Упражнения для
формирования навыков выразительного чтения
- Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных
видов.
- Чтение труднопроизносимых слов (демократия,
экскаватор, эскалатор).
- Чтение скороговорок.
- «Окончания». Повышенное требование к чёткости окончаний
слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
- Выделение голосом то одного, то другого слова в
предложении.
- «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать
предложение от начала до конца.
- Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
- Чтение одного предложения с разной интонацией.
- «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики
повторяют его с той же интонацией.
- «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз,
постепенно увеличивая темп и силу голоса.
- Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или
ослабление голоса.
- чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает
соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4
фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к
тексту, и прочитать текст под музыку.
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям без слов автора.
- Инсценирование.
- Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор»
готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с
каждым «диктором».
- Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для
развития техники чтения
- Чтение вслух.
- Чтение про себя.
- Чтение жужжащее.
- Чтение хором.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
- динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик
из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
- бинарное чтение. Один текст читают два ученика
одновременно.
- «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают
тот же самый текст.
- «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух,
стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики
показывают слово, где остановился учитель.
- .«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает
знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту
замену.
- «Прыжки». Чтение через слово.
- «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать
предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
- «Первый и последний». Чтение первой и последней
буквы в слове: первого и последнего слова на строчке, первого и последнего
слова в предложении.
- «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым
признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов: с
ударением в конце слова и др.)
- Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову
друг за другом несколько раз.
- «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе
рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
- «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова
закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись
кадру.
- «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решётку.
- «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между
буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
- «Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст и
одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на
который они должны ответить после окончания работы.
- «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами
текст в поисках важной информации.