Упражнения для повышения грамотности
Упражнение 1
Всем известная игра в слова. Когда первый игрок называет любое слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.
Корова — апельсин — носорог — гигант — троллейбус — сапоги — иголка и т.д.
У этой игры может быть много разновидностей. Приведу для примера некоторые из них. Слова называются:
· На предпоследнюю букву;
· На третью, четвёртую с конца или с начала слова;
· На последний слог;
· На заданную тематику (вспомним игру в города);
· На последний звук прозвучавшего слова.
Более сложный вариант, если слова берутся определенного рода, склонения и т.д. можно объединять по два и более критерия. Ребёнок будет учиться удерживать в голове сразу несколько задач.
Усложнить игру можно также, используя какой-либо предмет, который будет передаваться от игрока к игроку при назывании слова.
Таким образом, используя один принцип, мы получаем сразу несколько интересных и очень полезных игр, которые отлично развивают словарный запас, помогают ребенку научиться «представлять» слово, его графическое написание, развивают умение переключать внимание с одного задания на другое.
Упражнение 2
Известная и старинная игра «Балда»
Один игрок загадывает слово, называя из какой оно области (или же нет, по договорённости) и обозначает первую и последнюю букву.
Например: это овощ к — — — — — а
Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать слово. Правильная буква ставится на своё место, а неправильная превращается в буквы слова «БАЛДА».
Победа засчитывается, если игрок успел угадать слово до того, как собралось слово «БАЛДА».
Упражнение 3
Придумывать слова на каждую букву выбранного предмета.
Например:
С – сосулька
Т – тапочки
О – осы
Л – листок
Упражнение можно усложнить, если называть слова из той же группы, к которой относится слово. Например, если это белка, то на каждую букву придумываем именно название животного.
Б – бегемот
Е – енот
Л – лиса
К – кабан
А – анаконда
Упражнение 4
Записывание слов специальным образом. Возможны два варианта:
1. Ребенок записывает только гласные буквы;
2. Ребенок записывает только согласные буквы.
На практике это выглядит следующим образом: слово деревня
1. е.е.я
2. д.р.вн
После того, как ребёнок научится писать отдельные слова, можно переходить к записи предложений.
Например предложение: Медведь вылез из берлоги.
М.дв.дь в.л.з .з б.рл.г.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: ее ые и еои
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.
Упражнение 5
Взрослый называет несколько слов подряд с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова, записанными в столбик.
Взрослый предлагает задание — назови вторые буквы в словах:
Кот
Лук
Лис
Ребенок называет по порядку буквы о, у, и
Можно попросить назвать первую, третью, пятую букву. Количество слов лучше брать 2-4, количество букв 3-7.
Эта игра помогает представлять слово перед собой, мысленно прописывать и запоминать его образ, удерживать буквенную структуру слова в памяти, развивает умение концентрировать внимание.
Упражнение 6
Придумывание слов с заданной концовкой.
Можно играть с одним ребенком или же командами. Соответственно победителем будет команда с максимальным количеством правильно придуманных слов.
Задаётся концовка слова. Например: — ик
Примеры слов: домик, мальчик, ящик, столбик, зайчик, мячик, ключик.
Можно придумывать слова на –ок, -ет, -щик, -ец, -тель и т.д.
Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
Упражнение 7
Это упражнение похоже на игру в магазин. Только продавать следует определенные предметы, рекламируя их по каждой букве:
Например: берём наушники
н— необыкновенные
а — аккуратные
у— удобные
ш — шикарные
н — нужные
и — индивидуальные
к — красивые
и — интересные
Это упражнение также чудесным образом способствует развитию речи ребенка.
Упражнение 8
Письмо слов с правой стороны строчки, «по-арабски». Слова в этом упражнении пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде.
Например, предложение: В океане живет необычная рыба — рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:
.жё-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.
Упражнение 9
Смысл упражнения сводится к написанию не целого, а части слова. Упражнение можно использовать по-разному. Если ребенок не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по — — — — — — — — -, — — — — де — — — — -, — — — — — — — — — ик.
Упражнение помогает убрать такие ошибки, как недописывание слова или если ребенок пропускает буквы или же целые слоги.
Упражнение 10
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем X, слова с гласной «е» — □, а все остальные — /.
Так, предложение: Мы смотрим на птичьи стаи в небе.- выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и — у, и — ц, ц — ч, ш — щ, ё — ю и т.п.).
Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст.
С помощью этого упражнения устраняются дисграфические проявления, развивается внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
Пропуск букв в словах — серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления.
Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда речь идёт о «глупых ошибках».
Эти упражнения обязательно помогут вашему ребёнку. Применяйте их на практике и результаты не заставят себя ждать.
В качестве приятного побочного эффекта вы получите ещё и развитие речи, кругозора и логического мышления вашего ребёнка.
Но есть еще одно очень действенное упражнение о котором хочется рассказать.
Упражнение 11
Чтение и списывание нейротекстов.
Пожалуй это одно из самых эффективных упражнений. Предлагаю очень результативные пособия, которые содержат такие тексты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.