(Уроки изучения нового материала в 10 классе с использованием компьютера)
Углеводы
Главной целью данного урока является создание условий для формирования понятий о
гетероциклах и представителях этого класса соединений углеводов; для формирования
умений выделять главное в предложенном материале, умений анализировать и выбирать
необходимую для себя информацию.
В ходе уроков ученики должны ознакомиться со строением соединений данного класса
(моносахаридов – рибозы, глюкозы, фруктозы; полисахаридов – сахарозы, крахмала,
целлюлозы), понять их биологическую роль в жизни живых организмов и значение для
человека. На слайдах содержится вся эта информация, а, кроме того, видеофрагменты опытов
и некоторые несложные задания, которые ученики могут выполнить самостоятельно, опираясь
на полученные ранее знания.
Урокпрезентация должен быть записан на компьютеры или демонстрироваться через
мультимедийный проектор.
В ходе работы ученики заполняют опорный конспект, который позднее поможет им
при ответах на вопросы и выполнении заданий.
На первом, мотивационноцелевом этапе урока обучающиеся, совместно с учителем,
определяют цели и задачи предстоящей работы. Учитель объясняет структуру урока, дает
необходимые рекомендации по выполнению работы.
Тип урока – изучение новой темы, через осознание и осмысление изученной на
предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, с
использованием нового материала представленного на слайдах, а также с опорой на жизненный
опыт.
Вид урока
лекционнодемонстрационный по изучению новой информации,
составлению опорного конспекта, выполнению предложенных заданий и упражнений, по
нахождению правильных ответов на предложенные вопросы, содержащиеся на слайдах.
Методы и методические приемы. Работа с информацией, содержащейся на слайдах,
обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение
результатов работы, самооценка своей работы.
Цели и задачи урока.
Обучающие.
Создать условия для формирования понятий о гетероциклических
соединениях; для формирования понятий о их строении и функциях, о значении углеводов для
животных и человека; создать условия для совершенствования
умений находить и
формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее
знаний.
Развивающие. Создать условия для развития: умений выделять главное; устанавливать
причинноследственные связи между составом, строением, свойствами и применением
веществ; эрудиции, логического и ассоциативного мышления; способности выражать свои
мысли четко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнение других.
Воспитательные.
Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание
положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; воспитание
творческой, ответственной личности, умеющей работать в коллективе. Дидактическое обеспечение и оборудование.
Компьютеры, запись урока
презентации на диске или на компьютерах.
Ход урока.
Углеводы составляют основную массу органического вещества
Мотивационноцелевой этап урока.
Слайд 1. Тема: «Углеводы».
«Нельзя объять необъятное» Козьма Прутков.
Учитель сообщает тему урока и обсуждает с учениками, как они понимают
высказывание.
Почему важно знать об этом классе веществ? Ответ на этот вопрос дают
последующие слайды (Слайды 2 – 4).
Учитель: В ходе урока вы должны будете составить опорный конспект и
выполнить задания, содержащиеся на слайдах.
Слайд 2. Углеводы в природе.
Углеводы – соединения, большая часть которых имеет состав
Cn(H2O)m
Первые изученные углеводы имели сладкий вкус – отсюда второе
название этого класса веществ – сахара или сахариды.
Слайд 3.
нашей планеты.
Ежегодно растения Земли с помощью фотосинтеза создают около
200 млрд. тонн органического вещества (90% водоросли, 10% растения).
Напишите уравнение реакции фотосинтеза.
Слайд 4. Использовать углеводы человек начал очень давно – с тех пор, когда
научился перерабатывать дикорастущую флору Земли.
Изготовление хлопчатобумажных тканей, переработка древесины,
виноделие, изготовление бумаги и бездымного пороха – все это связано с
переработкой углеводсодержащего растительного сырья.
Переработка растительных продуктов начала закладываться еще в
середине XVII в. В то время появился первый научный трактат «Сахарология»
итальянского химика и врача Анджело Сала.
Однако только в середине XVIII в. начала зарождаться химия
углеводов как наука.
Слайд 5. Классификация углеводов.
Углеводы
Простые(моносахариды) Сложные
Пентозы Гексозы Олигосахариды Полисахариды
Рибоза Глюкоза Фруктоза Сахароза Крахмал Гликоген
Дезоксирибоза Клетчатка
α
и ß глюкозы.
α
и ß –глюкозы.
Слайд 6. Моносахариды.
Схема строения рибозы и дезоксирибозы.
Слайд 7. Глюкоза (виноградный сахар).
С6Н12О6
Глюкоза обязательный компонент крови, поэтому ее называют
«сахаром крови». Приведена схема строения
Слайд 8. Схема образования
Слайд 9. Глюкоза – ценное питательное вещество.
В организме она окисляется с выделением энергии
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + энергия
В ряде производств глюкозу применяют в качестве восстановителя. Глюкозу
часто используют в кондитерском производстве. Она идет на изготовление
карамели, пряников, мармелада и т.д.
Слайд 10. Схема «Внутримолекулярная циклизация глюкозы» (открытая
форма глюкозы и циклическая).
Слайд 11. Схема «Равновесная изомерия глюкозы в растворе.
глюкоза – 36%
глюкоза – 64%
Слайд 12. Опыт «Окисление глюкозы гидроксидом меди(II) в щелочной среде
при нагревании». В результате образуется глюконовая кислота. Лекарственный
препарат глюконат кальция – соль этой кислоты.
Слайд 13. Брожение глюкозы.
Спиртовое брожение. Под действием ферментов, вырабатываемых
некоторыми микроорганизмами, глюкоза подвергается брожению.
Под
действием дрожжей происходит спиртовое брожение, используемое в виноделии,
пивоварении.
молочнокислых продуктов, в том числе сыра, а также силоса.
Напишите уравнения спиртового и молочнокислого брожения.
Слайд 14. Восстановление глюкозы.
При восстановлении (гидрировании) глюкозы образуется шестиатомный
спирт – сорбит, использующийся как заменитель сахара для больных сахарным
диабетом.
Напишите уравнение реакции гидрирования глюкозы.
Из глюкозы получают витамин С (аскорбиновая кислота), недостаток
или отсутствие которого вызывает тяжелое заболевание – цингу.
Слайд 15. Фруктоза (фруктовый сахар).
Изомер глюкозы. Отличие – вместо альдегидной группы содержит
карбонильную (кетоногруппу).
Фруктоза – кетоноспирт. СН2ОН
С=О
Молочнокислое брожение. Лежит в основе производства НОСН
НСОН
НСОН
СН2ОН
Смесь равных количеств глюкозы и фруктозы составляет основную
часть пчелиного меда.
Итог урока.
Слайд 16. Ответьте на вопросы:
1. Какого цвета хлорофилл?
2. В каких частях растений содержится фруктоза?
3. Больше или меньше 7 рН а) силоса? б) простокваши?
4. Что слаще – мед или сахар? Почему?
5. К какому классу органических соединений относится молочная
кислота?
Вторая часть презентации рассматривается на следующем уроке и
посвящена полисахаридам.
Полисахариды.
Слайд 17. Полисахариды. Схема образования дисахарида. Дисахарид –
сахароза С12Н22О11, которую в зависимости от природного источника называют
свекловичным или тростниковым сахаром.
Слайд 18. Схема образования сахарозы.
Молекулы дисахаридов можно представить как продукты
конденсации двух молекул моносахаридов с отщеплением воды от двух
гидроксильных групп.
Напишите реакцию гидролиза сахарозы, обратную представленной
на схеме.
Слайд 19. Крахмал, гликоген, клетчатка – полисахариды на основе
глюкозы. Схема полимеризации глюкозы. Степень полимеризации (n) в
молекулах полисахаридов различна.
Слайд 20. Крахмал. (С6Н10О5)n
Для крахмала n от 200 до 2000. Крахмал образуется из глюкозы в
растениях и в таком виде запасается в семенах (зернах), клубнях.
Слайд 21. Опыт «Качественная реакция на крахмал». Здесь же можно
провести опыт по обнаружению крахмала в хлебе или картофеле. Или
показать как можно определить качество кетчупа, в который производители
часто для густоты добавляют крахмал.
Слайд 22. Гидролиз крахмала.
Полный гидролиз – до образования глюкозы. Частичный гидролиз – до образования декстрин (продуктов с меньшей
молекулярной массой, чем крахмал).
Сладковатый вкус хлебной корочки, плотная блестящая пленка на
проглаженном крахмальном белье – обусловлены декстринами.
Крахмал – основной углевод нашего питания.
Частичный гидролиз начинается уже при пережевывании пищи и
продолжается в желудке и кишечнике под влиянием фермента – амилазы.
Образующаяся глюкоза всасывается через стенки тонкого кишечника в
кровь и идет на питание всех тканей организма.
Слайд 23.
В организме млекопитающих углеводы запасаются в печени и скелетной
мускулатуре в виде «животного крахмала» гликогена. Его строение
аналогичное крахмалу,
но с большей молекулярной массой и
большей степенью разветвленности цепи.
Слайд 24. Целлюлоза.
Обладает еще большей молекулярной массой 6 млн в льне, 1 ,7 млн в
хлопке.
Ее молекулы вытянуты.
Если они располагаются параллельно друг другу, как в льне, конопле,
хлопке, то образуют натуральные волокна.
Переплетенные, перепутанные волоконца целлюлозы составляют основу
бумаги.
Выделение целлюлозы из древесины – основа бумажного производства.
Слайд 25.
В организмах многих животных и человека целлюлоза не гидролизуется
(нет необходимого катализатора) – поэтому не может служить им пищей.
Но такой катализатор вырабатывается некоторыми микроорганизмами,
живущими в желудках жвачных животных и некоторых насекомых
(термитов), а также в почве.
В то же время существуют промышленные способы гидролиза
→ nC6H12O6
2→ nC2H5OH + 2nCO2
целлюлозы.
(С6Н10О5)n
Сравните с уравнением реакции спиртового брожения глюкозы.
Слайд 26. Продукты гидролиза целлюлозы.
Алебастр, скипидар, метанол, углекислота, сухой лед, этиловый спирт,
дрожжи белковые, изобутиловый и изоамиловый спирт.
Слайд 27. Реакции этерификации.
Полисахариды с одной стороны – полиэфиры, с другой – многоатомные
спирты.
ОН
С6Н7О2 ОН n
ОН Напишите реакции образования сложных эфиров с азотной и уксусной
кислотами. Назовите полученные вещества.
Слайд 28. Бумага важнейший элемент человеческой культуры, основа
просвещения и воспитания человека.
Бумага была получена Цай Лунем во II веке в Китае. Только в VI в.
Бумага смогла проникнуть в Центральную Азию. В Европе бумага появилась в
XII в. Американского континента бумага достигла только в XVII в.
Россия закупала бумагу гораздо раньше, чем начала производить сама.
Один из документов подтверждает покупку бумаги в 1299 г. Если же верить
рукописной библии, написанной в 1280 г., то бумага на Руси появилась еще
раньше.
Итог урока.
Слайд 29. Углеводы могут обеспечить человечество всем необходимым
до тех пор, пока светит солнце.
Человек на Земле – не паразит или иждивенец, не грабитель, но
рачительный хозяин, заботящийся о своем доме для себя и своих детей.
Слайд 30.
Как классифицируются углеводы?
В чем их отличие друг от друга если формула их одинакова?
Каково значение углеводов в жизни человека?
Заключительная часть урока. Рефлексия.
Углеводы (Уроки изучения нового материала в 10 классе с использованием компьютера)
Углеводы (Уроки изучения нового материала в 10 классе с использованием компьютера)
Углеводы (Уроки изучения нового материала в 10 классе с использованием компьютера)
Углеводы (Уроки изучения нового материала в 10 классе с использованием компьютера)
Углеводы (Уроки изучения нового материала в 10 классе с использованием компьютера)
Углеводы (Уроки изучения нового материала в 10 классе с использованием компьютера)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.