Улыбнись, пока не поздно!

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 30.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Причины невротизации общества лежат в изменении уклада жизни человека за сравнительно короткий срок, это и НТР, и нарастающий поток информации при дефиците времени, изменение темпа жизни, потребностей людей, и взаимоотношений в семье и в обществе. Современный человек за один год совершает столько поездок, общается с таким количеством людей, получает столько информации, сколько получал за всю жизнь представитель XIX века. Процесс адаптации человека в быстро изменяющейся среде обитания реализуется через нервную систему. Поэтому актуальность изучения основ взаимоотношений, причин, лежащих в основе возникновения отрицательных эмоций огромна.
Иконка файла материала СНПК Улыбнись,пока не поздно!.docx

Место проведения: библиотека или лекционная аудитория

Уровень образования: студенты СМК

Форма учебной работы: студенческая научно-практическая конференция

Продолжительность: 45 минут

 Приобретаемые навыки студентов:

·        умение самостоятельно пользоваться учебной и дополнительной литературой

·        выступать с докладами перед аудиторией

·        учиться правилам поведения в обществе, основам взаимоотношений друг с другом

·        своевременно определять источники своих проблем и пути их решения

·        умение видеть позитивные стороны в любой сложившейся ситуации

 

Особенности роли преподавателя:

  1. Стимулировать желание знакомиться с современными разработками в области психологических знаний с использованием статистических данных с помощью современных информационных технологий.

2.      Создать условия для усвоения знаний, необходимых будущим специалистам среднего медицинского персонала для развития самосознания, применения теоретических знаний на практике.

3.      Способствовать формированию представлений об успешности, комфортности и благополучии собственной жизни.

4.      Воспитывать чувство гуманизма и эмпатии к другим людям.

 

Технологические особенности:

1.       Видеосюжет.

2.       Мультимедийная презентация «Улыбнись, пока не поздно!».

3.       Мультимедийная презентация «Счастье – это…».

4.       Стихотворение Э.Асадова «Что же такое счастье?».

5.       Высказывания писателей, психологов, философов.

6.       Мультимедийная презентация «Результаты социологического опроса студентов».

 

 

 

МОТИВАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

 

            Наш век часто называют не только атомным, электронным, космическим, компьютерным, но и нервным. И для этого достаточно оснований. Все большее число людей обращается за помощью к психологу, невропатологу, психиатру. Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза. Во всем мире тысячами тонн потребляются таблетки для снятия внутреннего напряжения, преодоления усталости, улучшения работоспособности, настроения, сна.

Причины невротизации общества лежат в изменении уклада жизни человека за сравнительно короткий срок, это и НТР, и нарастающий поток информации при дефиците времени, изменение темпа жизни, потребностей людей, и взаимоотношений в семье и в обществе.

            Современный человек за один год совершает столько поездок, общается с таким количеством людей, получает столько информации, сколько получал за всю жизнь представитель XIX века.

Процесс адаптации человека в быстро изменяющейся среде обитания реализуется через нервную систему. Поэтому актуальность изучения основ взаимоотношений, причин, лежащих в основе возникновения отрицательных эмоций огромна.

 

 

 

Ведущий:

Тема нашей конференции необычна «Улыбнись, пока не поздно!». К чему бы человек ни стремился (а он мятежный, всё время чего-то ищет и хочет) – он, в конечном итоге стремится к счастью.

 

Стихотворение Э.Асадова «Что же такое счастье?»

Читает  студентка 225 гр. ф/о

 


Что же такое счастье?

Одни говорят – это страсти,

Карты, вино, увлеченья –

Всё острые ощущения.

 

Другие верят, что счастье

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш пленённых

И трепете подчинённых.

 

Третьи считают, что счастье –

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание,

И общность переживаний.

 

По мнению четвёртых, это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

 

 

Есть и такое мнение,

Что счастье – это горение,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта.

 

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека –

В зависимости от человека.


Ведущий:

В ходе нашей конференции мы попытаемся ответить на вопросы:

1.       Что такое судьба и способен ли человек ею управлять?

2.       В чем заключается главный источник проблем возникающих у человека.

3.        Как научиться быть счастливым.

За основу материала данной конференции взяты труды известного психолога, президента центра позитивной психологии Александра Свияша. В начале конференции мы Вам представляем данные социологического опроса студентов с целью выявить их представления о мировосприятии и счастье.

С полученными данными Вас ознакомит …

 

 

Студент

 

В опросе участвовали студенты 1 и 2 курса, в количестве 65 человек.

  • На вопрос: «Часто ли вы испытываете негативные переживания, когда действительность не соответствует Вашим ожиданиям? »

20% ответили - да, часто (13 студентов);

 62%- иногда(40 студентов);

18%- никогда (12 студентов).

·         Какой тип восприятия преобладает у Вас?

Оптимистический- так считают-77% опрошенных (50 человек);

Пессимистический- преобладает у 23% (15 человек).

·         Следующий вопрос: «Считаете ли Вы, что мысли материальны и влияют на физическую действительность?»

Да-ответили -62,2% респондентов (43 студента)

Не верят в это – 33,8% (22 студента)

·         Верите ли Вы в судьбу?

Да, верят – 72,3% опрошенных (47 человек)

Нет – 27,7% (18 человек)

·         Способен ли человек управлять своей судьбой?

Да – 55,4% студентов (36 человек)

Нет – 6,2% (4 человека)

Не знаю – 38,5% (25 человек)

 

Как вы видите из полученных данных на этот вопрос, большинство студентов оставляют за собой право управлять своей жизнью (нести ответственность за свои поступки)

Сравнивая ответы на два предыдущих вопроса мы видим следующую закономерность: из 72,3% студентов, которые верят в судьбу лишь только 55,4% студентов уверены, что право выбора в жизненной ситуации все-таки принадлежит человеку.

А 17% из тех, кто верит в судьбу считают, что все в жизни человека предрешено.

 

Очень интересные данные получены на вопрос:

·         Что, по Вашему мнению, является главным источником проблем, возникающих у человека?

материальное положение – так считают 49,2% студентов (32 человека)

недостатки воспитания – 35,4% (23 человека)

недовольство окружающим миром – 33,8% (22 человека)

низкий уровень образования – 18,5% (12 человек)

Собственный взгляд на данный вопрос: хорошая фантазия, лень, недостаток ума, сам человек, невнимательность, ЖЕНЩИНЫ.

Следующий вопрос:

  • В чём, по Вашему мнению, заключается счастье?

Ответили: 81,5% (53 человека) - здоровье (своё и близких),

47,7%  (31 человек) - любовь,

40% (26 человек) – семья.

26,2% (17 человек) – материальное благополучие.

Но, а для некоторых студентов нашего колледжа счастье заключается в еде, в том, чтобы все желания выполнялись. А один из респондентов считает, что счастье – это выпить спиртного.

Последний вопрос звучал следующим образом:

  • Счастливы ли Вы?

«Да» ответили 66,1% (43 человека)

«Нет» - 7,7% (5 человек),

Не знают – 24,6% (16 человек)

Почти счастлив – 1,5% (1 человек).

Давайте будем честны сами с собой. Никто из нас недоволен собственной жизнью полностью. Отсюда вытекает вывод: «Дискомфорт и неудовлетворённость – наши спутники в жизни». Давайте, попробуем разобраться: Почему Жизнь обделяет нас в одном и благосклонна в другом. (Слово Жизнь пишем с большой буквы, используя его в смысле: Судьба, Бог, Вселенная).

Итак, в чём же главный источник проблем вам расскажет студент

 

 

Доклад 1: «Главный источник проблем»

У каждого из нас есть свое окно в мир. Оно, конечно, не физическое, оно условное. Окно в мир — это наша система ценностей, через которую мы воспринимаем все происходящие вокруг нас события. Это экран, благодаря которому мы видим все, что происходит вокруг.

То есть окно в мир — это наше МИРОВОЗЗРЕНИЕ, включающее мысли, убеждения, принципы, установки.

Мы так привыкли к своему окну, что вовсе не замечаем его. А оно между тем делает очень важное дело: оно каждый день, шаг за шагом строит нашу судьбу.

Представьте, что вы нарисовали клеточки на своем окне и смотрите наружу. Каким будет мир? Разумеется, в клеточку. И вы будете абсолютно правы, дока­зывая, что он в клеточку, потому что ваше окно в мир такое. Для вас этот мир — «клетчатый».

Теперь посмотрим с другой стороны. Интересно, а вы для внешнего мира какой? Разумеется, тоже в клеточку.

А теперь сотрите клеточки. Оказывается, мир вовсе не клетчатый, он поло­сатый — если вы не очень хорошо стерли клетки и от них остались полоски.

А теперь представьте, что на вашем окне написано: «Меня никто не любит» или «Я никому не нужен». Сделайте при этом соответствующее выражение лица. Вы смотрите наружу и видите мир, в котором вас никто не любит и где вы, разу­меется, никому не нужны. Логично? Логично.

Человек — это целая ФАБРИКА МЫСЛЕЙ. Чтобы сделать хоть что-нибудь, нужно сначала об этом подумать. И чтобы ничего не сделать — тоже. Хотим мы этого или нет, но каждый час, каждую минуту МЫС­ЛИ сопровождают нашу жизнь. Среди этой суеты есть мысли, которым мы верим и не подвергаем сомне­нию. И есть также мысли, которые посещают нас чаще других. Именно они и создают наше неповторимое окно в мир.

Фактически мы живем так, как думаем. Наша повседневная жизнь есть физическое проявление наших внутренних убеждений.

Существует одна закономерность, на 90 % определяющая жизнь каждого из нас. Это, пожалуй, основной закон, управляющий судьбами людей. В самом общем виде закон этот можно сформулировать так: главным источником проблем, возникающих у человека, является его недовольство окружающим миром.

 Этот источник проблем можно назвать по-разному:

·         недовольство,

·         дискомфорт,

·         негативные переживания,

·         отрицательные эмоции,

Суть, как вы поняли, от этого не меняется: недовольство приводит человека к конфликту с Жизнью.

Вывод из этого наблюдения крайне прост. Нужно принимать окружающий мир таким, какой он есть в настоящий момент, несмотря на его очевидное несовершенство. Нужно уметь не судить мир.

Это положение не содержит принципиальной новизны. Более того, люди уже давно знают его, но мало кто умеет его соблюдать.

Большинство людей неправильно понимают этот закон! Ошибка состоит в следующем. Очень легко принимать окружающий мир в целом. Очень лег­ко возлюбить человечество как таковое. Вы смотрите телевизор и узнаете, что в Южной Африке уже третий месяц длится жестокая засуха, гибнет все живое. Вы вздыхаете и говорите: «Ну что же, видимо, так надо. Значит, в этом есть какой-то смысл. Я принимаю то, что там происходит, хотя это и грустно». Через несколько минут вы забываете об этом факте, и он переста­ет вас тревожить. Никакой проблемы в результате не возникает. И тут вы выходите в подъезд вашего дома и видите объявление, что с сегодняшнего дня у вас отключают воду. Холодную и горячую. На три недели. В связи с заменой водопровода. Вы кидаетесь на кухню, судорожно открываете кран, он фыркает и выдает несколько ржавых плевков. Вы бежите в ванную. Та же картина. А у вас — всего полчайника воды в запасе. Ваша реакция? ПОЧУВ­СТВУЙТЕ РАЗНИЦУ.

В чем же дело? Есть два события, несопоставимых по масштабу. Засуха в Африке и «засуха» в вашей квартире. Первое событие вы принимаете с покорностью святого, а второе... Конечно, вы будете вынуждены с ним смириться, но это внешняя сторона дела. А вот будет ли у вас внутреннее спокойствие? Только честно...

В этом и состоит вся проблема. Нам очень легко принять окружающий мир в целом. Тот мир, что нас не касается. И мы не учитываем, что главный окру­жающий мир для нас — тот, с которым мы контактируем каждый день.

Поэтому фразу «Принимай окружающий мир...» нужно понимать так: «Принимай все, что происходит с тобой и вокруг тебя».

Повторим основную закономерность: чем больше вы недовольны Жизнью, тем больше она недовольна вами, тем больше у вас проблем.

Что в нашем мире может служить источником недовольства? Да все, что угод­но.

Человек пребывает в состоянии недовольства и тем самым вступает в конфликт. На это окружающий мир реагирует ухудшением, ситуации или делает невозможным какое-то из­менение.

Это взаимодействие человека с жизнью можно изобразить в виде простой схемы.

Чтобы не входить в конфликт с миром, человек для начала должен позволить ему быть многогранным, разнообразным, постоянно меняющимся и... несовершенным.

 

 

Ведущий:

О том, как напрямую зависит наша действительность, от уровня накопившихся переживаний Вам расскажет …

 

Доклад 2: «Накопитель переживаний»

 

Так что же делает человек, когда его что-либо не устраивает? Правильно. Переживает. Вскоре он понимает, что от этого лучше не становится. Никому не легчает. И что он делает? Снова переживает, уже по новому поводу. Он делает это настойчиво и самозабвенно. Значит, первое, что нужно сделать — перестать переживать.

Плохо не то, что человек переживает, большинство людей, не может этого не делать. Более того, для ощущения полноты и остроты жизни они полезны.

Плохо то, что человек переживает долго и сильно, в результате чего негативные эмоции скапливаются в его эмоциональной сфере (в теле эмоций) и влияют на его жизнь. Помимо физического, плотного тела у человека имеется ряд тонких тел. Конечно, разделение между этими телами условное. Тело эмо­ций — это та часть нашего существа, а точнее, нашей психики, которая отве­чает за возникновение, протекание и характер наших эмоций. Эмоциональ­ное тело «окрашивает» восприятие жизни человеком.

Что же происходит, когда наше недовольство достигает определенного предела? К сожалению, ничего хорошего.

Для того чтобы лучше понять взаимосвязь между негативными эмоциями и тем, насколько благополучна наша жизнь, мы введем понятие «накопитель переживаний».

Давайте представим себе, что все наше недовольство миром (и собой, разумеется, тоже) скапливается в специальной емкости — в «накопителе пережива­ний».

Сразу предупреждаем, что никакого сосуда в действительности внут­ри человека нет и искать его не нужно! Это условная модель, созданная для удобства описания про­исходящих с нами процессов.

Наши негативные переживания по различным трубам и клапанам попадают в «накопитель переживаний» в виде жидкости.

Уровень этой жидкости в сосуде характеризует количество отрицательных эмо­ций, накопленных человеком. На дне сосуда есть несколько труб, по которым жидкость покидает его, т.е. происходит очищение от негативных переживаний.

На сосуде есть несколько отметок (они обозначены пунктиром), характеризующих различные уровни накопленных переживаний. Поговорим об этом подробнее.

Как можно оценить, сколько негативных эмоций «плещется» в вашем сосуде? Это довольно легко сделать, оценив уровень комфортности и благополучия вашей жизни в целом и отдельных её элементов.

Заполнение на 40—50% — все «ОК»

Если в вашем сосуде не более 50%, это означает следующее.

Многие окружающие могут вам позавидовать. Вы не имеете серьезных пре­тензий к Жизни? Она тоже к вам благосклонна. Если вы чего-либо действи­тельно хотите, достаточно быстро достигаете этого.

Заполнение на 50—60 % —«могло бы быть и лучше»

Если в вашем сосуде около 60%, у вас в целом все нормально, но могло быть и лучше. Жизнь иногда подкидывает вам сигналы о том, что не все так хорошо, как хотелось бы. Достижение целей требует определенного времени и  напряжения.

Заполнение на 60—70% — «палки в колесах»

Уровень в сосуде 70% можно охарактеризовать как уровень нарастания сложностей. Почти все ваши начинания идут «со скрипом». Это, конечно, не смертельно, но достаточно сильно отравляет жизнь. Ваше отношение к миру нельзя назвать легким.

Заполнение на 70—80% — «33 несчастья»

Если в вашем сосуде около 80%, можно сказать, что вы накопили изрядное количество переживаний. Этот уровень можно охарактеризовать практически полной блокировкой ваших усилий. Создается ощущение, что куда бы вы ни пошли, за что бы ни взялись, вас ждут проблемы.

Заполнение на 80—90% — «профессиональный мученик»

Уровень 90% можно охарактеризовать как критический. Очень часто на этой отметке человека принудительно извлекают из привычной обстановки и дают ему время подумать о том, правильно ли он относился к жизни и обосновано ли его хроническое недовольство.

Обычно это происходит посредством тяжелой болезни, когда человека буквально укладывают на больничную койку, либо тюрьмы, когда у него появляется масса времени для размышлений.

Однако на дне сосуда имеются несколько труб, по которым накопленные переживания вытекают, тем самым, очищая его. То есть, человек своими мыслями и отношением к жизни может не только накопить не­гатив, но и избавиться от него.

Труба  «Осознанные поступки»

К «положительным» поступкам, очищающим от накопленного негатива, относятся только поступки, приносящие вам и окружающим удовольствие или пользу. К этой категории не относятся действия, формально считающиеся положительными, но не доставляющие вам радости или удовольствия. Так что если вы переводите бабушку через дорогу исключительно из заботы о собственной святости, то для вас в этом никакого толку нет.

Сюда же относятся проявления милосердия, помощи, бескорыстного служения светлым целям, благотворительность и подобные дела, направленные на благо других людей. Но они приводят к снижению заполнения сосуда только в том случае, когда вы делаете это искренне, с удовольствием.

Труба «Положительные качества личности»

К этим качествам относятся такие свойства человеческой души, как доброта, веселость, оптимизм, чувство юмора. Человек может накапливать переживания по одному из верхних клапанов (и даже не­скольким), но его «накопитель переживаний» никогда не переполняется, по­скольку переживания быстро и весело сливаются по этой трубе. Он же продол­жает радоваться жизни.

Труба «Сторонние воздействия»

Любой человек может пойти к хорошему психологу, психотерапевту или це­лителю, тот произведет какие-либо манипуляции и «откачает» часть жидкости из «накопителя переживаний». В результате жизненная ситуация нередко улучшается. На душе, как говорится, легчает. Здоровье улучшается.

Но это воздействие будет, скорее всего, кратковременным, поскольку без пересмотра человеком своих взглядов на жизнь и, соответственно, без пере­крытия клапанов сверху сосуд довольно скоро вновь наполнится новыми пере­живаниями через неделю, месяц или год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий:

Мы уже выяснили, что в основе любого недовольства лежат наши идеи, представления о том:

  • как должна складываться ваша жизнь (жизнь ваших близких),
  • как (когда) должно произойти определенное событие,
  • как должен вести себя конкретный человек или люди в целом,
  • каким (какой) должны быть вы сами и т.д.

Вы держите у себя в голове эту модель-ожидание.

Что же такое идеализация Вам расскажет …

Доклад 3: «Это непонятное слово идеализация» (начало)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — это значимая для человека идея, модель устройства жизни, при нарушении которой у него возникают длительные негативные переживания. Это часто неосознаваемая сверхценная для вас идея, при нарушении которой возникает длительное недовольство.

Идеализацию всегда можно выявить по двум признакамнегативные эмоции и мысленный образ, идеальная модель, существующая в сознании человека. Мы сравниваем жизнь с идеальной моделью и говорим: что-то не сходится, не получается.

Саму жизнь, ее многогранность и постоянное изменение мы пытаемся под­менить собственными представлениями о ней, своими идеями о том, какой она должна быть, каким стандартам должна соответствовать.

Ни  в чем так не упорствует человек, как в убеждениях.

Действительно, сделать себя несчастным очень просто. Для этого нужно иметь как можно больше представлений о том, как должен быть устроен окружающий мир. И ожидать (или требовать), чтобы все было так, а не иначе.

Идеализировать можно не только отдельных людей, но и ситуации окружа­ющего мира в целом. Например, правительство руководит страной неправиль­но. Молодежь ведет себя ужасно. Наука пришла в упадок. Ситуаций, отравляющих нашу жизнь, много. Однако их все можно уложить в несколько идеализации.

Итак,

1. это идеализация собственного совершенства.

У каждого из нас есть множество идей о себе самом. Фактически то, как мы живем, следует из того, как мы к себе относимся, что о себе думаем.

Идеализация совершенства — это наличие очень значимой модели самого себя, которую вы оцениваете как положительную, эталонную и переживаете, если вы «настоящий» не так хороши, как вы «идеальный». В вашем сознании есть некий образ, которому вы стремитесь соответствовать.

Идеальный образ себя может быть самым общим (у меня в жизни все долж­но быть на высоте — комплекс «отличника») или затрагивать какие-либо част­ности (у меня должен быть идеальный вес).

Естественно, что идеальный образ местами немного, а иногда очень даже сильно не соответствует тому, какой вы в действительности. Или совсем не такой. Дальше следуют мучительные попытки переделывания самого себя, чтобы догнать «стандарт качества». В довершении всего возникает самоедство, чувство собственной неполноценности, стеснительность, зажатость, и всевозможные комплексы.

Посмотрите внимательно на приведенный ниже список. Отметьте мысли, характерные для вас.

·               Я бездарность, у меня никогда ничего не получается, я могу развалить любое дело, мне ничего нельзя доверить!

·               Все, что я делаю, я должен делать лучше всех.

·                               У меня все должно получаться с первого раза, причем хорошо, а не как-нибудь.

·               Я никому не должен доставлять неудобств.

·               Это ужасно, если из-за меня кто-то страдает!

Если эти мысли характерны для вас, значит, у Вас явно выражена идеализация собственного совершенства.

Что же случается, если у вас сформировалась слишком значимая модель того, каким вы должны быть, и для вас недопустимо, если реальность не совпадает с вашими представлениями?

1. Вам не дается то, без чего вы не представляете себе жизнь. Например, весь­ма драматично, если вы не займете первое место в конкурсе. Пока это слишком значимо для вас и вы переживаете, возможность получить то, чего вы хотите, с большой вероятностью будет заблокирована.

2. Вам встречается кто-то, обладающий другой системой ценностей. Например, для вас недопустимо опаздывать, и вы переживаете, если кто-то задержи­вается на деловую встречу. В то же время у вас есть руководитель, просто никогда не приходящий вовремя. При этом он не только не переживает, но и прекрасно себя чувствует.

3. Вы попадаете в ситуации, где ваш «светлый образ» страдает. Например, для вас недопустимо выглядеть глупо, непрофессионально, смешно. Поэтому с большой вероятностью вы рано или поздно попадете в ситуа­цию, когда будете выглядеть самым нелепым образом. Да еще при большом скоплении людей, смотрящих на вас.

4. Вы сами делаете то, за что осуждали других. Например, вы осуждаете тех людей, которые берут деньги в долг и потом не могут их отдать. Тем более вы считаете это недопустимым для себя. И вдруг оказываетесь в ситуации, когда заняли денег и по обстоятельствам, которые от вас даже не зависят, не можете их вернуть, что вызывает ваши страшные переживания.

5. В вашей жизни начинают работать негативные программы, заложенные на сознательном и подсознательном уровне. Например, для вас очень значимо, что все порученные вам дела вы делаете от начала до конца и без недостатков. Но в голове у вас есть про­грамма, пришедшая еще от родителей: «Тебе ничего нельзя доверить. Ты ис­портишь любое дело». Поэтому иногда, невзирая на все ваши усилия сделать «как лучше», получается «как всегда».

6. Возникает болезнь, как способ разрушения идеализации. Например, для вас очень важно провести деловую встречу, все успеть, произвести на партнеров хорошее впечатление. Неожиданно, за день до переговоров, вы простужаетесь (теряете голос, чихаете, кашляете и т.д.) Это вызывает ваши страшные пережи­вания, но изменить ничего нельзя, и вы проводите встречу больным. Или со­всем не приходите.

Все процессы рассказанные выше вовсе не для того, чтобы вас помучить. Они служат толчком к тому, чтобы вы не придавали чрезмерного значения собственному несовершенству и любили себя безусловно, независимо от обстоятельств и мнения других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий:

Продолжит данную тему …

Доклад 3: «Это непонятное слово идеализация» (продолжение)

Следующая идеализация в разной степени характерна для абсолютного большинства людей. Это идеализация контроля окружающего мира.

Человек хорошо знает, как должен вести себя какой-то элемент окружающего мира (он сам, другой человек, событие, мероприятие и т.д.), и переживает, если его не удается довести «до совершенства».

Как и другие идеализации, контроль окружающего мира может проявляться в нескольких видах. Более того, это самая многоликая идеализация среди всех прочих! Судите сами.

Первый вариант — контроль направлен вовне (собственно в окружающий мир — родственники, друзья, дети, работа, политика и т.д.).

Как правило, «контролера» (назовем его так) волнует поведение нескольких основных объектов из его ближайшего окружения (например, ребенок, муж или жена, коллеги или подчиненные, друзья). Иногда, правда, «контролера» очень беспокоят поступки незнакомых людей (в общественном транспорте, на улице и т.д.), политиков, артистов и других известных людей. У него есть свои пред­ставления о том, как нужно жить, вести себя, выглядеть и т.д. Люди, не соответ­ствующие его ожиданиям, вызывают раздражение, непонимание и желание при­звать их «к порядку».

Такой вариант контроля обычно выражается в двух видах. Это могут быть только внутренние переживания (обида, сожаление, раздражение, страх, гнев, ярость и т. д.).

Другой вариант идеализации заключается в том, что наряду с переживания­ми, «контролер» использует внешнее давление на людей и обстоятельства с целью изменить их поведение в нужную ему сторону (указания, навязывание своей точ­ки зрения, всевозможные манипуляции, уговоры, конфликты и т.д.).

Следующий вариант проявления контроля — постоянный страх и тревога за жизнь и здоровье близких людей, когда человеку нужно в каждый момент времени знать, кто где находится, что делают и нет ли для них какой-нибудь опасности. Обладающий такой идеализацией не может до­пустить, что у каждого человека собственная судьба и все, что с ним происходит это его уроки, его жизнь, его выбор.

Для такой формы контроля характерны болезненное (связанное с пережи­ваниями) стремление уберечь близких людей от совершения возможных оши­бок, неприятностей и попытки исправить ошибки, уже совершенные.

Сюда же можно отнести страхи перед будущим. Где я буду жить в старости?
Сколько у меня будет денег? Эти и подобные вопросы постоянно тревожат контролера и не дают ему жить спокойно. Понятно, что никто не может достоверно ответить на них, но контролера это не волнует.

Существует и контроль, направленный вовнутрь, на самого себя: на свои эмоции, на свое поведение, на внешний вид, поступки, речь и т.д. Обладая Тотальным самоконтролем, человек находится в весьма дискомфортном со­стоянии. Он, например, не может позволить себе громко и от души смеяться, даже если хочется. Он все время следит за собой. След­ствие — раздражение и недовольство собой.

«Контролера» можно узнать по ключевым фразам, характеризующим его отношение к жизни.

·                               Я не могу быть спокойной, если не знаю, где мой ребенок (муж, мама, брат и т.д.), что он делает, все ли с ним в порядке.

·               Почему они не сделали так, как я велела?

·               Без моего участия — это дело непременно провалится!

Главный урок контролерам — это возможность научиться жить своей соб­ственной жизнью:

·               не портя жизнь окружающим,

·               не держа руки на шее у близких людей,

·               не мешая им делать то, что они хотят или считают нужным, не навязывая свою модель поведения,

Вам может показаться, что мы призываем пустить все на самотек и молча, без переживаний сидеть и наблюдать, как все рушится (муж спивается, ребенок распускается, родители болеют, сотрудники заваливают бизнес). Сразу хотим сказать, что это абсолютно неправильно.

Ведь контроль сам по себе — качество совсем не вредное, иногда очень даже полезное. Без него человеку трудно организовать свои дела, бизнес, личные планы, воспитание детей и т.д.

Контроль становится идеализацией, когда у вас возникают длительные нега­тивные переживания, если окружающий мир и люди вокруг вас проявляют себя не так, как вам хочется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий:

Закончит рассказывать об идеализациях …

 

Доклад 3: «Это непонятное слово идеализация» (заключение)

Следующая идеализация это идеализация красоты и внешнего вида. Можно сказать, что на 90% эта идеализация характерна для женщин. У кого еще может испортиться настроение на неделю только от того, что на носу вско­чил прыщик? Или сделали неудачную стрижку в парикмахерской?

Идеализация красоты и внешнего вида проявляется в наличии очень значи­мой идеи о том, как именно должен выглядеть человек. Какой должна быть кожа, волосы, фигура, вес, прическа, одежда и т. д., причем нередко все это должно быть не хуже (как минимум), чем у окружающих людей. Понятно, что в неко­торых аспектах реальность иногда расходится с ожиданиями, и это становится источником бесконечных переживаний. Любой, даже мельком брошенный на себя взгляд в зеркало повергает нас в отчаяние. Часто люди предпринимают немыслимые усилия, чтобы подогнать реаль­ность к ожиданиям. Но, поскольку все это делается одновременно с осуждени­ем себя (то есть своего тела, своей внешности), то результаты далеко не всегда бывают положительными. Идеализация красоты проявляется почти всегда одинаковов виде недольства собой, своей внешностью. Основанием для недовольства могут служить врожденные особенности строения тела человека — кожа, фигура, волосы и пр., либо приобретенные качества, рассматривающиеся как дефекты вида (полнота, сутулость, прыщи, облысение, пятна, шрамы и т.д.).

В общем, хочется иметь совсем другую внешность, хотя бы в некоторых аспектах. Сюда же входят требования к одежде, обуви, прическе и другим ак­сессуарам, влияющим на внешний облик. Иногда требование выглядеть «достойно» распространяется на родственников или даже на людей, занятых с вами общим делом.

Очень редко можно встретить иную форму проявления идеализации красо­ты в виде презрения к людям, имеющим некрасивую внешность, некрасиво или немодно одетым, с неухоженной кожей и т.д. Такой формой проявления идеа­лизации обладают те, кто очень доволен своей внешностью и считается обще­признанным (в своем кругу) эталоном красоты. Но таких людей, полностью довольных своей внешностью, в реальности очень мало.

Идеализацию красоты можно легко обнаружить по характерным мыслям, смысл которых сводится к одному — я (или другие люди) ужасно выгляжу. При­мерьте эти мысли к себе, и вы легко определите, есть ли у вас эта идеализация.

·               Я всегда переживанию — достаточно ли хорошо я выгляжу?

·               Моя фигура — источник моих бесконечных переживаний!

·               Я выгляжу ужасно! И зачем только я родилась на свет!

·               Я всегда тревожусь, достаточно ли хорошо я одета.

·               Я всегда страшно переживаю, когда у меня вскакивает прыщик или еще что-то на коже!

·               Посмотрите на себя! Из какой деревни вы приехали? Как можно так распустить себя!

·               У меня ужасная фигура! Любой ценой мне нужно сбросить 10 килограммов.

·               Достаточно ли хорошо я (и мой спутник) выгляжу?

·                               Ну, как можно жить с такой фигурой (лицом, прической, ногами и т.д.)

·                               Моя кожа (или волосы) просто ужасны! Чем я заслужил(а) такое наказание ?

 

Кроме выше изложенных идеализаций существуют ещё:

·         Идеализация отношений между людьми

·         Идеализация жизни, судьбы

·         Идеализация семейной жизни, детей

·         Идеализация денег и материальных благ

·         Идеализация независимости

·         Идеализация духовности, религиозности

·         Идеализация работы

·         Идеализация своих способностей

·         Идеализация разумности

·         Идеализация целей

 

Как вы уже поняли, любая идеализация состоит из двух частей. Это сама ваша идея о том, как должно правильно (хорошо, справедливо и т.д.) происходить что-то в жизни, и ваши переживания от того, что в реальности все не так, как хочется. Так от чего же нужно избавляться? От идеи, переживаний или от всего сразу.

Не будем углубляться в теорию. Ответим коротко. Избавиться от идеи прак­тически невозможно. Да и не нужно!

Избавляться нужно как раз от второй части, существующей у каждой идеа­лизации. То есть от длительных переживаний. Да, у вас есть идея о том, как должно быть правильно, но вы не переживаете, если окружающий мир време­нами не совпадает с вашим видением. Вы позволяете миру быть многогран­ным. Если нет переживаний — нет идеализации. Остается просто идея.

Повторим этот принцип еще раз.

Избавиться от идеализации = избавиться от переживаний
 

 

 


Ведущий:

Мы пытаемся построить нормальные, с нашей точки зрения, отношения и от этого стать счастливым. Попробуйте наоборот: станьте  счастливым и поделитесь своим счастьем. Привнесите счастье в те отношения, которые у Вас уже есть.

Презентация с музыкальным сопровождением «Счастье – это…»