«Учитель и родители:
система взаимоотношений»
Родители могут и должны участвовать в образовательном процессе, более того, за воспитание и развитие ребенка именно они несут преимущественную ответственность. Эти обязанности зафиксированы в Конвенции ОНН о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, законе "Об образовании" и Уголовном кодексе РФ. Но не все родители знают закон и готовы помогать учителям и собственным детям. В этой лекции расскажем, что первостепенно в работе с родителями и как наладить эффективную коммуникацию.
Обязанности родителей по образованию и воспитанию детей
Главные документы:
· Семейный кодекс РФ. Статья 63, где прописано, что родители имеют преимущественное право и основную ответственность за обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
· ФЗ - 273 «Об образовании». В главе 4 ст. 43 и 44 прописаны основные права и обязанности родителей, которые подробно прописываются в Уставе и иных локальных актах каждого образовательного учреждения.
· Уголовный Кодекс РФ. Статья 156 предусматривает наказание (от штрафа до лишения свободы до 3-х лет) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка (педагог также может попасть под действие этой статьи).
Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в
полной мере исполняют свои обязанности. К сожалению, на практике это не всегда
соответствует действительности. Именно в этом незнании своего уровня
ответственности чаще всего кроется причина базовых конфликтов родителей и школы.
Задачи учителя:
От некоторых родителей хочется максимально отстраниться. Но так
не получится: учителю нужно учитывать особенности каждого ребенка — это его
обязанность по закону «Об образовании». Как право, родитель знает об этих
особенностях больше учителя: он может подсказать, помочь, отреагировать
быстрее, чем другие. Поэтому в родителе стоит искать союзников.
Даже если учителю проще работать самому, чем подключать родителей, есть
требования администрации — школы, района, региона. Вернуть родителей в школу —
задача, которую ставит высшее руководство. Поэтому директор заставляет
подключать родителей к воспитательной и даже иногда учебной работе.
Эффективная коммуникация строится на заинтересованности сторон. Чтобы выстроить хорошие отношения с родителями, нужно добиться взаимного уважения. Помните, общение с родителями — не ваша прихоть, это требования закона, поэтому необходимо обеим сторонам.
Как включить родителя в процесс?
Рассказать или напомнить о правилах. Если родители привели первого ребенка в первый класс, они
могут ничего не знать о школе. С одной стороны, можно дать Устав школы и
заставить выучить наизусть. Но лучше рассказать, как найти документы на сайте,
и своими словами передать основной смысл. Также нужно рассказать об
обязанностях из закона «Об образовании» и других нормативных документов.
Родители имеют право знать, как часто понадобится их помощь: лучше рассказать
заранее о количестве родительских собраний и важных совместных мероприятиях,
например, субботниках, конференциях, чаепитиях. Но и предупреждать за неделю до
мероприятия тоже нужно.
Это касается и «опытных» родителей — они могут забыть и устав, и обязанности, и
адрес чатика в вайбере. Лучше заранее сделать памятки и раздать их родителям
(можно это сделать силами тех же «опытных»).
Найти ценности, важные для родителя. Учителю часто приходится
работать с мотивацией школьников. Родители не сильно отличаются от своих детей:
к каждому нужен особый подход. Чаще всего важная ценность для родителей
— здоровье и благополучие ребенка. С такими родителями проще всего: они готовы
помогать, если знают, что детям от этого будет лучше. Есть родители, которым
важна успеваемость: они включаются в процесс, если знают, что ребенок будет
успешней учиться.
Диагностические методики, помогающие узнать систему ценностей.
Объяснять
просто. Дело не в том, что родители не знают каких-то
педагогических терминов, а в том, что учителя больше включены в процесс. И если
учителя понимают, зачем нужно какое-то мероприятие с родителями, то родителям
нужно разложить по полочкам. Например, перед каникулами нужно провести
инструктаж по технике безопасности и получить подписи не только детей, но и
родителей. Учитель решает провести деловую игру, чтобы научить детей и
родителей технике безопасности. Родителям нужно объяснять важность мероприятия
с самого начала. Нельзя сказать, будет игра, приходите — нужно построить в их
головах всю логическую цепочку.
Не требовать, а просить. Если учителя подчиняются приказам директора, то на
родителей они не действуют. Даже если учитель вежливо «вымогает» помощь, это не
просьба, а требование в мягкой форме. Просьба подразумевает право на отказ.
Расскажите, почему вам нужна помощь родителей, почему это важно для них самих и
предоставьте выбрать форму помощи. Например, родители не могут участвовать в
совместном субботнике, но могут придумать для него символику, рассказать в
социальных сетях или созвать побольше детей.
Следовать за интересом. Поощряйте любые интересы родителей —
возможно кто-то еще со школьной скамьи мечтает попасть в обсерваторию.
Поощряйте и предлагайте организовать мероприятия самостоятельно. Вам нужно
следить за соблюдением правил и направлять родителей в нужное русло.
В работе с родителями важны два принципа: избегаем конфликтов и правильно формулируем проблему (задачу). Для соблюдения первого достаточно не упрекать и не обвинять, а во втором случае — четко понимать, что именно нужно.
Просить помощи у родителей
Оперативной. Вежливо и кратко. Скорее всего, такая помощь нужна
в экстренных ситуациях: что-то случилось с ребенком и нужно его забрать,
ребенок совершил правонарушение и нужно представлять его интересы в
правоохранительных органах. Главное — не паниковать и не заражать паникой
родителей. Рассказывайте о случившемся без эмоций и сразу говорите, что, как и
когда нужно делать.
Несрочной, но важной. От родителей могут понадобиться ресурсы и время в
подготовке мероприятий. Рассказывайте об этом сильно заранее: лучше познакомить
с планом на год еще в сентябре и уточнить, что в декабре и марте понадобится помощь.
Если спланировать заранее и просить помощи четко, то больше вероятности, что
родители не откажут.
Технологии работы с родителями
Решать конфликты
Есть три базовых принципа:
· Быть вежливым. Это самое главное. Учитель должен оставаться профессионалом в любых ситуациях. Если чувствуете, что взорветесь во время беседы с родителями, возьмите паузу и выйдите из кабинета. Выпустив пар, продолжайте беседу. Конфликты чаще всего возникают, потому что стороны не понимают друг друга. Если высказывать свои позиции максимально ясно и вежливо, скорее всего, добьетесь цели.
· Подключать администрацию. Если не получается наладить общение, подключайте директора или заместителей. Третья сторона лучше решает конфликты. И не обижайтесь, если администрация примет сторону родителей. Возможно, что это правильное решение, главное, чтобы вы понимали, почему оно принято.
· Следить за конфиденциальностью. Конфликты нельзя предавать огласке — это нарушает и ваши, и родительские интересы. И даже если вы просите помощь администрации, контролируйте слухи. Если вся школа начинает обсуждать «придирчивых родителей», это ставит отношения со всеми родителями вообще под угрозу.
Защитить себя от клеветы
Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель по
разным причинам может его опорочить. Что делать в этом случае?
1. Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветы.
2. Требовать тщательное расследование инцидента. Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
3. Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
4. Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
5. Подать встречное заявление в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
6. Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы при необходимости предоставить в суде. Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
7. При необходимости идти в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ.
Родители — полноправные участники образовательного процесса, даже если они об этом не знают. Учитель может настроить работу с родителями, применяя индивидуальные, групповые и дистанционные технологии.
Чтобы лучше объяснить разницу между технологиями, представим, что учителю нужно рассказать родителям об успеваемости в классе.
Родительское собрание. Самая привычная форма работы учителя с родителями и самая подходящая для разговора об успеваемости. Учитель успеет рассказать об оценках и том, как усваивают материал ученики, попросит помощи у родителей и назначит индивидуальные консультации. Но вряд ли успеет получить обратную связь от родителей — вряд ли они выделили много времени на встречу.
На родительских собраниях лучше обсуждать организационные вопросы, например, праздники или аттестацию. Еще лучше — запустить обсуждение в социальных сетях или мессенджерах, чтобы к собранию родители собрались с мыслями и сформировали мнение о проблеме.
Родительская конференция. Если на собрании выступает учитель или представители администрации, то на конференции слово может быть дано родителем. Например, родители могут рассказать, как убедили ребенка учиться, или, наоборот, поделились своим мнением, почему ученики не успевают.Также на родительской конференции хорошо затрагивать темы, в которых понадобится много разных мнений. Также для этого можно использовать круглые столы или дискуссии.
Открытое занятие. Чаще всего учитель зовет родителей на открытые занятия, чтобы показать педагогические технологии, объяснить, как он работает. Но можно поговорить и об успеваемости — показать, какие ошибки допускают дети, насколько они критичны, как сказываются на оценках. Родители могут поставить себя на место учителя и рассказать, как бы они пытались справиться с проблемой.
Родительский клуб. Это долгоиграющая технология — если запустить клуб в начале пятого класса, можно использовать его до самого выпуска. Можно организовывать встречи раз в квартал — даже если будут приходить не все родители, хватит костяка в шесть-семь человек. На встречах можно обсуждать психологические проблемы, делиться воспитательным опытом, в более демократичной обстановке обсуждать проблемы успеваемости.
Деловая игра. В деловой игре можно рассмотреть успеваемость со всех сторон: часть родителей будут исполнять свои роли, часть — учеников, другие — учителей и сотрудников администрации. Важнее всего не придумать правила игры, а организовать рефлексию и попытаться понять, что сложнее всего дается каждому участнику образовательного процесса.Деловые или ролевые игры можно использовать, чтобы родители поняли психологические состояния учеников и учителей, поставили себя на их место.
Досуговые мероприятия. С одной стороны, праздники и совместные экскурсии нужны для разрядки и сплочения — если хорошо составить программу, родители и дети качественно проведут вместе время. С другой стороны, праздник можно использовать и в воспитательных целях — приурочить к окончанию четверти, вручить каждому ученику грамоту и похвалить или дать совет на будущее.
Консультация. На индивидуальных консультациях у учителя есть больше времени и ресурсов. Можно обсудить причины плохой успеваемости, составить план действий, объяснить роль родителей в подготовке ученика. Родители могут задать вопросы и получить на них развернутые, а не формальные ответы.
Консультация как форма подойдет для работы почти со всеми темами, но для психологических тем родитель и учитель должны доверять друг другу.
Посещение семьи. Эту технологию часто используют для посещения семей со статусом «социально опасное положение», но у нее большой потенциал. В домашней обстановке можно обсудить, удобно ли ребенку делать домашние задания, как оборудовать его рабочее место, как помогать с уроками.
Информационные стенды. Чаще всего стенды используют, чтобы ответить на организационные вопросы. Но можно расположить их около кабинета, вывешивать рейтинг класса или советы о том, как помочь ребенку с уроками.
Памятки. Смысл у памяток тот же, что у стендов — донести информацию. Но эффект другой: памятку можно читать дома, уделить ей больше времени, делать заметки на полях. Можно сделать памятку «цифровой» и отправить родителям пдф-файл.
Анкеты. Этот формат работает и очно, но дома у родителей будет больше времени подумать над ответами. Можно спрашивать родителей о причинах неуспеваемости ребенка, о той ответственности, которую он готов взять на себя.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.