Качество ПО - способность ПО при заданных условиях удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (согласно стандарту ISO/IEC 25000:2014 «Проектирование систем и разработка программного обеспечения. Требования к качеству систем и ПО и их оценка. Руководство»)
Характеристики качества ПО
Функциональность – способность ПО решать задачи, которые соответствуют зафиксированным и предполагаемым потребностям пользователя при заданных условиях использования ПО.
Надежность – способность ПО выполнять требуемые задачи в обозначенных условиях на протяжении заданного промежутка времени или указанное количество операций.
Атрибуты надежности:
Завершенность.
Целостность всей системы.
Способность самостоятельно и корректно восстанавливаться после сбоев в работе.
Отказоустойчивость.
Удобство использования – возможность комфортного изучения ПО пользователем.
Эффективность – способность ПО обеспечивать требуемый уровень производительности в соответствии с выделенными ресурсами, временем и другими обозначенными условиями.
Удобство сопровождения – легкость, с которой ПО может анализироваться, тестироваться, изменяться для исправления дефектов, для реализации новых требований, для облегчения дальнейшего обслуживания и адаптироваться к имеющемуся окружению.
Портативность – характеризует ПО с точки зрения мобильности его переноса из одного окружения в другое.
Характеристики качества ПО
Общий международный стандарт управления качеством ПО – это ISO 9000.
Разработан Международной организацией по стандартизации (ISO).
Российский аналог стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. В 2011 году был заменён стандартом ISO/IEC 25010:2011.
Виды деятельности, охватывающие моделью обеспечения качества ISO 9001 | |
Виды деятельности менеджмента | Элемент системы качества |
Выявление бракованных изделий | Контроль за разработкой изделий |
Обработка, хранение, упаковка и доставка товара | Материально-техническое обслуживание |
Товары, поставляемые заказчиком | Идентификация и отслеживание товара |
Управление производственным процессом | Контроль и испытание готовой продукции |
Оборудование для контроля испытаний | Проведение обследования и тестирования |
Проверка документации | Отчеты об обеспечении качства |
Внутренняя проверка качества | Обучение |
Обслуживание | Статистические методы контроля за качеством |
Процессы управления качеством ПО
Определение стандартов, регламентирующих процесс разработки ПО.
Контроль за процессом разработки (для обеспечения выполнения стандартов).
Создание отчетности о ходе процесса разработки для менеджера проекта и заказчика ПО.
Подходы к процессу контроля качества:
Проверка качества, когда программный продукт, сопровождающая документация и процесс разработки анализируются группой проверяющих.
Автоматизированная оценка ПО, когда программный продукт и его документация проверяется специальной компьютерной программой, которая сопоставляет их со стандартами данного проекта.
CALS-технология
Термин CALS- означает совокупность принципов и технологий информационной поддержки ЖЦ продукции на вех его стадиях.
Цель данной технологии - быть средством, интегрирующим промышленные автоматизированные системы в единую многофункциональную систему, повышение эффективности создания и использования сложных программных средств.
Факторы повышения эффективности разработки ПО за счет применения CALS технологии
Сокращение объема проектных работ, так как описания ранее выполненных удачных разработок компонентов и устройств, составных частей оборудования, машин и систем, проектировавшихся ранее, хранятся в базах данных. Доступных любому пользователю CALS –технологии.
Облегчает решение проблем ремонтопригодности, интеграции продукции в различного рода системы и среды, адаптации у меняющимся условиям эксплуатации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.