УЧУСЬ УЧИТЬСЯ
Оценка 4.9

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
психологическая работа +1
1 кл—5 кл
17.04.2018
УЧУСЬ УЧИТЬСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ/ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКАМИ В ИХ ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УЧУСЬ УЧИТЬСЯ направлена на создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
ПРОГРАММА ЗПР.doc
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ/ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГО­ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКАМИ В ИХ ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИИ  «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Содержание программы Список использованной литературы Приложения 3 9 21 24 2 Пояснительная записка В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом   развитии   и   испытывающих   вследствие   этого   трудности   в обучении.   Поиск   наиболее   эффективных   методов   коррекции   детей   с отклонениями   в   психическом   развитии   является   актуальной   проблемой современной педагогики и психологии. Известно,   что   причиной   неуспешного   освоения   образовательных программ   обучающимися   начальных   классов   является   отставание   данных обучающихся   в   психическом   развитии   от   сверстников.   Эти   школьники испытывают   большие   трудности   в   овладении   письмом,   чтением,   понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у обучающихся данной группы негативное   отношение   к   учебе,   к   любой   деятельности,   создает   трудности общения   с   окружающими,   с   успевающими   детьми,   с   учителями.   Все   это способствует   формированию   асоциальных   форм   поведения,   особенно   в подростковом   возрасте.   Поэтому   аномальное   развитие   психической   сферы детей   и,   прежде   всего,   задержку   психического   развития   следует рассматривать как психологическую и социальную проблему. В   настоящее   время   современная   система   образования   позволяет включить каждого ребенка в образовательное пространство через внедрение психолого­педагогических   коррекционно­развивающих   программ   для обучающихся,   имеющих   трудности   в   освоении   образовательных   программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии. Психолого­педагогическая   коррекционно­развивающая   деятельность представляет   собой   систему   средств,   направленных   на   преодоление   и/или ослабление   недостатков   в   психическом   развитии  у   данной   группы обучающихся. Задачи   психолого­педагогической   коррекционно­развивающей деятельности можно сформулировать как: Выявление особых образовательных потребностей обучающихся, имеющих трудности   в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных недостатками в их психическом развитии. Разработка   индивидуальных   коррекционно­развивающих   маршрутов   для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии. 3    Осуществление     индивидуально  психолого­ педагогической   коррекционно­развивающей   деятельности   с   учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии. ориентированной  Оказание   родителям   (законным   представителям)   и   педагогам обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии консультативной и   методической   помощи   по  вопросам,   связанным   с   их   воспитанием   и обучением. Характеристика основных направлений психолого­педагогической коррекционно­развивающей деятельности: 1.  Диагностическая   деятельность,  которая  обеспечивает  выявление особенностей   развития   и   здоровья,   обучающихся,  имеющих   трудности   в освоении   образовательных   программ,   обусловленных   недостатками   в   их психическом   развитии  с   целью   создания   благоприятных   условий   для овладения ими содержанием основной образовательной программы. 2.  Коррекционно­развивающая   деятельность,   которая   обеспечивает   способствующих   личностному   развитию организацию   мероприятий, обучающихся,  коррекции   недостатков   в  психическом   развитии   и  освоению ими содержания образования. 3.   Консультативная   деятельность,  обеспечивает непрерывность сопровождения обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии  и   их   семей   по   вопросам   реализации   дифференцированных психолого­педагогических   условий   обучения,   воспитания,   коррекции, развития и социализации обучающихся. которая  4.   Информационно­просветительская   деятельность,  которая предполагает   осуществление  разъяснительной   деятельности   в   отношении педагогов   и   родителей   по   вопросам,   связанным   с   особенностями осуществления   процесса   обучения   и   воспитания   обучающихся,  имеющих трудности   в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных недостатками   в   их   психическом   развитии,   взаимодействия   с   педагогами   и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Нормативно   правовую   психолого­педагогической коррекционно­развивающей деятельности  обучающихся,  имеющих трудности базу  по 4 в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных   недостатками   в   их психическом развитии составляют:   Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99 ФЗ, от 23.07.2013 N 203 ФЗ),  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования для обучающихся с ОВЗ;  Нормативно   методические   документы   Минобрнауки   Российской   Феде рации   и   другие   нормативно   правовые   акты   в   области   образования, Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ Цель   программы   «Учусь   учиться»  –  создание   психолого­ педагогических   условий   для   развития   личности   обучающихся,  имеющих трудности   в   освоении   образовательных   программ,   обусловленных недостатками в их психическом развитии. Для   достижения   поставленной   цели   нами   поставлены   следующие задачи: 1. Формирование учебной мотивации, развитие когнитивных процессов; 2. Развитие   самоконтроля   и   саморегуляции,   формирование   навыков межличностного бесконфликтного общения; 3. Осознание обучающимся самого себя как «положительной», социально направленной личности, коррекция образа «Я»; 4. Отожествление   себя   с   соответствующей   возрасту   и   полу   социальной ролью,   изучение   своих   потребности   и   на   этой   основе   выделение собственных мотивов поведения. 5. Развитие   потребности   и   способности   оценивать   поведение   как нравственное или безнравственно. Основная идея     учится»­ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ. Опора только на чужие ресурсы делает человека зависимым. Опора на свои собственные ресурсы – укрепляет. программы   «Учись   Адресат программы: Обучающиеся   1   –   6   классов,  имеющие   трудности   в   освоении образовательных программ, обусловленные недостатками в их психическом развитии.  Структура программы: Программа состоит из пяти разделов, занятия в которых рассчитаны как для индивидуального, так и для группового применения:  5 1 РАЗДЕЛ – «Я и мой внутренний мир» – коррекция эмоционально­ волевой сферы, повышение уверенности в себе. 2 РАЗДЕЛ – «Хочу все знать» – развитие когнитивных процессов. 3 РАЗДЕЛ – «Учусь владеть собой» – коррекция поведенческой сферы. 4 РАЗДЕЛ – «Круг знакомств» – коррекция коммуникативной сферы.  5 РАЗДЕЛ – «Диагностика» – выявление индивидуальных личностных особенностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ,   обусловленных   недостатками   в   их   психическом   развитии   до   и после прохождения программы.  В процессе прохождения программы «Учись учиться» занятия из разных разделов чередуются в последовательности, установленной индивидуальным коррекционно­развивающим   маршрутом   обучающегося,   объем   и   характер диагностического обследования подбирается индивидуально. Основные методы программы На   каждом   занятии   закладывается   основа   для   формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых функциональных систем и связей. Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право ­ лево» и «верх ­ низ», «впереди   ­   сзади»,   сомато   ­   пространственного   гнозиса,   зрительно­ пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно ­ моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и т.д. Формирование   двигательной   сферы   (в   частности,   мелкой   моторики) осуществляется   следующими   методами:   подвижные   игры,   двигательные ритмы,   рисование,   лепка,   аппликация,   элементы   телесно­ориентированной терапии. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения». Метод   двигательных   ритмов.  Данный   метод   направлен   на формирование   межфункционального   взаимодействия:   формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и т.д. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность, ускоряется   продолжительность   адаптационных   механизмов   к   процессу обучения. Метод   звукодыхательных   упражнений.  Направлен   на   стимуляцию отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных   отделов:   развивает   самоконтроль   и   произвольность.   Ритмирование организма   играет   существенную   роль   в   формировании   межполушарных 6 связей.   Нейропсихологическая   коррекция   строится   на   автоматизации   и ритмировании организма ребенка через различные приемы. Метод   подвижных   игр.  Обеспечивает   развитие   межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов. В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности, Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При   регулярном   выполнении   реципрокных   движений   образуется   и миелинизируется   большое   количество   нервных   путей,   связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное   выполнение   перекрестных   движений   способствует активизации вестибулярного аппарата  и лобных долей мозга. В результате движений дети лучше чувствуют  и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Метод   визуализации.   Визуализация   происходит   в   обоих   полушариях головного   мозга,   что   эффективно   развивает   мозолистое   тело   и, следовательно, интегрирует работу мозга. Метод   формирует   произвольное   внимание,   развивает   способность   к концентрации внимания, развивает воображение. Конструктивно­рисуночный   метод.  Формирует   устойчивые координаты (лево – право, верх – низ), сомато ­ пространственный гнозис, зрительно­пространственное   восприятие,   тактильный   гнозис,   зрительно­ моторные координации. Релаксационный   метод.  Направлен   на   формирование   произвольного внимания,  дифференцированных   двигательных   и   психических   реакций,  что придает   психомоторному   развитию   ребенка   своеобразную   равномерность. Метод   нормализует   гипертонус   и   гипотонус   мышц,   способствует   снятию синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног. Условия реализации программы:  Программа   рассчитана   на   60   часов,   периодичность   занятий   –   1   –   2 занятия в неделю по 1 академическому часу. Сроки прохождения программы устанавливается индивидуально для каждого обучающегося, в зависимости от его возраста и психических возможностей. Программа   может   корректироваться   под   актуальный   запрос обучающихся,   в   соответствии   с   их   физическими   и   психическими особенностями. Планируемые результаты: 7 К   концу   занятий   у   обучающихся,  имеющих   трудности   в   освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии должны сформироваться следующие умения и навыки:  сформирована положительная мотивация на учебную деятельность;  развиты основных когнитивных процессов (анализ, сравнение, обобщение, синтез,   умение   выделять   существенные   признаки   и   закономерности)   на доступном уровне; сформировано адекватное восприятие обучающимися действительности и  самого себя; сформирована   адаптивность   поведения   обучающихся   в   соответствии   с ролевыми ожиданиями других. 8     № 1 РАЗДЕЛ «Я   и   мой внутренний мир» № занятия (тема) 1. Установление Определение состояния ребенка.   контакта.   эмоционального Содержание программы Цель Содержание занятия 2. 3. 4.   Тренировка эмоционального состояния   ребенка,   переключения устойчивости этого состояния. Тренировка смены эмоционального фона настроения. Повышение уверенности в себе.   Знакомство с чувством робости и радости   и   их   внешними проявлениями. 1. Знакомство. 2. Упражнение «Лесенка настроений!». 3. Упражнение «Ассоциация». 4. Упражнение «Росточек под солнцем». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Две бабочки». 2. Упражнение «Угадай настроение». 3. Упражнение «Добрый, злой, веселый, грустный». 4. Упражнение «Когда нам хорошо...». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Какой я внутри сейчас». 2. Упражнение­энергизатор на снятие мышечного напряжения  «Черепашка». 3. Упражнение «Добрая фея ­ злая фея» (для девочек), «Веселый  принц ­ грустный принц» (для мальчиков). 4. Игра «В тридевятом царстве». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Робость». 2. Упражнение «Я – лев». 3. Упражнение «Радость». 4. Упражнение «Солнечный зайчик». 5. Этюд «Встреча с другом». 6. Рефлексия. 5. 6. 7. 8. 9. знакомства   с Продолжение   чувством   радости.  Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние. Знакомство   с   чувством   страха. Изучение выражения эмоциональных   состояний   в мимике.   Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков. чувствами   Знакомство самодовольства злости.   Тренировка   умения   различать эмоции.   и с   Знакомство   с   чувствами   вины   и отвращения. 10. Закрепить   полученные   знания   об эмоциях.   умения понимать и выражать свои чувства.   Развитие 10 1. Упражнение «Игра с платком». 2. Упражнение «Ромашка «Я радуюсь когда…». 3. Методика «Наши чувства». 4. Методика «Мои эмоции». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Страх». 2. Упражнение «История про Галю». 3. Упражнение «Ваза». 4. Упражнение «Книга страхов». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Удивление». 2. Упражнение «Живая шляпа». 3. Рисунок «Удивленные рожицы». 4. Разминка. 5. Игра «Удиви мышку». 6. Рефлексия. 1. Упражнение «Самодовольство». 2. Упражнение «Стул хвастовства». 3. Упражнение «Сказка про мышку­хвастунишку». 4. Упражнение «Злость». 5. Упражнение «Сказка Сердитый дедушка». 6. Рефлексия. 1. Упражнение «Вина». 2. Упражнение «Отвращение». 3. Упражнение «Мусор». 4. Рефлексия. 1. Упражнение «Страна чувств». 2. Упражнение «Сказка про мальчика, который не умел играть». 3. Рефлексия. 1. Упражнение «Угадай интонацию». 2. Упражнение «Изменение отрицательных мыслей на  положительные». 3. Упражнение «Автопортрет». 4. Упражнение «Мой дракон». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Я могу». 2. Упражнение «Я слушаю себя». 3. Упражнение «Я в социуме». 4. Упражнение «Люди и роботы». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Я во времени». 2. Упражнение «Каким я буду». 3. Упражнение «Что у меня будет?». 4. Упражнение «Мое настоящее». 5. Рефлексия. 1. Упражнение «Моя Вселенная». 2. Медитация «Здравствуй, Я, мой любимый». 3. Упражнение «Письмо себе любимому». 4. Рефлексия. 1. Упражнение «Твое настроение». 2. Упражнение «Лимон». 3. Упражнение «Кошечка». 4. Упражнение «Что нам делать с этим чувством?». 5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». 6. Рефлексия. 11. 12. 13. 14. 15.   Развитие Закрепить   полученные   знания   об эмоциях.   умения понимать и выражать свои чувства. Повышение самооценки, уверенности в себе.       самооценки Стимулирование собственной социальной активности (суждений об успехе и неуспехе   в   выполнении   данного взрослым задания). адекватной Стимулирование самооценки. Развитие адекватности   осознания  ребенком своего эмоционального отношения к окружающим его людям. Укрепление   уверенности   в   себе, своих   силах,   чувства   своей значимости.     Повышение   уверенности   в   своих   Формирование   умения силах. справляться своим эмоциональным состоянием. со     11 2 «Хочу все знать» 1. Способствовать   развитию   памяти   важнейших как   одной   из психических особенностей человека.   2. Развивать все виды памяти. 3. 4. Развитие   умения   точно   и правильно   называть   предметы. Развитие   произвольного  внимания и зрительных ощущений.   пространственных Развитие представлений   (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. Формирование внимания.   12 1. Упражнение «Запомни 10 слов». 2. Упражнение «Разложи по местам». 3. Упражнение «Метод пиктограмм» (предложен А. Р. Лурия). 4. Упражнение «Развитие непроизвольной слуховой памяти». 5. Упражнение «Нарисуй фигуру». 6. Рефлексия. 1. Игра «Что изменилось?». 2. Игра со счетными палочками. 3. Упражнение «Лабиринты». 4. Упражнение «Магнитофон». 5. Упражнение «У кого ряд длиннее?». 6. Упражнение «Кто точнее нарисует?». 7. Упражнение «Телеграфист». 8. Рефлексия. 1. Упражнение «Назови предметы». 2. Упражнение «Узнай по звуку». 3. Упражнение «Выполни команду». 4. Упражнение «Цветные полоски». 5. Упражнение «Раскрась правильно». 6. Упражнение «Найди ошибку». 7. Рефлексия. 1. Упражнение «Определи фигуру». 2. Упражнение «Назови одним словом». 3. Упражнение «Конкретизация понятий». 4. Упражнение «Стоп­упражнения». 5. Упражнение «Зеваки». 6. «Переверни рисунок». 7. Рефлексия. 1. Упражнение «Куда указывают стрелки?». 2. Упражнение «Найди одинаковые». 3. Упражнение «Одинаковы ли бусы?». 4. Упражнение «Найди образец». 5. Упражнение «Где ошибся Буратино?». 6. Упражнение «Запомни точно». 7. Рефлексия. 1. Упражнение «Нарисуй по памяти». 2. Упражнение «Выполни правильно». 3. Упражнение «Вордбол». 4. Упражнение «Чей узор лучше?» (графический диктант). 5. Упражнение «Раскрась правильно». 6. Упражнение «В чем разница». 7. Рефлексия. 1. Упражнение «Зашифруй слова». 2. Упражнение «Зашифруй цифры». 3. Упражнение «Нарисуй такую же фигуру». 4. Упражнение «Отыщи и «раскрась» слова». (Транспорт). 5. Упражнение «Раскрась картинку». 6. Рефлексия. 1. Упражнение «Путаница». 2. Упражнение «Найди одинаковые». 3. Упражнение «Назови фигуры». 4. Упражнение «Раскрась по образцу». 5. Упражнение «Найди пару». 6. Рефлексия. 5. 6. 7. 8.   пространственных Развитие представлений   (направления движения).   Развитие   понятийного мышления. Развитие произвольного внимания.     Развитие   зрительной   памяти. пространственных Развитие представлений (понимание терминов   «внутри»,   «вне»,   «на»). Развитие понятийного мышления.   Развитие произвольного внимания Развитие   зрительного   восприятия (выделение формы). 13 9. 10. 11.   Развитие (абстрагирование). непосредственной памяти. мышления Развитие зрительной     Развитие   зрительного   анализа, словесного   синтеза,   понятийного мышления, произвольного внимания.   Развитие   гибкости   мышления, произвольного внимания, пространственных   представлений, процессов   анализа   и   синтеза, формирование умения сравнивать.   1. Упражнение «Запомни и найди». 2. Упражнение «Зачеркни лишнее». 3. Упражнение «Порядок действия». 4. Упражнение «Запомни и нарисуй». 5. Упражнение «Дорисуй фигуру». 6. Упражнение «Найди и раскрась». 7. Рефлексия. 1. Упражнение «Назвать одним словом». 2. Упражнение «Конкретизация понятий». 3. Упражнение «Крестики, точки». 4. Упражнение «Сгруппируй буквы». 5. Упражнение «Нарисуй точно такие же». 6. Упражнение «Бусинки». 7. Упражнение «Проведи, не касаясь!». 8. Упражнение «Спящий дракон». 9. Упражнение «Обведи и раскрась». 10. Рефлексия. 1. Упражнение «Способы применения предмета». 2. Упражнение «Соблюдай правило». 3. Упражнение «Сравнение слов». 4. Упражнение «Учимся сравнивать». 5. Упражнение «Поставь значки». 6. Упражнение «Отгадай слова». 7. Упражнение «Называй и считай». 8. Упражнение «Помоги Красной Шапочке». 9. Упражнение «Раскрась картинку». 10. Рефлексия. 14 12. 13. 14.   звукового   синтеза, Развитие   произвольного внимания, пространственных   представлений, понятийного мышления,   наблюдательности. Умение устанавливать закономерности.   Развитие   умения   сравнивать, анализировать   форму   предметов, мышления,   внимания,   зрительной памяти. Развитие произвольного внимания, зрительной   и   слуховой   памяти, наглядно­образного   мышления, умения   ориентироваться   в пространстве листа, пространственных представлений.   15 1. Упражнение «Подбери слова». 2. Упражнение «Найди слоги». 3. Упражнение «Говори правильно». 4. Упражнение «Где спрятались игрушки?». 5. Упражнение «Составление предложений». 6. Упражнение «Найди девятый». 7. Упражнение «Все ли ты увидел?». 8. Игра «Собери букет». 9. Рефлексия. 1. Упражнение «Найди одинаковые и отличающиеся». 2. Упражнение «Составь фигуру». 3. Упражнение «Запомни порядок». 4. Упражнение «Найди одинаковые». 5. Упражнение «Молния» и «Речка». 6. Упражнение «Сравни предметы». 7. Упражнение «Образец и правило». 8. Упражнение «Загадочные контуры». 9. Упражнение «Найди фото». 10. Упражнение «Соедини точки». 11. Рефлексия. 1. Упражнение «Подсчитай правильно». 2. Упражнение «Повтори цифры». 3. Упражнение «Найди путь». 4. Упражнение «Куда ускакал зайчик?». 5. Упражнение «Полянки». 6. Упражнение «Запомни и нарисуй». 7. Упражнение «Летает — не летает». 8. Упражнение «Посчитай и раскрась». 9. Рефлексия. 1. Упражнение «Найди фигуры». 2. Упражнение «Слова, начинающиеся с одной буквы». 3. Упражнение «Выше, слева, правее, снизу». 4. Упражнение «Соседнее, через одно». 5. Упражнение «Объедини слова». 6. Упражнение «Сделай бусы». 7. Упражнение «Полянки». 8. Упражнение «Назови по порядку». 9. Рефлексия. 1. Упражнение «Вычеркивай буквы и слушай» 2. Упражнение «Что здесь изображено?» 3. Упражнение «Найди фигуры» 4. Упражнение «Раздели на части» 5. Упражнение «Кто точнее?» 6. Упражнение «Назови буквы» 7. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» 8. Рефлексия. 1. Упражнение «Отгадай слова» 2. Упражнение «Нарисуй по памяти» 3. Упражнение «Запретная цифра» 4. Упражнение «Графический диктант» 5. Упражнение «Поиск общего» 6. Упражнение «Попади в свой кружок» 7. Упражнение «Найди пирамиду» 8. Упражнение «Полянки» 9. Упражнение «Заселение дома» 10. Рефлексия. 15. 16. 17. Развитие мышления, вербальной и логической памяти, произвольного внимания, умения ориентироваться   в   пространстве листа,   тонко   координированных движений.   Развитие мышления, внимания мышления (процессы синтеза). наглядно­образного произвольного   (устойчивость),     Развитие   зрительно­вербального анализа   и   синтеза,   зрительной памяти,  формирование   элементов самоконтроля. 16 3 «Учусь   владеть собой» 1. 2. 3. 4. 5.     с Создание   благоприятных   условий для работы группы, ознакомление участников основными принципами   тренинга,   принятие правил   работы   группы,   освоение активного стиля общения Повышение   уровня   открытости, доверия,   эмоциональной   свободы, сплоченности в группе Развитие   умения   обмениваться информацией,   концентрировать внимание   на   себе,   а   также   на партнерах. Осознание   эмоциональной   жизни, концентрация на себя, чувственное восприятие. Осознание эмоций в соответствии с агрессивными действиями 17 1. Упражнение «Знакомство» 2. Упражнение «Ассоциация» 3. Разминка «Путаница» 4. Упражнение «Кто первый достанет?» 5. Упражнение «Что я чувствовал сегодня на занятиях?» 6. Упражнение «Ток» (прощание) 1. Приветствие 2. Упражнение «Напряжение–расслабление» 3. Упражнение «Продолжение знакомства» 4. Упражнение «Змея» 5. Разминка 6. Домашнее задание 1. Приветствие 2. Упражнение «Клубок» 3. Упражнение «Чье это?» 4. Упражнение «Доверие» 5. Упражнение «Пантомима» 6. Упражнение «Похвальная грамота» 7. Упражнение «Похвальное слово самому себе» 1. Приветствие 2. Упражнение «Что я слышу?» 3. Разминка 4. Комплекс кинезиологических упражнений 5. Упражнение «Слушай и выполняй» 1. Приветствие «Невербальный подарок» 2. Упражнение «Скульптура» 3. Упражнение «Заполните таблицу» 4. Разминка 5. Упражнение «Закончить предложение» 6. Упражнение «Я больше всего злюсь, когда...» 7. Домашнее задание 6. 7. 8. 9. 1. Приветствие 2. Упражнение «Запрещающие знаки» 3. Упражнение «Инсценировка» 4. Игра «Разговор с телом» 5. Игра «Стоп, хлоп, раз» 6. Домашнее задание 1. Приветствие 2. Обсуждение домашнего задания 3. Разминка 4. Упражнение «Болотце» 5. Упражнение «Суд»  6. Игра «Колпак мой треугольный» 7. Игра «Маленькая птичка» 8. Домашнее задание 1. Приветствие 2. Обсуждение домашнего задания 3. Разминка «Сороконожка» 4. Разминка 5. Упражнение «Ситуация» 6. Разминка 1. Приветствие 2. Разминка 3. Упражнение «Ситуация» 4. Инсценирование 5. Игра «Физкультурники» 6. Разминка Активизация   знаний   о   моральных нормах   чувственного Активизация восприятия; формирование запрета; предвидение последствий агрессивного поведения.   Тренировка   восприятия   нормы поведения; к аутогенной тренировке. подготовка     Помочь   выработать   личные стандарты поведения 18 1. Приветствие 2. Разминка 3. Упражнение «Баланс­1» 4. Упражнение «Баланс­2» 5. Упражнение «Тень» 6. Инсценирование ситуации 7. Беседа в кругу 1. Приветствие 2. Разминка 3. Упражнение «Монолог»  4. Упражнение «Подстрекатель и защитник» 5. Упражнение «Разговор с самим собой» 1. Приветствие 2. Анализ работы с рекомендациями 3. Упражнение «Воображение» 4. Домашнее задание 1. Приветствие 2. Разминка 3. Игра «Покатай куклу» 4. Игра «Собираем головоломки» 5. Домашнее задание 1. Приветствие 2. Разминка 3. Упражнение «Найди выход» 4. Упражнение «Карта дорог моей жизни» 5. Упражнение «Трасса моей будущей жизни» 6. Прощание 10. – 11. Продолжить личностные стратегии поведения.   вырабатывать 12. 13. 14. 15. Разработка аутозаключений, самонаблюдения     набора тренировка Выработка   формы   разговора   с собой;   выработка   неагрессивных методов   поведения,   решения индивидуальных проблем. Выработка   формы   разговора   с собой;   выработка   неагрессивных методов   поведения,   решения индивидуальных проблем. Закрепление способов решения проблем.   неагрессивных 19 4 «Круг знакомств» 1. 2. 3. 4. 5. Снятие   тревожности,   улучшение эмоционального фона.             социальных Способствовать   формированию позитивного образа «Я», развивать навыки, коммуникативные активизировать процесс самопознания. Развитие и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и   умения   принимать   собственное решение. и Развитие навыков; коммуникативных формирование чувства ответственности за свои поступки и   умения   принимать   собственное решение. и Развитие коммуникативных навыков, развитие   чувства   ответственности за   свои   поступки   и   умения принимать собственное решение. социальных социальных               1. Разогрев 2. Упражнение «Бесилки» 3. Упражнение «Паспорт эмоций» 4. Упражнение «Цветок — имя» 5. Релаксация под спокойную музыку с дыхательными упражнениями. 6. Рефлексия «Паспорт эмоций». 1. Разогрев 2. Упражнение «Кто громче крикнет» 3. Коллаж «Мое имя». 4. Рефлексия. 1. Разогрев 2. Упражнение «Страна красок» 3. Рефлексия 1. Разогрев 2. Упражнение «Страна красок» 3. Рефлексия 1. Разогрев 2. Упражнение «Человек и тень» 3. Упражнение «Совместная картина» 4. Рефлексия 20 1. Разогрев 2. Упражнение «Ясно без слов» 3. Упражнение «Волшебные краски» 4. Рефлексия 1. Разогрев 2.   Упражнение   «Сказка   про   жителей   ладошек,   или   Как   стать настоящим микробом» 3. Рефлексия 1. Разогрев 2. Упражнение «Хвастливая чаша» 3. Рефлексия 1. Разогрев 2. Упражнение «Как Карамелька боялась темных комнат 3. Рефлексия 1. Разогрев 2. Упражнение «Восковая палочка» 3. Рефлексия 6. 7. 8. 9. 10. 5 «Диагностика» 1­3.             Сенсорная   стимуляция   нервных   развитие   мелкой окончаний, моторики,   развитие коммуникативных навыков, сплочение   детского   коллектива, обучение приемам релаксации. Развитие   коммуникативных   и навыков, социальных   наблюдательности; освоение новых ролей. Развитие   у   детей   способности   к сочувствию   и   сопереживанию; повышение   самооценки,   уровня собственной компетентности; формирование чувства самоценности. (страх Коррекция   темноты);   развитие   у   детей способности   к   сочувствию   и сопереживанию; повышение уровня самооценки. положительных Закрепление эмоциональных переживаний; поиск   внутренних   ресурсов; снятие   тревожности;   развитие воображения. Определить уровень сформированности   мыслительных процессов,   эмоционально­волевой Выявление сферы.   личностных индивидуальных 21 страха ИТОГО 60 особенностей ребенка. 22 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Список использованной литературы А.В. Микляева, П.В. Румянцева  «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная  работа»  Речь, С­П, 2007  Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.:  Издательство “Ось­89”, 1999г.; Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. “Психологическая азбука” – М.: “Ось ­  89”. 2003 г.; Безруких М.М. «Готов ли ребёнок к школе». М. 2001 Белопольская   И.Л.   и   др.   Азбука   настроений.   Развивающая   эмоционально­ коммуникативная игра для детей 4­10 лет. — М.: Когито­центр, 1994 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Веракса   А.Н.   Индивидуальная   психологическая   диагностика   ребенка   5­7   лет: Пособие для психологов и педагогов. – М. Мозаика – Синтез, 2009. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться:  Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд­во  “Союз”, 2000г.; 10. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г. 11. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3­е Изд., испр. и  доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.; 15. 16. 17. 12. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М: Просв­е 1981. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.  13. 14. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия Развития, 1997 Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г. Готовность ребенка к школе. Медико – психологические критерии:  Учебное пособие/ Под ред. А.В. Гордиец. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. Грановская  P.M.   Элементы   практической   психологии.   —   Ленинград:   Лен. Университет, 1988 Громова Т.В. Сказочная подготовка к настоящей школе. М., 2003 Грудненко   Е.А.   Психологическая   готовность   ребенка   к   школе­   СПб.   ООО «Издательство «детство ­ пресс», 2013 Гуревич К. М. Индивидуально­психологические особенности школьников ­ М., 1988  Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2009. 20. 21. 22. 23. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального  18. 19. обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск «Пеленг», 1992. 24. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей //  Школьный психолог. – 2004 ­ №25 – 26 ­ С. 15 – 33.  25. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д.Марципановской. М.,2001 26. Дубровина И.В. ­ Психокоррекционная и развивающая работа с детьми ­ М., 1999 г. 27. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. ­ М., 1999 г. 28. 29. 30. 31. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.­ М., 2005 г. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод.пособие – М.:Айрис – пресс, 2007 Зимняя А.А. Педагогическая психология. – М., 2004. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. –  СПб.: издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. – 400 с.  32. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры. Упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 33. Катаева Л.И. Коррекционно – развивающие     занятия в подготовительной группе. М.,2002. 34. Клюева   Н.В.,   Касаткина   Ю.В.   Учим   детей   общению.   —   Ярославль:   Академия Развития, 1996 35. Князева Т.Н.  Я  учусь  учиться.  П с и х о л о г и ч е с к и й   курс,  развивающих занятий для младших школьников.  —  М.: АРКТИ, 2004. 36. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г. 37. Копытин А.И. Теория и практика арт­терапии. — СПб.: Питер, 2002. 38. Краснощекова   Н.В.   Диагностика   и   развитие   личностной   сферы   детей   старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры.Упражнения. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006.  39. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г. 40. Куликовская   Т.А.   Речеслуховая   гимнастика   для   развития   речи   дошкольников: пособие для родителей и педагогов – М.:АСТ: Астрель, 2009 41. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников. 42. Лебедева Л.Д. Практика арт­терапии: подходы, диагностика, система занятий. —  СПб.: Речь, 2003. 43. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно­двигательный тренинг /  Художник А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,  2004. – 160 с.  44. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М, 1986; Детские подвижные игры народов СССР. М., 1988. 45. Локалов Н.П. “120 уроков психологического развития младших школьников – М.:  «Луч», 1995г.; 46. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982 47. Лэндрет   ГЛ.   Игровая   терапия:   искусство   отношений.   —   М.:   Международная Педагогическая Академия, 1994 48. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М., 1983. 49. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М., 1983. 50. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. 51. Модестова Т.В. Скоро в школу. СПб, 2005 52. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г. 53. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого­педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.  54. Овчарова Р.В. ­ Справочная книга школьного психолога ­ М., 1996 г. 55. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера, 1996 56. Пиаже Ж. Избранные труды. — М., 1969. 57. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 1998. 58. Практическая психология в тестах ­ М., 2001 г. 59. Практическая психология для педагогов и родителей/ Под ред. проф., М.К.  Тутушкиной. – СПб.: Изд­во «Дидактика Плюс», 2000. 60. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей  10­12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной.  Москва­Тула, 1993 61. Прихожан А.М.Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. –  М., 1980. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и  др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. Развитие логической памяти у детей. — М., 1976. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. 62. 63. 64. 24 65. 66. 67. 68. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2­е  изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999г.;  Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей ­  М., 2003 г.  Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и  практика. М., 1990 Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г. 69. 70. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.  71. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 72. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических  программ», Речь С­П, 2005. 73. Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные  психологические труды: В 2 т.– М.: Педагогика, 1987. 74. Смирнов Л. А. Развитие логической памяти у детей // Хрестоматия по возрастной и  педагогической психологии. — М., 1981. 75. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.  Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2­е  изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.  76. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. — М.: Просвещение, 1992 77. Тесты. Готов ли ваш ребенок к школе. М.,2000 78. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное  пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997; 79. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. ,  2003.  80. Улынкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к  школе // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. 81. Ушакова О., Шадрина Л. Развитие предпосылок связной речи. Журнал "Дошкольное воспитание", №2, 1997 82. Фопель К. “Энергия паузы” психологические игры и упражнения. –М.: “Генезис”,  2005 г.; 83. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и  упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис. 2002. – 336 с 84. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. ­ М., 1991г.; 85. Хухлаева   О.В.   Лесенка   радости.   —   М.:   Совершенство,   1998   Чистякова   М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, Владос, 1995 86. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. — М.: Генезис,  2003. 87. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990. 88. Широкова Г.Н. Справочник дошкольного психолога – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 89. Школьный психолог ­ М., 2003 г 90. Шлыкович А.С. Нам не скучно. – М.: Издательство “Детская литература” 91. Шрайнер К. Как снять стресс., 1993 92. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974. 93. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по  возрастной и педагогической психологии. — М, 1980. 94. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.­М., 1989. 95. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология  мотивации. – М. – Воронеж, 1998. 25 96. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова  А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в  школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. 97. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. С­Пб., 2001. 26

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018