Учитель и ученик: взаимоотношения и проблемы
Автор:
Рудинская Ксения Викторовна
Томск-2020
Взаимоотношения в системе «Учитель-ученик».
Говоря об отношениях в системе «учитель-ученик» необходимо рассматривать различные подходы к трактовке понятия «отношения» вообще.
Отношения – это сознательная, избирательная связь личности с различными сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения выступают движущей силой личности, характеризуя степень интереса, силу эмоций, желаний и потребностей. В идеальном понимании учебное взаимодействие (отношения, возникающие в процессе учебной деятельности) характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников (ученика) – учителя. Можно сказать, что отношения «учитель-ученик» – это система взаимосвязанных действий, осуществляемых педагогами и учащимися в процессе учебной деятельности с использованием специализированных знаковых форм общения, принятых в системе образования.
К таким формам можно отнести педагогический этикет, ученический и учительский такт, общую культуру, стандартные коммуникативные ситуации, диалогическую компетенцию, вербальную и невербальную коммуникацию и пр. Отсюда система отношений «учитель-ученик» рассматривается как система социально-психологического взаимодействия и должна строиться с учетом специфики общения в определенный момент, на определенном этапе развития этих отношений, с учетом индивидуальных и возрастных характеристик взаимодействующих.
Система отношений «учитель-ученик» – это непрерывный процесс, в основе которого наиболее адекватным и эффективным оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения – сотрудничество. В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений. Если считать педагогическое воздействие основой педагогической технологии, то общение или взаимодействие выполняет функции:
- «открытие ребѐнка на общение», направлено на создание педагогом комфортных условий для проявления обучаемым познавательной творческой активности во время совместной учебной деятельности;
- «соучастие ребѐнку в общении» реализуется через операции демонстрации расположенности, проявление интереса оказания помощи;
- « возвышение ребѐнка в общении » происходит как стимулирование, поднятие значимости, поддержание оптимистического рубежа.
Процесс педагогического общения условно можно представить формулой «деятельность-взаимодействие-общение-контакт». С этой точки зрения общение разделяется на следующие виды:
Резонансное общение – возникает, когда партнѐры понимают друг друга и обмениваются личностно- смысловой информацией на основании возникших от восприятия чувств. Интерес учеников к уроку педагога можно проследить, наблюдая за их реакцией: поддакивающие кивки головой, одобрительные возгласы активного слушателя:”Да-да, конечно ”, проясняющие вопросы учителя во время или после урока, слова благодарности за интересную информацию. Педагог использует приѐмы поощрения, быстро реагирует на настроение аудитории и не боится отойти от намеченного плана, посылает учащимся ”Я –сообщение ” и т.д.
Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира партнѐров, происходит использование особых знаков.
Этикетное общение оформляется за счѐт наблюдения определѐнных ритуалов: приветствие педагога стоя, этикетные формулировки прощания по окончании занятия и т.д.
Раппортное общение: примером такого общения являются ситуации, когда педагог делает нравоучительные замечания нерадивому ученику, заведомо зная ,что ответа не последует
Референтное общение возникает тогда, когда, получаемая информация оценивается с собственных, личных позиций индивида. Для повышения познавательной активности на учебном занятии педагог намеренно создаѐт ситуацию такого общения, предлагая ученикам проблемные вопросы, требующие высказывания собственной позиции отвечающего, и это поощряется.
Стиль общения представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося, выражает коммуникативные возможности педагога, а также достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников.
Стили общения:
1. Доверительно – диалогический стиль характеризуется высокой степенью активности, эффективного общения, педагогическим оптимизмом педагога, его стремлением к сотрудничеству с детьми, индивидуальному подходу, профессионализму и личностному росту.
2. Альтруистический стиль выражается в полной самоотдаче учителя в работе с учениками, отзывчивости, понимании детей. Однако в этом стиле есть несколько отрицательных моментов, которые выражаются в слабой рефлексии, отсутствии стремления к личностному росту, подмене активности учащихся личной активностью самого педагога.
3. Конформный стиль определяется поверхностным общением с учениками, недостаточной выраженностью педагогических и коммуникативных целей у педагога, внешняя доброжелательность сочетается с внутренним безразличием или тревожностью педагога, ориентацией на репродуктивную деятельность учащихся, лабильностью или, наоборот, низкой самооценкой педагога.
4. Пассивно- индифферентный стиль проявляется в замкнутости преподавателя, низкой чувствительности к состоянию учащихся, высокой самооценке и, наоборот, низкой самооценкой преподавателя.
5. Рефлексивно – манипулятивный стиль - это эгоцентрическая направленность педагога, высокая требовательность и потребность в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон учеников в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, высокой самооценкой.
6. Авторитарно – монологический стиль определяется ориентацией преподавателя на принуждение, требовательностью согласия с педагогом при игнорировании собственной точки зрения отдельного учащегося или класса в целом, стереотипизацией педагогических действий.
Взаимоотношения «учитель-ученик»:
• умение использовать каналы воздействий для снятия напряженности во взаимоотношениях;
• искусство выбора методов педагогического воздействия; •формирование учителем гуманных отношений на уроке;
• выбор учителем эффективных средств для осуществлению воспитательного и развивающего аспектов цели;
• создание социально-психологических механизмов общения учителя с учащимися;
• создание педагогом условий для раскрепощения личности ребенка выражения ею потенциальных возможностей, творчества и инициативы;
• пути к выработке положительных эмоций в процессе учебного труда;
• владение учителем методами контроля;
• ученики и учитель: взаимопонимание - взаимодействие - сотрудничество.
Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи Благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.
В педагогике существует несколько моделей общения педагога и учащихся:
1. Диктаторская модель ’’Монблан ’’ выражается в отстранѐнности от учащихся, которые для педагога представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
2.Модель’’Китайская стена ’’ выражена в слабой связи между педагогом и учениками из- за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчѐркивания педагогами своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.
3.Модель дифференцированного внимания ’’Локатор’’ выражается в избирательном отношении к ученикам. Педагог ориентируется на определѐнных детей: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе ’’учитель – коллектив учеников’’.
4.Монорефлексивная модель ’’Тетерев’’ выражается в том, что педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна ,отсутствует реакция на слушателей. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума.
5.Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения.
6.Модель гибкого реагирования ’’Робот’’. Общение выстраивается по жѐсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние своих учеников.
7.Авторитарная модель ’’Я сам’’.
Учебный процесс фокусируется на учителе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление ,следствием становится безынициативность учащихся.
8.Модель активного взаимодействия ’’Союз’’- это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения.
Литература:
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение. 2010.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности - М.: Просвещение. – 2011.
3. Лукьянова М. И. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. - Ульяновск: ИПКПРО, 2008.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.