Учить, а не поучать!
Конопля Вера Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прокопьевская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация: в статье показана роль некоторых методических приемов взаимодействия учителя и ученика на уроке, способствующих мотивации к учебной деятельности.
Ключевые слова: роль учителя, ситуация успеха, позитивное мышление, педагогическое воздействие.
Никому не надо доказывать, что от уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики страны. Так, например, модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономике. У них прекрасно подготовленная квалифицированная рабочая сила, практически все менеджеры имеют высшее образование, а у большинства из них еще и ученые степени по инженерному делу! Напрашивается вывод: образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджете страны.
И, наконец, государство обратило внимание на образование, которое переживает нелегкие времена. Оценив его место и роль в целом был разработан национальный проект в сфере образования. В школу поступает мебель, оборудование, учебная литература, компьютеры, повышена оплата учителям и т.д., то есть создаются условия для работы учителя и развития обучающихся.
Но на пути к этому мы потеряли не одно поколение! Если плюсом советской системы образования был достаточно высокий уровень базового образования, требовательность и стандартизация к учебным программам, равенство в получении образования, ответственность родителей за воспитание ребенка, то эти позиции значительно сместились и не в лучшую сторону. В этой сложной ситуации государство и школа не должны быть равнодушными к проблемам личностного роста учеников. Я считаю, одним из аспектов такого развития является социально-психологическая адаптация подростков: это не только предупреждение алкоголизма, наркомании, преступности, а работа с подростками, которые не чувствуют себя уверенно и поэтому легко внушаемы и, следовательно, зависимы.
К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Он хочет быть причастным к школьной общности. И это воплощается через три цели: ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (независимо от реальных успехов и уровня знаний; строить и придерживаться приемлемых отношений с учителем и одноклассниками; вносить свой вклад в жизнь класса и школы. Достичь эти цели они будут стараться разными способами. И вот тут-то учитель должен проявить весь свой талант, опыт, такт. Все в школе опирается на взаимоотношения учителя и учеников.
Сегодня изменилось многое: и содержание учебных программ, и роль педагога в обществе, и отношение учеников и родителей к вопросу о том, чему и как учат в школе.
Изменился сегодня и ребенок, и само отношение к Детству: идет быстрое его взросление – это связано, конечно же, с изменениями в обществе, с изменениями ценностей и эти изменения порой не несут в себе позитива. Личность формируется только в общении, поэтому каждому человеку приходится строить вою жизнь с учетом действий других людей. Это касается и игры, и труда, и обучения.
Вот поэтому сегодня остро стоит вопрос о смене самой формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общение, где роли учителя и учеников находятся в равновесии: один пришел, чтобы научиться, а другой – чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать.
Учитель должен создать на уроке ситуацию успеха, т.е. условия, которые обеспечивают успех ребенка. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема в результате выполнения работы. По моему мнению, если помочь ученику однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.
В классе перед нами разные дети: смелые, безбоязненно высказывающие свою точку зрения и дети робкие, стеснительные, пережившие действие «красного карандаша». Такие часто «про себя» говорят: «Я не смогу это сделать!», «Я никогда не сделаю правильно!», «Надо мной будут смеяться!» и т.д.
В психологии выделилось такое направление как «позитивное мышление», основанное на самовнушении. Так вот такое «внутреннее» негативное заклинание необходимо заменить позитивным внутренним девизом: «Я умный, способный, я преодолею любые препятствия!», «Я могу это сделать!», «Одно маленькое усилие – и будет результат», «Труден только первый шаг!».
Используя это направление, в классе перед глазами учащихся (но ненавязчиво!) я вешаю небольшой плакат с каким-либо позитивным «заклинанием», которое формирует веру в успех, ощущение поддержки и понимания. Такие «заклинания» использую при изучении трудных тем, выполнении контрольной работы, при проведении зачета. Это первый шаг помочь им осознать себя состоятельными в деятельности учения – ведущей деятельности учеников.
На своих уроках я использую технику педагогического воздействия, которая состоит из 6 стратегий:
1. Изменить методы объяснения. Материал должен быть привлекательным (ярким, цветным, интересным), понятным (должен как бы сам подсказывать, как им пользоваться), должен присутствовать самоконтроль, использоваться компьютерные программы для «подтягивания» ученика, технологические карты и т.п. При изложении материала, по возможности, предлагать учащимся несколько точек зрения по изучаемому вопросу, с их последующим анализом. Например, изучая тему по информатике «Понятие алгоритма» я предлагаю обучающимся определение понятия алгоритма четырех авторов (Н.В. Макаровой, Л.Л. Босовой, А.П. Ершова, С.И. Ожегова). Прошу их записать в готовый шаблон основные (ведущие) позиции этих определений и сделать вывод. После провожу не физкультминутку, а ролевую гимнастику: торжественно прочитать первое определение, как робот – второе определение и шепотом третье определение. Цель такой гимнастики – снятие эмоционального напряжения, а в параллели с этим идет заучивание основных позиций понятия «алгоритм».
2. Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь и о себе, т.е. это использование классных плакатов с «заклинаниями», метод два «плюса» на один «минус».
3. Делать ошибки нормальным и нужным явлением, т.е. со стороны учителя требуется рассказать о возможных ошибках (типичных), показать ценность ошибки, как попытки выполнить задание (мы же часто говорим «отрицательный результат – тоже результат») и, наконец, минимизировать последствия от сделанных ошибок.
4. Концентрировать внимание ученика на прошлых успехах. Для этого я использую анализ прошлого успеха, его повторение и закрепление.
5. Делать процесс обучения ощутимым. Для этого можно создать, например, альбом достижений учащихся.
6. Отмечать достижения ученика, используя аплодисменты, награды и «медали» (например, «За смелость и изобретательность»), звезды и наклейки (например, «Я горжусь тобой»), выставки (сочинений, докладов, рисунков и др.).
Применение этих стратегий позволяет мне создать на уроке ситуацию успеха. Ситуация успеха реализуется в устойчивом эмоциональном состоянии ученика и становится условием для перерастания положительного отношения к учебной деятельности в активное, осознанное, творческое.
В результате своей деятельности, я убедилась, что педагогу необходимы не только знания дидактики и методики преподавания учебной дисциплины, но и знания психолого-педагогических основ теории воспитания и, естественно, их применение на практике.
Литература
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М.: Просвещение, 1991.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита, 2006.
3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.
4. Соловейчик С. Учение с увлечением. – М.: Детская литература, 1979.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.