Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Оценка 5
Лабораторные работы
docx
математика +1
8 кл—9 кл
13.03.2019
Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
осаждаемые катионы.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Учимся правильно выполнять практические работы.
«Катионы, осаждаемые щелочами и аммиаком (Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+)»
Цель работы. Научиться выделять, распознавать и отделять друг от друга
катионы Mn2+, Fe2+, Fe3+, Mg2+.
Общая характеристика катионов. Образуют малорастворимые гидроксиды,
которые не могут быть переведены в раствор действием раствора аммиака или
избытка щелочи.
Групповой реагент. NH3 (водный раствор) или NaOH.
Реактивы. Диоксид свинца; растворы (0,1 М): хлоридов железа(III), магния,
сульфата железа(II)*,
карбоната натрия,
гидроортофосфата
калия,
гексацианоферрата(III) калия, ацетата натрия; растворы (1 М): гидроксида
натрия, пероксида водорода, аммиака, тиоцианата калия, азотной кислоты.
нитрата марганца(II),
натрия,
гексацианоферрата(II)
Оборудование. Пробирки, держатель для пробирок, газовая горелка.
Опыт 1. Взаимодействие с NaOH
Описание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+.
Прилейте по 5 капель раствора гидроксида натрия.
Оформление результатов. Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + NaOH =
Mn2+ + OH– =
Mn(OH)2 + O2 =
FeSO4 + NaOH =
Fe2+ + OH– = Fe(OH)2 + O2 + H2O =
FeCl3 + NaOH =
Fe3+ + OH– =
MgCl2 + NaOH =
Mg2+ + OH– =
Обсуждение результатов.
Почему с течением времени происходит изменение окраски первоначально
образовавшихся гидроксидов марганца(II) и железа(II)?
………………………………………………………………………… .
Почему в конечных продуктах реакций степень окисления марганца выше, чем
степень окисления железа?
………………………………………………………………………… .
Опыт 2. Взаимодействие солей марганца(II) и железа(II) с H2O2
Описание опыта.
В две пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Fe2+ и Mn2+.
Прилейте несколько капель растворов щелочи и H2O2.
Оформление результатов. Заполните таблицу 2.
Таблица 2
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + NaOH + H2O2 =
Mn2+ + OH– + H2O2 =
FeSO4 + NaOH + H2O2 =
Fe2+ + OH– + H2O2 =
Обсуждение результатов.
Почему те же продукты, которые получались в опыте 1 в течение длительного
времени, при использовании пероксида водорода образуются сразу?
…………………………………………………………………………… .
Опыт 3. Взаимодействие с NH3 в водном растворе Описание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+. Прилейте по 5 капель раствора аммиака.
Оформление результатов. Заполните таблицу 3.
Уравнения реакций
Наблюдения
Таблица 3
Mn(NO3)2 + NH3•H2O =
Mn2+ + NH3•H2O =
Mn(OH)2 + O2 =
FeSO4 + NH3•H2O =
Fe2+ + NH3•H2O =
Fe(OH)2 + O2 + H2O =
FeCl3 + NH3•H2O =
Fe3+ + NH3•H2O =
MgCl2 + NH3•H2O =
Mg2+ + NH3•H2O =
Обсуждение результатов.
Почему при действии раствора аммиака на растворы солей катионов данной
аналитической группы образуются те же продукты, что и при действии
раствора гидроксида натрия?
………………………………………………………………………… .
Опыт 4. Взаимодействие с Na2CO3
Описание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+. Прилейте по 2–3 капли раствора Na2CO3.
Оформление результатов. Заполните таблицу 4.
Таблица 4
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + Na2CO3 = =
=
Mn2+ +
MnCO3 + O2 =
FeSO4 + Na2CO3 =
Fe2+ +
FeCO3 + O2 + H2O =
FeCl3 + Na2CO3 + H2O =
Fe3+ +
+ H2O =
MgCl2 + Na2CO3 =
Mg2+ +
=
Обсуждение результатов.
Почему, в отличие от остальных катионов данной группы, которые образуют
средние соли, в случае железа(III) в осадок выпадает основная соль?
…………………………………………………………………………... .
Почему осадки карбонатов марганца(II) и железа(II) со временем приобретают
такую же окраску, как соответствующие гидроксиды в опытах 1–3?
…………………………………………………………………………... .
Опыт 5. Взаимодействие с Na2HPO4
Описание опыта.
В четыре пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+,
Mg2+. Прилейте по 2–3 капли раствора Na2HPO4.
Оформление результатов. Заполните таблицу 5.
Уравнения реакций
Наблюдения
Таблица 5
=
Mn(NO3)2 + Na2HPO4 =
Mn2+ +
FeSO4 + Na2HPO4 =
Fe2+ +
FeCl3 + Na2HPO4 =
Fe3+ +
=
= MgCl2 + Na2HPO4 =
Mg2+ +
=
Обсуждение результатов.
Почему, в отличие от остальных катионов данной группы, которые образуют
средние соли, в случае магния в осадок выпадает кислая соль?
………………………………………………………………………….. .
Опыт 6. Взаимодействие соли железа(III) c KSCN
Описание опыта.
В пробирку поместите 2–3 капли раствора хлорида Fe3+. Прилейте 2–3 капли
раствора KSCN.
Оформление результатов. Заполните таблицу 6.
Уравнения реакций
FeCl3 + KSCN =
Fe3+ + SCN– =
Обсуждение результатов.
Таблица 6
Наблюдения
Упрощенно продукт реакции можно записать как Fe(SCN)3. В
действительности образуются различные комплексы: от [Fe(H2O)5(SCN)]2+ до
[Fe(SCN)6]3–. Напишите их формулы:
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………… .
Опыт 7. Взаимодействие с K3[Fe(CN)6] и K4[Fe(CN)6]
Описание опыта. 1) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+.
Прилейте по 2–3 капли раствора K3[Fe(CN)6].
2) В три пробирки поместите по 2–3 капли растворов солей Mn2+, Fe2+, Fe3+.
Прилейте по 2–3 капли раствора K4[Fe(CN)6].
Оформление результатов. Заполните таблицу 7.
Уравнения реакций
Наблюдения
Таблица 7
Mn(NO3)2 + K3[Fe(CN)6] =
Mn2+ + [Fe(CN)6]3– + K+ =
FeSO4 + K3[Fe(CN)6] =
Fe2+ + [Fe(CN)6]3– + K+ =
FeCl3 + K3[Fe(CN)6] =
Fe3+ + [Fe(CN)6]3– =
Mn(NO3)2 + K4[Fe(CN)6] =
Mn2+ + [Fe(CN)6]4– =
FeSO4 + K4[Fe(CN)6] =
Fe2+ + [Fe(CN)6]4– =
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] =
Fe3+ + [Fe(CN)6]4– + K+ =
Обсуждение результатов.
Осадок, образующийся при взаимодействии ионов Fe3+ и [Fe(CN)6]4–, называют
“берлинская лазурь”, а осадок, образующийся при взаимодействии ионов
Fe2+ и [Fe(CN)6]3–, – “турнбулева синь”. В 30е гг. XX в. было доказано, что эти
вещества имеют одинаковое строение (рис. 1). . Серыми
Рис. 1. Кристаллическая решетка соединения
кружками обозначены ионы Fe2+, черными – ионы Fe3+, по осям,
соединяющим центры кристаллической решетки, расположены
ионы CN–. (Чтобы не загромождать рисунок, ионы CN– указаны не везде)
Их состав может быть описан формулой
калия в данной структуре?
. Где находятся катионы
………………………………………………………………………… .
Объясните, почему соединение
квадратных скобок?
правильнее писать именно так, без
………………………………………………………………………… .
Почему в некоторых случаях вместо осадков образуются коллоидные
растворы?
………………………………………………………………………… .
Почему осадок
цвет, а в реальных условиях обычно окрашен?
, получаемый в отсутствии кислорода, имеет белый
………………………………………………………………………… .
Опыт 8. Взаимодействие солей железа(III) с Na(CH3COO) Описание опыта.
В пробирку поместите 2–3 капли раствора соли Fe3+. Прилейте 2–3 капли
раствора Na(CH3COO).
Оформление результатов. Заполните таблицу 8.
Таблица 8
Уравнения реакций
Наблюдения
FeCl3 + Na(CH3COO) + H2O =
Fe3+ + CH3COO – + H2O =
Обсуждение результатов.
В результате реакции образуется комплексное соединение
[Fe3O(CH3COO)6(H2O)3]Cl, содержащее катион [Fe3O(CH3COO)6(H2O)3]+. Его
строение можно описать следующим образом. Вокруг центрального атома
кислорода в вершинах правильного треугольника расположены три атома
железа. Каждая пара атомов железа связана между собой двумя мостиками из
ацетатионов (через атомы кислорода). Кроме того, к каждому атому железа
присоединена молекула воды. Таким образом, центральный атом кислорода
образует три связи с атомами железа, а каждый атом железа – по шесть связей
с атомами кислорода (одним центральным, одним из молекулы воды и
четырьмя из ацетатионов). Изобразите пространственное строение катиона
[Fe3O(CH3COO)6(H2O)3]+ (рис. 2).
Рис. 2. Пространственное строение катиона [Fe3O(СН3СОО)6(H2O)3]+
Опыт 9. Взаимодействие солей марганца(II) с PbO2 Описание опыта.
К 1–2 каплям раствора нитрата Mn2+ прилейте несколько капель азотной
кислоты и добавьте немного порошка диоксида свинца. Нагрейте смесь до
кипения.
Оформление результатов. Заполните таблицу 9.
Таблица 9
Уравнения реакций
Наблюдения
Mn(NO3)2 + HNO3 + PbO2 =
Mn2+ + H+ + PbO2 =
Обсуждение результатов.
Какие свойства проявляют соединения марганца и свинца в данной реакции?
………………………………………………………………………… .
Если взять большое количество раствора нитрата марганца(II), то возможно
наблюдать образование коричневого осадка. В кратком ионном виде эта
реакция выглядит так:
Mn2+ + MnO
+ H2O = MnO2
4
+ H+.
расставьте коэффициенты.
Как отделить катионы марганца(II), железа(II), железа(III) и магния от
катионов других металлов, образующих малорастворимые гидроксиды?
………………………………………………………………………… .
Как распознать катионы марганца(II), железа(II), железа(III) и магния при их
совместном присутствии?
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………… .
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Учимся правильно выполнять практические работы. «Определение катиона»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.