Ум – хорошо, десять – лучше.
Материал для учителя
Помните, как сказано у В. Маяковского:
...Один - даже если
очень важный - не подымет
простое
пятивершковое бревно, тем более
дом пятиэтажный.
Рейды! Нынче ими никого не удивишь. Притом, с обязательным участием представителей средств массовой информации.
Участие СМИ в рейдах – это не только эффективная форма в сборе необходимой информации, но и действенный рычаг воздействия в достижении необходимых результатов или устранении вскрытых недостатков.
Ценность такой формы работы печати - в ее массовости. Материал рейда - плод коллективной мысли, коллективного опыта. Следовательно, он глубже, более тщательно и всесторонне аргументирован. Когда рейд хорошо организован, его участники не уподобляются ревизорам, которые приходят в цехи только «зафиксировать» недостатки. Они видят свою задачу в том, чтобы помочь заводу или предприятию. Значит, надо глубоко и всесторонне изучить положение, проанализировать факты, сделать из них выводы и подсказать, как исправить положение. И самим проследить за тем, как внедряются предложения участников рейда, самим своим трудом, журналистским пером ускорить внедрение предложений.
Все это и есть реальный, осязаемый вклад юных корреспондентов в разрешении тех или иных вопросов. Как писать коллективный материал? Кого включать в состав рейдовых бригад? Список вопросов продолжится сам собой, но пока попробуем ответить хотя бы на эти.
Молодые журналисты обменивались опытом работы. Сотрудница отдела писем рассказывала, как она организовала рейд. В нем участвовало десять человек.
- Всего десять? - удивился работник промышленного отдела. - А у меня в рейде было занято сто!
Девушка возразила:
- Фамилий-то можно наставить и тысячу...
Заспорили.
Пожалуй, вы уже склонны присоединиться к мнению девушки? Не торопитесь...
Всё зависит от объекта проверки. А количество участников – не самоцель. Главное ведь не количество, а качество проверки.
Даже сто фамилий смогут стать сотней настоящих, участников рейда, если приложить для этого соответствующие усилия, если провести предварительную подготовку, организаторскую работу.
Рейд хорошо помогает в любом случае, когда требуется широкая общественная проверка положения дел на предприятии, стройке, учреждении или в учебном заведении.
Неверно думать, что рейд проводится только тогда, когда нужно кого-нибудь раскритиковать. Рейд может стать и пропагандистом нового, передового. Вот почему так важно журналисту суметь отыскать те новые побеги, которые существуют, которые в бесчисленном количестве рассеяны среди нас.
Эти побеги можно сравнить с хорошим полеводом. Этот полевод обладает таким острым глазом, что семена еще не взошли, а он уже видит что-то и предсказывает. Так вот, если юный корреспондент хочет стать высокопрофессиональным журналистом, он должен и ловить, и наблюдать каждый проблеск в развитии нашего общества, и описывать его. Еще никто не видит этого побега, а юный автор уже подсмотрел его и описал.
Мало хвалить передовиков - надо перенимать их опыт.
Рейд может продолжаться день, а может и месяц. Это зависит от характера, задач рейда. Если юные корреспонденты решили проверить трудовую дисциплину в ночной смене, достаточно, может быть, и одного выхода. А если вы хотите выяснить, как внедряются на вашей фабрике современные технологии, тут и месяца может оказаться мало.
Допустим, что рейд идет месяц. А как быть тогда с материалами? Неужели копить их до конца?
Нет, когда рейд длится долго, материалы публикуются по мере их поступления. Это может быть короткая заметка по факту, обнаруженному в ходе проверки. А в конце рейда, после обсуждения его итогов и тщательного отбора самых главных фактов и выводов, вы дадите в заводской, институтской, районной или областной газете обобщающий, заключительный материал, который нарисует общую картину. Писать его будут, конечно, не все сто или двести человек, а два-три наиболее опытных и авторитетных юных корреспондента, но они выразят в нем коллективное мнение.
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.