ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»
Дикун Е.В
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине «Основы сестринского дела»
ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по учебной работе
___________ М.И. Трушкова
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине |
«Основы сестринского дела» |
|
|
||
Для студентов |
II |
Курса |
|
||
Специальность |
0302000 «Сестринское дело» |
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО |
|
СОСТАВИЛА Дикун Е.В. |
||||||||
на заседании цикловой методической комиссии №4 клинических дисциплин |
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Протокол |
№ |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
||||||||
от « |
|
» |
|
2016г. |
|
|
||||
Председатель ЦМК |
|
|
||||||||
Сайгакова В.М. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
||||||||
ОДОБРЕНО |
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
Методист колледжа |
Коцелл С.О. |
|
|
|||||||
2016 г.
Тема: ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
За последние 20 лет в связи с изменениями в обществе и достижениями в здравоохранении роль медицинской сестры значительно возросла, а значит, существенно повысились требования к профессиональной сестринской деятельности. Среди причин следует назвать:
- увеличение числа хронических больных и инвалидов, онкологических пациентов, постарение населения;
- изменение государственности, связанный с этим жестокий социальный стресс, обнищание населения, удорожание врачебной помощи, экологическая катастрофа;
- осознание обществом значимости каждой отдельной человеческой личности и, следовательно, важности формирования оптимальных параметров всех сторон жизнедеятельности, в том числе основ здорового образа жизни.
Сестринское дело в том виде, в каком оно существует сейчас в стране, безусловно, не отвечает социальному заказу, огромный потенциал наших медицинских сестер используется едва ли на треть возможность творчества и профессиональной карьеры для них минимальна. Изменившаяся ситуация требует воспитания медицинской сестры нового типа. Из подчиненного и зависимого положения подраздела медицины отечественное сестринское дело развивается по направлению к автономии и равенству. Это медленный и болезненный процесс, осуществление которого невозможно без философского обоснования деятельности медицинской сестры. Тенденция философского осмысления основных понятий сестринского дела впервые появилась за океаном в 30-е годы и уже в середине 50-х каждый сестринский колледж имел свое индивидуализированное понимание концепции сестринского дела. Именно пристальным вниманием к вопросам профессиональной философии американские медицинские сестры в значительной степени объясняют тот безусловный прогресс, которого достигло сестринское дело США за последние полвека.
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ВООБЩЕ
И ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ЧАСТНОСТИ?
Философия - это окно в сердце, разум и душу профессиональной группы.
Философия сестринского дела, как фундамент всех аспектов профессиональной жизни медицинской сестры - это широкое утверждение, включающее ответы на следующие вопросы:
определение сестринского дела, его миссия, цели и задачи;
соотношение сестринского деда и медицины;
взаимодействие медицинской сестры и пациента;
профессиональная этика (ценности, благодетели и обязательства медицинской сестры),
характер взаимоотношений сестринского дела и общества.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Исчерпывающее определение практики ухода за больными должно соответствовать следующим требованиям:
-ясная дифференциация ролей медицинской сестры и врача:
-раскрытие уникальности, неповторимых черт сестринского дела;
-отражение профессиональной перспективы;
-соответствие современной практике и законодательству.
Из материалов I Голицынской конференции по теории сестринского дела:
Сестринское дело - это наука и искусство диагностики и коррекции ответных реакций человека на существующее или потенциальное болезненное состояние.
Сестринское дело - есть комбинация биологических и медицинских наук с искусством проявления заботы и человечности. Почему сестринское дело одновременно является наукой и искусством?
Сестринское дело - как искусство:
-искусство систематически применять знания и умения;
-искусство заботы, требующее творческого воображения, интуиции и артистизма в выражении своих чувств и чувств пациента.
Сестринское дело как наука есть организованная, систематизированная структура знаний, полученных и проверенных путем исследовательской деятельности Научной основой профессиональной деятельности медицинской сестры является сестринский процесс.
РЕФОРМАТОРСТВО В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Исторически сложились две базисных модели сестринского дела: до XIX века целью сестринского дела было обеспечить пациенту максимальный комфорт и покой, пассивно ожидая, пока природа или предписанные врачом лекарства возьмут верх, не было попыток активно повлиять на ход болезни («сестра, вытирающая пот»). Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце XIX начале XX веков во многом благодаря идеям английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл.
Флоренс Найтингейл является автором новой живой модели сестринского дела, создателем стройной системы ухода, позволившей сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии. Отныне сестринское дело и медицина разделены, и Флоренс наглядно показала, что сестринское дело обладает достаточным потенциалом, для того чтобы стать вровень с медициной. Флоренс Найтингейл выделяла уже две сферы ухода уход за больными и уход за здоровыми. Согласно новой модели, ухаживая за больным, медицинская сестра должна:
1) пытаться активно влиять на течение болезни, искусно манипулируя для этой цепи двумя рычагами -внешней средой и ценностями пациента. Осмыслить, насколько это важно, помогает такой факт -смертность в ходе Крымской кампании среди раненых и больных прифронтовых госпиталей после появления на передовой Флоренс Найтингейл и ее сестер милосердия, обеспечивавших тишину, чистоту, свежий воздух, правильное питание, частые перевязки снизилась с 50% до 2%!
2) помочь человеку не просто выжить, но жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение.
Медицинская сестра должна сделать все от нее зависящее, чтобы помочь пациенту как можно быстрее обрести независимость, вернуть ощущение утраченной гармонии с миром и самим собой. При этом ей приходится решать целый комплекс проблем, стоящих перед пациентом - не только физических, но и социальных, духовных, психологических.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил «Тело человека - не столько материя, сколько форма души». По определению Европейского регионального Бюро ВОЗ «миссия, то есть главная задача сестринского дела заключается в помощи отдельным лицам, семьям и группам населения определить и реализовать их физический, психический и социальный потенцией с учетом часто неблагоприятных для человека условий жизни и работы».
Медицинская сестра может виртуозно владеть манипуляционной техникой, но если она не умеет помочь пациенту адаптироваться к тому жестокому стрессу, которым всегда является болезнь, если она не умеет помочь пациенту психологически, не видит в нем живого страдающего человека - она не достигает цепей ухода. Нет двух миров - мира духа и мира тела, есть один - единственный мир, в котором происходят бесконечно сложные явления. Медицинская сестра врачует и отчаяние, и органические нарушения, которые взаимно порождают и питают друг друга. Наверное, Вы помните больную девушку в рассказе О. Генри «Последний лист». Несмотря на идеальный уход любящих ее людей, она угасала на глазах, неотрывно глядя в окно на опадающий плющ, уверовав, что умрет вместе с последним облетевшим листком. Но лист, вопреки всем законам природы, хотя и слегка пожелтел, но крепко держался на ветке, даруя девушке надежду, а вместе с ней и силу для выздоровления. Лишь, когда кризис миновал, выяснилось, что это «чудо природы» было создано художником ,помогшим врачу осуществить тот самый «немедицинский фактор», о котором мы говорим сейчас. Сестринское дело и должно стать для наших пациентов таким листком, таким «немедицинским фактором». По удачному определению Вирджинии Хендерсон, «уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам. Следующая цитата иллюстрирует это положение «медсестра - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить». Таким образом, если медицинская модель ориентирована на заболевание, диагностику и коррекцию конкретного патологического процесса, то сестринское дело концентрируется скорее на человеке чем на его недуге, на выхаживании, на обеспечении комфорта и возвращении гармонии. Врач отнимает ногу, а как человеку жить без ноги, как физически, психологически, социально приспособиться к этому новому мучительному состоянию - задача, решаемая медицинской сестрой.
Цель медицины - диагностика и лечение заболеваний.
Цель сестринского дела - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, максимально возможного для пациента в его состоянии физического и психосоциального комфорта. Выполнение назначений врача является одним из разделов работы медицинской сестры, но по основным и единственным содержанием ее деятельности.
Возвращаясь к сфере ухода по Флоренс Найтингейл, уход за здоровым определяется ею как «поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней» то есть впервые был сделан акцент на профилактику заболеваний и общественное здоровье.
КОНЦЕПЦИЯ «НОВОЙ» МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Если в БМЭ 1979 г. определение «медицинская сестра» звучало как «специалист со средним медицинским образованием, работающий под руководством врача и для помощи в его работе», то в современной модели сестринского дела медицинская сестра - личность, разделяющая философию сестринского дела профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику.
Окончательно определились четыре уровня деятельности медицинской сестры:
1) укрепление здоровья;
2) профилактика болезней и травм;
3) восстановление утраченных функций;
4) облегчение страданий;
Медицинская сестра выступает в следующих ролях:
- организатор ухода за пациентом;
- исполнитель ухода за пациентом;
- адвокат (защитник) интересов пациента;
- педагог (консультант);
- исследователь;
- лидер
- активный член медицинской бригады.
Обязанности
«Как я действую?»
Обязательства включают в себя обязанности. Основная обязанность - это быть умелым компетентным профессионалом. Это учит сестру:
уважать пациента
уважать право на самоопределение
не причинять вреда
делать добро
уважать обязательства других
держать слово
сотрудничать
быть преданной
Эти действия находятся в рамках профессиональной компетенции сестер.
Ценности (Идеалы)
«К чему я стремлюсь?»
Профессионализм
Здоровье
Здоровая окружающая среда
Независимость
Достоинство
Уход
Это должно быть положительно отмечено, это то, что я лелею и хочу видеть
Благодетели (Личные качества)
«Кто я как личность?»
Знание
Умение
Ответственность
Жалость
Сотрудничество
Забота
Эти личные качества должна иметь каждая медицинская сестра
Тема: МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА, ДЕОНТОЛОГИЯ, БИОЭТИКА. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Под этикой понимают учение о морали, о нравственности.
Медицинская этика - это раздел науки о роли нравственных начал, принципов в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к пациенту. Медицинская этика существует десятки столетий. Еще в 1500 году до н.э. в Древней Индии врачи, вступая в свою профессию, давали клятву. В основе многочисленных медицинских присяг, которые принимают сегодня врачи в различных странах мира лежит «Клятва Гиппократа», известная уже около 2400 лет. Основные положения медицинской этики, изложенные в ней и сохраняющие актуальность в настоящее время, гласят:
1) “Non посеге”( “Не вреди!”) Всякое лечение, все действия, все рекомендации врача должны быть направлены на благо больного, приносить ту пользу, - это главный этический принцип;
2) человеческая жизнь есть высочайшая ценность;
3) врач должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков;
4) врач должен соблюдать врачебную тактику, уважать свою профессию.
Действовать по принципу нашей морали, внимательно и заботливо относиться к больному, всегда и при всех условиях быть готовым оказать медицинскую помощь, сохранять и приумножать благородные традиции своей высокогуманной профессии -вот основные задачи медицинской этики.
&Запомните! Только при полном сочувствии пациенту, при понимании его положения, возможен настоящий контакт между ним и Вами, что так необходимо для успешного лечения.
К основным этическим категориям относятся понятия «долг», «достоинство», «совесть», «честь», и «счастье».
Долг означает какой-то вполне определенный круг профессиональных и общественных обязательств при исполнении своих обязанностей, которые сложились в процессе профессиональных и общественных отношений. Особенно необходимо сказать о долге медицинского работника. Никогда и ни под каким предлогом он не должен участвовать в действиях, которые направлены против физического и психического здоровья людей, либо угрожающих их жизни.
В качестве главной проблемы во врачебную этику входит медицинская деонтология, изучающая принципы поведения медперсонала, которые направлены на максимальное повышение полезности лечения и исключение упущений в медицинской деятельности, которые неблагоприятно влияют на пациента. В понятие медицинской деонтологии входит и система взаимоотношений, которые устанавливаются в процессе лечения между врачом и пациентом. Сам термин «деонтология» был введен в обиход в начале XVX века английским философом Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Несколько шире медицинская деонтология определена в «Большой Медицинской Энциклопедии», где в круг ее задач включается и устранение «вредных последствий неполноценной медицинской работы». Приступая к самостоятельной практике, медик обещает хранить врачебную тайну. Указание на необходимость соблюдения профессиональной тайны можно найти во многих медицинских трудах далекого прошлого.
В Риме медицину называли искусством молчания. В настоящее время о пациенте, полученные медицинским работником от него самого или в ходе его лечения;
1) все сведения о пациенте, полученные медицинским работником от него самого или в ходе его лечения;
2) сведения о характере заболевания, которые врач не должен сообщать пациенту;
Исключение составляют тяжелобольные. Поддерживать в них надежду - большое и сложное искусство. Скрывать от него нужно только то, что независимо от методов и средств лечения ведет к неблагоприятному исходу. Это позволяет «подарить» ему еще какой-то срок плодотворного восприятия мира. Медик всегда должен помнить, что у некоторых людей только одна мысль о возможной смерти может вызвать психологическое потрясение, вплоть до рокового исхода. 90% потерпевших кораблекрушение, даже находясь в спасательной шлюпке с достаточным запасом продовольствия и питьевой воды, погибают впервые 2-3 дня, не в силах выдержать, как им кажется, безысходного положения.
&Запомните! Медицинская сестра хранит полученную личную информацию и делится ею с большой осторожностью. Профессиональная тайна призвана не только охранять пациента от переживаний, которые могут привести к последствиям, гораздо более тяжелым, чем сам недуг, но и защищать человеческое достоинство от бесцеремонного любопытства любителей потолковать о чужих болезнях.
Медицинская сестра не должна сообщать любопытствующим знакомым по их просьбе диагноз или результат анализов. Это вопрос компетенции врача. При нарушении элементарных правил медицинской этики возникает заболевание, которое относят к «ятрогенным». Они характерны для людей с повышенной восприимчивостью и могут быть вызваны неблагоприятными диагнозами, неправильно понятыми объяснениями медработника, его «вольными» рассуждениями и т.д. Ятрогенные заболевания наслаиваются на основное и порождают новые патологические симптомы, причем весьма опасные. Вот несколько примеров тому в подтверждение.
1.Известный петербургский врач Спасский возвращался от умирающего Пушкина. По дороге он заехал навестить тяжело болеющего пациента. Тот, заметив угнетенное настроение доктора, с тревогой спросил: я могу умереть? Спасский в этот момент плохо контролирующий свои слова, ответил, что сейчас все умирают, даже Пушкина не уберегли. Ничего больше не добавив, он ушел. Пациент умер почти одновременно с Пушкиным, узнав о его кончине.
2.Один молодой медик, недавно окончивший институт, решил «блеснуть» знанием перед вошедшим в его кабинет коллегой. Он уверенно заявил при пациенте, который обратился к нему по поводу язвенной болезни: «Я полагаю, что в данной ситуации можно диагностировать канцер». Пациент знал значение этого слова. Вскоре он умер, не дав себя оперировать, т.к. был убежден, что все равно его не вылечат. На вскрытии выяснилась язвенная болезнь, перфорировавшая в поджелудочную железу.
3.К непоправимым последствиям порой приводит и неуместная шутка в общении с пациентом. Откроем рассказ Джека Лондона. «Всегда неизменный». Человеку не повезло в любви, и он перерезает себе горло. В больнице, проведя труднейшую операцию, его чудом спасают от смерти. Приходит срок выписки. Хирург, мягко ощупывая шрам на горле своего подопечного, шутливо говорит: «Когда захотите проделать это еще раз, хорошенько откиньте голову назад и напрягите мышцы. Если вы наклоните голову вперед - ничего не выйдет!» Кто бы мог подумать, чем обернется такое указание! Через несколько часов в ту же больницу привозят труп. Подходит хирург, поднимает простыню и пожимает плечами: «На этот раз он хорошо откинул голову».
FНе забудьте! Ваше поведение должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
@Медицинская сестра! Ваша чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препараты.
Говоря о разных видах неблагоприятных психических и словесных влияний на пациентов, необходимо отметить и явление эгротогении, т.е. неблагоприятного словесного воздействия на данного пациента со стороны другого пациента или пациентов. Такие состояния провоцируют невропатические люди, «бывалые» пациенты, подготовленные, как они думают, «лучше врачей». Попав в больницу (поликлинику, санаторий), они немедленно создают «кружок» людей, в котором настойчиво и агрессивно раздают направо и налево советы и рекомендации пациентам, ввергая в уныние и депрессию своих слушателей. Влияние пациента на самого себя (и в положительном и в отрицательном смысле) называется эгогенией. При рассмотрении проблемы этики поведения медицинских работников необходимо выделить общие основные вопросы, которые следует соблюдать независимо от того, где трудится медицинский работник.
Это:
-соблюдение правил внутренней культуры: отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережного отношения к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности;
-соблюдение правил внешней культуры поведения: благопристойность, приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат и медицинская шапочка). Из этих слагаемых состоит медицинская этика.
В своей деятельности каждая медицинская сестра должна придерживаться общих принципов психологии общения с пациентами:
Четкое и неукоснительное следование принципам современного здравоохранения.
Индивидуальный подход к пациенту на всех этапах лечебно-диагностического процесса.
Гуманность процесса.
Рациональность, научная обоснованность и тщательность в проведении всех диагностических и лечебных манипуляций.
Честность и добросовестность медсестры, безукоризненное исполнение ею своего профессионального долга.
«Не вреди».
Такое отношение сестры к пациенту, которое максимально охраняло бы его психику от травмирующих влияний больничной обстановки, способствовало бы выздоровлению и возвращению его к труду.
Глубокие профессиональные знания и совершенные практические навыки в выявлении лечебно- диагностических процедур и приемов ухода за пациентами.
Умение хранить тайну.
Соответствующие профессиональные качества.
Знание психологических особенностей пациентов.
Улыбайтесь! Ваша очаровательная улыбка - элексир здоровья для Ваших пациентов.
Выполнению этих принципов способствуют три основные группы личностных черт медицинской сестры.
1.Моральные черты: чуткость, выдержка, терпение, вежливость, приветливость, честность, доброжелательность, нежность, ласковость, сострадательность и чувство собственного достоинства.
2.Эстетические черты: скромность, простота, опрятность, умение создать праздничную обстановку в лечебном учреждении.
3.Интеллектуальные черты: профессиональная эрудиция, наблюдательность, способность к логическому осмыслению диагностических и лечебных манипуляций.
Положение и роль медицинской сестры приобретает все большее значение, особенно в стационарных медицинских учреждениях. Медицинская сестра здесь проводит в прямом контакте с пациентами значительно больше времени, чем врач. Пациент у нее ищет понимания и опоры. Традиционная подготовка медицинских сестер до недавнего времени концентрировалась прежде всего на технической стороне ухода за пациентами. Естественно ею нельзя пренебрегать. Но недооценка психологического подхода медсестры к пациенту часто приводило к тому, что пациента выражали недовольство и протестовали против «казенного» поведения некоторых медсестер. С другой стороны, в развитии взаимоотношений между медсестрой и пациентом иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появление стремления к флирту, или к беспомощному сочувствию.
Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем пациента, но не должна стремиться решать эти проблемы;
Аккуратная, подтянутая, приветливая медицинская сестра вызывает доверие пациента, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее и увереннее.
Биоэтика— современная форма традиционной биомедицинской этики, основным принципом которой является принцип «уважения прав и достоинства человека».
Биоэтика – это исследовательское направление междисциплинарного характера, которое сформировалось примерно в конце 1960–х – начале 1970–х гг. Сам термин «биоэтика» был
введен В. Р. Поттером в 1969 г. Сегодня его трактовка очень разнородна. Иногда биоэтику пытаются приравнивать к биомедицинской этике, ограничив ее содержание этическими проблемами в отношениях «врач – пациент». В более широком понимании биоэтика включает в себя ряд социальных проблем и проблем, которые связаны с системой здравоохранения, отношением человека к животным и растениям.
Биоэтика представляет собой важную точку философского знания, связанного с грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины; возникновением науки генной инженерии, трансплантологии; появлением оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Сегодня существуют этические проблемы аборта, зачатия, искусственного оплодотворения, клонирования, сексологии. эвтаназии. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом родственниками пациента, перед средним медицинским персоналом. В отличие от этики, где речь идет об осторожных высказываниях при пациенте «о завоевании доверия», «о ровном, спокойном, разумном поведении врача, заботливом, внимательном к пациенту», в биоэтике основным становится конфликт прав, например «право плода на жизнь» и право женщины на аборт (прерывание беременности), право на эвтаназию (буквально «добрая, хорошая смерть»). Здесь правовое сознание пациента — «право на доступную смерть» вступает в противоречие с правом личности врача исполнить не только профессиональное правило — «не навреди», но и заповедь — «не убий».
Частью биоэтики является сестринская деонтология- наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медработника. Сегодня медицина стремится сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней, но всегда на пути стоят люди, движимые жаждой власти и зараженные тоталитарной идеологией. Поэтому и возникла такая форма медицинской этики , как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.
Основные качества медицинской сестры:
Скромность
Справедливость
Честность
Доброта
Милосердие.
К культуре медработников относится:
Внешний вид - «Медикам следует держать себя число, иметь хорошую одежде, ибо это все приятно для больных» (Гиппократ)
Основы – медицинской деонтологии остаются общими, но различные условия и задачи работы требуют конкретизации правил деонтологии, которые характерны для специфики каждого учреждения.
Общими задачами медицинской деонтологии для всех видов медицинских учреждений являются:
борьба с болезнью и восстановление здоровья;
изучение принципов поведения медперсонала, которые необходимо направить на максимальное повышение эффективности лечения;
исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;
изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медперсоналом и пациентами;
устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы (грубого, нетактичного поведения, профессиональной некомпетентности).
соблюдение морально-этических норм и правил, принятых в коллективе лечебного учреждения. Соблюдение субординации, то есть подчиненности по вертикали и горизонтали.
&Запомните! Медсестринская форма не нуждается в украшении, она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. У пациента не будет доверия к медсестре у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так словно делает одолжение. Медработник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержано.
Культура речи- речь должна быть четкой, не громкой, эмоциональной, отличаться вежливостью, не использовать уменьшительные эпитеты при общении (бабулька, голубушка). Не использовать модные жаргонные слова, вызывает негатив. Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, этическом Кодексе международного совета медицинских сестер и этическом Кодексе медицинских сестер являются:
гуманность и милосердие, любовь и забота ,
сострадание,
доброжелательность ,
бескорыстие,
трудолюбие,
учтивость,
толерантность и т.д.
Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.
Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом — это определенный круг действий, безусловных для выполнения (например, уважать пациента и его право на самоопределение, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо; не причинять вреда; держать слово; сотрудничать с пациентом).
Пациент — это человек, который нуждается в сестринском (медицинском) уходе и получает его. В системе взаимоотношений «медицинский работник — пациент» им обоим принадлежит одинаково важная роль. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинская сестра видела в них личность, заслуживающую уважения, внимания, сострадания. Особое внимание приобретает значение самоопределения (самостоятельности, автономности) пациента в лечебном процессе, защищенного посредством согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии своего здоровья.
Сотрудничество с пациентом означает совместную работу над решением проблем с его здоровьем. Взаимоотношения медицинских работников и пациентов должны быть партнерскими. В современной медицине надежность партнера зачастую определяет успех лечения, операции, диагностической или профилактической процедуры. Медицинские сестры не только участвуют в лечении, но и вносят в него очень важную часть, долю труда, без которой не может обойтись ни хирург, ни терапевт. В процессе таких взаимоотношений формируется коллектив (команда) — объединение людей, связанных постоянной совместной работой или деятельностью.
Медицинский коллектив — это больница и поликлиника, отделение и лаборатория, курс медицинского института и колледжа, бригада скорой помощи и эпидемиологический отряд. Коллектив может состоять из отдельных и совсем не одинаковых по возрасту, психологии, культуре, знаниям, опыту личностей. Эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном на основании сотрудничества лечении пациента.
Медицинская сестра должна стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками, а также здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, достигнутую посредством адаптации.
Этический принцип приносить добро другому, действие, направленное на благо другого человека или общности, называется благодеянием. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе.
Философия, которая рассматривает человека как наивысшую ценность и поощряет его творческое и моральное развитие сознательным разумным путем, называется гуманизмом. Идея гуманности формируется уже в середине 1-го тысячелетия до н.э., встречается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI — IV вв. до н.э. Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Неотъемлемым качеством медицинской сестры в работе с любым пациентом является забота. Формы проявления заботы зависят от самой сестры, больного и ситуации, в которой проводится деятельность по уходу за больным.
Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе формирует в человеке достоинство. Осознание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов понимания человеком ответственности перед собой как личностью. Совесть, в свою очередь, является внутренним контрольным механизмом, показывающим, в какой мере личность сохраняет верность своим нравственным убеждениям и в какой мере сами нравственные убеждения соответствуют принятым общественным образцам.
Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие «честь», наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Репутация — это сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, авторитета, в том, что от него ожидают в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагается и как оцениваются его поступки.
ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕДСЕСТРЫ
С РОДНЫМИ И БЛИЗКИМИ ПАЦИЕНТА.
Помимо контактов с пациентами, медсестре нередко приходится вступать в контакты с их родственниками и близкими людьми. Беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Общение среднего медперсонала с родными и близкими пациента требует определенного такта. Недопустимо, чтобы родственники часами ждали беседы с медработником. Необходимо учитывать, что мнение родственников передается пациенту, вызывает у него негативное отношение и недоверие к персоналу и отрицательно сказывается на нервно-психическом и соматическом состоянии его. Нельзя сообщать даже самым близким родственникам, а тем более сослуживцам пациента о проведении ему некоторых операций, особенно если речь идет о женщине. Перед разговором с посетителями необходимо посоветоваться с врачом, а иногда спросить и пациента о чем можно сообщить им, а о чем умолчать. Особенно осторожно надо давать информацию по телефону. Лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно печальных вестей, а попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Разговаривая по телефону, медсестра должна прежде всего назвать отделение, свою должность и фамилию. Нередко родственники пациента предлагают свою помощь в приобретении лекарственных препаратов, которых нет в отделении. Такие предложения должны быть вежливо, но твердо отклонены.
&Запомните! Обязательным качеством медицинской сестры должно быть стремление к постоянному повышению своей квалификации, углублению знаний, приобретению новых навыков.
Долг медработника предусматривает квалифицированное и ответственное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, которые предусмотрены в Конституции, в законодательстве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах. Ответственность медработника основана на особенностях его деятельности: взаимном доверии пациента и медика. Неблагоприятные исходы заболеваний в ряде случаев связаны с упущениями, которые произошли в следствие душевного волнения, растерянности, а иногда и недостаточной квалификации или низких моральных качествах медработника. В двух последних случаях мы имеем профессиональные правонарушения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДСЕСТРЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ЕЕ НАРУШЕНИЯ.
Правонарушения можно разделить на проступки и преступления.
Проступки в свою очередь с юридической точки зрения, делятся на гражданские, административные и дисциплинарные.
Если медработник портит имущество медучреждения, бесхозяйственно хранит и использует медикаменты и перевязочный материал, а также наносит вред пациенту из-за неправильного лечения (например, дал на прием лекарство, не назначенное врачом, которое вызвало сильную аллергическую реакцию, занес инфекцию при выполнении манипуляции и т.д.), то в этом случае он совершает гражданский проступок, за который несет гражданскую ответственность. Она заключается в применении к медработнику имущественных санкций: возмещение убытков за порчу оборудования и значительный перерасход медикаментов, за потерю пациентом трудоспособности вследствие неправильного лечения.
Гражданская ответственность осуществляется в судебном порядке в виде гражданского иска или в общественном порядке (например, осуждение поступка в коллективе.)
Административные проступки медработника выражаются, например, в нарушении правил госпитализации пациентов, требований техники безопасности, противопожарных и санитарно- противоэпидемических правил и так далее. В этом случае медработник несет административную ответственность в виде наложения штрафа, конфискации инструмента, препаратов. Он может быть также временно отстранен от должности.
И, наконец, дисциплинарными проступками являются нарушения медработником трудовой, служебной и производственной дисциплины, установленных определенными правилами (опоздание на работу, прогул, невыполнение распоряжения старшей медсестры, врача, зав. отделением). За эти проступки администрация медучреждения может наложить на медработника дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, строгого выговора, перевода на низшую должность, увольнение с работы.
Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка и не может быть предъявлено позднее чем через месяц со дня установления проступка и позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения.
Медработнику может быть предъявлено одновременно несколько обвинений. Например, если он, нарушая правила внутреннего трудового распорядка, причинил материальный ущерб, то его проступок является и гражданским и административным, т.е. он может быть наказан и в судебном порядке и административном.
В деятельности медработников чаще всего наблюдаются дисциплинарные и гражданские проступки.
В некоторых случаях медицинский работник во взаимоотношениях с пациентами допускает нарушение правовых норм. Это приводит к возникновению уголовных дел. В каких случаях медицинские работники привлекаются к уголовной ответственности? В некоторых случаях медицинский работник во взаимоотношениях с пациентами допускает нарушение правовых норм. Это приводит к возникновению уголовных дел.
В каких случаях медицинские работники привлекаются к уголовной ответственности?
· Если медработник, выполняя свои обязанности, не соблюдает необходимой осторожности или вследствие небрежности или недобросовестности не выполняет или ненадлежащим образом выполняет свои должностные обязанности.
· Если совершаются умышленные преступления.
Умышленные преступления медработников.
Этот вид преступлений совершается медработниками довольно редко.
К ним можно отнести:
Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета ядовитых, сильнодействующих и наркотических средств. Здесь в большей степени имеются ввиду работники фармацевтических предприятий, медицинских складов и аптек. Преступления могут быть совершены как умышленно, так и по халатности. В аптеках, так же как и в лечебных учреждениях существует определенный порядок хранения, учета и отпуска ядовитых, сильнодействующих и наркотических средств, который медработники обязаны неукоснительно выполнять. В последние годы увеличилось число лиц, страдающих наркоманией и токсикоманиями. Нередко для того, чтобы удовлетворить свое патологическое влечение, они пробегают к помощи родных и знакомых, медиков по специальности. Медицинские сестры, которые имеют доступ ко всем медикаментам, поступающим в отделение, должны быть особенно бдительными и вести строгий учет их. Халатность и небрежность могут привести на скамью подсудимых.
Уголовное дело против медработника может быть возбуждено за умышленное неоказание помощи пациенту: неявку по вызову, отказ организовать за пациентом наблюдение, отказ оказать неотложную медицинскую помощь людям в дороге, на улице.
Хотя аборты у нас не запрещены, разрешение на их производство имеют только врачи в лечебных учреждениях, иные случаи производства аборта считаются незаконными и уголовно наказуемыми. Исключением могут быть случаи, когда лицо, не имеющее высшего мед. образования произвело аборт при крайней необходимости (например, для сохранения жизни беременной).
Выдача подложных медицинских документов считается должностным подлогом и наказывается лишением свободы на срок до двух мет, или исправительными работами на тот же срок, или отстранением от должности.
К уголовной ответственности привлекаются средние и младшие медицинские работники за незаконное врачевание, как лица, не имеющие права этим заниматься без высшего образования.
И наконец, если медицинский работник нарушил правила борьбы с эпидемиями, а именно: своевременно не доложил в органы здравоохранения или скрыл случаи заразных болезней, способствовал укрытию пациентов, подлежащих обязательной госпитализации и санобработке, то он наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом.
ТИПЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Венгерский доктор Харди, автор известной в нашей стране работы «Врач, сестра, больной» выделяет типы медицинских сестер в зависимости от характера и отношения к работе.
1. Практический тип, отличающийся точностью и строгостью, забывающий иногда о человеческой стороне пациента. В поведении это может проявиться в том, что медсестра будит спящего пациента, чтобы дать ему снотворное.
2. Артистический тип, такая медсестра старается без чувства меры произвести впечатление на пациента, старается быть важной.
3. Нервный тип: такая медсестра часто бывает утомленной, испытывает ощущение, что ее усилия никто не признает. Она старается подсознательно уклониться от некоторых обязанностей, например, спасения заразиться. Некоторые медсестры такого типа склонны к токсикомании, в которой они компенсируют и подавляют свои затруднения.
4. Мужской тип медсестры, крупного телосложения: решительная, энергичная, самоуверенная, последовательная. Пациенты характеризуют ее поведение как «военные». Может быть хорошим организатором и успешно воспитывать молодых медсестер. Если ее деятельность складывается неблагоприятно, бывает примитивной, агрессивной и деспотичной.
5. Материнский тип медсестры, «милая сестричка», чаще всего это медсестра пикнического телосложения.
6. И наконец, к шестому типу относятся сестры - специалистки, работающие, например, с электрокардиографом и электроэнцефалографом.
Они иногда имеют чувство превосходства над медсестрами, работающими, в отделениях. Если они этого не скрывают, то между ними и другим персоналом с чередующимися дежурствами бывают напряженные отношения. Медицинские сестры работают в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля.
Особенности взаимоотношений медсестер с пациентами в стационаре.
На эти отношения оказывают влияние следующие факторы:
1.Возможность длительного, круглосуточного наблюдения за пациентами.
2.Своеобразие психологии пациентов, которые в силу обстоятельств вынуждены изменять свои жизненные стереотипы.
3.Возможность регулярно, в одно и то же время выполнять назначение врача по приему лекарств или выполнению медицинских процедур.
4.Возможность регулярно встречаться с родственниками пациента. Специфика общения с пациентом в амбулаторных условиях. Контакты в течение дня с большим количеством пациентов. Это требует от участковой медсестры четкой организации своего труда.
В обязанности участковой медсестры входит:
Составление четкого графика приема пациентов с учетом первичных и повторных посещений.
Контроль за соблюдением времени приема.
Подбор историй болезни (амбулаторных карт)
Уточнение причины приема.
Посещение пациента на дому с целью наблюдения за динамикой его болезни, условиями быта и семейных отношений, выполнения на дому назначений врача.
Создает условия для пациентов в месте ожидания приема.
Организация приема.
Организовывая прием, сестра должна приветливо встретить пациента, узнать его фамилию и время приема, извиниться, если произошла задержка в приеме, объяснить ее причину, ответить на интересующие вопросы.
Кроме того медсестра должна помнить, что:
во-первых, во внеочередном приеме нуждаются пациенты в тяжелом или остром состоянии, которым требуется немедленное оказание помощи.
во-вторых, имеются определенные категории людей, прием которых необходимо провести в первую очередь: это инвалиды, пожилые люди, которым в силу их соматического состояния трудно ожидать прием, пациенты с высокой t, острыми болями в сердце и животе,
в-третьих, целесообразно принять в первую очередь агрессивных пациентов, с ярко выраженными истерическими чертами, т.к. они создают нездоровую психологическую обстановку.
GВнимание! Ваше рабочее место должно быть эстетически красивым и опрятным, как и Вы сами - это залог скорого выздоровления Вашего пациента.
МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.
Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, если раньше сестра только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делается особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.
Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.
Модель предложенная Н. Роупер в 1976 г., дополненная в 80 годы В.Логан и А.Тайэрни
Авторы считают, что медсестра должна сосредоточить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, оценка сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и поддающихся оценке результатах.
Авторы модели установили 12 видов повседневной жизнедеятельности. Часть из них имеет биологическую основу, другие - культурную и социальную.
Оценка состояния пациента
Первичная сестринская оценка проводится для сбора данных о каждой потребности, затем медсестра устанавливает:
что пациент может делать в настоящее время; и что пациент в обычной ситуации выполняет без затруднения;
2) какие проблемы существуют в настоящее время;
3) какие проблемы могут развиться. При планировании ухода медицинская сестра записывает действительные и потенциальные проблемы, цели ухода и сестринские вмешательства.
Сестринские вмешательства должны:
-предупредить развитие потенциальных проблем;
-уменьшить тревогу пациента;
-предоставить возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушений потребности и помочь решить действительные проблемы
Оценка качества и результатов ухода.
Медсестра устанавливает, достигнуты ли поставленные цели, и насколько полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела в решении действительных проблем.
Модель Д. Джонсон
Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей.
Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.
Д. Джонсон различает два основных типа поведения человека.
- установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека;
- установка, создаваемая прошлыми привычками.
Проводится оценка состояния пациента. Медицинская сестра определяет, существуют ли проблемы, связанные с поведением пациента. Затем изучаются подсистемы, вышедшие из равновесия. Джонсон предлагает выделить отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблему. Медицинская сестра решает, на что должно быть направлено сестринское вмешательство, для этого необходимо получить дополнительную информацию от родственников и лечащего врача.
Автор данной модели утверждает, что нарушение равновесия в одной подсистеме оказывает влияние на взаимосвязанные подсистемы.
Установив нарушение равновесия в конкретных подсистемах, медсестра вместе с пациентом определяет цель ухода. Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешательства, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента.
Для осуществления плана ухода устанавливаются краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели восстановления равновесия в подсистемах.
Сестринские вмешательства:
- ограничение поведения;
- защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды;
- подавление неадекватных реакций пациента;
- сотрудничество медицинской сестры с пациентом. Пациент должен представлять свою роль, свои действия в восстановлении здоровья.
Оценка качества и результатов ухода.
Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, предвидя возможное поведение пациента, так как оно определяет, что вмешательство было успешным и цель достигнута.
Если ожидаемые результаты не достигнуты, медицинская сестра проводит переоценку поведения пациента в пределах каждой из подсистем. Для этого ей необходимо получить дополнительную информацию от родственников.
Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение нетипично для пациента, можно сделать вывод, что эти изменения функциональной природы.
Адаптационная модель К. Рой
Создана в 1976 году, использует достижения в области физиологии и социологии. Рой полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, то есть какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален.
Согласно этой модели, есть определенный уровень адаптации, и все раздражители, попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределами.
Рой называет факторы, влияющие на уровень адаптации, раздражителями, они бывают трех типов:
- очаговые - находятся в окружении человека
- ситуационные - возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние.
- остаточные - результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации.
Предлагается четыре способа адаптации, изменяющих поведение:
физиологический;
Я- концепция;
роль-функция;
взаимозависимость.
Физиологический способ адаптации - это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород.
Я-концепция - это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных "Я". Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях, изменяющих его тело; ампутация конечностей, мастэктомия, наложение стомы.
Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье, на работе, в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Активный, деятельный человек, занимающий определенное положение в обществе, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента.
Взаимозависимость - это стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях. Медсестре следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала, испытывает отрицательные эмоции.
Оценка состояния пациента
Медицинская сестра должна определить, дает ли поведение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть, медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуационными или остаточными раздражителями.
Медицинская сестра, использующая эту модель, определяет пределы адаптации для каждого человека. То, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого благодаря его уровню адаптации не создает никаких проблем.
Планирование сестринского ухода
Медсестра, выявив раздражители, вызывающие у пациента неадекватные реакции, совместно с пациентом определяет цели:
- краткосрочная цель ухода, позволяет расширить уровень адаптации или устранить раздражитель;
- долгосрочная цель ухода поможет пациенту адаптироваться к постоянно изменяющейся окружающей среде.
Сестринское вмешательство
Предполагает, что каждый человек стремиться к состоянию психологического и физиологического равновесия. Сестринское вмешательство должно изменить раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации и был направлен на очаговые раздражители.
Оценка эффективности сестринского ухода
Сестринское вмешательство эффективно только в том случае, если достигнута цель в конкретных адаптивных способах.
Модель Д. Орем
Каждый человек, здоровый или больной, должен иметь равновесие в потребностях в самоуходе и возможностях его осуществлять.
Первичная оценка потребностей и возможностей пациента в самоуходе.
Медсестра определяет необходимое поведение пациента при самоуходе - равновесие между потребностями и возможностями осуществлять самоуход. Проводя первичное обследование пациента, медсестра определяет, нужна ли ее помощь. Для этого она должна собрать дополнительную информацию и выяснить, почему возник дефицит самоухода. Осмотр и наблюдение, беседа помогут ей понять проблему пациента:
- недостаток знаний и умений;
- мотивация;
- ограничение поведения, продиктованное общественными и культурными нормами.
Сестринский уход планируется в зависимости от возможностей самоухода самого пациента и его родственников.
Оценка эффективности сестринского ухода
Прежде всего учитывается, что достигнуто самим пациентом к назначенному ими совместно времени. Сестринский уход считается эффективным, если удается сохранить или восстановить равновесие между возможностями и потребностями в самоуходе.
Модель В. Хендерсон
Предложена Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.
Медсестра совместно с пациентом устанавливает, какие из потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Принимать решения за пациента медицинская сестра может только в том случае, если пациент не в состоянии этого сделать.
Планирование ухода
Автор данной модели считает, что пациент должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости.
Поставленная цель должны быть реалистичной и измеримой, чтобы можно было оценить успешность или безуспешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство
Направлено на укрепления здоровья пациента, полное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.
Оценка результатов ухода
Итоговую оценку выполнения плана по уходу начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. При не достижении цели изменяют формулировки цели и планируют новые сестринские вмешательства.
Сущность теории потребностей А. Маслоу.
Характеристики основных потребностей человека
Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
I. Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тега потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.
II. Потребности в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению старости и т.д.
III. Социальные потребности - удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
IV. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, - здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
V. Потребность в развитии личности и осуществление самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
&Запомните! В основе сестринского обследования лежит учение американского психолога А.Маслоу о 14 основных человеческих потребностях.
Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Каждый человек имеет 14 основных потребностей.
Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения одной, а чаще нескольких потребностей человека, что вызывает у него ощущение дискомфорта. Например, при ангине, может нарушаться удовлетворение потребностей есть, пить, поддерживать t, работать и другие. Поскольку конечной цепью деятельности медсестры является обеспечение комфорта и «помощь пациенту в получении недостающего», она должна знать, что именно вызывает дискомфорт, мешает пациенту жить полноценной жизнью. Другими словами, медсестра обязана по определенной методике (см. модуль «Основные жизненно важные потребности человека в здоровье и болезни») выяснить удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено у ее пациента.
В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека
более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.
В настоящее время в странах с высоким уровнем социально - экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.
Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.
Потребность в кислороде - нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь - неразделимые понятия.
При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Модель М. Аллен
Эта модель встречается в литературе под несколькими названиями - модель Макгила, которую впервые внедрили в университете Макгила в Монреале, также эту модель называют моделью М. Аллен - по имени автора.
Оценка состояния пациента
Медсестра наблюдает за поведением пациента, а также использует полученную информацию от членов семьи, выявляет сильные стороны семьи и существующие проблемы, связанные со здоровьем пациента. Определяет приоритеты и отношение членов семьи пациента к определенным сферам деятельности, ее духовные ценности и убеждения.
Планирование сестринского ухода
Медсестра выясняет, что думает, чувствует, в чем нуждается пациент и его семья в связи с предстоящим лечением. Она должна определить время проведения тех или иных мероприятий плана, руководствуясь при этом результатами непрерывной оценки пациента и его семьи. Пациент должен осознать и использовать потенциальные возможности свои и своей семьи для того, чтобы разработать план действий. Планы должны быть нацелены на решение всех задач, выявленных медсестрой в процессе работы с семьей. Данная проблема долговременная, и предстоит длительный период, в течении которого придется направить все усилия на преодоление причин, вызвавших проблему. Пациент и его семья должны это понять и осознать.
Сестринское вмешательство
Медсестра должна определять, какие подходы к преодолению проблем предпочтительны для пациента и его семьи, и оценить их эффективность. Она должна постоянно работать над планами действий, исходя из ситуации в семье.
Сестринское вмешательство предусматривает следующее:
- образ жизни пациента (как заболевание может отразиться на профессиональной деятельности);
- стресс (если сменить место работы не представляется возможным);
- диета и контроль за массой тела;
- физические упражнения;
- вредные привычки - курение.
Оценка эффективности сестринского ухода
Медсестра фиксирует оценки пациента и его семьи в отношении плана мероприятий и вносит в него необходимые изменения, основываясь на мнении семьи о возможности достижения ожидаемых результатов. Она обобщает работу, проделанную членами семьи.
Ознакомившись с несколькими моделями из множества существующих мы видим, что единой модели на сегодняшний день не существует.
Практикующие сестры во многих странах одновременно используют несколько моделей, причем выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.
Осмысление уже разработанных моделей помогает выбрать те, которые пригодны для конкретного пациента.
Модель сестринского ухода помогает акцентировать внимание медицинской сестры при обследовании пациента, постановки диагноза и планировании сестринского вмешательства.
Тема: ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.
Общение в сестринском деле - обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существует три уровня общения:
• Внутриличностный
• Межличностный (между двумя и более людьми)
• Общественный (между большими группами)
Функции общения:
1. Информационная.
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
2. Экспрессивная (эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла.
3. Регулятивная.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
Выделяют два типа общения:
1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с помощью речи .
2. Бессловесный (невербальный)
К этому типу общения относятся:
а) внешний вид, манера держать себя и одежда.
Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.
б) выражение лица, мимика и жесты («язык тела»).
в) положение тела в пространстве по отношению к пациенту.
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта»
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
Интимное - менее 40 см,
Личное - 40 см - -2 м,
Социальное - 2 м - 4 м,
Открытое - более 4 м.
Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием . на бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны вступить друг друга в свою личную зону. Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) время общения.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем свои видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.
К не вербальному типу общения примыкают так называемые
Паралингвистические эффекты:
Пауза
Интонация
Возгласы и восклицания
Тон, звучность, тембр голоса
Дикция
Скорость речи
Факторы, способствующие или препятствующие организации общения:
Тишина
Конфиденциальность
Адекватное освещение, отопление и вентиляция
Удобная поза
Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения - психологические закономерности восприятия людьми друг друга.
Эти закономерности определяет:
Степень знакомства
Предшествующая информация о человеке
Личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников
Эмоциональный фон.
Важную роль играет «эффект ореола» - первый образ восприятия, доминирующий в последствии достаточно долгое время.
В процессе обучения очень важен стиль общения.
Различают 5 стилей общения:
1. давление (авторитарный);
2. уступки;
3. компромисса;
4. сотрудничества;
5. избегания.
Эффективность общения определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
&Запомните! Фундамент общения - доброжелательное отношение к людям.
Таким образом, главная цель общения в сестринском деле, его сверхзадача, центральная идея - помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
II БЛОК – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Контрольные вопросы по модулю
1.Основные понятия философии сестринского дела.
2.Определение понятий:
сестринское дело;
пациент;
сестра;
окружающая среда.
3.Основные принципы философии сестринского дела
4.Миссия сестринского дела.
5.Задачи сестринского дела.
6.Сестринское дело и общество.
7.Функции сестринского дела.
8.Этические элементы философии сестринского дела.
9.Задачи сестринского дела.
10.Что такое этика?
11.Каковы задачи медицинской этики?
12.Что такое биоэтика?
13.Что такое деонтология?
14.Назовите основные задачи медицинской деонтологии.
15.Понятие о субординации?
16.Основные принципы биоэтики?
17.Основные обязанности, возложенные на медицинскую сестру?
18.В чем суть понятий: эгогения, эгрогения, ятрогения, эгротогения?
19.Виды общения?
20.Элементы эффективного общения?
21.Характеристика вербального общения?
22.Характеристика невербального общения?
23.Понятие и функции общения?
24.Зоны комфорта.
25.Как использовать общение, как средство социальной поддержки?
26.Назовите основные правила внешней и внутренней культуры медработника.
27.Назовите общие принципы психологии общения с пациентами
28.Расскажите об этике взаимоотношений медицинского работника с родными и близкими пациента.
29.Каковы основные черты характера, которым должна обладать медсестра? Назовите их по группам.
30.В чем особенности взаимоотношений медицинских сестер и пациента в том числе по Харди?
31.Назовите основные виды проступков медицинских работников и виды ответственности
Ситуационная задача для совместного разбора с преподавателем.
В 21 час 30 минут поступивший днем больной обратился к медицинской сестре с просьбой дать ему «успокаивающую» микстуру и снотворное, т.е. он якобы не может заснуть от болей в животе. При приеме микстуры рука его сильно дрожала, а когда отдавал стаканчик, то медицинская сестра почувствовала, что ладонь его была влажной.
В истории болезни врач снотворное не назначил. Больной был возбужден и требовал снотворное и еще успокаивающего.
Какова тактика медицинской сестры в этом случае?
Эталон ответа
Медицинская сестра должна провести беседу с пациентом, успокоить его и сказать, что после приема микстуры ему станет легче и он уснет, так что снотворное ему не понадобиться; без назначения врача медицинская сестра не должна давать снотворное пациенту, но если он будет настаивать, то сообщить врачу о его требовании и в дальнейшем действовать по указанию врача.
Ситуационные задачи
Задание: в предложенных задачах необходимо оценить ситуацию и определить тактику медицинской сестры.
Задача №1.
Вновь поступившему пациенту соседи по палате сообщили, что незадолго до его поступления на этой кровати умер пациент от рака. Пациент стал нервничать и просить медицинскую сестру положить его на другую кровать или поменять матрац, одеяло, подушку, т.к. боялся «заразиться раком».
Какова должна быть тактика медицинской сестры?
Задача №2.
Вновь поступивший пациент в лечебном отделении просит медицинскую сестру заменить лекарственные средства для инъекционного введения, назначенные врачом, на таблетированные формы, т.е. он боится постинъекционных осложнений, в частности «заражение СПИДом».
Выберите тактику, которую должна применить медицинская сестра данному пациенту?
Задача №3.
Медицинская сестра, присутствовавшая в компании людей, увлеченно рассказывает: "Представляете, у нас вчера делали аборт девочке, 13 лет. Да вы ее, наверное, знаете, дочка Гали Иванченко". Следует вопрос одного из гостей: "Это Галя, которая работает мастером в ЖЭКе?". "Да, да, она!" - убедительно отвечает медсестра.
Оцените поведение медсестры. Охарактеризуйте этическую ошибку, возможный исход.
Задача №4.
Терапевтическое отделение. Постовая медсестра обратилась с просьбой о помощи к студентам медколледжа:
- Позови на физиопроцедуры больного из 5 палаты, третья койка от окна, прихрамывает.
Опишите тактику поведения постовой медсестры и студентки медколледжа.
Задача №5.
В отделение поступил тяжелобольной. Назначены кислородные ингаляции. Но больной наотрез отказывается от кислорода. Медсестра спрашивает:
- Вы плохо переносите кислород?
-Нет.
- Почему же тогда отказываетесь?
- Да просто не хочу.
-Но почему же?
Молчит, тяжело дыша, виновато отводя взгляд. Затем отвечает:
- Я же не умирающий.
Объясните тактику поведения медсестры в данной ситуации.
Задача №6.
Опытный, молодой хирург оперировал мальчика и тот пришел в сознание, однако травма
оказалась несовместимой с жизнью и через несколько дней больной умер. В этот момент дежурная медсестра сказала убитой горем матери: "Оперировал-то молодой врач, вот если бы профессор, ваш сын остался бы в живых".
Оцените тактику поведения медсестры. Какие последствия могут возникнуть в результате этой ошибки в деонтологии.
Задача №7.
Участковая медсестра встретила на улице одну из своих пациенток, которая находится на диспансерном учете по поводу хронического гастрита. После приветствия, она с сочувственным видом обратилась к больной: "Ах, как вы плохо выглядите".
Опишите тактику поведения медсестры.
Задача №8.
Преимущественно с психотерапевтической целью тяжелобольной была назначена физиотерапевтическая процедура. Когда больная пришла в кабинет, сестра взглянула на историю болезни, удивленно подняла брови и воскликнула: "И куда это Вас прислали?! У Вас же лимфогранулематоз 4 степени". Больную, от которой скрывали диагноз, доставили в отделение с тяжелой психической реакцией.
Опишите тактику поведения медсестры.
Задача №9.
У 15-летнего мальчика при вскрытии брюшной полости по поводу предполагаемого аппендицита, на слепой кишке обнаружена опухоль с изъязвлениями , которая была расценена по объективному осмотру, как раковая. Медсестра, сразу же после операции поставила в известность родителей. Это известие так подействовало на отца, страдавшего сахарным диабетом, что у него произошло редчайшее обострение сахарного диабета, развилась кома, от которой он скончался.
Отцу не пришлось разделить радости выздоровления сына, ибо у мальчика оказалось туберкулезное поражение слепой кишки. После специального лечения, он полностью выздоровел.
Оцените тактику поведения медсестры. Объясните, как необходимо информировать родных тяжелобольного.
Задача №10.
Учащаяся медицинского колледжа вошла в палату, после долгого отсутствия, поздоровалась, огляделась и воскликнула: "Как, Вы еще живы?!". Возглас был адресован безнадежно больной, находившейся в палате.
Какие последствия для больной могут иметь место после такого "удивления"?
Опишите поведение медсестры с безнадежно больной.
ΙΙΙ БЛОК: КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Задание: дополните предложение:
1. Первая община сестер милосердия была создана в ______________(страна).
2. Первую общину сестер милосердия организовал священник _____________________________.
3. Новый и качественный уход за больными и ранеными стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период ___________________________ войны.
4. Имя великой англичанки, являющейся символом милосердия во всем мире _____________________________________________________.
5. Указ Петра I о службе женщин при воспитательных домах вышел в ________ году.
6. В 40-50 –х годах XIX века в России создаются общины _________________________________________________________.
7. Свято-Троицкая община была организована в городе _________________________________________________________.
8. Годы жизни Ф. Найтингейл 18___ -19____.
9. «Три столпа», на которые опирался в своей деятельности в годы Крымской войны выдающийся хирург Н.И. Пирогов, - это Екатерина __________________, Екатерина __________________, Елизавета _____________________.
10. Сестер милосердия в России стали называть медицинскими сестрами с 19___года
Эталон ответов 1. Франции 2. Викентий Поль 3. Крымской 4. Флоренс Найтингейл 5. 1715 г. 6. Сестер милосердия 7. Санкт-Петербурге 8. 1820-1910 гг. 9. Бакунина, Хитрова, Карцева 10. 1926 г.
Тест на закрепление материала
Задание: Выберите один правильный ответ
1.Предмет изучения биоэтики
а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми
б) профессиональный долг медицинской сестры
в) история сестринского дела
г) профессиональные знания и умения медицинской сестры
2.Первым теоретиком сестринского дела является
а) Ю. Вревская
б) Е. Бакунина
в) Д. Севастопольская
г) Ф. Найтингейл
3.К вербальному относят общение с помощью
а) мимики
б) слова
в) жеста
г) взгляда
4.Коммуникация - это
а) обмен знаний между студентами
б) обмен информации для взаимопонимания
в) обмен
документами между медицинским работником
г) нет верного ответа
5.Укажите размер «интимной» зоны
а) 15-45 см
б) 30-75 см
в) 5-15 см
г) нет верного ответа
6.Выбери размер «личной» зоны:
а) 0,54-1,5 м
б) 0,2-1,05 м
в) 0,46-1,2 м
г) нет верного ответа
7.Укажите синоним бессловесного общения:
а) невербальное
б) вербальное
в) терапевтическое
г) нет верного ответа
8.Что изучает медицинская деонтология?
а) клинические проявления различных заболеваний;
б) взаимоотношения между медицинскими работниками и больным, круг вопросов долга, морали и профессиональной этики медработников;
в) ятрогенные заболевания.
г) оценку профессионализма медработников;
9.К физиологической потребности, согласно иерархии А. Маслоу, относится
а) уважение
б) знание
в) дыхание
г) общение
10.В каком году во Франции была организована первая община сестер милосердия (священником Викентием Поль).
а) в 1617г.
б) в1688г.
в) в 1700г.
г) в 1615г.
11.Международный День медицинской сестры празднуется:
а)17 июня
б)12 мая
в)7 января
г)25 октября
12.Компететность в деятельности медсестры означает:
а) чёткое выполнение медсестрой своих обязанностей
б) сохранение сведений о пациенте
в) подчинение старшему по должности младшему
г) организация образа жизни пациентов, способствующий его выздоровлению
13.Основная функция сестринского дела:
а) реабилитация пациентов
б) облегчение страданий пациент
в) укрепление здоровья и профилактика заболеваний
г) лечение заболеваний
14.Наука, изучающая вопросы нравственного поведения медработников:
а) медицинская деонтология
б) медицинская этика
в) медицинская педагогика
г) медицинская психология
15.Философия сестринского дела -это:
а) Система взглядов на взаимоотношения между обществом и окружающей средой
б) Система взглядов на взаимоотношения между медсестрой и пациентов
в) Система взглядов на взаимоотношения между медсестрой, врачом и пациентом
г) Система взглядов на взаимоотношения между медсестрой, пациентом, обществом и окружающей средой
16.Автор модели ухода, основанной на 14 потребностях человека
а) Бакунина Екатерина Михайловна
б) Пирогов Николай Иванович
в) Флоренс Найтингейл
г) Вирджиния Хендерсон
17.Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский психолог
а) Бюлау
б) Маслоу
в) Терц
г) Рой
18.Автор модели сестринского дела
а) Доротея Орем
б) Юлия Вревская
в) Абрахам Маслоу
г) Николай Пирогов
19.Этические ценности – это все перечисленное, за исключением:
а) профессионализм;
б) милосердие;
в) забота;
г) независимость.
20.Обязанностью, медицинской сестры не является:
а) сохранять здоровье;
б) быть целеустремленной;
в) предотвращать заболевания;
г) облегчать страдания пациента
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.