Сентенция
Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры, русского языка и литературы
МБОУ «СШ №34» города Смоленска
Составить сентенцию на тему, значит к р а т к о высказаться по предмету обсуждения. Высказывание должно иметь п о у ч и т е л ь н ы й х а р а к т е р .
Предлагаем дидактические материалы, которые могут быть полезны в организации учащихся при написании сентенции.
I. Значение слова
а ) С е н т е н ц и я – лат. sententia – мысль, мнение, изречение, приговор.
б ) С е н т е н ц и я – краткое нравоучительное изречение, а ф о р и з м .
Понятие «сентенция» равнозначно понятию «афоризм». Это подтверждает словарная статья Толкового словаря Д.Н. Ушакова: А ф о р и з м – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (Говорить сентенциями. Изрекать сентенции).
С е н т е н ц и я обладает всеми признаками афоризма, но существенным отличием является ее назидательный, поучительный, воспитательный, дидактический характер. Сентенциями могут выступать многие пословицы, поговорки, библейские и другие изречения; ими могут также выступать цитаты из произведений художественной литературы, басен. Как правило, сентенция имеет форму императива, т. е. глаголы в этом высказывании имеют повелительное наклонение. А повелительное наклонение выражает волеизъявление (приказ, просьбу, совет, руководство к действию). Например: Не давай обещаний сгоряча. Врач, исцели себя сам и др.
В собрании библиотеки саровского монастыря имеется рукопись второй четверти XVII века, где кроме сочинений Отцов Церкви содержатся собственные сентенции саровских иноков XVII века. Одна из них гласит: «Не тот мудр, кто много умеет, тот мудр, кто много молчит».
II. Краткая памятка для учащихся:
Высказаться на предложенную тему.
Ваше высказывание должно иметь нравственный (поучительный)
характер (умная мысль).
Мысль формулируется кратко.
Получившееся высказывание характеризует Ваше умение
размышлять (уровень мышления), понимание (не знание, а понимание) темы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.