Упражнения для улучшения качества чтения, составленные на основе речевого материала Г.Г. Мисаренко
Оценка 4.9

Упражнения для улучшения качества чтения, составленные на основе речевого материала Г.Г. Мисаренко

Оценка 4.9
docx
11.02.2024
Упражнения для улучшения качества чтения, составленные на основе речевого материала Г.Г. Мисаренко
Упражнения для улучшения качества чтения.docx

Упражнения для улучшения качества чтения,

составленные на основе речевого материала Г.Г. Мисаренко

1.     Прочитай слова в первом и втором столбиках сверху вниз от первого к последнему.

2.     Прочитай слова в этих же столбиках снизу вверх от последнего к первому.

3.     Найди и прочитай  в этих двух столбиках слова, которые начинаются на букву л.

4.     Найди и прочитай в этих двух столбиках слова, в которых вторая буква и.

5.     Найди и прочитай в этих двух столбиках слова, в которых предпоследняя буква к.

6.     Найди и прочитай слова женского рода.

7.     Прочитай слова с ударением на первый слог.

8.     Прочитай два слова, сделай паузу, снова два слова – пауза.

9.     Прочитай слова, где пишется больше букв, чем произносится звуков: ночь (ноч* )

10.  Найди и прочитай слова, которые пишутся не так, как произносятся: лыжи, река (лыжы,рика).

11.  Читай слова через одно: читаешь первое слово в столбике, потом третье, потом пятое.

12.  Читай слова через два слова.

13. Послушай, сколько раз я постучу карандашом, столько слов ты должен прочесть.

14.  Я постучу один раз, ты прочтёшь два слова; я постучу два раза – ты прочтёшь одно слово.

15.  Читай первое слово в первом столбике сверху, последнее слово во втором столбике снизу.

16.  Читай первый столбик как можно быстрее, а второй – как можно медленнее.

17.  Найди и покажи указкой в первом столбике то слово, которое ты назовёшь.

18.  Укажи на слова указкой вразбивку и прочитай их.

19.  Найди слово, которое обозначает: «…» (после объяснения лексического значения непонятных слов) и т.д.

 

Причины нарушения чтения у  учеников начальных классов

В настоящее время дислексия, или нарушение чтения, стала довольно частым и распространённым явлением.

Российские ученые считают, что возникновению дислексии способствуют заболевания матери во время беременности: токсикозы, психофизические травмы, сердечно- сосудистые патологии, почечная недостаточность, а также резус- конфликтная ситуация.

Американские учёные сводят дело к наследственности.

Сотрудники Международного центра экспериментальных исследований в области детской психологии (Швейцария) утверждают: в основе дислексии лежит негативный опыт, приобретённый в первые годы жизни.

По данным некоторых авторов, дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной  основы  процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка. (Корнев А.Н., Лалаева Р.И.)

Различные причины влекут за собой поражения разных отделов мозга и разные проявления дислексии.

По Л.И.Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребёнка фонематического восприятия (дифференциация фонем), фонематического анализа, зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв), пространственных представлений, зрительного мнезиса (запоминания букв).

Процесс чтения в русском языке включает в себя следующие последовательные операции:

- восприятие графического образа слова;

- перевод графической формы в звуковую форму;

- понимание прочитанного.

Трудности в формировании навыка чтения отмечаются в результате:

- несоответствия звуков и букв в русском языке;

- разных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме;

- наличие йотированных букв и слабых позиций звуков ( безударные гласные; звонкие согласные на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими; твердые согласные перед мягкими согласными).

Ошибки при чтении имеют две причины: это или дислексия или ошибки роста (физиологические ошибки, возникающие на начальном этапе овладения каким- либо новым навыком. Благодаря обучению эти ошибки исчезают):

- затруднение узнавания букв, схожих по оптическому признаку, пространственному расположению деталей;

- трудности усвоения букв;

- изменение окончаний слов;

- затруднение в образовании связи между звуком и зрительным образом буквы;

- нарушения понимания прочитанного при технически правильном чтении.

И ошибки роста и дислексия требуют определённого усердия при отработке правильности навыка чтения.

Для улучшения качества чтения можно использовать  упражнения, составленные на основе речевого материала Г.Г.Мисаренко.                    Читать ниже.

Такие упражнения развивают зрительное внимание и память, слуховое внимание, зрительный анализ и синтез, фонематический анализ и синтез – тех функций, которые непосредственно связаны с процессом чтения.

Систематическое применение предлагаемых упражнений приводит к тому, что ученик начинает читать грамотно, красиво и плавно, не путая букв и не угадывая слова, его ошибки роста исчезают.


 

Упражнения для улучшения качества чтения, составленные на основе речевого материала

Упражнения для улучшения качества чтения, составленные на основе речевого материала

Причины нарушения чтения у учеников начальных классов

Причины нарушения чтения у учеников начальных классов

Ошибки при чтении имеют две причины: это или дислексия или ошибки роста (физиологические ошибки, возникающие на начальном этапе овладения каким- либо новым навыком

Ошибки при чтении имеют две причины: это или дислексия или ошибки роста (физиологические ошибки, возникающие на начальном этапе овладения каким- либо новым навыком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024