Семинарское занятие 1. Теоретические основы управления ДОУ
Управление как теория и практика управления
Теория управления - междисциплинарная отрасль общественного знания, что включает не только разделы по теории управления обществом, но и изучает те социальные изменения, происходящие в управленческой мысли в исторической ретроспективе то есть рассматривает теоретическую наследство и практическую деятельность ученых, политиков и практиков.
Теория управления непосредственно связана с такими направлениями социального знания, как история, политическая экономия, социология и, конечно же, политология. Сегодня теория управления распространилась не только в сфере деятельности и управления материального производства, но и в новых отраслях - некоммерческих учреждениях, в сфере образования, здравоохранения и т.д., а их руководители стали профессиональными менеджерами. Другими словами, менеджмент приобретает не просто социального характера (он всегда его имел), а в целом становится социальным.
Таким образом, можно говорить о менеджмент руководства страной, обществом, экономический, социальный, политический и другие разновидности менеджмента.
Следовательно, менеджмент - это специфическая профессиональная деятельность, направленная на научную организацию труда, а также согласование интересов всех, кто принимает в этом процессе участие.
семенака управление ДО.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Армавирская государственная педагогическая академия»
Межсессионное задание по дисциплине
«УПРАВЛЕНИЕ ДО»
Выполнила студентка :Малышева С.К.
Составитель: Семенака С.И..
Армавир 2015г. Семинарское занятие 1. Теоретические основы управления ДОУ
Управление как теория и практика управления
Теория управления междисциплинарная отрасль общественного знания, что включает не
только разделы по теории управления обществом, но и изучает те социальные изменения,
происходящие в управленческой мысли в исторической ретроспективе то есть
рассматривает теоретическую наследство и практическую деятельность ученых, политиков
и практиков.
Теория управления непосредственно связана с такими направлениями социального знания,
как история, политическая экономия, социология и, конечно же, политология. Сегодня
теория управления распространилась не только в сфере деятельности и управления
материального производства, но и в новых отраслях некоммерческих учреждениях, в
сфере образования, здравоохранения и т.д., а их руководители стали профессиональными
менеджерами. Другими словами, менеджмент приобретает не просто социального
характера (он всегда его имел), а в целом становится социальным.
Таким образом, можно говорить о менеджмент руководства страной, обществом,
экономический, социальный, политический и другие разновидности менеджмента.
Следовательно, менеджмент это специфическая профессиональная деятельность,
направленная на научную организацию труда, а также согласование интересов всех, кто
принимает в этом процессе участие.
Менеджмент (от лат. menegment управлять) процесс управления материальными и
человеческими ресурсами в интересах их эффективного использования с целью
достижения стабильного развития предприятия, транснациональной компании, общества.
Возникновения менеджмента связывается с именем американского ученого Ф. Тейлора.
Дальнейшее развитие теория и практика менеджмента получила во второй "Релайб"
кадровое агентство половине 20 в. В этот период было основано: классическую или
рационалистическую школу (исследование вопроса о соответствии физических и
интеллектуальных данных людей выполняемой ими работе); школа человеческих
отношений (изучала социальнопсихологические факторы работников производства, от
которых зависит рост производительности труда); школу взаимосвязанных действий
(управленческая концепция на основе сочетания достижений науки о человеческом
поведении, психологии с процессом управления).
Основными функциями современного менеджмента: планирование, организация,
мотивация, контроль. Обычно такие функции называют управленческими функциями.
Кратко рассмотрим каждую из них.
Планирование заключается в формулировке цели управления объектом и путей ее
достижения. Оно помогает получить представление о существующем состоянии,
направления необходимого и возможного развития, а также о наиболее эффективные
способы реализации поставленных задач.
Организация отвечает на вопрос относительно организационного построения объекта
управления, его внутренней структурной иерархии, конкретных задач, полномочий и
ответственности подразделений или отдельных людей.
Мотивация используется для создания соответствующих материальных и моральных
стимулов для работников, чтобы они выполнили свои обязанности относительно объекта
управления и общества в целом.
Контроль заключается в тщательной проверке выполнения намеченных планов, их
соответствия структуре организации, соответствия самой структуры целям организации и т.д. Результаты контроля используются в процессе выработки новых управленческих
решений и корректировки ранее принятых решений и организационных мероприятий.
Реализация управленческих функций требует не только определенных управленческих
решений, но и наличия необходимой информации для принятия этих решений и обратной
связи в выполнении ранее принятых управленческих решений. Структура менеджмента
включает:
общий менеджмент (управление предприятием);
производственный менеджмент (управление производственной деятельностью
предприятия);
кадровый менеджмент (управление трудовыми ресурсами, персоналом);
финансовый менеджмент (управление финансами).
Современный менеджмент развивается по следующим основным направлениям:
ориентация на всестороннее использование человеческого фактора;
своевременное обновление техники, технологии, товаров;
всесторонний учет требований рынка, гибкое приспособление производства,
торговля и обслуживание в зависимости от спроса.
Изложенные выше данные о менеджменте как теорию и практику управления экономикой
можно применить в политической деятельности, которая лишь при условии политического
управления (менеджмента) будет иметь целенаправленный, научно обоснованный смысл.
Особенности управления дошкольными учреждениями на современном этапе
В научноисследовательской литературе под условиями понимается «совокупность
факторов, существенных обстоятельств, от которых чтото зависит; обстановка, в
которой чтолибо происходит». Следовательно, педагогические условия выступают как
совокупность факторов становления и развития управленческой культуры специалиста в
системе образования. Образование рассматривается как культурный процесс,
осуществляющийся в культуросообразной образовательной среде (Е.В. Бондаревская),
поскольку оно ориентировано на культуру, обращено к человеку, свободно
проявляющему свою индивидуальность.
Основными компонентами педагогических условий являются: 1) отношение к
воспитаннику как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и
самоизменению; 2) отношение к образованию как культурному процессу, движущими
силами которого являются диалог и сотрудничество его участников в достижении целей
их культурного саморазвития; 3) отношение к образовательному учреждению как
целостному культурнообразовательному пространству, где живут и воссоздаются
культурные образцы жизни его субъектов, происходят культурные события,
осуществляется воспитание человека культуры.
Начальный этап становления (адаптации и самоактуализации) управленческо
педагогической культуры студента осуществляется в условиях вуза в процессе
обучения; совершенствование, дальнейшее развитие происходит уже в процессе
практики, профессиональной деятельности специалиста в условиях работы в ДОУ.
Для того, чтобы эффективно осуществлять процесс подготовки будущего специалиста,
необходимо проанализировать особенности управления современными дошкольными
учреждениями, с целью определения ориентиров профессионального становления и
развития управленческой культуры будущих специалистов дошкольного образования.
Анализ состояния проблемы практики управления современным дошкольным
учреждением позволит нам решить следующие задачи:
1. Выявить особенности функционирования системы современных ДОУ и вычленить
видовое разнообразие, специфику их работы. 2. Определить, особенности управления образовательным процессом на двух
уровнях: административном и педагогическом.
Реализация данных задач позволит нам наиболее эффективно осуществлять
подготовку специалистов по развитию управленческой культуры, поскольку в
последние годы в стране складывается видовое разнообразие ДОУ и создается гибкая
многофункциональная система управления. Все эти изменения необходимо учитывать
при подготовке будущих специалистов.
Современные подходы к управлению
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в
системе дошкольного образования является поиск путей и средств,
обеспечивающих интеграцию образовательного процесса,
ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей
предусматривающего личностно-ориентированную модель образования.
Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей,
творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном
саморазвитии и самостановлении. В этой связи перед нами встала
задача разработать целостную систему личностно-ориентированного
подхода к содержанию образования.
По причине того, что в условиях модернизации образования произошли
изменения в организации и характере деятельности методической
службы ДОУ, в качестве основных мы избрали в работе нашего детского
сада следующие направления: 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ознакомление педагогического коллектива с новыми
требованиями к организации образовательной деятельности в ДОУ,
программами, технологиями и учебно-методическими пособиями.
Взаимопонимание и взаимодействие всех субъектов
педагогического процесса.
Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.
Анализ результативности работы ДОУ на основе диагностики и
разработка рекомендаций по совершенствованию качества
педагогического процесса.
Оказание помощи педагогам в реализации программ и новых
технологий.
Диагностика профессиональных потребностей педагогов.
Формирование готовности работников к профессиональному
саморазвитию и самореализации.
Все вышеназванное потребовало от администрации ДОУ, системно-
деятельностного подхода к процессу управления ДОУ, иначе –
превращения руководителя в субъект деятельности с
самостоятельными целями, задачами и обратными связями в сфере
контроля, диагностики и анализа. Семинарское задание 2. Государственнообщественный характер управления ДО.
Государственнообщественный характер системы управления образованием должен
изначально появиться в отношениях между самими субъектами образования, то есть
должны появиться области взаимодействия, которые характеризуются паритетностью,
«горизонтальностью» управления. Вариативные формы государственнообщественного
управления определяются: выявленными возможностями и ресурсными дефицитами
образовательного учреждения; потенциальными формами участия общественности в
управлении образованием; условиями для реализации конкретной модели государственно
общественного управления в образовательном учреждении. В современной
образовательной практике, в педагогической публицистике понятия «общественно
государственное» и «государственнообщественное управление» встречаются с одинаковой
частотой. Что это игра слов или какоето более серьезное противоречие? Общество
создает государство как инструмент достижения собственных целей. По крайней мере,
такова природа демократического общества. С другой стороны, в центре нашего внимания
находится именно государственная школа, которая в логике модернизации претерпевает
существенные перемены. И сегодня именно государство (в лице руководителя) выступает
инициатором развития взаимодействия с общественностью на школьном уровне. Вот и получается, что по сути общественногосударственное в настоящее время является скорее
государственнообщественным.
Нормативные правовые основы
государственнообщественного управления образованием
Закон Российской Федерации «Об образовании» одним из принципов государственной
политики в области образования закрепляет принцип демократического, государственно
общественного характера управления образованием ( п.6 ст.2). Этот принцип находит
отражение в закреплении Законом норм, гарантирующих его реализацию.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать структуру
управления деятельностью учреждения (п. 9 ст. 32), при этом учитывая, что управление
образовательным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и са
моуправления (п. 2 ст. 35). Законом гарантируется право на участие в управлении
образовательным учреждением обучающимся (п. 4 ст. 50), их родителям (законным
представителям) (п. 1 ст. 52), работникам учреждения (п. 1 ст. 55). В действующих
федеральных законах и нормативных актах не говорится о возможности или
необходимости включения в состав совета лиц, не имеющих юридических отношений с
данным учреждением: представителей общественных организаций, органов управления,
работодателей и т. д. Но поскольку работа членов совета образовательного учреждения
осуществляется на общественных началах, рекомендации о включении в его состав
указанных лиц содержатся в методических документах Министерства образования и науки
РФ. Включение в состав управляющего совета представителей общественности не
противоречит и не запрещено действующим федеральным законодательством.
Участники образовательного процесса могут реализовать свое право на управление
учреждением в работе совета образовательного учреждения, попечительского совета,
общего собрания, педагогического совета и других формах самоуправления (п. 2, ст.35).
Соответственно, образовательное учреждение обязано обеспечить деятельность различных
форм самоуправления, закрепив в своем Уставе формы самоуправления, их структуру,
порядок выборов, компетенцию каждого органа самоуправления.
Нормативноправовым основанием для придания совету реальных управленческих
полномочий является пункт 5 статьи 35 Федерального Закона «Об образовании», согласно
которому образовательному учреждению дано право разграничивать в уставе полномочия
между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного
учреждения. Другие органы самоуправления, с которыми можно было бы разграничить
полномочия руководителя, в законе не предусматриваются.
Законодатель Лицо, устанавливающее государственные законы.
Тот, кто оказывает определяющее влияние на формирование норм поведения, вкусов, на
моду и т.п.
Законодатель Человек, который своим примером устанавливает какие
нибудь правила, нововведения.
Заказчик — лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении
исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какоголибо
продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не
обязательно.
Клиент — заказчик, покупатель, приобретатель услуг. Пользователь — лицо или организация, которое использует действующую систему для
выполнения конкретной функции.
Семинарское задание 3.Организационноправовые вопросы ДОУ.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Порядок создания федеральных государственных образовательных учреждений
устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных
образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных
образовательных учреждений органом местного самоуправления.
2. Утратил силу.
3. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в
соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
4. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о
государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного
учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы,
соответствующий орган, осуществляющий управление в сфере образования.
5. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово
хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку
образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного
учреждения.
6. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные
законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с
момента выдачи ему лицензии (разрешения).
7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения
экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности
образовательным учреждениям, созданным религиозными организациями (объединениями),
выдаются по представлениям таких религиозных организаций (объединений), а в случае,
если такие религиозные организации (объединения) входят в структуры централизованных
религиозных организаций (объединений), по представлениям соответствующих
централизованных религиозных организаций (объединений).
За предоставление лицензии на право ведения образовательной деятельности уплачивается
государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
8. Экспертная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в
сфере образования, по заявлению учредителя образовательного учреждения или научной
организации, и ее работа проводится в месячный срок. В экспертную комиссию входят
представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на
территории которого расположено образовательное учреждение, представители
образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших
соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования. 9. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий
осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением,
государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных
и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного
процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности
штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных
программ.
Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении
образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии
для реализации образовательных программ частично или в полном объеме,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере
образования.
10. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для
территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.
11. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем.
12. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению или научной организации,
указываются:
1) наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной
организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым
предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их
освоения;
2) наименование и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной
организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым
таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и
нормативные сроки их освоения;
3) контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников,
установленные для образовательного учреждения или научной организации и каждого
филиала, срок действия лицензии.
13. Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в
выдаче лицензии образовательному учреждению или научной организации могут быть
оспорены учредителем в суде.
14. Контроль за соблюдением образовательным учреждением или научной организацией
предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства
Российской Федерации в области образования обеспечиваются выдавшими лицензию
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. В случае, если было
допущено нарушение этих условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, указанный орган исполнительной власти направляет в
образовательное учреждение или научную организацию обязательное для исполнения
предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения.
В случае неисполнения указанного предписания выдавшие лицензию федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере
образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющий управление в сфере образования, вправе приостановить действие
лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным
образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения.
Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит
аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается выдавшими лицензию
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено в
суде.
15. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
16. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа
государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование
печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с
момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о
государственной аккредитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
17. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному
учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения,
образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его
государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие
содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным
образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право
на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам,
прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о
соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное дошкольному образовательному
учреждению или образовательному учреждению дополнительного образования детей,
подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и
направленность реализуемых им образовательных программ.
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению
профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению),
подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие
содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных
государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам,
успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Документ
государственного образца о соответствующем уровне образования, выданный учреждением
профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением),
заверяется печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения
Государственного герба Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное научной организации,
подтверждает уровень реализуемых этой организацией образовательных программ,
соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным
государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим
обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию,
документов государственного образца о соответствующем образовании и (или)
соответствующей квалификации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.
18. Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации
проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению
образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем
(учредителями).
Государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением
дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения
дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания
и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным
государственным образовательным стандартам или федеральным государственным
требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые
необходимы для определения его вида.
Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или
образовательного учреждения дополнительного образования детей включает в себя
экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и
направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения,
необходимых для определения его вида и категории.
Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для
определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
Государственная аккредитация научной организации включает в себя экспертизу
соответствия содержания и качества подготовки выпускников такой научной организации
федеральным государственным требованиям.
Экспертиза проводится комиссией по государственной аккредитации, которая создается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. В состав этой комиссии
включаются эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере
образования.
Государственная аккредитация образовательных учреждений или научных организаций
проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти,
образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в
области образования общественных объединений, а образовательных учреждений
профессионального образования также с привлечением представителей обучающихся и
объединений работодателей.
Первая государственная аккредитация образовательного учреждения или научной
организации может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.
Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно
по ступеням образования начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование.
Государственная аккредитация ранее аккредитованных образовательного учреждения или
научной организации по новым для них образовательным программам проводится на
основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников
такого образовательного учреждения или такой научной организации федеральным
государственным образовательным стандартам или федеральным государственным
требованиям для указанных образовательных программ.
Имеющие государственную аккредитацию образовательное учреждение, научная
организация не реже чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, на основании заключения
комиссии по государственной аккредитации вправе отказать образовательному
учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или по
отдельным образовательным программам.
Затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным
учреждением или научной организацией.
За выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения
или научной организации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке,
которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
19 22. Утратили силу. 23. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, может приостановить
действие выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного
учреждения или научной организации либо лишить образовательное учреждение или
научную организацию государственной аккредитации полностью или по отдельным
образовательным программам в случае:
1) неисполнения предписания об устранении несоответствия содержания и качества
подготовки обучающихся соответствующему федеральному государственному
образовательному стандарту или федеральным государственным требованиям либо
несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности;
2) неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением
установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и
категории;
3) нарушения образовательным учреждением или научной организацией законодательства
Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу
документов государственного образца о соответствующем образовании и (или)
соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся;
4) аннулирования лицензии.
23.1. Отказ в государственной аккредитации образовательного учреждения или научной
организации, лишение их государственной аккредитации могут быть оспорены в суде.
По согласованию с учредителем (учредителями) образовательное учреждение или научная
организация вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее
чем через один год после отказа им в государственной аккредитации, лишения их
государственной аккредитации.
24. Лицензирование образовательной деятельности филиалов образовательных учреждений
или филиалов научных организаций осуществляется в порядке, установленном настоящим
Законом для образовательных учреждений или научных организаций. Государственная
аккредитация филиалов образовательных учреждений или филиалов научных организаций
проводится в составе образовательных учреждений или научных организаций,
обособленными структурными подразделениями которых они являются, на основании
экспертизы, устанавливающей соответствие содержания и качества подготовки
выпускников, обучавшихся в таких филиалах, федеральным государственным
образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Показатели
деятельности филиалов образовательных учреждений учитываются при государственной
аккредитации таких образовательных учреждений.
25. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных
российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и
промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные
финансовые обязательства со стороны государства. 26. Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной
аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы,
содержащие сведения, составляющие государственную тайну, образовательных
учреждений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области
внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации,
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики, нормативноправовому регулированию, контролю и надзору в
сфере государственной охраны, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
27. Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной
аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования,
реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в
соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, устанавливаются Правительством
Российской Федерации
Основная образовательная программа муниципального дошкольного
образовательного учреждения
I. Целевой раздел:
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.4. Планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО
к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса)
II.Содержательный раздел
Общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности
детей
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы;
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
2.7. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения
авторов Программы.
III. Организационный раздел
3.1Материальнотехническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания
3.2. Распорядок и /или режим дня
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.4.Особенности организации развивающей предметнопространственной среды Дополнительный раздел Программы
(ориентирован на родителей, доступен для ознакомления)
1 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
2 Используемые Примерные программы
3 Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
4 Методика разработки программы развития ДОУ
5 Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам:
6 Актуальность — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее
важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского
сада.
7 Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых
действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному
учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям
и условиям, в которых она будет реализоваться.
8 Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их
достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.
9 Реалистичность — свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и
возможным.
10 Целостность — свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий,
необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями.
11 Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и
промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы
существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие
целям.
12 Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренного программой,
представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к
сбоям тем выше, чем более детализирована программа.
13 Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям.
Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы:
14 1. Подготовка информации о ДОУ;
15 2. Проблемный анализ состояния учебновоспитательного процесса;
16 3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения;
17 4. Определение этапов реализации программы;
18 5. Разработка плана действий.
19 При аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения программа
развития является обязательным документом.
Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ)
Годовой план является обязательным документом дошкольного образовательного
учреждения. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих
совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. В
соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание
работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План
предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную
работу со школой. Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида дошкольного образовательного
учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к
составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что этот план будет
выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково
понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть
фактическое выполнение плана в целом.
План работы на год может оформляться в любой удобной для конкретного
педагогического коллектива форме: схематичноблочная, календарномесячная, цикличная
по формам работы и др.
Ориентируясь на наше видение основного содержания деятельности и направленность этой
деятельности на конечные результаты, предлагаем годовой план работы ДОУ, в котором
ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняется содержание, которое
определяется полученными результатами.
Итак, годовой план работы включает следующие разделы:
1. Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
2. Планирование деятельности ДОУ на ______ учебный год:
2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии
с государственными стандартами и программой «_________________»;
2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в
школе;
2.4. Научнометодическое и кадровое обеспечение учебновоспитательного процесса;
2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
2.6. Укрепление материальнотехнической и финансовой базы.
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и
возможности использования.
Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет
выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание
каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое
выполнение плана в целом.
Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый
потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт
совместной работы, социальнопсихологический климат учреждения. Для того чтобы
предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи
каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления
реальных затруднений педагогов. Анкета может включать 3 вопроса:
— Что у меня в работе получается очень хорошо, и каким опытом я могу поделиться с
коллегами;
— Что у меня в работе с детьми получается хорошо;
— В чем я испытывал затруднения.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования или бесед с педагогами, поможет
старшему воспитателю составить карту педагогического мастерства, проект методических
мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение
итогового педсовета. Таким образом, прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо
провести предварительную работу, включающую 2 этапа:
— анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения;
— анализ затруднений педагогов, воспитателей.
План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его
реализации.
Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно
это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в
августе).
Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации.
Уточним, что в какой бы форме не писался годовой план работы ДОУ, первой его частью
является анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
Текущее планирование работы с кадрами на месяц
Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с
ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу. (Приказ Министерства
народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных
учреждений».)
В практике работы руководителей накоплен разнообразный опыт планирования работы с кадрами
на месяц.
Рассмотрим несколько вариантов.
1й вариант. Циклограмма деятельности. Многие руководители составляют ее в начале учебного
года, что помогает научно организовать свой труд, учесть основные направления деятельности и
плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель
планирует работу на месяц и на каждый день. При этом, если происходит отмена запланированного,
то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу
на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока
(месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную
работу, выделить моменты, которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.
2й вариант. Самый распространенный в практике работы руководителей — Ежедневник.
Используются ежедневники самых разных форматов и вариантов оформления.
3й вариант. Картотека дел. Она имеет три раздела: план на месяц; план на день; выполнение.
В начале учебного года заведующая выписывает на отдельные карточки основные мероприятия и
раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных
карточках и раскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Карточки с
выполненными делами перемещаются в третий раздел «Выполнение». Если запланированное
мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующий день или месяц.
4й вариант. Технологическая карта управления дошкольным учреждением. Такие
технологические карты управления дошкольным учреждением предусматривают оказание помощи
руководителям в планировании, размещении основных мероприятий по руководству и контролю во
времени. Они имеют специфику каждого региона и конкретного дошкольного учреждения.
Повторность организационных мероприятий дает возможность опытному руководителю составить
циклограмму деятельности на каждый месяц. Задания для СРС
Организатор
детского сада
Гугель Егор
Осипович
Период
сущест
вовани
я
1804—
1842
Основные задачи
детского сада
Возраст детей
Основные принципы
управления
В школе было два
отделения —
младшее (для детей
от 4 до 6 лет) и
старшее (от 6 до 8
лет).
К сожалению, в
отличие от
современных
дошкольных
учреждений, в ней
осуществлялся лишь
надзор за детьми и
ставилась задача
приучения к труду.
Так
подготавливались
«будущая рабочая
сила и солдаты для
защиты
государства». Такой
подход к
образовательным
учреждениям был
продиктован
образовательной
политикой
Российского
государ ства в
данный период.
Первая школа была
открыта в 1832 г. при
Гатчинском воспита
тельном доме, в
котором Е.О.Гугель
работал инспектором
классов. Замечательный
педагог, знаток детской
души, человек
«огромных да
рований», — так
оценивали Е.О.Гугеля
его современники. В
Гатчин ском
воспитательном доме
Е.О.Гугель провел ряд
реформ, обратив особое
внимание на
первоначальное
воспитание и обучение
детей: по
существующим тогда
правилам детейсирот
до семи лет отдавали на
патронирование в семьи
горожан Гатчины. По
достижении школь
ного возраста они
возвращались в
воспитательный дом и
поступали в начальный
класс. Одоевский
Владимир
Федорович
(1804
—1869
Приют работал в
течение всего дня (с 7
утра и до 8—9 часов
вечера). Посещали его
дети 3—9 лет. Все было
организовано по
распорядку, напо
минающему жизнь
современного
дошкольного
учреждения: утренний
приход детей, ручные
работы, с 10 часов
непродолжительные
занятия (уроки), в 12
часов — обед, далее до
14 часов — свободные
игры, затем занятия
рукоделием, чтение и
рассказывание детям
сказок, разучивание
песен и гимнов, уроки
письма и счета.
____________________
открыла детское
училище, объединившее
детский сад и
элементарную школу,
выстроила
_____________
Е.П.Залесская
______
Наибольшее
распространение в
Москве получили
приюты,
открываемые
городским
попечительством о
бедных, а также
церковно
приходские
детские приюты
для сирот,
полусирот и детей
от 3 до 10 лет
беднейшего
населения. Приюты
создавались для
детей обоего пола и
отдельно для
мальчиков и
девочек, иногда —
только для детей
дошкольного
возраста, но чаще
смешанные — для
дошкольни ков и
школьников. Так, в
начале XX в. в
Москве
существовали
приют для
мальчиков 4—14
лет Богоявленского
братства,
Елизаветинский и
Нейдгартовский
Успенский приют
для малолетних (6
—7 лет) детей
обоего пола, приют
с подготовительной
школой им.
Селезневых для
девочек 5—12 лет
при московском
дворянстве и др.
________________
Детский сад
Е.П.Залесской был
рассчитан на детей
Таким образом, в
приюте под строгим
надзором путем
многократного
повторения
формировался
определенный тип
личности ребенка —
глубоко
религиозный,
дисциплинированный
, трудолюбивый, что
отвечало
требованиям того
времени. Если
провести параллель с
современными
образовательными
учреждениями, то
мы видим, что
приоритетными
направлениями в
работе детских
учреждений
прошлого и
настоящего
являются охрана
жизни и здоровья
детей, развитие
познавательных
способностей
малышей, воспитание
нрав ственных
качеств личности,
подготовка к
обучению в школе и
жизни в современном
обществе.
во время занятий
внимательно следила
за настроением
детей, за
выражением их лиц
и, как только
замечала небольшую усталость, вялость,
упадок интереса к
занятию, должна
была сменить его на
другое или
прекратить, заменяя
беготней,
подвижными играми
и прочим, смотря по
настроению
своеобразную систему
рабо ты с детьми, в
которой сочетались
различные методы. Эта
система изложена в
книге
«Мотивированные
учебные планы и
примерные программы
детского училища
Е.П.Залесской» (1898).
Цель детского сада
определялась в ней как
помощь семье в
воспитании детей и
подготовка их к
школьным занятиям.
от 4 до 7 лет. Детей
распределяли по
двум отделениям:
младшее — дети 4
—5 лет и старшее
— дети 6—7 лет,
причем последнее
делилось еще на
две группы. Дети
находились в
детском саду с 10
часов утра до 2
часов дня, кроме
воскресных и
праздничных дней.
В младшей группе с
каждым ребенком
занимались
отдельно. В каждом
отделении был свой
воспитатель,
проводивший всю
работу с детьми,
исходя из
принципа, что
всякое занятие,
всякий труд не
должен утомлять
ребенка, а для
этого следует
сообразовать его
продолжительность
с силами ребенка,
чередовать его с
отдыхом,
разнообразить его.
В старшем
отделении занятия
не должны были
длиться более 15—
20 минут,
чередуясь с каким
нибудь физическим
упражнением в
течение 5—10
минутного
перерыва Линейнофункциональная организационная структура: недостатки и преимущества
Положительными моментами являются четкость системы взаимодействия
подразделений, единоначалие (руководитель берет в свои руки общее управление),
разграничение ответственности (каждый знает, за что отвечает), возможность быстрой
реакции исполнительных подразделений на указания, полученные свыше. Недостаток
структуры заключается в отсутствии звеньев, которые вырабатывают общую стратегию
работы. Руководители практически всех уровней в первую очередь решают оперативные
проблемы, а не стратегические вопросы. Имеются предпосылки к перекладыванию
ответственности и волоките при решении проблем, которые требуют взаимодействия
нескольких подразделений. Управление предприятием имеет слабую гибкость и плохо
приспосабливается к изменениям. Организация и подразделения имеют разные критерии
оценки эффективности и качества работы. Существующая тенденция к формальности
оценки данных показателей обычно приводит к возникновению атмосферы разобщенности
и страха. Недостатки управления в данной структуре заключаются в большом количестве
промежуточных звеньев, которые находятся между работниками и управленцем,
принимающим решения. Управленцы верхнего уровня подвержены перегрузке. Повышается
зависимость между результатами работы и квалификацией, деловыми и личностными
качествами высшего управленческого состава. Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях линейнофункциональная организационная структура имеет больше
недостатков, чем достоинств. При данной системе организации сложно добиться
качественной работы предприятия. Недостатки линейной схемы призвана устранить
линейноштабная организационная структура. Она позволяет ликвидировать основной
недостаток, который связан с отсутствием звеньев, предназначенных для стратегического
планирования. В данной структуре предусмотрено уменьшение нагрузки высших
управленцев, существует возможность привлекать внешних экспертов и консультантов.
Однако попрежнему сохраняется нечеткость распределения ответственности.
основные принципы управления
Наличие разделения труда в конкретной компании. В данном случае затрагивается
вопрос разделения работы не только исполнителей, но и самих менеджеров. В качестве
примера, можно привести деление менеджеров на низшее, среднее и высшее звено;
менеджеров по работе с персоналом, управленцев по отдельным производственным
вопросам и т.д.
Неразрывная связь полномочий и ответственности при управлении бизнесом. Лицо,
имеющее право отдавать приказы, должно нести ответственность за результат своей
деятельности.
Дисциплина и порядок как элементы, включенные в принципы и методы управления
в менеджменте. Данное правило подразумевает безукоризненное исполнение действующих
в организации норм и правил. При этом руководство предприятия берет на себя
обязательства организовать рабочее место для каждого сотрудника.
Принципы управления в менеджменте, безусловно, подразумевают единоначалие и
единство, общность направления. Все структурные подразделения фирмы, каждый ее
работник должны трудиться во благо общей, единой для всех цели. Со своей стороны,
управленец обязан подготовить план работы, обрисовав планируемый результат.
Реализация данного постулата подразумевает и такое правило: строгая субординация и
получение работником непосредственных указаний только от одного руководителя.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ДОУ
Название источника
информации. Автор
Перечень функций пед
.менеджмента
Общая характеристика
каждой функции 1. Р.Аккоф,
системный подход
Л.Берталанфи,
С.Бир,
А.Гольдбергер,
О.Фострестер,
Р.Люс, Л.Клейн,
Н.Джорджеску
Реган.
Организацию необходимо
рассматривать как
совокупность
взаимосвязанных элементов,
имеющих вход, выход,
обратная связь с внешней
средой и определяют ее
характер
Системный подход
строится на следующих
принципах:
процесс принятия решений
должен начинаться с
выявления конкретных
проблем и четкого
определения целей;
существующую проблему
рассматривают как целостную
систему, определяют
последствия каждого
конкретного решения;
анализируют и определяют
возможные альтернативные
пути достижения цели;
цели отдельных
структурных подразделений
не должны вступать в
противоречие с целями самой
организации;
анализ проблемы ведут от
абстрактного к конкретному;
предусматривают единство
анализа и синтеза, логического
и исторического;
обнаруживают в объекте
исследования
разнокачественных связи и их
взаимодействие 2. Б.Г.Ананьев
комплексных подход
В управленческой
деятельности
учитываются не только
экономические,
экологические,
технические,
организационные,
социальные, 3.Дью Джон
Интеграционный подход
4 Филип Котлер, Питер
Друкер
Маркетинговый подход
5. Ричард Бёрд
Функциональный подход
психологические
последствия принятия
решений, но при
необходимости даже
демографические и
политические аспекты
менеджмента, их
взаимосвязь
Интеграция нацелена на
углубление
взаимодействия субъектов
управления, их
объединение, усиление
взаимодействия и
взаимосвязи между
компонентами системы
Интеграция обеспечивает
углубление и
конкретизацию
взаимосвязей между
отдельными
подсистемами этих
взаимосвязей
предусматривает
ориентацию управляющей
подсистемы на
потребителя при
планировании
производства отдельных
видов продукции
Приоритетными
вопросами в этом подходе
являются: повышение
качества и
Совершенствование
ассортимента продукции в
соответствии с запросами
потребителей;
удовлетворения
потребностей
потребителей; экономия
ресурсов за счет
масштабов производства
внедрения инноваций и
эффективного
менеджментту.
Потребность
рассматривается как
совокупность функций, 6 Ричард Беллман
Динамический подход
7
Воспроизводственный
подход
8 Генри Форд, Тейлор
Процессный подход
которые необходимо
выполнять для
удовлетворения
управляющей системы
Объект управления
рассматривается в
диалектическом развитии,
в причинноследственных
отношениях и
подчиненности,
проводится
ретроспективный анализ в
организации по 510 и
более Роки ей, на
основании чего
обосновывается прогноз.
ориентируется на
постоянное возобновление
производства товара для
удовлетворения
потребностей конкретного
рынка с меньшими по
сравнению с
конкурентами
совокупными затратами
на единицу продукции
рассматривает все
функции управления в
единстве, как постоянно
взаимосвязаны,
выполняемых в
определенной
последовательности
Методы управления в ДОУ
Методы управления в ДОУ — способы организации совместной деятельности
участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания
управленческой деятельности. М. у. делятся на три группы: административные (отбор и
расстановка кадров, утверждение административных норм и нормативов, издание
приказов, распоряжений, инструктирование и др.); экономические (установление
материальных санкций и поощрений, страхование, техникоэкономическое планирование
и др.); социальнопсихологические (социальнопсихологический анализ, участие
сотрудников в управлении, формирование педагогического коллектива, установление
социальных норм поведения, создание творческой атмосферы и др.).
Лицензирование и аккредитация образовательного учреждения Порядок ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ образовательной деятельности регламентирован
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. N 796 "Об утверждении Положения
о лицензировании образовательной деятельности". В нем устанавливается порядок
лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего
образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки,
профессионального образования, в том числе, военного профессионального образования,
осуществляемого образовательными учреждениями, научными организациями и
ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями
организаций.
В лицензии указываются:
наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;
регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
наименование и место нахождения лицензиата;
идентификационный номер налогоплательщика;
срок действия лицензии.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в
котором указываются:
перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по
которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень
(ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования
выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о
государственной аккредитации;
контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников,
рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.
Лицензия выдается не менее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она
может быть выдана на меньший срок. Лицензирование образовательной деятельности
осуществляется Министерством образования Российской Федерации, государственными
органами управления образованием субъектов РФ и соответствующими органами
местного самоуправления. Не только сама образовательная деятельность, но и льготы,
установленные законодательством для образовательных учреждений, возникают с
момента выдачи ему лицензии. Абитуриент, поступающий в учебное заведение, вправе
ознакомится с его лицензией.
Для образовательных учреждений, независимо от их типа, ведомственной
принадлежности и организационноправовой формы, Минобразованием России
установлен единый срок представления документов на лицензирование образовательной
деятельности с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года.
Итак, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ это установление соответствия условий осуществления
образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением,
государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил,
санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и
работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений,
оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и
укомплектованности штатов.
В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных
органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:
установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации
образовательных учреждений;
лицензирование образовательных учреждений по программам высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.
Аккредитация, аккредитование (от лат. accredere оказывать доверие) 1) в
международном праве процесс наделения лица полномочиями представлять одно
государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство (или в
международной организации), и принятия этих полномочий. Включает акт вручения
соответствующему органу или официальному лицу принимающего государства
(международной организации) документа, удостоверяющего наличие таких полномочий;
2) в национальном праве процедура признания (подтверждения) государственными
органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений,
научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.). Напр., А.
образовательного, учреждения это процедура установления (подтверждения) его
государственного статуса (типа и вида).
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
«УПРАВЛЕНИЕ ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.