+ + Cr2O2­ 7 + H2O = BaCrO4 + HCl = BaCrO4 + 2H+ = Обсуждение результатов. c c c c Почему   в   условиях   опыта   не   образуются   осадки   хроматов   кальция   и стронция? ………………………………………………………………………….. . Почему осадок хромата бария растворим в сильных кислотах? ………………………………………………………………………….. . Можно   ли   эту   реакцию   использовать   для   отделения   бария   от   стронция   и кальция? ………………………………………………………………………… . Опыт 4. Взаимодействие с Na2CrO4 Описание опыта. 1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель концентрированного раствора хромата натрия. 2) К выпавшим осадкам прилейте немного уксусной кислоты. Оформление результатов. Заполните таблицу 4. Таблица 4 Уравнения реакций Наблюдения CaCl2 + Na2CrO4 = cSrCl2 + Na2CrO4 = Sr2+ +  = BaCl2 + Na2CrO4 = Ba2+ +   = SrCrO4 + CH3COOH = BaCrO4 + CH3COOH = Обсуждение результатов. c c c c Почему в условиях опыта не образуется осадок хромата кальция? ………………………………………………………………………… . Почему для перевода хромата стронция в дихромат достаточно такой слабой кислоты, как уксусная? ………………………………………………………………………… . Почему   хромат   бария   не   переходит   в   раствор   под   действием   уксусной кислоты? ………………………………………………………………………… . Можно   ли   эту   реакцию   использовать   для   разделения   бария,   стронция   и кальция? ………………………………………………………………………… . Опыт 5. Взаимодействие с (NH4)2C2O4 Описание опыта. 1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Сa2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора оксалата аммония. 2) К выпавшим осадкам добавьте соляную кислоту. Оформление результатов. Заполните таблицу 5. Таблица 5Уравнения реакций Наблюдения CaCl2 + (NH4)2C2O4 = Ca2+ +  = SrCl2 + (NH4)2C2O4 = Sr2+ +   = BaCl2 + (NH4)2C2O4 = Ba2+ +   = CaC2O4 + HCl = CaC2O4 + H+ = SrC2O4 + HCl = SrC2O4 + H+ = BaC2O4 + HCl = BaC2O4 + H+ = c c c c c c Обсуждение результатов. Кислые   оксалаты   кальция,   стронция   и   бария   растворимы   в   воде.   Почему оксалаты бария и стронция растворимы в слабой уксусной кислоте, а оксалат кальция нет? ………………………………………………………………………… . Опыт 6. Взаимодействие с Na2HPO4 Описание опыта. В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов хлоридов Ca2+, Sr2+, Ba2+. Прилейте по 5 капель раствора гидроортофосфата натрия. Оформление результатов. Заполните таблицу 6. Таблица 6Уравнения реакций Наблюдения Ca2+ +  Sr2+ +  Ba2+ +  =  = = Обсуждение результатов. c c c В условиях опыта в осадок выпадают гидроортофосфаты кальция, стронция и бария. Чем они отличаются от гидроортофосфатов серебра и свинца? …………………………………………………………………………... . Какие соли ортофосфорной кислоты и кальция, стронция, бария растворимы в воде? …………………………………………………………………………... . Опыт 7. Окрашивание пламени 1)   В   бесцветное   пламя   газовой   горелки   внесите   нихромовую   проволоку, смоченную в растворе хлорида кальция. 2) Промойте проволоку в соляной кислоте, прокалите ее и проделайте то же самое с хлоридами стронция и бария. Оформление результатов. Заполните таблицу 7. Вещество Наблюдения Таблица 7 Соль кальция Соль стронция Соль бария Обсуждение результатов. c c c Где   используется   способность   солей   щелочно­земельных   элементов окрашивать пламя? ………………………………………………………………………….. .Как   отделить   катионы   кальция,   стронция   и   бария   от   катионов   серебра   и свинца? …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………….. . Как   разделить   катионы   кальция,   стронция   и   бария   при   совместном присутствии? …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………….. .

Посмотрите также