Упражнения для улучшения качества чтения,
составленные на основе речевого материала Г.Г. Мисаренко
1. Прочитай слова в первом и втором столбиках сверху вниз от первого к последнему.
2. Прочитай слова в этих же столбиках снизу вверх от последнего к первому.
3. Найди и прочитай в этих двух столбиках слова, которые начинаются на букву л.
4. Найди и прочитай в этих двух столбиках слова, в которых вторая буква и.
5. Найди и прочитай в этих двух столбиках слова, в которых предпоследняя буква к.
6. Найди и прочитай слова женского рода.
7. Прочитай слова с ударением на первый слог.
8. Прочитай два слова, сделай паузу, снова два слова – пауза.
9. Прочитай слова, где пишется больше букв, чем произносится звуков: ночь (ноч* )
10. Найди и прочитай слова, которые пишутся не так, как произносятся: лыжи, река (лыжы,рика).
11. Читай слова через одно: читаешь первое слово в столбике, потом третье, потом пятое.
12. Читай слова через два слова.
13. Послушай, сколько раз я постучу карандашом, столько слов ты должен прочесть.
14. Я постучу один раз, ты прочтёшь два слова; я постучу два раза – ты прочтёшь одно слово.
15. Читай первое слово в первом столбике сверху, последнее слово во втором столбике снизу.
16. Читай первый столбик как можно быстрее, а второй – как можно медленнее.
17. Найди и покажи указкой в первом столбике то слово, которое ты назовёшь.
18. Укажи на слова указкой вразбивку и прочитай их.
19. Найди слово, которое обозначает: «…» (после объяснения лексического значения непонятных слов) и т.д.
Причины нарушения чтения у учеников начальных классов
В настоящее время дислексия, или нарушение чтения, стала довольно частым и распространённым явлением.
Российские ученые считают, что возникновению дислексии способствуют заболевания матери во время беременности: токсикозы, психофизические травмы, сердечно- сосудистые патологии, почечная недостаточность, а также резус- конфликтная ситуация.
Американские учёные сводят дело к наследственности.
Сотрудники Международного центра экспериментальных исследований в области детской психологии (Швейцария) утверждают: в основе дислексии лежит негативный опыт, приобретённый в первые годы жизни.
По данным некоторых авторов, дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка. (Корнев А.Н., Лалаева Р.И.)
Различные причины влекут за собой поражения разных отделов мозга и разные проявления дислексии.
По Л.И.Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребёнка фонематического восприятия (дифференциация фонем), фонематического анализа, зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв), пространственных представлений, зрительного мнезиса (запоминания букв).
Процесс чтения в русском языке включает в себя следующие последовательные операции:
- восприятие графического образа слова;
- перевод графической формы в звуковую форму;
- понимание прочитанного.
Трудности в формировании навыка чтения отмечаются в результате:
- несоответствия звуков и букв в русском языке;
- разных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- наличие йотированных букв и слабых позиций звуков ( безударные гласные; звонкие согласные на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими; твердые согласные перед мягкими согласными).
Ошибки при чтении имеют две причины: это или дислексия или ошибки роста (физиологические ошибки, возникающие на начальном этапе овладения каким- либо новым навыком. Благодаря обучению эти ошибки исчезают):
- затруднение узнавания букв, схожих по оптическому признаку, пространственному расположению деталей;
- трудности усвоения букв;
- изменение окончаний слов;
- затруднение в образовании связи между звуком и зрительным образом буквы;
- нарушения понимания прочитанного при технически правильном чтении.
И ошибки роста и дислексия требуют определённого усердия при отработке правильности навыка чтения.
Для улучшения качества чтения можно использовать упражнения, составленные на основе речевого материала Г.Г.Мисаренко. Читать ниже.
Такие упражнения развивают зрительное внимание и память, слуховое внимание, зрительный анализ и синтез, фонематический анализ и синтез – тех функций, которые непосредственно связаны с процессом чтения.
Систематическое применение предлагаемых упражнений приводит к тому, что ученик начинает читать грамотно, красиво и плавно, не путая букв и не угадывая слова, его ошибки роста исчезают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.