Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Учимся правильно выполнять практические работы.
«Катионы, осаждаемые щелочами и аммиаком (Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+)»
Цель работы. Научиться выделять, распознавать и отделять друг от друга
катионы Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+.
Общая характеристика катионов. Образуют малорастворимые гидроксиды,
которые не могут быть переведены в раствор действием раствора аммиака или
избытка щелочи.
Групповой реагент. NH3 (водный раствор) или NaOH.
Реактивы. Диоксид свинца; растворы (0,1 М): хлоридов железа(III), магния,
сульфата железа(II)*,
карбоната натрия,
гидроортофосфата
калия,
гексацианоферрата(III) калия, ацетата натрия; растворы (1 М): гидроксида
натрия, пероксида водорода, аммиака, тиоцианата калия, азотной кислоты.
нитрата марганца(II),
натрия,
гексацианоферрата(II)
Оборудование. Пробирки, держатель для пробирок, газовая горелка.
Опыт 1. Взаимодействие с NaOH
Описание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+.
Прилейте по 5 капель раствора гидроксида натрия.
Оформление результатов. Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + NaOH =
Mn2+ + OH– =
Mn(OH)2 + O2 =
FeSO4 + NaOH =
Fe2+ + OH– =Fe(OH)2 + O2 + H2O =
FeCl3 + NaOH =
Fe3+ + OH– =
MgCl2 + NaOH =
Mg2+ + OH– =
Обсуждение результатов.
Почему с течением времени происходит изменение окраски первоначально
образовавшихся гидроксидов марганца(II) и железа(II)?
………………………………………………………………………… .
Почему в конечных продуктах реакций степень окисления марганца выше, чем
степень окисления железа?
………………………………………………………………………… .
Опыт 2. Взаимодействие солей марганца(II) и железа(II) с H2O2
Описание опыта.
В две пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Fe2+ и Mn2+.
Прилейте несколько капель растворов щелочи и H2O2.
Оформление результатов. Заполните таблицу 2.
Таблица 2
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + NaOH + H2O2 =
Mn2+ + OH– + H2O2 =
FeSO4 + NaOH + H2O2 =
Fe2+ + OH– + H2O2 =
Обсуждение результатов.
Почему те же продукты, которые получались в опыте 1 в течение длительного
времени, при использовании пероксида водорода образуются сразу?
…………………………………………………………………………… .
Опыт 3. Взаимодействие с NH3 в водном раствореОписание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+. Прилейте по 5 капель раствора аммиака.
Оформление результатов. Заполните таблицу 3.
Уравнения реакций
Наблюдения
Таблица 3
Mn(NO3)2 + NH3•H2O =
Mn2+ + NH3•H2O =
Mn(OH)2 + O2 =
FeSO4 + NH3•H2O =
Fe2+ + NH3•H2O =
Fe(OH)2 + O2 + H2O =
FeCl3 + NH3•H2O =
Fe3+ + NH3•H2O =
MgCl2 + NH3•H2O =
Mg2+ + NH3•H2O =
Обсуждение результатов.
Почему при действии раствора аммиака на растворы солей катионов данной
аналитической группы образуются те же продукты, что и при действии
раствора гидроксида натрия?
………………………………………………………………………… .
Опыт 4. Взаимодействие с Na2CO3
Описание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+. Прилейте по 2–3 капли раствора Na2CO3.
Оформление результатов. Заполните таблицу 4.
Таблица 4
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + Na2CO3 ==
=
Mn2+ +
MnCO3 + O2 =
FeSO4 + Na2CO3 =
Fe2+ +
FeCO3 + O2 + H2O =
FeCl3 + Na2CO3 + H2O =
Fe3+ +
+ H2O =
MgCl2 + Na2CO3 =
Mg2+ +
=
Обсуждение результатов.
Почему, в отличие от остальных катионов данной группы, которые образуют
средние соли, в случае железа(III) в осадок выпадает основная соль?
…………………………………………………………………………... .
Почему осадки карбонатов марганца(II) и железа(II) со временем приобретают
такую же окраску, как соответствующие гидроксиды в опытах 1–3?
…………………………………………………………………………... .
Опыт 5. Взаимодействие с Na2HPO4
Описание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+. Прилейте по 2–3 капли раствора Na2HPO4.
Оформление результатов. Заполните таблицу 5.
Уравнения реакций
Наблюдения
Таблица 5
=
Mn(NO3)2 + Na2HPO4 =
Mn2+ +
FeSO4 + Na2HPO4 =
Fe2+ +
FeCl3 + Na2HPO4 =
Fe3+ +
=
=MgCl2 + Na2HPO4 =
Mg2+ +
=
Обсуждение результатов.
Почему, в отличие от остальных катионов данной группы, которые образуют
средние соли, в случае магния в осадок выпадает кислая соль?
………………………………………………………………………….. .
Опыт 6. Взаимодействие соли железа(III) c KSCN
Описание опыта.
В пробирку поместите 2–3 капли раствора хлорида Fe3+. Прилейте 2–3 капли
раствора KSCN.
Оформление результатов. Заполните таблицу 6.
Уравнения реакций
FeCl3 + KSCN =
Fe3+ + SCN– =
Обсуждение результатов.
Таблица 6
Наблюдения
Упрощенно продукт реакции можно записать как Fe(SCN)3. В
действительности образуются различные комплексы: от [Fe(H2O)5(SCN)]2+ до
[Fe(SCN)6]3–. Напишите их формулы:
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………… .
Опыт 7. Взаимодействие с K3[Fe(CN)6] и K4[Fe(CN)6]
Описание опыта.1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+.
Прилейте по 2–3 капли раствора K3[Fe(CN)6].
2) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+.
Прилейте по 2–3 капли раствора K4[Fe(CN)6].
Оформление результатов. Заполните таблицу 7.
Уравнения реакций
Наблюдения
Таблица 7
Mn(NO3)2 + K3[Fe(CN)6] =
Mn2+ + [Fe(CN)6]3– + K+ =
FeSO4 + K3[Fe(CN)6] =
Fe2+ + [Fe(CN)6]3– + K+ =
FeCl3 + K3[Fe(CN)6] =
Fe3+ + [Fe(CN)6]3– =
Mn(NO3)2 + K4[Fe(CN)6] =
Mn2+ + [Fe(CN)6]4– =
FeSO4 + K4[Fe(CN)6] =
Fe2+ + [Fe(CN)6]4– =
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] =
Fe3+ + [Fe(CN)6]4– + K+ =
Обсуждение результатов.
Осадок, образующийся при взаимодействии ионов Fe3+ и [Fe(CN)6]4–, называют
“берлинская лазурь”, а осадок, образующийся при взаимодействии ионов
Fe2+ и [Fe(CN)6]3–, – “турнбулева синь”. В 30е гг. XX в. было доказано, что эти
вещества имеют одинаковое строение (рис. 1).. Серыми
Рис. 1. Кристаллическая решетка соединения
кружками обозначены ионы Fe2+, черными – ионы Fe3+, по осям,
соединяющим центры кристаллической решетки, расположены
ионы CN–. (Чтобы не загромождать рисунок, ионы CN– указаны не везде)
Их состав может быть описан формулой
калия в данной структуре?
. Где находятся катионы
………………………………………………………………………… .
Объясните, почему соединение
квадратных скобок?
правильнее писать именно так, без
………………………………………………………………………… .
Почему в некоторых случаях вместо осадков образуются коллоидные
растворы?
………………………………………………………………………… .
Почему осадок
цвет, а в реальных условиях обычно окрашен?
, получаемый в отсутствии кислорода, имеет белый
………………………………………………………………………… .
Опыт 8. Взаимодействие солей железа(III) с Na(CH3COO)Описание опыта.
В пробирку поместите 2–3 капли раствора соли Fe3+. Прилейте 2–3 капли
раствора Na(CH3COO).
Оформление результатов. Заполните таблицу 8.
Таблица 8
Уравнения реакций
Наблюдения
FeCl3 + Na(CH3COO) + H2O =
Fe3+ + CH3COO – + H2O =
Обсуждение результатов.
В результате реакции образуется комплексное соединение
[Fe3O(CH3COO)6(H2O)3]Cl, содержащее катион [Fe3O(CH3COO)6(H2O)3]+. Его
строение можно описать следующим образом. Вокруг центрального атома
кислорода в вершинах правильного треугольника расположены три атома
железа. Каждая пара атомов железа связана между собой двумя мостиками из
ацетатионов (через атомы кислорода). Кроме того, к каждому атому железа
присоединена молекула воды. Таким образом, центральный атом кислорода
образует три связи с атомами железа, а каждый атом железа – по шесть связей
с атомами кислорода (одним центральным, одним из молекулы воды и
четырьмя из ацетатионов). Изобразите пространственное строение катиона
[Fe3O(CH3COO)6(H2O)3]+ (рис. 2).
Рис. 2. Пространственное строение катиона [Fe3O(СН3СОО)6(H2O)3]+
Опыт 9. Взаимодействие солей марганца(II) с PbO2Описание опыта.
К 1–2 каплям раствора нитрата Mn2+ прилейте несколько капель азотной
кислоты и добавьте немного порошка диоксида свинца. Нагрейте смесь до
кипения.
Оформление результатов. Заполните таблицу 9.
Таблица 9
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + HNO3 + PbO2 =
Mn2+ + H+ + PbO2 =
Обсуждение результатов.
Какие свойства проявляют соединения марганца и свинца в данной реакции?
………………………………………………………………………… .
Если взять большое количество раствора нитрата марганца(II), то возможно
наблюдать образование коричневого осадка. В кратком ионном виде эта
реакция выглядит так:
Mn2+ + MnO
+ H2O = MnO2
4
+ H+.
расставьте коэффициенты.
Как отделить катионы марганца(II), железа(II), железа(III) и магния от
катионов других металлов, образующих малорастворимые гидроксиды?
………………………………………………………………………… .
Как распознать катионы марганца(II), железа(II), железа(III) и магния при их
совместном присутствии?
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………… .