Какие упражнения помогут закрепить и автоматизировать звуки
1. Артикуляция звука [c]:
– губы растянуты в улыбке;
– зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);
– кончик языка за нижними зубами;
– воздушная струя холодная, следим за тем, чтобы воздух выходил посередине
После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.
2. Автоматизация звука [c] в слогах
Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Проговаривай слоги, чётко произнося звук [c] (выделяя голосом)
СА – СА – СЫ СО – СУ – СО СУ – СА – СЫ
СЫ – СО – СА СУ – СЭ – СО СА - СЫ – СУ
СА – СА – СО АС – УС – АС ИС - ЯС – АС
СО – СО - СУ ОС – ОС - УС ЕС – ЮС – ЮС
СА – СУ – СУ ОС – УС – УС ИС – ЁС – ЁС
СО – СЫ – СЫ ЯС – ИС – ИС ЁС – ЕС – ЕС
АС – АС – АС ОС – ОС – ОС ЯС – ЯС – ЯС ЮС – ЮС – ЮС
УС – УС – УС ЁС – ЁС – ЁС ИС – ИС – ИС ЕС – ЕС – ЕС
АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
3. Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова
Повторять слова, чётко произнося звук [c] (выделяя голосом)
Ребёнок повторяет слова. Воспитатель следит за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: вес, лес, на-вес.
ЯС: по-яс.
4. Звук С в конце слова в ряду слов
Озвучьте перечень слов: фикус, квас, поднос, насос, кактус, фокус, утконос.
Предложите ребенку повторить словосочетания:
пустой автобус спелый абрикос
высокий утёс пустой автобус
серый пёс мясной соус
5. Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова
Ребёнок повторяет слова. Воспитатель следит за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
СА: сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.
6. Звук [с] в начале слова в ряду слов
Перечень слов: сок, собака, сумка, сода, суп, судак, сырок, суббота.
7. Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных
Ребёнок повторяет слова. Воспитатель следит за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.
8. Звук [с] в сочетаниях СТА, СКА в ряду слов
9. Звук [с] в середине слова в ряду слов
10. Четко произносить предложения со звуком [с]
Саня идет в сад. В саду оса.
У самого носа оса. Оса полосатая.
Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете.
Самолет идет на посадку. Саня и Соня выходят из самолета.
11. Рассказы для прослушивания и пересказа
ДИКИЕ ГУСИ
На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята. Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.
Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.