Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Оценка 5

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.12.2018
Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Данная разработка содержит теоретический и практический блок информации по созданию уголка уединения в дошкольной образовательной организации как части развивающей предметно-пространственной среды в целью создания эмоциоанально благополучной среды для пребывания ребёнка в детском саду. Материал будет представлять интерес как для воспитателей, так и для родителей.
Тезисы Уголок уединения.docx
Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ Руководитель: Фотина Наталья Владимировна В   настоящее   время   большое   внимание   уделяется   эмоциональному   благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического   здоровья.   Создание   психолого­педагогических   условий   для   обеспечения эмоционального   благополучия   дошкольников   в   семье   и   в   детском   саду   становится необходимым   условием   полноценного   психического   развития. Об   этом   говорится   и   в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.  Пункт 3.2.5 этого документа гласит   ­   «условия необходимые для создания социальной ситуации развития   детей   соответствующей   специфике   дошкольного   возраста,   предполагают обеспечение   эмоционального   благополучия   через:  непосредственное   общение   с   каждым ребёнком и уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям». Именно поэтому эмоциональное благополучие является важным условием для определения у спешности развития ребенка.         Эмоциональное   благополучие   ребенка   в   дошкольном   учреждении обуславливается массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим   климатом   в семье,   самооценкой   ребенка,   его   взаимоотношениями   с   детьми   в   группе,   отношением педагога, и,   конечно   –   же,   особенностями   образовательной   предметно­пространственной развивающей   среды.     Как   организовать   среду   таким   образом,   чтобы   она   благополучно сказывалась на эмоциональном состоянии ребёнка? Над этой проблемой задумывались многие авторы, такие как Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Э. Эриксон и др.           Так   же   на   воспитателей   ложится   обязанность   и   ответственность   за   эмоциональное благополучие   ребёнка.   В   п.3.2.1   Профессионального   стандарта   педагога   отражена   его воспитательная функция, которая направлена на создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Их взаимоотношения с ребёнком, их внимание и   забота,   желание   создать   эмоциональный   комфорт   очень   серьёзно   может   повлиять   на жизненный   путь   их   воспитанников.   Поэтому   тема   исследования   «Уголок   уединения   в предметно­пространственной развивающей среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ» представляется довольно актуальной. Целью исследования является организация уголка уединения в ДОУ, как элемента предметно­развивающей среды, способствующего эмоциональному благополучию ребёнка.  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать справочную, учебную и научно­методическую литературу по вопросам:  ­ понятие и роль эмоций, эмоциональное благополучие;   ­ этапы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; ­ условия эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ; 2.   Дать   понятие   предметно­развивающей   среды   в   ДОУ   и   выявить   требования   к   её организации; 3.   Проанализировать   особенности   построения   предметно­развивающей   среды   в   группе детского сада и обозначить её эмоциональное значение; 4. Создать уголок уединения в детском саду, как элемент предметно­развивающей среды. Объектом   исследования   является   эмоциональное   благополучие   ребёнка   в   ДОУ; предметом   –   предметно­развивающая   среда   как   условие   эмоционального   благополучия ребёнка в ДОУ. Континент – дети дошкольного возраста. Работа   имеет   опытно­практический   характер   и   состоит   из   введения,   двух   глав (теоретической   и   практической),   заключения,   списка   использованных   источников   и приложения.  Рассматривая теоретические аспекты эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ,  Эмоции   –   это часть нельзя   не   остановиться   на   таком   понятии,   как   эмоции. психической жизни личности,  определяющая  отношение   к окружающей действительности и самому себе.   Чтобы   эмоции смогли получить развитие на протяжении   взрослым   необходимо   постоянно   оказывать всего   дошкольного   детства,  человека ребенку психологическую, в том числе эмоциональную зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка и учитывать этапы    развития  эмоциональной сферы дошкольников.   поддержку,   избегать жесткой  В   свою   очередь,   необходимо   обозначить   условия,   влияющие   на   эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним, согласно ФГОС ДО, относятся:  • внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) –   эмоционально­ настраивающий компонент среды;  • режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально­стабилизирующий компонент среды;  • разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты –  эмоционально­активизирующий компонент среды ДОУ;  • условие, которое не предусмотрено нормами организации   жизнедеятельности   ДОУ, однако – проведение психо – гимнастических упражнений с детьми, или   эмоционально­тренирующий компонент среды;  рекомендовано психологами медиками и       и   наконец,   профессиональная   установка   педагога   на   организацию   эмоционально­ развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально­поддерживающий   компонент   среды. Все эти условия обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ     Организуя   среду   ДОУ, столько предметно   способствовать   развивающей среды, т.е. такой, которая будет полноценному  развитию эмоционально­чувственной сферы ребенка.  –       необходимо, пространственной   сориентироваться   на   создании   не развивающей, сколько эмоционально­ разностороннему и   Согласно   ФГОС   ДО,   развивающая   предметно­пространственная   среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным  пространством   (помещениями, участком и т. п., материалами,   оборудованием   и   инвентарем для развития детей   дошкольного   возраста   в   соответствии   с особенностями   каждого  возрастного   этапа, охраны и укрепления   их   здоровья,   учёта   особенностей   и   коррекции недостатков их развития.    В  соответствии  со   стандартом  дошкольного  образования  РППС  строится  с   учетом принципа   интеграции   образовательных   областей   и   в   соответствии   с   возрастными возможностями и особенностями воспитанников.  Очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Ведь для полноценного развития ребенка большое   внимание   следует   уделять   его   эмоциональной   сфере.   В   основе   педагогической деятельности   должна   лежать   уверенность ребенок  имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил д ля того, чтобы  развиваться  и  быть счастливым.   Каждый ребенок, приходя  в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них в специально отведённом месте.    каждый     в том,   что У каждого ребёнка в группе детского сада должна быть  я интимная зона, благодаря которой     у   ребенка   появиться   возможность   расслабиться,   устранить   беспокойство, возбуждение,  скованность, сбросить излишки  напряжения,  восстановить   силы,   увеличить  запас энергии, почувствовать себя защищенным.   Такой   нишей   для   покоя   и   местом   для фантазий является Уголок уединения.  По   заявке был изготовлен уголок уединения  из пластикового каркаса, который соответствует   требованиям стандарта. Он является:  МБДОУ   «Детский   сад   №8   "Солнышко"  в   младшей   группе всем  ­ Содержательно ­ насыщенным, так как в него были помещены близкие, знакомые р ебенку  вещи,  эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Для релаксации и снятия напряжения у детей, в уголок уединения   помещена   мягкая игрушка с массажными шариками внутри. Для выплескивания негативных эмоций, дети могут использовать   коврик «злости», который также были изготовлен и помещён в уголок. Он представляет собой обычный коврик с шероховатой поверхностью. Дети могут потоптаться и избавиться от плохого настроения.    Ещё один элемент уголка – «коробочка гнева», в которую дети «выбрасывают» всю свою «злость   и   обиду»,   сжав   предварительно   кулачки   и   собрав   в   них   все,   что накопилось «нехорошего».  В уголке  уединения  помещено  «зеркало  моего настроения»,  если  у  ребёнка  плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится. Так   же   в   уголке   имеется   игрушечный   телефон,   по   которому   малыш   может «позвонить» маме или папе, чтобы поделиться чем­то сокровенным. Фотоальбом, с фотографиями близких и родных людей, помогает в уголке вспомнить благоприятную домашнюю атмосферу.  ­ Полифункциональным, так   как   обеспечивает   возможность   разнообразного использования   ширмы,   игрушек,   кресла   в   разных   видах   детской   деятельности.   Уголок уединения объединён с книжным уголком. ­  Трансформируемым, так можно изменить уголок или переместить его в другое место. ­ Вариативным, так как содержимое уголка нужно периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. ­ Доступным, потому что имеется свободный доступ воспитанников к   игрушкам,  материалам. В любой момент могут взять игрушки и воспользоваться ими. ­ Безопасным, так как соответствует СанПину. Не имеет острых углов, достаточно освещения. уголка   Таким образом, созданный элемент предметно­пространственной  среды в группе   в виде   возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения.  Именно на это обращено особое   внимание   в требованиях  ФГОС к развивающей предметно­пространственной среде п. 3.3.1. обеспечивает уединения только   не         Таким образом, все поставленные задачи реализованы, цель работы достигнута, то есть, создан   уголок   уединения   в   ДОУ,   как   элемента   предметно­развивающей   среды, способствующего   эмоциональному   благополучию   ребёнка.   Данное   исследование   и   его практический   результат   могут   представлять   интерес   как   для   студентов,   обучающихся   по специальности «Дошкольное образование», так и работающих педагогов. А так же родителей, заинтересованных эмоциональным благополучием детей в семье.  Литература 1.Карабанова,   О.   А.   Организация   развивающей   предметно­пространственной   среды   в соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным   стандартом   дошкольного образования.   Методические   рекомендации   для   педагогических   работников   дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.  2.Кирьянова,   Р.   А.   Принципы   построения   предметно­развивающей   среды   в   дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство­Пресс. – 2010. –  с. 5­12. 3.  От рождения   до   школы.   Примерная   основная   общеобразовательная   программа   дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА­ СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.  3.Федеральные   государственные   требования   к   созданию   предметно­развивающей   среды, обеспечивающие   реализацию   основной   общеобразовательной   программы   дошкольного образования 4.   http://www.maam.ru/detskijsad/predmetno­prostranstvenaja­sreda­kak­uslovie­yemocionalnogo­ blagopoluchija ­i­samovyrazhenija­detei.html http://doshkolnik.ru/pedagogika/4485­emotion.html 5. http://nsportal.ru/detskiy­ sad/raznoe/2015/02/20/ugolok­uedineniya 15. http://deti­club.ru/ugolok­uedineniya­v­detskom­sadu 6.http://www.maam.ru/detskijsad/­ugolok­uedinenija­kak­sredstvo­preodolenija­negativnogo­ yemocionalnogo­sostojanija­doshkolnika.html   17.   http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija­ dlja­vospitatelei­222572.html http://kindlebook.ru/referat/kursovaya/sokhranenie­ 18. emotcionalnogo­zdorovia­doshkolnikov/     14.

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ

Уголок уединения в развивающей предметно – пространственной среде как условие эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018