Универсальный кластер как средство, обеспечивающее применение одинаковых подходов и классификаций на всех этапах обучения
Оценка 4.9

Универсальный кластер как средство, обеспечивающее применение одинаковых подходов и классификаций на всех этапах обучения

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
24.05.2020
Универсальный кластер  как средство,  обеспечивающее применение одинаковых подходов и классификаций на всех этапах обучения
новое методическое средство, основанное на общем для всех ступеней обучения алгоритме, которое объединит все этапы формирования речи детей. Таким алгоритмом в нашем случае является универсальный кластер, обеспечивающий применение одинаковых подходов и классификаций на всех этапах взросления личности
Программа Универсальный кластер.docx

МКОУ «Боровская СОШ»

 

 

 

 

 

Программа опытно-экспериментальной работы

 

 

Универсальный кластер  как средство,  обеспечивающее применение одинаковых подходов и классификаций на всех этапах обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

с. Боровское

Авторы:

Ильина Ирина Афанасьевна

учитель русского языка и литературы МКОУ «Боровская  СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование актуальности темы.

Социокультурная  ситуация в сегодняшней России  - это время отрицания и переоценки прежних ценностей, поиска сохранения культурного опыта, связанных с распадом традиционных и одновременно с возникновением новых ценностей . Одна из ценностей язык, разрушение которого обусловливает разрушение нации. Поэтому защита языка как одной  из незыблемых ценностей является едва ли  не самой актуальной на сегодняшний день проблемой.

Речевой культуре всегда уделялось особое внимание в процессе воспитания, но сейчас она приобретает особое значение , так как ситуация становится угрожающей для всей страны.

Ситуация характеризуется множеством негативных факторов:

- снижается требовательность к речевой грамотности в обществе;

информационная культура диктует новый темп жизни, его особенностью становится «телеграфный» стиль, «телеграфная»  пунктуация,

происходит смешение стилей в свободном общении людей;

-ненормативная лексика, жаргонизмы становятся почти нормативными, так как легализуются в речи авторитетных общественных деятелей, представителей культуры и т.д.;

-допускаются ошибки в речи бывших эталонов речевой культуры (например, в речи дикторов телевидения);

- виртуальное общение сокращает время реального общения – теряются или не формируются речевые, коммуникативные  навыки.

Вместе с тем стремительно меняется язык: приходят в речь неологизмы, возникают новые нормы  (в ударении, например)

Однако методикой  развития речи практически  не предусмотрено не только своевременное  обновление содержания работы, но и остаются  нерешёнными традиционные проблемы, главной из которых является  психологическая травма, получаемая детьми  при переходе  из начальных классов в среднее звено. Причина этому обусловлена  противоречиями в подходе к оценке речевой компетентности школьника, к классификации ошибок. В начальном звене оценка определяется без классификации ошибок в содержании и речи, в среднем звене  детские работы сразу оцениваются в соответствии с нормами, целиком согласованными с классификацией ошибок, от которой учитель не может отходить даже при высоком творческом потенциале  работ . Ученик сталкивается м полной неожиданностью , которая чаще всего воспринимается несправедливостью. Многие из школьников переходят из разряда  «ударников» в «троечники», а при психологическом протесте – и в «двоечники». Родители тоже становятся «жертвами» ситуации, редко находя  адекватный выход.

Новые тенденции и старые проблемы требуют новых методических подходов, с одной стороны.

В этой связи представляется  перспективной разработка особых алгоритмов, упрощающих и визуализирующих  учебных процесс, что облегчает понимание  сегодняшнего  юного поколения, привыкшего  к интернет-стереотипам. Алгоритмы соответствуют стилю современного мышления, всё больше смыкающемуся с компьютерным стилем. Они концентрируют информацию, экономят учебное время

Особой проблемой является специфика коррекционной работы в процессе развития речи: все ошибки каждого школьника индивидуальны. Если при анализе диктанта корректируется несколько типичных для всех ошибок, то после проведения творческой работы по русскому языку учитель оказывается перед тупиком, состоящим из сотен индивидуальных ошибок, которые невозможно разобрать на уроке. При   формировании речи типичных  ошибок практически не бывает, они практически всегда индивидуальны.

С другой стороны, разрушена старая система требований, среди которых обязательным было формирование на всех уроках школьной дисциплины монологической и письменной речи, её грамотности

Нет согласия как в школьной горизонтали (между разными предметниками), так и по вертикали (между педагогами разных школьных ступеней). Особенно разрушительно разобщение учителей, преподающих русский язык и литературу на разных ступенях обучения детей, которые используют несогласованные подходы и оценке уровня речевой развитости ребенка (например, отсутствие классификации ошибок в начальной школе).

Кроме того насущной задачей становится создание системы речевого развития, начиная с еще более раннего возраста (с детского сада), когда обучение легко дается ребенку и когда закладывается фундамент любых навыков.

К тому же целью государственных стандартов является создание единого непрерывного  процесса образования на смежных этапах развития ребёнка. И сегодня, когда проблема преемственности вновь стала одной из самых обсуждаемых, у нас есть реальная возможность разораться, обменяться мнениями и, главное, договориться.

Таким образом необходимо создать новое методическое средство, основанное  на общем для всех ступеней обучения алгоритме, которое объединит  все этапы формирования речи детей. Таким алгоритмом в нашем случае является универсальный кластер, обеспечивающий применение одинаковых подходов и классификаций на всех этапах взросления  личности.

Важен и моральный аспект: в общей системе развития речи  равномерно распределяется степень ответственности  за судьбу ребёнка – ответ держит не только последний педагог, качество работы которого оценивается во время итоговой аттестации школьников в 11 классе, но все учителя всех ступеней образования  (сохранение данных по динамике развития речи каждого ребёнка предусматривается кластер-банком)

Организация преемственности в обучении предполагает и преемственность  ответственности на основе единых критериев.

Другим важным аспектом является ориентирование детей на эталонную речь художественных текстов, что обеспечивает формирование положительного речевого идеала, формирование необходимых речевых компетентностей.

 Цель  эксперимента: создание методического средства, обеспечивающего  результативность развития речи обучающихся на основе преемственности  в анализе и коррекции словесного творчества детей на основе работы  с текстом  на разных этапах взросления.

Задачи эксперимента:

1.      Проанализировать в соответствии с требованиями ФГОС состояние речевой грамотности разных возрастных  групп детей, составить индивидуальные  диагностические карты.

2.      Создать рабочие группы  по организации коррекционной работы на разных ступенях обучения, обеспечить преемственность их деятельности

3.      Провести с педагогами разных ступеней обучения тренинги по овладению общей классификацией ошибок и по разработке кластеров.

4.      Разработать на каждой ступени (ДОУ, начальная школа, среднее звено) форму коррекционного кластера и обеспечить преемственность его апробации.

5.      Организовать взаимодействие  с семьями обучающихся для обеспечения системности работы.

6.      Провести мониторинг результативности применения  коррекционного кластера и внести  изменения в первоначальную форму кластера в зависимости от учебной ситуации.

7.      Обобщить полученный опыт, модернизировать разработанную модель кластера с учётом общих тенденций исправления речи обучающихся.

Гипотеза эксперимента

Разработка единой системы коррекционного кластера над речевыми ошибками обучающихся будет эффективной, если:

Ø  внедрение системы будет принято педагогами ДОУ, начальных классов и среднего звена;

Ø  будет разработана и апробирована модель перехода на новую систему работы над речевыми ошибками с учётом преемственности;

Ø  будет приведена в соответствие классификация ошибок;

Ø  учителя среднего звена ознакомятся с системой  развития речи в начальной школе.

Объектом экспериментальной работы является процесс предупреждения и коррекции неправильной речевой компетентности детей

Предмет экспериментальной работы  - система развития речи детей на разных ступенях обучения на основе единых требований (классификации ошибок) и применения общего методического средства (коррекционного кластера)

Система может быть представлена следующей схемой (Приложение 1)

 

Скругленный прямоугольник: ДОУ Скругленный прямоугольник: начальная школа Скругленный прямоугольник: среднее звено
 


Трапеция: кластер-банк                          

 

 

 

 

 


                                          Диагностический инструментарий

 

В качестве диагностических материалов для выявления уровня развития общеучебных умений выступают проверочные (текстовые работы), состоящие из компетентностных задач.

 

Критерии оценки ожидаемых результатов

Качественные критерии

v  усвоение особенностей перехода работы по новой, учитывающей особенности

преемственности, системе работы над речевыми ошибками в ДОУ, начальном и среднем звене;

v  умение анализировать и сопоставлять особенности образовательных программ по

русскому языку и литературе в ДОУ, начальном и среднем звене;

v  сотворчество ученика и учителя;

v  умение идти от частных наблюдений к общим выводам;

v  умение аргументировать выдвигаемые положения;

v  потребность в самостоятельной исследовательской работе;

v  убеждённость в необходимости перехода на новую модель коррекционного кластера с учётом особенностей преемственности;

v  стремление к правильному, нормативному употреблению слов в речи.

Количественные критерии

v  снижение численности речевых ошибок, разных оценок творческих работ учителями начального и среднего звена;

v  положительная динамика текущих оценок по русскому языку за контрольные и творческие работы;

v  экзаменационные оценки

 

Сроки эксперимента:

январь 2019 –июнь 2021

Этапы эксперимента:

диагностический – январь 2019;

прогностический – февраль-март 2019 года;

организационный – май-июнь 2019;

практический – июль 2019– май 2021;

резервное время – сентябрь 2021;

обобщающий – октябрь 2021;

внедренческий – ноябрь 2021

 

Кадровое обеспечение  эксперимента

Группа

Функции

Состав

Методическая служба МКОУ «Боровская СОШ»

Организация и координация деятельности участников

Абзалутдинова С.П

Администрация школы

Организация и координация деятельности участников эксперимента, мониторинг результативности, корректировка процесса апробации, предупреждение негативных последствий

Карельцева Л.А

Речкина Н.В

Воспитатели, преподаватели русского языка

Предоставление информации об учащихся, помощь в определении приемлемых средств

 в решении проблем

Воспитатели ДОУ,

Педагоги начального и среднего звена

 

Методы исследования:

Ø  сопоставление и анализ особенностей коррекционного кластера в ДОУ, в начальном и среднем звене;

Ø  наблюдение за деятельностью учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы;

Ø  анкетирование и тестирование учащихся, родителей и других участников учебно- педагогического процесса;

Ø  анализ результатов самостоятельной деятельности школьников, их устных и письменных ответов, творческих работ;

Ø  анализ результатов экспериментальной работы, уточнение и корректировка.

 

Организационно-педагогические условия обеспечения преемственности осуществляются через:

1.      Договор о совместной работе МКДОУ «Белозерский детский сад №2» Боровской филиал

2.      Положение о взаимодействии МКДОУ «Боровской детский сад»

3.      Программы «От рождения до школы», «Школа России», УМК Рыбченковой Л.М «Русский язык»

Формы работы:

v  совместные консилиумы, педсоветы, семинары, заседания круглого стола учителей, педагогов – психологов, учителей – логопедов и др. специалистов;

v  взаимопосещение занятий, уроков воспитателями, учителями;

v  игровой марафон в ДОУ;

v  детская телестудия  (передачи «Ошибки вокруг нас»)

 

Прогноз положительных результатов

Ø получение объективных данных о состоянии речевой компетентности детей;

Ø обеспечение системного взаимодействия педагогов разных ступеней обучения в формировании речевой культуры детей;

Ø овладение педагогами разных ступеней обучения умением правильно классифицировать индивидуальные ошибки обучающихся;

Ø применение на практике разработанной модели коррекционной работы на основе кластера;

Ø сокращение количества речевых ошибок у детей;

Ø уменьшение психологических проблем при адаптации учащихся при переходе на другую ступень обучения

 

Прогноз негативных последствий и способы их коррекции

Прогноз негативных результатов

Способы коррекции

Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведение

Система ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка

Негативное отношение ряда учителей к нововведениям

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, консультации с координаторами эксперимента в центре и на местах

Неэффективное использование кластера

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов, консультаций

Система мероприятий по преемственности детского сада, начальной школы и среднего звена

Название мероприятия

Сроки

Кто проводит

Подготовительный этап (диагностический)

Совместное МО  воспитателей ДОУ, учителей начальной школы и среднего звена.

Цель:

анализ в соответствии с требованиями ФГОС состояния речевой грамотности разных возрастных групп детей;

создание рабочих групп по организации коррекционной работы на разных ступенях обучения;

обеспечение преемственности

январь 2019

Зам.директора по УВР, методисты, педагоги

Прогностический этап

Составление индивидуальных диагностических карт

Цель:

разработка классификации речевых ошибок

февраль-май 2019

Педагоги ДОУ, начальной и средней школы, методисты, психологи, логопеды

Мастер-класс

Цель:

провести с педагогами разных ступеней обучения тренинги по овладению общей классификацией ошибок по разработке кластеров

февраль-май 2019

Педагоги ДОУ, начальной и средней школы, методисты, психологи, логопеды

Организационный этап

Заседание творческих групп

Цель:

разработать на каждой ступени (ДОУ, начальная школа, среднее звено)форму коррекционного кластера  и обеспечить преемственность его апробации

Родительское собрание обучающихся ДОУ, начальной школы и среднего звена.

Цель:

организовать взаимодействие с семьями обучающихся для обеспечения системности работы.

Май-июнь 2019

Зам. директора по УВР, методисты, педагоги

Практический этап

Введение в систему работы над речевыми ошибками коррекционного кластера.

Цель:

реализация основных задач деятельности по коррекции речевого развития обучающихся.

Педагогический совет.

Цель:

анализ результативности применения коррекционного кластера.

Заседание творческих групп

Цель:

Внесение изменений в первоначальную форму кластера  в зависимости от учебной ситуации.

 

Май 2021

Зам.директора  по УВР, методисты, психологи, логопеды

Обобщающий этап

Семинар на тему «Проблемы и опыт введения универсального  коррекционногокластера »

Цель:

обобщить полученный опыт, модернизировать разработанную модель кластера с учётом общих тенденций исправления речи обучающихся

Октябрь 2021

Зам.директора по УВР, педагоги, методисты

Внедренческий этап

Педагогический совет на тему «Система работы по вневедомственному взаимодействию ДОУ, начальной и средней  школы»

Цель:

введение системы коррекционного кластера как универсального методического средства систематизации развития речи обучающихся в ДОУ,  начальном и среднем звене

Ноябрь 2021

Зам.директора по УВР, педагоги, методисты

 


 

МКОУ «Боровская СОШ»

МКОУ «Боровская СОШ»

Авторы: Ильина Ирина Афанасьевна учитель русского языка и литературы

Авторы: Ильина Ирина Афанасьевна учитель русского языка и литературы

Обоснование актуальности темы.

Обоснование актуальности темы.

Кроме того насущной задачей становится создание системы речевого развития, начиная с еще более раннего возраста (с детского сада), когда обучение легко дается ребенку и когда…

Кроме того насущной задачей становится создание системы речевого развития, начиная с еще более раннего возраста (с детского сада), когда обучение легко дается ребенку и когда…

Диагностический инструментарий

Диагностический инструментарий

Карельцева Л.А Речкина Н.В

Карельцева Л.А Речкина Н.В

Неэффективное использование кластераПовышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов, консультаций

Неэффективное использование кластераПовышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов, консультаций

Внесение изменений в первоначальную форму кластера в зависимости от учебной ситуации

Внесение изменений в первоначальную форму кластера в зависимости от учебной ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020