Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").
Оценка 4.7

Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
11.06.2017
Учиться быть человеком!  (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").
Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай". Цели урока: формирование нравственных ценностей через анализ произведения В.М.Шукшина «Дядя Ермолай». На уроке подготовленные дети разыгрывают сценку. Учитель знакомит с произведениями писателя через выставку. Ученики анализируют произведение. Составляют сравнительную характеристику.Разработка урока
Учиться быть человеком.doc
Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай). Цели урока: формирование нравственных ценностей через анализ произведения В.М.Шукшина «Дядя Ермолай». Задачи: - знакомство с творчеством В.М. Шукшина писателя, драматурга, артиста; - привитие интереса к его творчеству; знакомство с произведением «Дядя Ермолай»; - формирование нравственных ценностей, показать, что добро, правда, совесть – главные духовные ценности; - умение понимать, чувствовать, сопереживать. Эпиграф: слова В.М. Шукшина: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и взвел степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Помни это. Будь человеком!» Оборудование: портрет Шукшина, слайды с фотографиями села Сростки, родных В.М. Шукшина, выставка книг, костюм дяди Ермолая. 1. Слово учителя. Ход урока Сегодня у нас необычный урок. Урок первого знакомство с знаменитого писателя, своеобразного драматурга, творчеством удивительного артиста, нашего земляка В. М. Шукшина. Хочется, чтобы вы узнали, что и на нашей земле, на Алтае, жил удивительный, талантливый человек. Заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. К нам придет один из героев писателя – дядя Ермолай. Мы поразмышляем над произведением, с которым вы познакомились дома («Дядя Ермолай»), у вас будет возможность поставить себя на место главных героев. 2. Театрализованное представление. Первый ученик в роли Дяди Ермолая, рассказывает биографию писателя и о своём герое дяде Ермолае. Второй ученик в роли писателя говорит от лица В.М.Шукшина. Ученик 1 (Дядя Ермолай): Здравствуйте, я дядя Ермолай, герой одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Я хочу рассказать о своём авторе. Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки. Фамилия его происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Мальчику было три года, когда отец его, Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И осталась мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику с шести лет работать в колхозе. А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в город. Из воспоминаний Василия Макаровича… Ученик 2(Шукшин): "Город напугал меня. Очень много людей, все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высокую каланчу - решил стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще - шофером, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на базаре, то окончательно решил стать... жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии всякого добра здесь гораздо легче своровать арбуз, чем у нас в селе. Уголовного кодекса я тогда не знал..." Ученик 1: Семья возвращается в деревню. Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем. Ученик 2: "Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящее дело..." Ученик 1: А затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила. Сюжет рассказа обо мне прост. Вы его уже прочитали. Двое ребят работали со мной в одной бригаде, надвигалась гроза, пришлось вернуться на бригадный стан. И вечером я послал Ваську и Гришку покараулить ток. Но они в жуткую грозовую ночь до тока не дошли, сбились с пути и переночевали в первой попавшей скирде. А мне сказали, что были на току. А я сам был на току, но их там не видел. Но не признались и всё. Но много-много лет спустя один из них пришёл на кладбище и поминал родных, потянул и меня: простого, вечного труженика, доброго, честного, как и все мои односельчане. Вот такой рассказ. Причём автор так и не пояснил, почему я отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них? Он очень надеялся на чуткость душевную читателя и был убежден, что незачем навязывать людям свои нравственные оценки происходящего, если эти оценки следуют из художественного смысла рассказа, повести, киносценария. Вот такой он мой автор. (ученик присаживается на свое место). 3. Выставка книг. Учитель: В. М. Шукшин оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна. Во всех этих рассказах проглядывает человеческая душа с ее повседневными заботами, тревогами, печалями, радостями. У выставки книг Василия Макаровича (Краткая аннотация некоторых книг, подготовленная учениками) 4. Вопросы по выяснению восприятия. Учитель: К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Шукшина «Дядя Ермолай». Поделитесь своими впечатлениями. (Дети делятся впечатлениями о рассказе). 5. Анализ рассказа. 1) Смысл и мотив рассказа. - О чем рассказ? Как бы вы определили мотив этого рассказа? - Мотив обмана явно представлен в рассказе. Кто кого обманул? - Почему, солгав, мальчики так упорно стоят на своём? - Как дети чувствуют себя? Сознались ли они позже? 2) Чтение по ролям. Учитель. Центральная часть рассказа – это диалог дядя Ермолая с мальчиками. Давайте прочитаем его ещё раз по ролям и обозначим состояние героев в «психологическом поединке». Составим вместе сравнительную психологическую характеристику. (заранее подготовленные ученики читают диалог). 3) Составление сравнительной психологической характеристики. Дети «смотрят, не Дядя Ермолай «смотрит пытливо» мигая» «взвился» «решили стоять насмерть» «за голову взялся и болезненно сморщился» «взвизгнул» «ошалел» «были» «из последних сил крепился» «опять сморщился…сорвался» «мне стало легче» «были» «это нас не смутило» «мы убежали» 4) Вывод из сравнительной характеристики: - Сознают ли мальчишки, что они обманывают? Чувствуют ли он свою вину? 5) Анализ образа главного героя. - Почему случившееся не отпускает героя всю жизнь? (муки совести). Учитель: Весь рассказ идет от лица мальчика, Васьки. Эпилог – голос автора с позиции сегодняшнего дня. - Одинаково ли отношение героя к дяде Ермолаю на протяжении всего рассказа? (К автору приходит новое осмысление роли этого человека уже не в рассказе, а в жизни). 6) Обобщение по рассказу. - Какова роль дяди Ермолая? - Почему рассказ назван «Дядя Ермолай»? - В чем, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа? 6. Заключительное слово учителя. Рефлексия. Дядя Ермолай и подобные ему – носители лучших человеческих качеств, носители народной нравственности: добра, справедливости, великого трудолюбия. И этому необходимо у них учиться. Учиться быть человеком! Вернуться к словам эпиграфа. - А сегодня эти слова, сказанные В.М.Шукшиным почти полвека назад, актуальны? - Чему мы можем поучиться у героев этого рассказа? 7. Домашнее задание. Напишите отзыв о рассказе «Дядя Ермолай».

Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком!  (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком!  (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком!  (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком!  (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком!  (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком! (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").

Учиться быть человеком!  (Урок с элементами театрального представления по рассказу В.М.Шукшина «Дядя Ермолай").
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017