Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.12.2018
Данная разработка содержит теоретический и практический блок информации по созданию уголка уединения в дошкольной образовательной организации как части развивающей предметно-пространственной среды в целью создания эмоциоанально благополучной среды для пребывания ребёнка в детском саду. Материал будет представлять интерес как для воспитателей, так и для родителей.
Тезисы Уголок уединения.docx
Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие
эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Руководитель: Фотина Наталья Владимировна
В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию
ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и
психологического здоровья. Создание психологопедагогических условий для обеспечения
эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится
необходимым условием полноценного психического развития. Об этом говорится и в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Пункт
3.2.5 этого документа гласит «условия необходимые для создания социальной ситуации
развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают
обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым
ребёнком и уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям».
Именно поэтому эмоциональное благополучие является важным условием для определения у
спешности развития ребенка.
Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении обуславливается
массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в
семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением
педагога, и, конечно – же, особенностями образовательной предметнопространственной
развивающей среды.
Как организовать среду таким образом, чтобы она благополучно
сказывалась на эмоциональном состоянии ребёнка? Над этой проблемой задумывались многие
авторы, такие как Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Э. Эриксон и др.
Так же на воспитателей ложится обязанность и ответственность за эмоциональное
благополучие ребёнка. В п.3.2.1 Профессионального стандарта педагога отражена его
воспитательная функция, которая направлена на создание, поддержание уклада, атмосферы и
традиций жизни образовательной организации. Их взаимоотношения с ребёнком, их внимание
и забота, желание создать эмоциональный комфорт очень серьёзно может повлиять на
жизненный путь их воспитанников. Поэтому тема исследования «Уголок уединения в
предметнопространственной развивающей среде как условие эмоционального благополучия
ребёнка в ДОУ» представляется довольно актуальной.
Целью исследования является организация уголка уединения в ДОУ, как элемента
предметноразвивающей среды, способствующего эмоциональному благополучию ребёнка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать справочную, учебную и научнометодическую литературу по вопросам:
понятие и роль эмоций, эмоциональное благополучие;
этапы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
условия эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ;
2. Дать понятие предметноразвивающей среды в ДОУ и выявить требования к её
организации;
3. Проанализировать особенности построения предметноразвивающей среды в группе
детского сада и обозначить её эмоциональное значение;
4. Создать уголок уединения в детском саду, как элемент предметноразвивающей среды.
Объектом исследования является эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ;
предметом – предметноразвивающая среда как условие эмоционального благополучия
ребёнка в ДОУ. Континент – дети дошкольного возраста.
Работа имеет опытнопрактический характер и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и
приложения.
Рассматривая теоретические аспекты эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ,
Эмоции – это часть
нельзя не остановиться на таком понятии, как эмоции.
психической жизни личности, определяющая отношение
к окружающей
действительности и самому себе. Чтобы эмоции смогли получить развитие на протяжении
взрослым необходимо постоянно оказывать
всего дошкольного детства,
человека ребенку психологическую, в том числе эмоциональную
зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка и учитывать этапы развития
эмоциональной сферы дошкольников.
поддержку,
избегать жесткой
В свою очередь, необходимо обозначить условия, влияющие на эмоциональную
атмосферу ДОУ. К ним, согласно ФГОС ДО, относятся:
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально
настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского
сада – эмоциональностабилизирующий компонент среды;
• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты
– эмоциональноактивизирующий компонент среды ДОУ;
• условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ,
однако
–
проведение психо – гимнастических упражнений с детьми, или эмоциональнотренирующий
компонент среды;
рекомендовано
психологами
медиками
и
и наконец, профессиональная установка педагога на организацию эмоционально
развивающей среды в группе ДОУ – эмоциональноподдерживающий компонент среды.
Все эти условия обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ
Организуя среду ДОУ,
столько предметно
способствовать
развивающей среды, т.е. такой, которая будет
полноценному развитию эмоциональночувственной сферы ребенка.
–
необходимо,
пространственной
сориентироваться на создании не
развивающей, сколько эмоционально
разностороннему и
Согласно ФГОС ДО,
развивающая предметнопространственная среда
(РППС) – часть образовательной среды, представленная специально
организованным
пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития.
В соответствии со стандартом дошкольного образования РППС строится с учетом
принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников.
Очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок
будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством
специально отобранного педагогом оборудования. Ведь для полноценного развития ребенка
большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. В основе педагогической
деятельности должна лежать уверенность
ребенок
имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил д
ля того, чтобы развиваться и быть счастливым. Каждый ребенок, приходя в детский сад,
должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные
эмоции и избавиться от них в специально отведённом месте.
каждый
в том,
что
У каждого ребёнка в группе детского сада должна быть я интимная зона, благодаря
которой
у ребенка появиться возможность расслабиться, устранить беспокойство,
возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить
запас энергии, почувствовать себя защищенным. Такой нишей для покоя и местом для
фантазий является Уголок уединения.
По заявке
был изготовлен уголок уединения из пластикового каркаса, который соответствует
требованиям стандарта. Он является:
МБДОУ «Детский сад №8 "Солнышко" в младшей группе
всем
Содержательно насыщенным, так как в него были помещены близкие, знакомые р
ебенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах.
Для релаксации и снятия напряжения у детей, в уголок уединения помещена мягкая
игрушка с массажными шариками внутри. Для выплескивания негативных эмоций, дети могут использовать
коврик «злости»,
который также были изготовлен и помещён в уголок. Он представляет собой обычный коврик
с шероховатой поверхностью. Дети могут потоптаться и избавиться от плохого настроения.
Ещё один элемент уголка – «коробочка гнева», в которую дети «выбрасывают» всю
свою «злость и обиду», сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что
накопилось «нехорошего».
В уголке уединения помещено «зеркало моего настроения», если у ребёнка плохое
настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на
себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Так же в уголке имеется игрушечный телефон, по которому малыш может
«позвонить» маме или папе, чтобы поделиться чемто сокровенным.
Фотоальбом, с фотографиями близких и родных людей, помогает в уголке вспомнить
благоприятную домашнюю атмосферу.
Полифункциональным, так как обеспечивает возможность разнообразного
использования ширмы, игрушек, кресла в разных видах детской деятельности. Уголок
уединения объединён с книжным уголком.
Трансформируемым, так можно изменить уголок или переместить его в другое
место.
Вариативным, так как содержимое уголка нужно периодически обновлять, однако
некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку
чувство уверенности и постоянства.
Доступным, потому что имеется свободный доступ воспитанников к
игрушкам,
материалам. В любой момент могут взять игрушки и воспользоваться ими.
Безопасным, так как соответствует СанПину. Не имеет острых углов, достаточно
освещения.
уголка
Таким образом, созданный элемент предметнопространственной среды в группе в
виде
возможность
общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и
возможность для их уединения. Именно на это обращено особое внимание в требованиях
ФГОС к развивающей предметнопространственной среде п. 3.3.1.
обеспечивает
уединения
только
не
Таким образом, все поставленные задачи реализованы, цель работы достигнута, то есть,
создан уголок уединения в ДОУ, как элемента предметноразвивающей среды,
способствующего эмоциональному благополучию ребёнка. Данное исследование и его
практический результат могут представлять интерес как для студентов, обучающихся по
специальности «Дошкольное образование», так и работающих педагогов. А так же родителей,
заинтересованных эмоциональным благополучием детей в семье.
Литература
1.Карабанова, О. А. Организация развивающей предметнопространственной среды в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных
образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О. А. Карабанова, Э.
Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт
развития образования, 2014. – 96 с.
2.Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметноразвивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// ДетствоПресс. – 2010. – с. 512. 3. От
рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
3.Федеральные государственные требования к созданию предметноразвивающей среды,
обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
4. http://www.maam.ru/detskijsad/predmetnoprostranstvenajasredakakuslovieyemocionalnogo
blagopoluchija isamovyrazhenijadetei.html http://doshkolnik.ru/pedagogika/4485emotion.html
5.
http://nsportal.ru/detskiy
sad/raznoe/2015/02/20/ugolokuedineniya 15. http://deticlub.ru/ugolokuedineniyavdetskomsadu
6.http://www.maam.ru/detskijsad/ugolokuedinenijakaksredstvopreodolenijanegativnogo
yemocionalnogosostojanijadoshkolnika.html 17. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija
dljavospitatelei222572.html
http://kindlebook.ru/referat/kursovaya/sokhranenie
18.
emotcionalnogozdoroviadoshkolnikov/
14.
Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.