Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами
Дата:03.12.18
Урок 63
Тема:
Цель: формирование навыков грамотного, безошибочного письма
Задачи:
1) тренировка в постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое мышление,
память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать мелкую
моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к рациональной
организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости
при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Объяснять постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. Контролировать собственные
действия в связи с поставленной задачей. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необхо
димую взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать границы предложений, расставлять необходимые знаки пре
пинания. Фиксировать (графически обозначать) приставки. Доказывать написание слов с изученными орфограм
мами. Составлять предложения, соответствующие заданным условиям
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами,
планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать
тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Ллл яяя // ллл яяя //
Яя ля ял вя вл оя ая
Вкусная ягода, тенистая аллея.
II. Закрепление пройденного материала.
И г р а «Кто быстрее».
Н а д о с к е записаны слова:
I в а р и а н т
щ..ки
ч..рточки
ш..рох
ч..рный
ш..рты
II в а р и а н т
ш..пот
щ..тка
обж..ра
ж..лтый
пош..л
III в а р и а н т
сч..т
ш..колад
ч..ткий
ж..луди
пч..лка
– Вставьте о или ё.
Запишите любые 5 слов, которые запомнили.
III. Работа над новым материалом.
1. Исправление ошибок.В ы п о л н е н и е упражнения 1 (рабочая тетрадь).
З а д а н и е : проверьте работу Вадима и сделайте исправления, если нужно.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Доказательство постановки знаков препинания.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 (учебник).
2) В ы п о л н е н и е упражнений 2 в учебнике или в рабочей тетради по выбору.
3) Упражнение 3 отработка умений определять границы предложений и ставить нужные знаки в предложениях
с однородными членами. Выполняется письменно в парах с последующей коллективной проверкой.
Слова с приставками: подышать, оделся, потеплее, пошёл, поскользнулся, скатился, завяз, вниз.
Словарные слова: один, однажды, морозный,
4) Упражнение 4 активизация словарного запаса учащихся, отработка правила о знаках препинания.
Предлагается во время проведения дифференцированной работы.
Возможная трудность. Выбор варианта употребления в первом предложении предлога через, ср.: «Дорога шла
через поле, речку, лес» и «Дорога шла через поле, через речку, через лес». Оба варианта правильные, повтор
предлога не является в данном случае стилистической погрешностью: предложение с повторяющимся предлогом
подчеркивает, где именно пролегала дорога. Учитель может прочитать оба варианта, выделяя интонационно
различия между предложениями с повторяющимся предлогом и без повтора предлога.
5) Упражнение 5 повторение орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова». Выполняется
фронтально письменно. После прочтения задания к упражнению учитель просит учеников вспомнить, от чего
зависит выбор буквы о или ё при обозначении звука [о] после шипящих в корне слова. При записи слов первым
записывается слово, доказывающее написание, вторым — слово из упражнения.
IV. Итог урока.
– Над чем вы работали на уроке?
– Закончите предложения так, чтобы в предложениях были однородные члены. (Устно у доски.)
Н а д о с к е записаны предложения:
Дорога шла через поле…
Осенью в лесу много грибов…
Домашнее задание: принесите почтовый конверт. Напишите рассказ о любимом животном, употребляя
однородные члены с правильной расстановкой знаков препинания.Урок 57
Правописание
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами
Задача урока:
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение правил о знаках препинания в предложениях с однородными членами,
соединенными союзами; совершенствование действия контроля. Выполняется фронтально письменно. Учитель
просит учащихся составить и записать в тетрадь схемы первого и второго предложений. В первом предложении
однородные сказуемые — отпустила и приказала (отпустила с какой целью? — погулять, обстоятельство цели;
приказала что? вернуться, дополнение). Учителю следует быть внимательным при анализе этого предложения,
чтобы ошибочно не выделить в нем составные глагольные сказуемые отпустила погулять и приказала вернуться.
Критерий разграничения: вопервых, глаголы отпустила и приказала полнознаменательные (ср. с
неполнознаменательными глаголами хотеть, начать, казаться и другими, которые не могут обозначить действие
без обязательного восполнения вторым глаголом: хотел петь, начал говорить, казался расстроенным)', во
вторых, действия отпустила и приказала совершает мама, а погулять и вернуться — Лена. Сравнение схем еще
раз позволит повторить, что перед одиночным союзом но запятая ставится, а перед одиночным союзом и — не
ставится.
Упражнение 2 — продолжение начатой в упр. 1 работы. Выполняется устно. Учащиеся должны найти две
ошибки (в третьем и шестом предложениях): обе связаны с постановкой запятой перед одиночным союзом и.
Письменное выполнение этого задания можно предложить на дом.
Упражнение 3 — отработка умений определять границы предложений и ставить нужные знаки в предложениях с
однородными членами. Выполняется письменно в парах с последующей коллективной проверкой.
Слова с приставками: подышать, оделся, потеплее, пошёл, поскользнулся, скатился, завяз, внш. Словарные
слова: один, однажды, морозный,
Упражнение 4 — активизация словарного запаса учащихся, отработка правила о знаках препинания. Предлагается
во время проведения дифференцированной работы.
Возможная трудность. Выбор варианта употребления в первом предложении предлога через, ср.: «Дорога шла
через поле, речку, лес» и «Дорога шла через поле, через речку, через лес». Оба варианта правильные, повтор
предлога не является в данном случае стилистической погрешностью: предложение с повторяющимся предлогом
подчеркивает, где именно пролегала дорога. Учитель может прочитать оба варианта, выделяя интонационно
различия между предложениями с повторяющимся предлогом и без повтора предлога.Упражнение 5 — повторение орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова». Выполняется фронтально
письменно. После прочтения задания к упражнению учитель просит учеников вспомнить, от чего зависит выбор
буквы о или ё при обозначении звука [о] после шипящих в корне слова. При записи слов первым записывается
слово, доказывающее написание, вторым — слово из упражнения.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами,
совершенствование процедуры контроля. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Учитель
предлагает ученикам самим догадаться, что значит требование «объяснить графически» (нужно подчеркнуть
однородные члены и обвести кружком союзы).
Упражнение 2 — орфографический и пунктуационный тренинг. Выполняется фронтально. Учащиеся по цепочке
называют букву, которую нужно написать на место пропуска. Когда буквы вставлены во все слова предложения,
начинается обсуждение постановки знаков препинания.
Упражнение 3 — повторение орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова». Работа со словами первого
столбика проводится фронтально, далее — самостоятельно с последующей проверкой.
Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам ловкий (ловок), шефский (шефы), гладкий
(гладенький).
Упражнение 4 — повторение орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова». Выполняется
самостоятельно.
Возможная трудность. Доказательство написания буквы ё в словах щётка, счёт, чёткий. Подобрать
родственные слова счетовод, четка довольно сложно, поэтому написание этих слов учитель предлагает запомнить.
Дополнительная работа. Выполнить упр. 99 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Домашняя работа (по выбору учителя). Письменное выполнение упр. 2 учебника или списывание предложений
упр. 1 тетради «Пишем грамотно».