«Удивительное путешествие»
Подгрупповое занятие по автоматизации звука Л для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Моргунова С.А., Никитина А.Ю.,
Учителя – логопеды МАДОУ д/с № 132,
город Тюмень
Аннотация. В статье представлено подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, предложениях для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием многофункционального пособия «Чудо- капсулы» в сочетании с наглядными, словесными, практическими и игровыми приемами. Представлены артикуляционные упражнения на звук [Л], на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и зрительного восприятия, на развитие лексико-грамматических категорий.
Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, характеристика звука [Л], пособие
«Чудо – капсулы», автоматизация звука Л, логопедические игры, капсулы.
Предлагаемое подгрупповое занятие направлено на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, предложениях с использованием многофункционального пособия «Чудо- капсулы». Мы делаем акцент на подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука, поскольку это дает возможность услышать автоматизируемый звук в спонтанной речи ребенка. Таким образом, мы видит перспективы дальнейшей логопедической работы.
Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закреплять нормы артикуляции звука [Л];
- активизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях;
- учить давать акустико-артикуляционную характеристику звук [Л];
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять умение составлять предложение с данным предлогом;
- закреплять умение согласовывать существительное с числительными.
Коррекционно – развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать активный словарный запас;
- закреплять цвета и ориентацию на листе бумаги.
Коррекционно – воспитательные:
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Оборудование: наборное полотно для игры «Морской бой», билеты символы для артикуляционной гимнастики, многофункциональное пособие «Чудо – капсулы», кубик с предлогами, предметные картинки для игры «Найди похожие слова», сюжетная картинка «Царство [Л], магнитофон, запись «Шум моря», пчела, магниты, медали – колокольчики для награждения детей, таблица «Расскажи о звуке».
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие детей
Встали дети ровно в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Объявление темы
День сегодня необычный.
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы отправимся сейчас.
Логопед: «Сегодня я предлагаю вам совершить удивительное путешествие в царство [Л].
Звучит магнитофонная запись «Звуки моря». Дети узнают, что путешествие будет морское и определяют транспорт – лодка.
Дети занимают места в импровизированной лодке из мягких кубов.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику с использованием игры «Морской бой» (логопед достает панно игры). Дети по очереди делают «выстрел» в заданную точку. Ребенок демонстрирует карточку с символом артикуляционного упражнения и все выполняют артикуляционное движение.
Карточка 1. «Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5
секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
Карточка 2. «Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
Карточка 3. «Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Карточка 4. «Вкусное варенье»
Если у детей плохое настроение,
Дети поедят вкусное варенье,
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Карточка 5. «Чистим зубы»
Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель: научиться удерживать кончик языка за верхними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны.
4. Изолированное произношение звука [Л]
Логопед предлагает детям изолированно произнести звук [Л] (так гудит лодка)
5. Характеристика звука [Л]
Логопед показывает таблицу «Расскажи о звуке» (Фото 1).
Ребенок даёт характеристику звука [Л] с опорой на таблицу.
Таблица «Расскажи о звуке»
6. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Звучит шум моря. Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать шум моря. После этого отраженно воспроизводят слоговые ряды из 4-х элементов индивидуально
Ла – ло – лу – лы
Пла – пло – плу – плы
(логопед заменяет звук [П] на звуки [Г], [К], [С], [Ф], [Б], [Ш],ребенок проговаривает новые слоговые ряды)
7. Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.
Дети открывают глаза и видят изображение Царства звука [Л]. Они оказываются на волшебной поляне, рассматривают и называют жителей поляны.
Логопед:
- Найдите, о ком я говорю: «Это морская хищная рыба.»
Дети:
- Акула.
Логопед сообщает детям, что акула приглашает их в свое подводное царство, чтобы посмотреть на ее клад.
Логопед демонстрирует детям многофункциональное пособие «Чудо – капсулы».
Игра «Веселый счет»
Цель: автоматизация поставленного звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях. Согласование существительного с числительными.
Логопед предлагает ребенку сосчитать капсулы
1,2,3.4,5 будем капсулы считать
Уточнить с ребенком правило: на цифру 2 и цифру 5 слово нужно поменять!
Ребенок считает капсулы, четко выделяя автоматизируемый звук.
Игра «Сыщики»
Цель:автоматизация поставленного звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие пространственной ориентации. Развитие цветового восприятия.
Логопед говорит:
- Возьми желтую капсулу и расскажи, где она была.
Ребенок:
-Я взял(а) желтую капсула. Она была в нижнем левом углу клада.
(Аналогично выполняют задание все дети)
Логопед предлагает открыть капсулы и назвать игрушки, которые они достали.
Ребенок: Я достал(а) акулу из желтой капсулы. (Аналогично выполняют задание все дети).
Логопед предлагает разделить слова на слоги и поставить игрушки на нужную полку.
Игра «Расставь игрушки на полки»
Логопед предлагает вновь посмотреть на картину «Царство звука [Л]».
Логопед:
-Угадайте, о ком я говорю?
- Это цирковой артист.
Дети:
- Клоун.
Клоун в цирке выступает.
Вам задание предлагает.
Логопед предлагает детям занять место на мягких игровых модулях.
Игра «Цирковой кубик»
Цель: закреплять умение составлять предложения с использованием предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, ЗА, ОКОЛО.
8. Физминутка
Клоун рыжий, конопатый (дети гладят себя по голове, показывают веснушки)
Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши)
Нос, как красный помидор (гладят нос попеременно руками)
А в глазах его задор (с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички пальчиками)
То он плачет, то смеётся (указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам)
То он добрый, то дерется (гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед)
Ах, какой он неуклюжий (руки на поясе, наклоны вправо – влево)
Но такой он всем нам нужен (руки скрещены на груди, в стороны и на пояс)
Логопед:
Ребята, посмотрите к нам пришли гости – Мила и Владик. Они ходили по Царству звука [Л] и увидели много интересного. Давайте рассмотрим картинки.
Логопед выставляет картинки на доске, дети проговаривают фразу, отвечая на вопрос: Что видела Мила?
Дети: Мила видела пенал.
Мила видела платок.
Мила видела ёлку.
Мила видела пчелу.
Мила видела полку.
Аналогично составляются предложения про Владика со словами «молоток, метелка, самосвал, юла, скакалка».
Игра «Найди похожие слова» (Фото 2)
Логопед предлагает детям сложить картинки парами, чтобы получилась рифма.
Логопед:
Мила гуляла и Владик гулял
Каждый немало всего повидал.
Мила видела пенал, Владик видел самосвал.
Мила видела платок, Владик видел молоток.
Мила видела ёлку, Владик видел метелку.
Мила видела пчелу, Владик видел юлу.
Мила видела палку, Владик видел скакалку.
Мила гуляла и Владик гулял
Каждый немало всего повидал.
Логопед:
Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться.
Игра «Измени предложение»
Закройте глаза. До кого я дотронусь рукой, тот произносит такие слова
Я СЛАВНО ПЛЫВУ НА ЛОДКЕ ТЫ…ОН…ОНА…ВЫ…МЫ…ОНИ…
В это время логопед убирает картину с изображением «Царства звука [Л]».
Дети открывают глаза.
9. Рефлексия
Где мы были? Кого встретили на волшебной поляне?
Все вы делали весело, значит вы - веселые.
Смело брались за выполнение заданий, значит вы – смелые.
Вы задания выполняли ловко - ловкие.
Вы задания выполняли с улыбкой – улыбчивые.
Вы самые лучшие!
Вручение участникам путешествия памятных медалей.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004
Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. Развитие речи и движений у детей 4 -7 лет: игры и упражнения – М.: ТЦ Сфера, 2018
Анкета автора
· Никитина Анна Юрьевна
· 24.04.1973
· Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №132 города Тюмени, учитель-логопед
· Город Тюмень, ул. Олимпийская, дом 37, кв. 41, индекс 625046,
сот. тел. 89044924994, anna.nikitina.3791@mail.ru
Анкета автора
· Моргунова Светлана Анатольевна
· 28.07.1974
· Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №132 города Тюмени, учитель-логопед
· Город Тюмень, ул. Клары Цеткин, дом 7, кв. 9, индекс 625013,
сот. тел. 89088758463, tum-gor2014@mail.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.