Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления.

  • doc
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления..doc

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления.

 

          В любом образовательном учреждении  центральным звеном выступает конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это руководитель конкретного учреждения.

Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой — совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы и управленческих функций.

Управление современным образовательным учреждением — это  обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающего персонала, воспитанников, родителей  в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла. Профессиональное, качественное осуществление каждого цикла  имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности  образовательного учреждения.

Управление современным образовательным учреждением включает в себя правильный обоснованный выбор целей и задач учреждения, изучение и  анализа имеющегося уровня воспитательной и образовательной работы, систему  планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с воспитанниками;  контроля и проверки исполнения поставленных задач.

Содержание управленческой деятельности по  содержанию  многопланово.  Социально-экономическая ситуация в современном мире предъявляет много требований и к субъекту управления — менеджеру и к объекту управления — каждой личности, группе людей, целой организации. Среди менеджеров образования специалисты, занимающиеся менеджментом в управлении, выделяют три группы.

К первой группе (это высший уровень) относится административный персонал образовательного учреждения и органы управления образованием.

Вторую группу (средний уровень) составляют руководители методических, правовых, финансово-экономических и иных служб системы образования.

Третью ступеньку этой иерархии занимает педагог как организатор управления образовательной деятельностью воспитанников.

 Руководить педагогической деятельностью, образовательным процессом —  сложная  управленческая работа, ведь руководитель выступает, с одной стороны, как исследователь возможностей работающих людей, их опыта, знаний и умений в их профессиональной деятельности, с другой — двигатель передового педагогического опыта работы как своего коллектива, так и коллег других образовательных учреждений, с другой – двигатель достижений педагогической науки и практики.

В современных условиях к управлению именно педагогическим коллективом предъявляются серьезные требования. Руководитель должен проявлять лояльность к работающим сотрудникам; создавать атмосферу, которая будет способствовать раскрытию способностей людей; использовать методы и приемы управленческой деятельности, обеспечивающих удовлетворенность людьми своей работой, обеспечивающими их стремление работать еще лучше, качественнее, повышать результат своей профессиональной деятельности.

Методы управленческой деятельности — это целая система способов и приемов воздействия руководителя учреждения на объект управления для достижения поставленных целей и задач. Многие авторы, изучающие менеджмент управленческой деятельности, говорят о   существовании нескольких подходов к классификации методов управления, однако самая распространенная классификация, как они утверждают, включает в себя  три группы.

Первую группу составляют экономические методы управления, связанные с  социально-экономическими законами и отражают закономерности развития объективного мира — природы, общества; использование этих методов строится на системе экономических интересов личности и коллектива, и всего общества в целом.

Вторая группа - это  социально-психологические методы управления. Эти методы основаны на формировании и развитии  мнения общества относительно  значимых нравственных ценностей — добра и зла, смысла жизни, нравственных устоев в обществе, отношений к личности, к людям, обществу и т. д.

      Третья группа, группа, характеризующаяся организационно-распорядительными методами управления, основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Данные методы можно назвать административно-хозяйственными методами управления.

           Основой административно-хозяйственных методов управления являются  отношения внутри учреждения, они включают в себя  права и обязанности всех работников образовательного учреждения, их ответственность за выполнение возложенной на них работы.

           Управление современными образовательными организациями многими исследователями в области теории  управления рассматривается как целостный процесс, так как работа в учреждении идет по одному пути, к одной цели и  это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Каждое из этих взаимосвязанных действий  является процессом и называется функцией управления.

          В настоящее время получил большое распространение подход, основанный на объединении всех  основных функций, которые применимы ко всем образовательным организациям. Данный подход в процессе управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре  функции управления  связаны между собой процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.

      Каждое действие в  системе управления обязательно начинается с решения руководителя, но эти решения несут и материальную,  и юридическую нагрузку, поэтому управленческое решение руководителя должно быть хорошо взвешенным, грамотным. Решения руководитель принимает при возникновении проблемной ситуации, и они  выполняют ряд функций: направляющую (какова цель), обеспечивающую (нахождение путей и средств достижения поставленной цели), координирующую и организационную (определение системы контроля и корректировки деятельности работников), стимулирующую (меры поощрения, премирование).

     Управленческие решения могут различаться по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.

 Выделяются следующие условные группы:

1. Перспективные решения, они определяют пути развития дошкольного учреждения на сравнительно длительный период. К ним относятся нормативно-организационные решения, связанные с уставной деятельностью образовательной организации и локальными актами, регламентирующими деятельность всего учреждения в целом.

2. Текущие решения (на достижение  целей, ближайших по времени). К данной группе относятся оперативно-распорядительные решения - распоряжения, приказы, касающиеся образовательной деятельности, а также финансовых и материальных проблем.

При принятии управленческого решения  условно можно выделить четыре этапа:

1. Выявление проблем (проблемы) и определение цели (ближайшей, на перспективу и т.д.).

2. Четкое понимание  сформулированной цели и задач, доведение цели и задач до правильного понимания коллективом или конкретного человека, разъяснение  условий для  исполнения целей и задач, четкое определение роли каждого сотрудника при выполнении управленческого решения.

3. Доведение решения до сведения работника (работников),  грамотная мотивировка в необходимости его исполнения.

4. Корректировка решения в  устной и письменной форме, официальный выход, издание приказа, распоряжения, организация их исполнения.

       Решения в современных условиях, требующих творческого подхода руководителя, его видения на перспективу,  не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения - это  деятельность, направленная на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, самой важной и перспективной. Таким образом, принятие правильного решения — это выбор  планирования, организации, мотивировки и контролирования всего процесса, на который поставлены цели и задачи учреждения.

      B. C. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целее направленности и организованности управляемых процессов.

       Т. И. Шамова дает следующее определение управленческих функций - это виды деятельности, которые осуществляет управляющий.

      М. М. Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще управленческими действиями (это планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.) и конкретные функции, когда управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.

   В настоящее время многие ученые считают, что содержание и последовательность функций в процессе управления одни и те же для всех управляемых систем.  Основные функции управления отвечают на следующие вопросы:

• на каком уровне развития находится учреждение в данный момент;

• в каком направлении организации следует развиваться в  будущем;

• как и каким образом будет происходить развитие.

     Цель планирования будет заключаться в разработке плана на основе принятого решения.

     План -  основной документ, на основе которого организуется вся деятельность по достижению цели и поставленных задач.

      Организация деятельности — важная функция управления, она предназначена для создания целой системы ресурсов образовательной организации: людских и технических, финансовых, материальных и других. Эта система дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения поставленных  целей и задач.

      Функция мотивации состоит в том, чтобы все члены коллектива добросовестно и качественно выполняли возложенную на них работу в соответствии с должностными инструкциями и в соответствии с планом.

     Особое положение занимает среди функций управления функция контроля, по его результатам может производиться коррекция деятельности, плана и т.д.

    Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой с помощью информации. Информация играет важную роль в управлении, она необходима для принятия решения и реализации принятого решения.

Коммуникация - это связывающая функция управления. Управление современным образовательным учреждением не может происходить без данной функции, которая предполагает наличие разных видов  коммуникации, охватывающих учреждение со всех сторон.

  Таким образом, управленческая деятельность – это сложный многоплановый процесс управления организацией, людьми. Она должна быть направлена, прежде всего, на качественное достижение целей и задач образовательного учреждения, на получение конкретных значимых результатов, которые в целом приведут к положительному динамическому развитию образовательной организации, к поднятию спроса на учреждение на рынке образовательных услуг.