Универсальные учебные действия

  • Педсоветы
  • ppt
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме:"УУД". На слайдах презентации отражены все виды УУД, их определения, их место в ФГОС. Данный материал можно применять на заседаниях школьных методических объединений, при работе с начинающими учителями, при составлении рабочих программ по предметам.
Иконка файла материала ууд-презентация.ppt
Универсальные  учебные действия
ФГОС -совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти
ФГО С Дошкольного образования Начального общего образования Основного общего образования Среднего общего образования Стандарт включает требования к основной образовательной УУД: -личностные; -регулятивные; -познавательные; -коммуникативные программе результатам К ООП К структуре ООП: -целевой раздел; -содержательный раздел; -организационный раздел Предметные (овладение, сформированность, освоение К условиям реализации ООП (кадровые, финансово- экономические, материально- технические) Метапредметные Межпредметные понятия
Универсальные  учебные действия
Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»  В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»:  Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:  - познавательные и учебные мотивы;  - учебная цель;  - учебная задача;  - учебные действия и операции;
Функции универсальных учебных действий:  ставить учебные цели, искать и использовать  - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; необходимые средства и способы их достижения; результаты деятельности; личности и ее готовности к непрерывному образованию;  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;  контролировать и оценивать процесс и  - создание условий для гармоничного развития
Универсальный характер учебных действий  Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности обучающегося независимо от ее специально – предметного содержания.  Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
Виды универсальных учебных действий:  В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:  1)личностный;  2)регулятивный;  3)познавательный;  4)коммуникативный;
Личностные действия  Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).  Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:  - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  - смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.  - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Личностные УУД Личностные  УУД Смысло­ образование Нравственно­ этическое  оценивание Самопознание  и само­ определение
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования  У выпускника будут сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;  широкая мотивационная основа учебной деятельности;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;  развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;  установка на здоровый образ жизни;  чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;  эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;
Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования  Выпускники получат возможность для формирования:  положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;  установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
замечание
Личностные действия (математика 5 класс)  Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:  Чувство гордости за свою Родину;  Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.  Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.  Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. • Независимость и критичность мышления. • Воля и настойчивость в достижении цели     
Регулятивные действия  Регулятивные действия обеспечивают обучающимся   - коррекция – внесение необходимых дополнений и  - планирование – составление плана и последовательности  - контроль – сличение способа действия и его результата с организацию их учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание – постановка учебной задачи; действий по достижению поставленной цели; заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата; уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;  - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что  -саморегуляция – способность к мобилизации сил и
Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу- ляция
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования  Выпускник научится:  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;  осуществлять пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования  Выпускник получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.
Математика 5 Регулятивные УУД:  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Познавательные универсальные действия  Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.  - структурирование знаний;  - осознанное и произвольное построение речевого  - выбор наиболее эффективных способов решения  - рефлексия способов и условий действия, контроль и высказывания в устной и письменной форме; задач в зависимости от конкретных условий; оценка процесса и результатов деятельности;  Общеучебные универсальные действия:  - самостоятельное выделение и формулирование  - поиск и выделение необходимой информации; познавательной цели; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Познавательные универсальные действия  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей; массовой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  понимание и адекватная оценка языка средств  - постановка и формулирование проблемы,
Познавательные универсальные действия  Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия:  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические)  - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
классификации объектов; связей; Логические действия:  - анализ объектов с целью выделения  - синтез – составление целого из частей;  - выбор оснований для сравнения,  - установление причинно – следственных  - построение логической цепи рассуждений;  - доказательство;  - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:  - формулирование проблемы;  - самостоятельное создание способов решения признаков (существенных, несущественных); проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования  Выпускник научится:  Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;  Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;  Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  Основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования  Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;  Устанавливать причинно-следственные связи; научиться:  Выпускник получит возможность  Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования  Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Математик а 5  Познавательные УУД:  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  • давать определения понятиям.
Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности;  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  К коммуникативным действиям относятся:  - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Коммуникативные действия  - разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  - управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;  - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка;
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования  Выпускник научится:  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;  формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;  строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования  Выпускник получит возможность научиться:  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.
Математик а 5 Коммуникативные УУД:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Основные выводы  Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.

Посмотрите также