Учёт психологических особенностей ребёнка при составлении индивидуального образовательного маршрута.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного образования. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них - принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;разным темпом усвоения знаний - одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.
Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Использование индивидуальных образовательных маршрутов способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы).
Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые группы детей.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги, специалисты в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
В каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.
Задачи психолого-педагогического сопровождения при реализации ИОМ
1. Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат при общении с педагогом
2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления
3. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
4. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
М.Р. Битянова рассматривает «сопровождение» как «движение вместе с ним (ребенком), рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и вникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется и попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» [17, с.7]
Согласимся с точкой зрения О.Ю. Тришиной, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:
· открытость во взаимоотношениях всех участников процесса;
· учет индивидуальных особенностей преподавателя;
· ориентация на успех;
· профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение [82].
Для этого в основу проведения психолого-педагогического сопровождения нами были положены следующие принципы:
· доступности и открытости;
· интеграции всех сил, участвующих в процессе;
· личностно-ориентированного подхода;
· дифференциации и индивидуализации;
· рефлексивности;
· развивающего обучения на базе положительного опыта.
Таким образом, цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника - это помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в различных видах деятельности.
Рассмотрим основные направления и технологии педагогической деятельности в рамках организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста при реализации ИОМ.
Направление первое. Организация игровой деятельности.
Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей в младшем школьном детстве.
В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей (не путать с самооценкой личности), что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.
Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, а самое главное - определить его статус в детском коллективе. Если ребенок отказывается от общих игр или играет второстепенные, не престижные в детской среде роли - это важный показатель какого-то социально-психологического неблагополучия.
Направление второе. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.
Общение ребенка со взрослым усложняет и приобретает новые формы и новое содержание. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
В первой половине дошкольного возраста (3-5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения, которая вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое».
Ведущий для этого возраста мотив общения – познавательный. Взрослый выступает в качестве источника знаний, а поскольку в ходе общения поднимаются вопросы, непосредственно не связанные с окружающей обстановкой, общение впервые приобретает внеситуативный характер.
. Ведущими мотивами становятся личностные. Ребенка интересуют ситуативные проявления взрослого, его внимание, доброжелательность, физические контакты.
Он охотно рассказывает о самом себе, своих родителях, друзьях, радостях и обидах.
Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для него становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослыми.
Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его отношения со взрослыми.
Направление пятое. Основные тенденции развития психических процессов в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышления и др.
Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную
Направление шестое. Возрастная изменчивость эмоционально-волевой сферы дошкольника
Можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника:
— усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;
— формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка;
— становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника.
Во-первых, ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания.
Во-вторых, ребенок-дошкольник уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены. Он говорит: «Мне больно!», «Я обиделся», «Мне приятно», «Я радуюсь», «Я скучаю», «Мне жалко». Это свидетельствует об ином уровне осознания им своего внутреннего мира.
В-третьих, ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Таким образом, ребенок начинает понимать, как нужно себя вести в определенной ситуации. И, кроме того, у него появляются первые признаки воли (Белкина В. Н., 1998). Благодаря волевым усилиям будет формироваться накопление знаний, умений и навыков.
Направление седьмое. Мотивационная сфера.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка.
Мотивиривать ребёнка на успех при реализации ИОМ – вот главное условие успешного достижения целей данной деятельности.
Список литературы
1. Емельянова, И.Е. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] / И. Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С. 14-16.
2. Исаева, И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие[Текст]/ И. Ю. Исаева. – Магнитогорск:Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 116 с.
3. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста[Текст]: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение, 2015.- 128 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ajax/6261
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
6. Федорова, С В.Методические рекомендации по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для детей дошкольного возраста с опережающим развитием [Электронный ресурс].-Режим доступа:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source&cd=1&ved=0ahUKEwj7hKfG9YTSAhWGCJoKHTTMClcQFggaMAA&url=http%3A%2F%2Fustmont29.ucoz.ru%2FInnovazii%2Findivid_progr%2Fmetodicheskie_rekomendacii.doc&usg=AFQjCNEZCTkUYSmjdkLw5it6dA455bcJoA&bvm=bv.146496531,d.bGs
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.