Учимся создавать бесконфликтную среду

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Согласно канонам классической педагогики хороший педагог должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания, самообладанием. Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал». Возникает вопрос: «Почему же учитель позволяет себе перейти на крик?»Психология крика. Причины и последствия.
Иконка файла материала Учимся создавать бесконфликтную среду..doc
1 Учимся создавать бесконфликтную среду. Согласно   канонам   классической   педагогики   хороший   педагог   должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания, самообладанием.  Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал». Возникает вопрос:  «Почему же учитель позволяет себе перейти на крик?» Анализируя данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о том,   что   в   школах   сегодня   действительно   много   крика  ­  как   со   стороны учителей, так и со стороны самих детей. В   самом   деле,   когда   учитель   кричит,   то   ребенок   тупеет,   глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.  Но   тогда   почему   учитель   кричит?   Возможно,   это   происходит   от осознания   учителем   своей   неспособности   повлиять   на   ребенка   и   добиться того, что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка   сильное   торможение   в   коре   головного   мозга,   после   чего   мозг становится   неспособным   к   формированию   точных   дифференцировок,   что является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии. Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто­то просто не хочет об этом думать. Причин   педагогического   крика   может   быть   несколько:   психолого­ педагогические, физиологические и социально­психологические.  Психолого­педагогические причины Одна   из   главных   причин   –   недостаток   педагогического   мастерства   и культуры педагога, как показатель отсутствия должного профессионального мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось. Например,   учитель   хочет   повлиять   на   поведение   ребенка,   что­то   ему говорит,   но   ребенок   не   выполняет   педагогических   требований.   Согласно обыденной логике, в этом случае надо приложить  больше усилий, усилить воздействие, чтобы оно возымело действие. Следовательно, учитель повышает2 и усиливает голос. И продолжает это делать до тех пор, пока ребенок не выполняет требование или не убежит от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза. Конечно,  было   бы   гораздо   лучше,   если   бы   учитель   пересмотрел   свою методику   педагогического   воздействия   и   нашел   тот   обучающий   или воспитательный прием, который сделал бы его требование или объясняемый материал более понятным.  Социально­психологические причины Многие  взрослые   любят  показать   свое  превосходство   над   другими   и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников? В скрытом виде силой своего голоса   люди   демонстрируют   окружающим   уровень   своей   самооценки   и социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым показывают, кто самый главный. Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, ­ многие дети, а скорее   всего   подавляющее   большинство   из   них,   особенно   в   младших   и средних   классах,   ответят   «директор»   или   «учитель».   И   только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все­таки ученик.   И   будут   совершенно   правы.   Но   многие   учителя   думают   совсем наоборот.   И   потому   считают   вправе   показывать   свое   главенство   и превосходство силой своего голоса. В   сегодняшней   личностно   ориентированной   парадигме   преподавания педагогический   крик   становится   анахронизмом,  но   пройдет,  наверное,   ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.  Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормального психического состояния. Ещё Фрейд   выявил,   что   агрессия   может   перемещаться   в   безобидные   объекты, которые не могут особенно повредить её носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь. Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников,3 проявляя   вербальную   агрессию,   которая   есть   эквивалент   физического наказания. Педагог   во   многих   случаях   может   кричать   на   своего   ученика   и   из­за своей   социальной   незащищенности,   и   от   психологической   усталости,   и наконец,   просто   из­за   семейных   неурядиц.   По   некоторым   данным невротизация   среди  учителей   достигает 70%.  В  крике   также  присутствует некоторый   момент   страха   перед   возможностью   оказаться   несостоятельным среди   коллег   в   достижении   позитивных   результатов   своей   педагогической деятельности. Физиологические причины Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами человека.  Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как   гортани,   так   и   голосовых   связок.   Фониатры   в   такие   дни   запрещают многим разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна. Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно складывается   или   уже   не   сложилась.  Известно   также,  что   психоаналитики склонны   рассматривать   семейные   и   разного   рода   другие   скандалы,   как замещающий   эквивалент   сексуальных   взаимоотношений.   Разговоры   на высоких   тонах   учителей   со   своими   учащимися   с   некоторыми   оговорками также можно отнести к этой же категории явлений.  Сексуальная энергия, согласно ортодоксальному психоанализу, может сублимироваться   в   достижениях   искусств,   и   у   художественно   одаренных натур   она   превращается   в   красивое   пение.   У   обычных   людей   сексуальное напряжение   выходит   в   виде   грубого   ора   и   заурядного   крика.   В   русских деревнях недаром есть выражение – не петь, а «орать» песни или частушки. Не секрет, что, прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые педагоги   испытывают   приятное   успокоение   и   расслабление,   отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем, что ни в коем случае нельзя признать допустимым. Крик и кофликт Не   надо   особенно   мудрствовать,   чтобы   понять,   что   ситуация,   когда педагог срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Отечественные4 специалисты   в   области   конфликтологии   Ф.М.   Бородкин   и   Н.М.   Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом: Функции Обязанности Ответственность Средства Права Власть Сбалансированность   рабочего   места   означает,   что   ему   не   должна приписываться   функция,   не   обеспеченная   средствами,   и   не   должно   быть средств, не связанных с какой­либо функцией. Каждая обязанность должна быть   обеспечена   определенным   правом,   и   никакое   право   не   может реализоваться   без   определенной   обязанности.   Ответственность   за   что­либо должна   обеспечиваться   соответствующей   властью,   а   власть   должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что  обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций; ответственность   может   возникать   лишь   при   невыполнении   именно   данной совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только данными   средствами.   Психологи   сформулировали   следующий   принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности.   Ни   одной   функции   без   обязанностей   или   ответственности, обязанности   или   ответственность   только   в   связи   с   выполняемыми функциями». Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда   ответственность   не   обеспечивается   соответствующей   властью;   когда обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами. Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы   руководствоваться   ими,   то   конфликтов   у   них   в   отношениях   было   бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика. Если,   к   примеру,   учитель   кричит   на   нарушителя   дисциплины,   это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные   на   него   функции   ученика   и   не   соблюдает   при   этом   своих обязанностей.  Возможно,  что   ученик   при   этом   не   обладает   необходимыми средствами   для   решения   задачи.   Необходимо   как   можно   более   точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав,5 обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах. Поведенческая терапия Психологи­консультанты,   занимающиеся   модификацией   поведения, связанного   с   излишней   раздражительностью,   тревожностью,   страхом   и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки. Прежде   всего,   надо   понять,   что   происходит   в   трудной   ситуации,   в которой вы срываетесь на крик. В теории трансактного анализа Эрика Берна такая   пристройка   автоматически   вызывает   диспозицию   «я   хороший   ­   ты плохой»,   в   которой   партнер   рассматривается   как   лицо,   которое   что­то обязательно должно хорошо делать или не делать.  Как   считает   основатель   рационально­поведенческой   терапии   Альберт Эллис,   непреклонные   идеи   долженствования   лежат   в   основе   сильных негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в   свою   очередь,   вызывает   аналогичные   реакции   у   других,   что   превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное   мышечное   напряжение,   находящее   свое   естественное продолжение   и   проявление   в   повышенном   тоне   голоса   и   крике.   Поэтому контроль   за   мышечным   напряжением   способен   снимать   излишнюю   нервно­ психическую   напряженность.   Для   этого   поведенческие   психологи   и консультанты   учат   своих   клиентов   расслаблять   мышцы,   контролировать   и предотвращать   появление   напряжения   в   теле,   что   дает   возможность оставаться   спокойным   в   трудных   жизненных   ситуациях.   Прием   получил название   «десенсибилизация»,   что   означает   понижение   чувствительности   к тем   обстоятельствам,   которые   вызывают   раздражение,   тревогу   и беспокойство.   Мышечное   расслабление   способно   затормозить   и   снять   эти реакции.6 С   другой   стороны,   рациональная   проработка   имеющихся   в   сознании негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность. Методика   прогрессивной   мышечной   релаксации,   разработанная американским   психологом   Эдмундом   Джекобсоном,   является   и   сегодня одним   из   наиболее   эффективных   методов   улучшения   неэффективного поведения.  Процесс   обучения   состоит   из   ряда   последовательных   этапов   и включает в себя:   фокусировку внимания на определенной группе мышц;   напряжение этой группы мышц;  фиксацию и сохранение напряженности в течение 5­7 секунд;   освобождение от напряженности в данной группе мышц;    релаксацию   и   фокусировку   внимания   на   снижении   напряженности   и дальнейшей релаксации данной группы мышц. В   состоянии   расслабления   рекомендуется   многократно   проигрывать сложные   ситуации   в   воображении   до   полного   исчезновения   раздражения, беспокойства   или   тревоги.   Приобретенный   таким   образом   опыт воображаемого   поведения   положительно   влияет   на   поведение   в   реальной жизненной ситуации Методика   систематической   десенсибилизации,   разработанная американским психологом Джозефом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента:  а) обучение глубокой мышечной релаксации;  б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в)   представление   в   воображении   объектов   из   иерархий,   вызывающих неприятные эмоции.  Важным   является   нахождение   ключевых   слов   типа   «покой»,   «отдых», специальных   команд   «успокойся»,   которые ассоциируются   с   состоянием   расслабления   и   могут   использоваться   при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для людей   с   холерическим   темпераментом,   у   которых   существует   природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику.   «сбрось   напряжение», Учителю,   который   захочет   избавиться   от   дурной   привычки   проявлять ненужный   гнев,   повышать   голос   и   кричать,   для   достижения   позитивных изменений   в  своем   поведении,  можно   рекомендовать   создание   программ   и стимулов самоподкрепления и самонаказания.7 Можно   понаблюдать   за   поведением   близкого   человека,   который отличается   спокойствием   и   невозмутимостью,   и   затем   попробовать   на некоторое   время   поиграть   его   роль.   Представляя   трудную   ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу   в   роль   на   короткое   время,   впоследствии   можно   постепенно увеличивать время пребывания в ней до 2­3 часов. Можно   также   в   своем   воображении   представить   ужасную   картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его увезут   в   больницу,   ребенок   станет   инвалидом,   а   бедолагу­учителя   начнут таскать  по   судам.  Такие  страшные  картины   могут   заставить   учителя   быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий. Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия психологи   связывают   с   понятием   самоэффективности,   основная   идея которого заключается в способности достигать нужного результата. От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная   вера   в   себя   помогают   быстро   восстанавливаться   при   неудачах   и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей. Специальные психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку. КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА Крик   ­   естественный   и   широко   распространенный   способ   снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах ­ это естественная реакция детей на чрезмерное нервно­ психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать,   направить   в   позитивное   русло,   или,   как   говорят психоаналитики, сублимировать. Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию   певческого   звука,   наполняющего   окружающую   школу   атмосферу трепетным звуковым эфиром. В школе облагораживающим ее окружающую среду   средством   может   и   должно   стать   пение   детей   вместе   со   своими учителями   в   хоре.   Это   может   дать   всем   участникам   хора   одновременно необходимую   нервно­психическую   разрядку   и   разовьет   у   них   умение пользоваться своим голосом.8 В заключение приводим медитативное упражнение, способное помочь человеку,   у   которого   есть   нерешенные   проблемы   с   криком,   в   управлении своим психоэмоциональным состоянием.  «МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС» Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии. Мне дышится легко, приятно и спокойно. Все мышцы моего тела приятно расслаблены. Я совершенно спокоен. Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены. Сейчас   я   мысленно   представляю   ситуацию,   в   которой   мне   случается срываться на крик. Отчетливо   представляю   эту   ситуацию,   но   остаюсь   при   этом   совершенно спокойным. Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны. Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным. Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя. Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации. Все мышцы моего тела остаются расслабленными. Мое дыхание ровное и спокойное. Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя. За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз. А   если   я   все­таки   сорвусь,   то   мне   придется   наказать   себя   нюханием нашатырного   спирта   или   лишить   себя   приятного   для   меня   удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону. Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно. Даю   себе   обещание,   что   в   реальной   жизни   я   всегда   буду   стремиться контролировать   мышцы   моего   тела   и   буду   стараться   их   без   нужды   не напрягать, особенно в трудных ситуациях. Данная   медитация   ­   только   пример   для   создания   собственных педагогических   настроев,   направленных   на   саморегуляцию   психического9 состояния.   Каждый   учитель   может   сочинить   для   себя   свой   собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.