Учимся правильно выполнять практические работы. «Катионы, осаждаемые соляной кислотой (Ag+, Pb2+)»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Иконка файла материала п.р. осаждение соляной кислотой.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Учимся правильно выполнять практические работы. «Катионы, осаждаемые соляной кислотой (Ag+, Pb2+)» Цель работы. Научиться выделять, распознавать и отделять друг от друга катионы Ag+, Pb2+. Общая характеристика катионов. Образуют малорастворимые хлориды. Групповой реагент: HCl (водный раствор). Реактивы. Растворы (0,1 М): нитрата серебра, нитрата (или ацетата) свинца, йодида калия, хромата натрия, дихромата калия, гидроортофосфата натрия, сульфата   натрия;   растворы   (1   М)   аммиака,   гидроксида   натрия;   соляная кислота (1 М). Оборудование. Пробирки, держатель для пробирок, газовая горелка. Опыт 1. Взаимодействие с HCl Описание опыта. 1)   В   две   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   солей   Ag+,   Pb2+. Прилейте по 5 капель соляной кислоты. 2) На осадок хлорида серебра подействуйте раствором аммиака. 3) Полученный раствор комплексной соли серебра разделите на две части, к одной из них добавьте разбавленную азотную кислоту, ко второй – раствор йодида калия. Оформление результатов. Заполните таблицу 1. Таблица 1 Уравнения реакций AgNO3 + HCl = Ag+ + Cl– = AgCl + NH3•H2O = [Ag(NH3)2]Cl + HNO3 = [Ag(NH3)2]+ + H+ + Cl– = Наблюдения[Ag(NH3)2]Cl + KI + H2O = [Ag(NH3)2]+ + I– + H2O = Pb(NO3)2 + HCl = Pb2+ + Cl– =     Обсуждение результатов. Как   называется   образовавшееся   комплексное   соединение   серебра [Ag(NH3)2]Cl? ..………………………………………………………………………… . Хлорид серебра растворяется не только в растворе аммиака, но и в растворе карбоната аммония. Почему это происходит? ..………………………………………………………………………… . Опыт 2. Взаимодействие с NaOH Описание опыта. 1)   В   две   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   солей   Ag+,   Pb2+. Прилейте по 1 капле раствора гидроксида натрия. 2) К осадку оксида серебра добавьте раствор аммиака. 3)   Осадок   гидроксида   свинца   разделите   на   две   части.   К   одной   части добавляйте   по   каплям   раствор   щелочи,   к   другой   –   разбавленную   азотную кислоту до исчезновения осадков. Оформление результатов. Заполните таблицу 2. Таблица 2   Уравнения реакций Наблюдения AgNO3 + NaOH = Ag+ + OH– = Ag2O + NH3•H2O =     Pb(NO3)2 + NaOH = Pb2+ + OH– = Pb(OH)2 + HNO3 = Pb(OH)2 + H+ =Pb(OH)2 + NaOH = Pb(OH)2 + OH– =   Обсуждение результатов. Почему при взаимодействии катиона серебра с гидроксид­ионом образуется не гидроксид, а оксид серебра? ..………………………………………………………………………… . К какому классу неорганических веществ относится гидроксид свинца? ..………………………………………………………………………… . Как называются образовавшиеся комплексные соединения серебра и свинца? [Ag(NH3)2]OH – …………………………………………………… . Na2[Pb(OH)4] – …………………………………………………….. . Опыт 3. Взаимодействие с Na2CrO4 и K2Cr2O7 Описание опыта. 1)   В   две   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   солей   Ag+,   Pb2+. Прилейте по 2–3 капли раствора Na2CrO4. 2)   В   две   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   солей   Ag+,   Pb2+. Прилейте по 2–3 капли раствора K2Cr2O7. 3)   К   осадку   хромата   свинца   добавьте   раствор   щелочи   до   исчезновения выпавшего осадка. Оформление результатов. Заполните таблицу 3. Таблица 3 Наблюдения Уравнения реакций AgNO3 + Na2CrO4 = Ag+ + CrO4 Pb(NO3)2 + Na2CrO4 = Pb2+ + CrO4 2­ = 2­ =AgNO3 + K2Cr2O7 = Ag+ + Cr2O7 2­ = Pb(NO3)2 + K2Cr2O7 = Pb2+ + Cr2O7 2­ + H2O = PbCrO4 + NaOH = PbCrO4 + OH– = Обсуждение результатов. В растворе, содержащем дихромат­ион, имеет место равновесие: Cr2O7 2­ + H2O   2H+ + 2CrO4 2­. Почему при взаимодействии хромат­ и дихромат­ионов с катионами свинца образуется один и тот же продукт, а с катионами серебра – разные? ..………………………………………………………………………….. ..………………………………………………………………………… . Почему   хромат   свинца,   в   отличие   от   других   малорастворимых   хроматов, переходит в раствор под действием щелочи? ..………………………………………………………………………… . Опыт 4. Взаимодействие с Na2HPO4 Описание опыта. В две пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Ag+, Pb2+. Прилейте по 2–3 капли раствора Na2HPO4. Оформление результатов. Заполните таблицу 4. Уравнения реакций Наблюдения Таблица 4 AgNO3 + Na2HPO4 = Ag+ + HPO4 Pb(NO3)2 + Na2HPO4 = Pb2+ + HPO4 2­ = 2­ =Обсуждение результатов. Почему для осаждения средних солей – ортофосфатов серебра и свинца – используют   кислую   соль   –   гидроортофосфат   натрия?   Что   произойдет   при использовании в качестве осадителя ортофосфата натрия? …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………... . Почему   катион   водорода,   отщепляющийся   от   гидроортофосфат­иона,   не остается   свободным,   а   соединяется   с   другим   гидроортофосфат­ионом, образуя дигидроортофосфат­ион? …………………………………………………………………………… ..…………………………………………………………………………. . Опыт 5. Взаимодействие c KI Описание опыта. 1)   В   две   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   солей   Ag+,   Pb2+. Прилейте по 2–3 капли раствора KI. 2) Нагрейте пробирку с осадком йодида свинца до кипения, затем охладите. Оформление результатов. Заполните таблицу 5. Таблица 5 Уравнения реакций AgNO3 + KI = Ag+ + I– = Pb(NO3)2 + KI = Pb2+ + I– = Наблюдения   До нагревания: После нагревания и охлаждения: Обсуждение результатов. Будет   ли   йодид   серебра   переходить   в   раствор   под   действием   раствора аммиака? ……………………………………………………………………………..………………………………………………………………………… . Как изменяется растворимость йодида свинца при нагревании? ..………………………………………………………………………… . Опыт 6. Взаимодействие c Na2SO4 Описание опыта. 1)   В   две   пробирки   поместите   по   2–3   капли   растворов   солей   Ag+,   Pb2+. Прилейте по 1 капле раствора сульфата натрия. 2)   К   осадку   сульфата   свинца   добавляйте   по   каплям   раствор   щелочи   до исчезновения выпавшего осадка. Оформление результатов. Заполните таблицу 6. Таблица 6 2­ = Уравнения реакций Наблюдения AgNO3 + Na2SO4 =  Ag+ + SO4 Pb(NO3)2 + Na2SO4 =  Pb2+ + SO4 PbSO4 + NaOH =  PbSO4 + 4OH– = 2­ =       Обсуждение результатов. Почему сульфат свинца переходит в раствор под действием избытка щелочи? ..………………………………………………………………………… . Предложите три способа отделения катионов свинца от катионов серебра: 1) ………………………………………………………………………… ; 2) ………………………………………………………………………… ; 3) .………………………………………………………………………. .

Посмотрите также