Употребление прилагательных в речи. 6 класс
Оценка 4.9

Употребление прилагательных в речи. 6 класс

Оценка 4.9
doc
17.01.2022
Употребление прилагательных в речи. 6 класс
Употребление прилаг.в речи.doc

 

Урок русского языка в 6 классе на тему:

«УЧИМСЯ УПОТРЕБЛЯТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ»

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме урока.

Задачи урока:

·        Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.

·        Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы.

·        Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через работу.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

 

Организация урока

 

1. Интрига.

Есть ошибки, которые, увы, очень часто сопровождают нашу речь…

А) Вот одна из них. Что это за ошибка, вы сейчас попробуете догадаться.

            Прочитаем словосочетания, записанные на доске. Вдумайтесь в лексические значения прилагательного и существительного. Можно ли их поставить рядом?

Мокрая вода, старые старушки, ледяной айсберг, памятные сувениры, проливной ливень, душистый аромат.

            Это явная тавтология, т.е. повторение того же, но другими словами.

            Докажите мой тезис: словосочетание ледяной айсберг является тавтологией.

            Доказательства. Слово айсберг переводится как «ледяная гора» (айс – «лед», берг – «гора»), поэтому соседство слов ледяной и айсберг неудачно.

            Вывод. Нужно обращать внимание на сочетаемость прилагательных и существительных.

            По аналогии с первым примером разберите ещё два проливной ливень и памятные сувениры.

Объявление темы урока.

Б) Что нам уже известно о прилагательном как о части речи?

·        О смысловом значении прилагательного.

·        О грамматических признаках.

·        О синтаксической роли.

В) Можно ли по этой информации выделить из группы слов прилагательное?

Синий, синева, синеет, синька.

Белизна снега. Снег белеет. Снег белый.

Можно, так как к прилагательным ставятся вопросы: какой? Чей? А значение признака могут нести и существительные, и глаголы.

2.  Создание проблемной ситуации

– Отгадайте, о каком звере идет речь в тексте Г.Скребицкого.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

(О лосе.)

– Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.)

– К какой части речи относятся слова, описывающие животное?

Мы будем работать с художественными произведениями таких мастеров слова, как И.Тургенев, И.Бунин, К.Бальмонт, В.Маяковский, А.Белый.

3. Работа с художественными текстами. Количественный анализ

– Продолжим работу над отрывком Г. Скребицкого. Проведем количественный анализ частей речи в этом отрывке: какая доля имен прилагательных приходится на количество всех слов? (Из 28 слов 16 – имена прилагательные.)

– О чем это говорит? (Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)

– Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: темно-бурый, белые;
б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные;
в) размеру: длинная, огромные;
г) весу: тяжелый, грузный;
д) росту: высокие;
е) пространству: лесного;
ж) функции: скакового;
з) авторской оценке: своеобразный, (был) хорош.

– Какие прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, а какие дают дополнительную характеристику предмета? (Выделяют из ряда подобных прилагательные: темно-бурый, длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая (морда); дают дополнительную, общую оценку прилагательные: своеобразный, (был) хорош.)

Делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

– Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Ф.Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». Обратите внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?

Теплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.

Удивительно целебная тишина.

Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбешек. Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперед.

(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.)

- Насколько вы внимательны к слову?

– Какое словосочетание обратило на себя внимание? (Целебная тишина.)
– Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)
– Найдите фразеологизм с именем прилагательным. (Бабье лето).
– Какое это лето? (Ранняя осень с ясными, теплыми днями.)
– Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано около 53 эпитетов к существительному лето.

На доске:

1. Бабье, горячее, грозовое, дождливое, душистое.
2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое, северное.
3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.
4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.

– По каким признакам распределены прилагательные?

Характеристика по:

1) температуре, влажности;
2) времени наступления;
3) урожайности, благоприятности;
4) эмоциональные, редкие эпитеты.

– Какие прилагательные могут быть употреблены с существительным лето, например, в сообщении по радио, в сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? (В сводке погоды могут быть употреблены прилагательные: дождливое, длинное, запоздалое, короткое, северное, остальные – в качестве эпитета в художественной речи.)

– Найдите в тексте Дубовыми (листьями), медные (блесны).

– Могут ли эти прилагательные употребляться в переносном значении? (Да. Могут. Например: дубовый пряник (то есть «твердый»), при этом прилагательное употребляется в переносном значении; медное лицо, волосы медного цвета.)

Делаем вывод. Итак, мы видим, что имена прилагательные необходимы при написании пейзажных картин. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и все ее явления.

IV. Самостоятельное исследование

– Продолжаем работу над изобразительными свойствами имен прилагательных. Перед вами отрывки из рассказа И.Тургенева «Бежин луг».

Задания для самостоятельного исследования:

1) посчитайте, сколько имен прилагательных употреблено в отрывках;
2) запишите словосочетания с именами прилагательными; определите, какие из них отражают внешний вид мальчиков, какие – внутреннее состояние, черты характера.

 

1-ый вариант

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. На нем была пестрая ситцевая рубаха, с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.

2-ой вариант

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

Результаты работы

1-ый вариант

Из 32 слов – 17 имен прилагательных.

Рисуют внешний вид следующие прилагательные: стройный (мальчик); с красивыми, тонкими, мелкими (чертами); кудрявыми белокурыми (волосами); светлыми (глазами); пестрая ситцевая (рубаха); с желтой (каемкой); небольшой новый (армячок); на узеньких (плечиках); на голубеньком (поясе).

Отражают внутреннее состояние, черты характера: постоянной полувеселой, полурассеянной (улыбкой).

2-ой вариант

Из 26 слов – 13 прилагательных.

Рисуют внешний вид следующие прилагательные: (глаза) черные; (скулы) широкие; (лицо) бледное, рябое; (рот) большой, правильный; (голова) огромная, с пивной (котел); (тело) приземистое, неуклюжее; (малый) неказистый.

Отражают внутреннее состояние не прилагательные, а наречия: (глядел) умно и прямо.

– Одинаковы ли порядок слов, расположение прилагательных и существительных в отрывках? С чем это связано?

(Порядок слов неодинаков. Иначе текст был бы однообразным и монотонным, потерялась бы живость изображения. Кроме того, порядок слов связан с характеристиками мальчиков. Федя – мальчик из богатой крестьянской семьи, с красивыми чертами лица, хорошо и опрятно одетый. Поэтому и порядок слов И. Тургенев выбирает прямой (нормативный): прил. + сущ. (кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и т.д.). Отрывок прочитывается легко. Павлуша из бедной семьи. Неказистый (одно сравнение головы с пивным котлом чего стоит!).

Использован обратный порядок слов: сущ. + прил. (волосы черные, скулы широкие и т.д.). Такой порядок слов несет дополнительную текстовую нагрузку: «не такой, как все», особенный. Чтение такого отрывка затруднено, словно спотыкаешься на существительных.)

Общие выводы:

Среди слов этих отрывков почти половина – имена прилагательные. Причем ни одно прилагательное не повторяется. Для нового портрета художник находит и новые слова. Все прилагательные по значению чрезвычайно разнообразны. Поэтому они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевного состояния.

V. Чтение. Беседа

– Чем интересен следующий отрывок из сказки А.К. Толстого «Золотой ключик»?

– Папа Карло, но ведь я – маленький, деревянненький, мальчишки в школе меня засмеют.

(прилагательное деревянный употребляется для описания человека в значении качественного с уменьшительно-ласкательным суффиксом.)

– С какой целью делает это писатель? (В художественном тексте уменьшительное образование от относительного прилагательного может быть очень выразительным. Буратино чувствует себя отличным от людей человечком, поэтому просит у папы Карло снисхождения, жалости. Кроме того, он просто не хочет идти в школу, боясь показаться глупым.)

VI. Стилистический эксперимент (текстовый). Групповая работа

– Качественные прилагательные могут иметь краткие и полные формы. Выбирая ту или иную форму, писатель преследует свои цели. Путем эксперимента обозначим выразительные свойства кратких прилагательных.

Перед вами отрывок из повести Н. Гоголя «Страшная месть». Произведите замену прилагательного чуден на чудный.

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога <...> реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод.

Измененный текст:

Днепр становится чудным при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои...

– Сделайте вывод о свойствах краткого прилагательного в художественном тексте. (Краткое прилагательное чуден исключительно выразительно в сравнении с полным прилагательным, т.к. называет не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени.)

– Определите синтаксическую функцию этого прилагательного в предложении. (Именная часть сказуемого.)

– Таким образом создается особая выразительность текста, придается народно-поэтический колорит.

– Одно из свойств качественных прилагательных – способность иметь синонимы. Как меняется текст при замене прилагательного его синонимом? Оправдана ли такая замена?

Попытайтесь найти синоним прилагательного чуден (см. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой).

Измененный текст:

Красив (прекрасен) Днепр при тихой погоде...

В первом случае теряется значение «небывалое, сверхъестественное; то, что создано Божией волей»: чуден от слова чудо. Красив – доставляющий наслаждение взору. Во втором случае – потеря значения таинственности, необычности и удивительности. Прекрасен – очень красив.

Делаем вывод. Итак, заменяя лишь одно прилагательное, мы искажаем замысел автора. В этом отрывке ему важно показать первозданность, величавость и величие Днепра, недаром писатель сравнивает Днепр с чудом, не зря употребляет рядом и однокоренное слово чудится.

VII. Лингвистический эксперимент

– Теперь нам понятно, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное; какое это трудоемкое, но вместе с тем интересное занятие. Попробуйте поработать над художественным текстом. Восстановим отрывок из стихотворения И. Бунина.

                                                 Спят поляны …, спит безмолвно … лес,

                                                 Только звёзды … смотрят ласково с небес,

                                                 Только скоро сад … зашумит своей листвой,

                                                 Зажурчит ручей студеный … струей.

 

            Слова для справок: темный, золотой, снеговой, зеленый, серебристый. 

 

 

Авторские прилагательные

Детские варианты

Снеговые

Тёмный

Золотые

Зелёный

Серебристою

 

 

 

– Какие прилагательные у автора вам показались наиболее интересными?
– Почему он употребляет именно их?

VIII. Заключение

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

Дома напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года. Попытайтесь передать свое отношение к этому времени; описывая пейзаж, употребляйте разные прилагательные.


Урок русского языка в 6 классе на тему: «УЧИМСЯ

Урок русского языка в 6 классе на тему: «УЧИМСЯ

Б) Что нам уже известно о прилагательном как о части речи? ·

Б) Что нам уже известно о прилагательном как о части речи? ·

Какие прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, а какие дают дополнительную характеристику предмета? (Выделяют из ряда подобных прилагательные: темно-бурый, длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая…

Какие прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, а какие дают дополнительную характеристику предмета? (Выделяют из ряда подобных прилагательные: темно-бурый, длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая…

Бабье, горячее, грозовое, дождливое, душистое

Бабье, горячее, грозовое, дождливое, душистое

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с…

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с…

Использован обратный порядок слов: сущ

Использован обратный порядок слов: сущ

Днепр становится чудным при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои

Днепр становится чудным при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои

Слова для справок: темный, золотой, снеговой, зеленый, серебристый

Слова для справок: темный, золотой, снеговой, зеленый, серебристый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022