Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Учитель как субъект инновационного процесса
Инновационный процесс в современном понимании представляет собой внедрение в обычную практику новых форм, элементов («новшеств»), целью которого является повышение качества и производительности труда. В современном обществе новаторство рассматривается как базовая ценность, без инновационной составляющей нельзя представить деятельность образовательного учреждения.
Успешность инновационных процессов в образовательной сфере в значительной степени определяется совокупной способностью субъектов инновационной деятельности к генерированию и внедрению новых идей, подходов, технологий. Современная школа и общество все более настойчиво требуют учителя, который готов работать в инновационном режиме, методологически и технологически подготовлен к реализации инноваций. Поэтому в последнее время в образовательной инноватике достаточно внимания уделяется изучению роли учителя как субъекта инновационного процесса.
Отечественными и зарубежными учеными активно разрабатываются проблемы социокультурных основ инновационной деятельности, в них акцентируется внимание на субъектах инновационных преобразований – участниках учебно-воспитательного процесса и их взаимоотношениях с позиций гуманистического характера.
Основными вопросами, рассматриваемыми в современных научных исследованиях, посвященных проблемам педагогической инноватики, являются: особенности подготовки учителя к инновационной деятельности, развитие его творческого потенциала, готовность к разработке новейших педагогических систем и технологий, управление новаторскими процессами. Перспективным направлением этих изысканий может стать определение факторов, влияющих на результативность педагогических инноваций. Важнейшим из них можно назвать учителя, как «субъекта» инновационного процесса.
Определение понятий «субъект»
и «инновационный процесс в педагогике»
Субъект (лат. subjektum – кто находится в основе) – категория философии и психологии, обозначающая противостояния человека и мира и выделяет в их взаимодействии регулирующую, управляющую, авторскую первооснову человека. Понятие субъект подчеркивает способность личности инициировать и осуществлять практическую деятельность, общение, поведение, познание и другие виды специфически человеческой активности. Таким образом, в педагогическом инновационном процессе учитель является не просто частью, а его основой, «двигателем».
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе c конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы. Несмотря на это, существовало внедрение достижений науки и распространение передового педагогического опыта.
На рубеже XX-XXI веков идеи нового образования реализовывались при помощи создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д. Затем возникла потребность в качественно новом научном обеспечении учебных и воспитательных процессов в учреждениях образования. Это привело к появлению функционально новых диагностико-развивающих центров, региональных центров управления развитием образования.
Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого практического использования, чему способствуют проводимые в настоящее время процессы стандартизации всех ступеней образования. На этом фоне становится актуальным поиск новых рациональных педагогических методик и внедрение лучших из них в практику.
Сегодня педагогическая инноватика – это сфера науки о единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.
Инновационный процесс в сфере образования – это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании – кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы для повышения ее качества.
В современной педагогике понятие «инновационный процесс» рассматривается как целенаправленная новаторская деятельность учителя, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения традиционного учебно-воспитательного процесса. Важным является не только создание и распространение новшеств, но и осознанные изменения в стиле мышления, образе деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства.
Современные образовательные технологии как основа
педагогического новаторства
Как правило, в основе методико-ориентированных инновационных процессов лежит реализация определенной образовательной технологии и методики:
- применение современных информационных и компьютерных технологий;
- использование принципа интеграции образовательных предметов;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- модульное обучение.
В рамках разнообразных педагогических технологий обязательным условием профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя являются следующие подходы к современной организации обучения:
- личностно-ориентированный подход, направленный на достижение личностного роста ребенка, в нем используется стратегия сотрудничества и взаимопомощи;
- операционно-деятельностный подход отражает умение ученика действовать в определенной ситуации (знания усваиваются в ходе их практического применения);
- акмеологический подход заключается в формировании у учащихся творческого мышления, стимулирования саморазвития, самообразования и самоконтроля;
- креативно-развивающийся подход формирует у детей продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности;
- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.
Таким образом, имеющиеся современные образовательные технологии являются основой развития инновационной деятельности учителя.
Особенности инновационной деятельности педагога
Отличительной особенностью педагогического инновационного процесса является его этапность, причем решающую роль на всех этапах играет субъективный фактор – учитель.
Неудовлетворенность способами своей работы определяет потребность в изменениях педагогической деятельности. Только неравнодушный, грамотный и творчески мыслящий учитель способен провести эту «предварительную» работу.
На следующем этапе происходит сбор информации о проблеме, анализ имеющихся путей ее решения в педагогическом сообществе. Здесь педагогу не обойтись без таких качеств, как целеустремленность, умение аналитически мыслить и критически оценивать предлагаемые варианты.
Сложным этапом инновацинного процесса является самостоятельная разработка траектории решения педагогической проблемы, выбор пути создания новой модели. В этой трудоемкой работе необходим гуманистический подход, затрагивающий всех участников образовательного процесса.
Принятие решения о внедрении новшества должно быть обоснованным, иметь доказательную базу его эффективности. Следует учитывать и универсальность, применимость нововведения в разных образовательных учреждениях. Крайне важна внутренняя экспертиза внедрения, поскольку имеющийся проект образовательной системы школы должен предполагать последовательное введение новых технологий.
Затем разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию, в результате которой в него могут быть внесены коррективы. На этих этапах педагогу-новатору необходимо критически относиться к своему творению, благодарно принимать замечания коллег, следуя главным принципам педагогической этики. Кроме этого, здесь важным качеством учителя можно назвать гибкость мышления, его креативность и высокую коммуникативную способность.
На следующем этапе инновационного процесса происходит распространение новшества, его тиражирование, доведение информации о нем до потенциальных пользователей. Здесь учителю помогут специальные инфраструктуры поддержки инновационных процессов, включающие консультационные службы, обучающие и внедренческие центры и др. Для успешного освоения новшества на практике необходим анализ хода его распространения, выявление факторов, затрудняющих внедрение, и принятие мер по их устранению. В этой работе учителю пригодится дар убеждения, умение отстаивать необходимость и значимость своего творения.
На заключительном этапе можно наблюдать длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует инновационный процесс, центром которого является учитель, обладающий качествами исследователя, первооткрывателя, ученого, дипломата.
Характеристика инновационного потенциала педагога
Процесс создания нового в образовании во многом зависит от инновационного потенциала педагога, который включает определенные личностные характеристики:
- умение панорамно мыслить (анализировать результаты собственной работы и деятельности коллег);
- способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических формах;
- креативность (способность творчески подходить к решению поставленных задач) и гибкость мышления, открытость личности новому;
- способность идти на определенный риск, работать «вслепую», не будучи уверенным в неоспоримой пользе результатов своего труда;
- обладание высоким уровнем толерантности, коммуникативности со всеми участниками инновационного процесса, умение снимать инновационные барьеры;
- высокая культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность;
- высокая работоспособность;
- достаточная стрессоустойчивость (умение успешно разрешать конфликтные ситуации).
Кроме этого, у учителя-новатора должны присутствовать и специальные профессиональные качества:
- развитое инновационное сознание, позволяющее понимать ценность новшеств, сравнивать их с традиционными методиками;
- высокая научная мотивация на осуществление инновационного процесса;
- обладание высоким уровнем знаний современных достижений педагогики, новых высоких технологий;
- способность овладевать новыми методами профессиональной деятельности;
- умение критически оценивать результаты своей инновационной работы.
Заключение
Педагогический инновационный процесс неотъемлемо связан с личностью учителя, который его осуществляет. Он генерирует идею новшества, определяет вектор инновационного развития, проводит особую социально ориентированную научную деятельность, анализирует полученный результат, способствуя обновлению педагогического процесса.
Субъектный подход в понимании инновационной деятельности учителя является ключом к поиску эффективных средств реализации образовательных нововведений в современных учебных заведениях.
Совокупность необходимых личностных и профессиональных качеств учителя создает его инновационный потенциал, реализующийся в создании новых методик обучения, обеспечивающий самореализацию в профессии.
Список литературы
1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2010. – № 8. – С. 16 – 21.
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука. – 1997. – 223 с.
3. Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 3. – С. 28 – 30.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: Изд. Центр «Академия». – 2009. – 192 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.