Дидактический материал
Вопрос о взаимодействии человека и коллектива можно начать с выяснения факторов, оказывающих на управленческую деятельность и взаимоотношения большое влияние.
Американские ученые Майкл Вудкок и Дэйв Френсис в начале 80-х гг. опубликовали книгу «Раскрепощенный менеджер», в которой выделили 11 таких факторов.
По их мнению, в течение 10 лет именно они должны оказывать наибольшее влияние отношения в коллективе и управленческую деятельность
Факторы, оказывающие влияние на управленческую деятельность
1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере
присутствуют в большинстве форм жизни организаций, поэтому от
менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и
своим временем.
2. Изменения традиционных ценностей привели к серьезному
расстройству личных убеждений и ценностей, поэтому от
современных менеджеров требуется способность четко обозначить
свои личные ценности.
3. Имеется широкая возможность выбора, поэтому менеджеры
должны четко определить цели выполняемой всеми работы, а
также и собственные цели.
4. Организационные системы не в состоянии обеспечить не-
обходимое обучение, требующееся современному руководителю,
поэтому каждый менеджер должен постоянно развиваться и
повышать самостоятельно уровень своей квалификации.
Факторы, оказывающие влияние на управленческую деятельность
5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то
время как средства их решения зачастую ограничены. В связи с
этим способность решать проблемы быстро и эффективно
становится все более важной частью управленческих навыков.
6. Постоянная борьба на рынке сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей
и постоянное приспосабливание, поэтому руководители должны
быть изобретательными и способными гибко реагировать на
изменения ситуации.
7. Традиционные иерархические отношения затрудняются, и,
естественно, руководителям следует использовать навыки влияния
на окружающих, не прибегая к приказам.
8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали
свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. В связи с этим требуются новые, более современные
управленческие приемы.
Факторы, оказывающие влияние на управленческую деятельность
9. Огромные затраты и трудности связаны сейчас с эффективным
использованием наемных работников, в связи с чем от каждого
менеджера требуется более умело руководить людскими ресурсами.
10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью
собственного «устаревания».
Поэтому менеджерам необходимо умение не только
самосовершенствоваться, но и помочь другим освоить передовой опыт.
11. Сложные проблемы требуют объединения усилий не-
скольких людей, совместно осуществляющих их решение.
Поэтому менеджер должен уметь объединять сотрудников в команды,
которые способны быстро осваивать задачи и показывать хорошие
результаты.
Ситуация 1
Описание ситуации.
В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами по поводу внедрения нового стиля руководства, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.
Постановка задачи.
Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?
Установить тесный контакт со сторонниками нововведений и , не принимая всерьез доводы приверженцев старого стиля работы, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на несогласных силой своего примера и примера других.
Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействуя на них аргументами в процессе дискуссии.
Выбрать наиболее авторитетных членов коллектива, поручить им разобраться в сложившейся ситуации и предложить меры по ее нормализации, опираясь на поддержку администрации, профсоюза и т.д.
Изучить перспективы развития коллектива, поставить перед коллективом совместной трудовой деятельности, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.
Ситуация 2
Описание ситуации.
Вас недавно назначили руководителем коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 ч 15 мин вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу , но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет Вас.
Постановкам задачи.
Как вы начнете беседу при встрече?
Независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений об опозданиях на работу.
Извинитесь перед ним и начнете беседу.
Поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: «Как вы думаете, часто можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?».
Отмените беседу и перенесете ее на другое время.
Ситуация 3.
Описание ситуации.
Вы недавно работаете начальником отдела в крупной торговой фирме (на эту должность перешли из другой фирмы). Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва 2 часа. Идя по коридору торгового зала, вы видите трех продавцов вашего отдела, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, видите ту же картину.
Постановка задачи
Как вы себя поведете?
Остановитесь, дадите понять продавцам, что вы новый начальник отдела. Вскользь заметите, что беседа их затянулась и пора заняться делом.
Спросите, кто их непосредственный начальник, вызовите его к себе в кабинет.
Сначала поинтересуетесь, о чем идет разговор, затем представитесь и спросите, нет ли у них каких -либо претензий к администрации. После этого предложите пройти в торговый зал на рабочее место.
Прежде всего, представитесь, поинтересуетесь, как обстоят дела в их отделе, какая загруженность работой, кто мешает работать. Возьмете этих продавцов на заметку.
Обсуждение управленческой ситуации № 4
Как известно, целью руководителя является стремление внушить
сотрудникам, что их работа важна, интересна и полезна фирме, что их
вклад в ее успехи значителен. Для создания хорошего морального
климата в коллективе, мотивации высокоэффективного труда,
Развития каждого работника как личности обычно используются
Следующие направления деятельности:
1. Создание в коллективе климата взаимного доверия,
уважения и взаимовыручки.
2. Обеспечение каждого сотрудника интересной перспективной
работой, способствующей развитию его творческого потенциала.
3. Постановка перед каждым работником четких, конкретных
выполнимых задач.
4. Определение вклада сотрудника в результат деятельности фирмы и
соответствующее стимулирование его, особенно за творчество и
инициативу.
5. Побуждение коллектива фирмы к единению, искренности и
честности.
Исходя и специфики современного этапа развития экономики России, предложите свою систему мер стимулирования высокой отдачи в работке каждого сотрудника, его всестороннего развития, поощрения в соответствии с достигнутыми результатами.
Задание 5.
Тест Мюнстерберга на восприятие.
Методика направлена на определение
избирательности внимания.
Оценивается количество выделенных слов и
количество ошибок, то есть пропущенных и
неправильно выделенных слов.
Среди буквенного текста имеются слова.
Ваша задача – просматривая строку за строкой,
как можно быстрее найти эти слова.
Найденные слова подчеркните.
Время выполнения 2 мин.
В тексте содержится 24 слова.
Тест Мюнстерберга на восприятие.
Бсолнцегщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекнародшлджьхэшщг
Иеенкуыфйшрепортажжодорлакэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюет
Орияефывюбьефбьконкурсйфячыцувскапрличностьнтсджэбьа
Мхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджюдшщглоджэпрплаваниедтлжзб
Бьтрдщшжнпркыщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпвосприятиежд
Ргщхвкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасеэнздйцукъхб
Ймпренгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослабораториягдщнруц
Тргшщтлроснованиезщдэркнэнлдспектакльячсмитьбюжюерадостью
эвуфцпэждлорптаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэх
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.