Упражнения для улучшения качества чтения, составленные на основе речевого материала Г.Г. Мисаренко

  • docx
  • 11.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Упражнения для улучшения качества чтения.docx

Упражнения для улучшения качества чтения,

составленные на основе речевого материала Г.Г. Мисаренко

1.     Прочитай слова в первом и втором столбиках сверху вниз от первого к последнему.

2.     Прочитай слова в этих же столбиках снизу вверх от последнего к первому.

3.     Найди и прочитай  в этих двух столбиках слова, которые начинаются на букву л.

4.     Найди и прочитай в этих двух столбиках слова, в которых вторая буква и.

5.     Найди и прочитай в этих двух столбиках слова, в которых предпоследняя буква к.

6.     Найди и прочитай слова женского рода.

7.     Прочитай слова с ударением на первый слог.

8.     Прочитай два слова, сделай паузу, снова два слова – пауза.

9.     Прочитай слова, где пишется больше букв, чем произносится звуков: ночь (ноч* )

10.  Найди и прочитай слова, которые пишутся не так, как произносятся: лыжи, река (лыжы,рика).

11.  Читай слова через одно: читаешь первое слово в столбике, потом третье, потом пятое.

12.  Читай слова через два слова.

13. Послушай, сколько раз я постучу карандашом, столько слов ты должен прочесть.

14.  Я постучу один раз, ты прочтёшь два слова; я постучу два раза – ты прочтёшь одно слово.

15.  Читай первое слово в первом столбике сверху, последнее слово во втором столбике снизу.

16.  Читай первый столбик как можно быстрее, а второй – как можно медленнее.

17.  Найди и покажи указкой в первом столбике то слово, которое ты назовёшь.

18.  Укажи на слова указкой вразбивку и прочитай их.

19.  Найди слово, которое обозначает: «…» (после объяснения лексического значения непонятных слов) и т.д.

 

Причины нарушения чтения у  учеников начальных классов

В настоящее время дислексия, или нарушение чтения, стала довольно частым и распространённым явлением.

Российские ученые считают, что возникновению дислексии способствуют заболевания матери во время беременности: токсикозы, психофизические травмы, сердечно- сосудистые патологии, почечная недостаточность, а также резус- конфликтная ситуация.

Американские учёные сводят дело к наследственности.

Сотрудники Международного центра экспериментальных исследований в области детской психологии (Швейцария) утверждают: в основе дислексии лежит негативный опыт, приобретённый в первые годы жизни.

По данным некоторых авторов, дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной  основы  процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка. (Корнев А.Н., Лалаева Р.И.)

Различные причины влекут за собой поражения разных отделов мозга и разные проявления дислексии.

По Л.И.Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребёнка фонематического восприятия (дифференциация фонем), фонематического анализа, зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв), пространственных представлений, зрительного мнезиса (запоминания букв).

Процесс чтения в русском языке включает в себя следующие последовательные операции:

- восприятие графического образа слова;

- перевод графической формы в звуковую форму;

- понимание прочитанного.

Трудности в формировании навыка чтения отмечаются в результате:

- несоответствия звуков и букв в русском языке;

- разных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме;

- наличие йотированных букв и слабых позиций звуков ( безударные гласные; звонкие согласные на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими; твердые согласные перед мягкими согласными).

Ошибки при чтении имеют две причины: это или дислексия или ошибки роста (физиологические ошибки, возникающие на начальном этапе овладения каким- либо новым навыком. Благодаря обучению эти ошибки исчезают):

- затруднение узнавания букв, схожих по оптическому признаку, пространственному расположению деталей;

- трудности усвоения букв;

- изменение окончаний слов;

- затруднение в образовании связи между звуком и зрительным образом буквы;

- нарушения понимания прочитанного при технически правильном чтении.

И ошибки роста и дислексия требуют определённого усердия при отработке правильности навыка чтения.

Для улучшения качества чтения можно использовать  упражнения, составленные на основе речевого материала Г.Г.Мисаренко.                    Читать ниже.

Такие упражнения развивают зрительное внимание и память, слуховое внимание, зрительный анализ и синтез, фонематический анализ и синтез – тех функций, которые непосредственно связаны с процессом чтения.

Систематическое применение предлагаемых упражнений приводит к тому, что ученик начинает читать грамотно, красиво и плавно, не путая букв и не угадывая слова, его ошибки роста исчезают.


 

Посмотрите также